- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа 1 класс к УМК А. А. Плешакова Школа Россиипо окружающему миру
Рабочая программа 1 класс к УМК А. А. Плешакова Школа Россиипо окружающему миру
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Цюцюра Н.Д. |
Дата | 03.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РЕСПУБЛИКА КРЫМ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ДЖАНКОЙСКОЙ РАЙГОСАДМИНИСТРАЦИИ
ЛУГАНСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
РАССМОТРЕНО
Заседание МО Луганского УВК Протокол № _____ от «____» _________2014 г.
Руководитель МО
________ Ордина Е.В.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР __________Черная О.А. от «____» __________2014 г.
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № ___________
от «__»_____________2014 г.
Директор Луганского УВК
____________Жовтяк З.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Окружающему миру
1 класс
к учебнику Окружающий мир автор А.А.Плешаков
на 2014-2015 учебный год
Разработала:
Цюцюра Надежда Дмитриевна
учитель начальных классов
специалист
Джанкойский р-н с.Луганское
2014 г.
Пояснительная записка Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального общего образования», базисным учебным планом, ООП НОО и учебным планом Луганского УВК. Общая характеристика учебного предмета Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: 1) идея многообразия мира; 2) идея целостности мира; 3) идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Цели и задачи обучения Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе направлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу (селу), к своей Родине. Ценностные ориентиры содержания курса • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий, Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Описание места учебного предмета в учебном плане На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана 1 класс - 66 ч (33 учебные недели.) К учебнику разработаны рабочие тетради, в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.
Содержание учебного предмета 1 класс (66 ч) Введение (1 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути. Что и кто? (20ч) Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица. Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением. Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы. Наша Родина - Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) - часть большой страны. Планета Земля, ее форма. Глобус - модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк? Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом. Универсальные учебные действия:
- описывать сезонные изменения в природе;
- создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы;
- определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
- устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
- описывать внешние признаки растения;
- характеризовать условия роста растения;
- выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;
- различать животных по классам (без термина);
- сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных;
- различать животных по месту обитания.
Как, откуда и куда? (12 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц. Универсальные учебные действия:
- составлять небольшой рассказ о своей семье;
- взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос;
- различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;
- различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;
- реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.
- описывать сезонные изменения в природе;
- создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы;
- определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
- устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
- описывать внешние признаки растения;
- характеризовать условия роста растения;
- выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;
- различать животных по классам (без термина);
- сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных;
- различать животных по месту обитания.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну. Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Экология - наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля - День Земли.
Практическая работа: Простейшие правила гигиены.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: строить монологичное высказывание
Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: строить монологичное высказывание
Перечень обязательных лабораторных, практических, и других видов работ
1 класс
Экскурсии:
Знакомство со школой.
Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что у нас над головой?
Что у нас под ногами?
Знакомство с растениями цветника.
Что такое зоопарк?
Практические работы:
Знакомство с комнатными растениями.
Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения.
Распознавание листьев различных деревьев.
Сравнительное исследование сосны и ели.
Что общего у разных растений?
Знакомство с глобусом.
Изучение свойств снега и льда.
Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями.
Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Простейшие правила гигиены.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса Книгопечатная продукция Учебники 1. Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 1 класс: В 2 ч 1. Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 1 класс: В 2 ч. Проверочные работы, дополнительная литература
- Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 1-4 классы.
- Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель. Книга для начальной школы.
- Плешаков А.А. М.А.Ионова, О.Б.Кирпичева, А.Е.Соловьёва. Окружающий мир. Методические рекомендации.1 класс: пособие для учителей общеобразоват.организаций.-2-е изд.-М. Просвещение , 2014
- натуральные живые пособия - комнатные растения;
- гербарии; коллекции насекомых;
- коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
- изобразительные наглядные пособия - таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
- географические и исторические карты;
- Комплект динамических раздаточных пособий для начальной школы по окружающему миру. Растения и животные. Дорожные знаки.
- Комплект динамических раздаточных пособий для начальной школы по окружающему миру для фронтальных и контрольно-проверочных работ. Животные, природа и человек. Растения и грибы.
- Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс
- . «Уроки Кирилла и Мефодия».
- Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, school-collection.edu.ru/)
2. Термометр.
3. Наборы муляжей овощей и фруктов.
4. Набор предметных картинок.
5. Наборное полотно.
6. Модель весов и набор гирь.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
1 класс
№
Дата
план
Дата
факт
Тема
Планируемые результаты
Деятельность учащихся
Предметные
Метапредметные
Личностные
Введение
1
03.09
Задавайте вопросы!
Познакомить с новым предметом,
с учебником,
рабочей тетрадью.
Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию
Познавательные: умение выделять основные признаки.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.
Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.
Знакомство с учебником и учебными пособиями.
Знакомство с персонажами учебника - Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой
Раздел «Что и кто?» (20 ч)
2/1
04.09
Что такое Родина?
Что такое безопасность?
Формировать у учащихся понятие о том, чем для человека является Родина. Познакомить с понятием Родина, отчизна.
Регулятивные: Выполнение задания в соответствии с целью.
Познавательные: Формировать представление о стране, как об Отечестве.
Коммуникативные: Формировать умение общаться с людьми, воспринимать их как соотечественников.
Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, природу, историю.
Родина - эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине
3/2
10.09.
Что мы знаем о народах России?
Познакомить с основными национальностями, проживающими в России.
Регулятивные: ставить учебные задачи Познавательные: формир. представление о стране, о народах.
Коммуникативные: воспринимать себя как часть большой семьи народов.
Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей богатую и разнообразную культуру, природу, историю.
Закрепить у учащихся представление о России, как общей родине разных народов.
4/3
11.09
Что мы знаем о Москве?
Познакомить с основными достопримечательностями Москвы.
Регулятивные: поиск ответа на поставленный вопрос
Познавательные: формир. представление о Москве, как о столице Родины.
Коммуникативные: Строить понятные высказывания.
Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющей разнообразную культуру, природу, историю.
Познакомить со столицей России.
5/4
17.09
«Моя малая Родина»
Формирование представлений
достопремичательностях своей малой Родины
Регулятивные: поиск ответа на поставленный вопрос
Познавательные: формир. представление о малой Родине.
Коммуникативные: Строить понятные высказывания
Закрепить у учащихся представление о России, как общей родине разных народов.
6/5
18.09
Что у нас над головой?
Город, где мы живем.
Знать и правильно употреблять термины
и понятия по теме.
Регулятивные:
ставить учебные задачи
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: строить монолог. высказывание.
Ценностное отношение к природному миру.
Что можно увидеть на небе днем, а что- ночью?
7/6
24.09
Что у нас под ногами?
Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме.
Регулятивные:
ставить учебные задачи.
Познавательные: поиск и выделение информации.
Коммуникативные: строить монолог. высказывание.
Оценить себя с позиции коллекционера.
Дать
представление о значении камней в жизни людей.
8/7
25.09
Что общего
у разных растений?
Определять, из каких частей состоит растение. Находить, показывать и называть эти части.
Регулятивные: умение удержать учебную задачу.
Познавательные: делать выводы и результаты из полученных знаний.
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью. Строить высказывания.
Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.
Из каких частей состоит растение?
9/8
01.10
Что растёт на подоконнике?
Уметь ухаживать за комнатными растениями.
Регулятивные: учиться высказывать свое мнение.
Познавательные: Осмысл. необходимости ухода за комнатными растениями.
Коммуникативные: задавать вопросы, строить высказывания.
Ценностное отношение к природному миру.
Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе
10/9
02.10
Что растёт на клумбе?
Распознавать растения цветника.
Регулятивные: учиться высказывать свое мнение.
Познавательные: Осмысл. необходимости ухода за растен. на клумбе
Коммуникативные: задавать вопросы, строить высказывания.
Бережное отношение к культурным растениям. Ценностное отношение к природному миру.
Что растет на клумбе?
Воспитывать бережное отношение к природе у учащихся.
11/10
08.10
Что это за листья?
Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме.
Регулятивные: учиться высказывать свое мнение.
Познавательные: поиск и выделение информации.
Коммуникативные: задавать вопросы. Строить понятные высказывания.
Ценностное отношение к природному миру.
Чем различаются листья разных деревьев?
Осенние изменения в природе
12/11
09.10
Что такое хвоинки?
Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме.
Регулятивные: учиться высказывать свое мнение.
Познавательные: поиск и выделение информации.
Коммуникативные: задавать вопросы. Строить понятные высказывания
Ценностное отношение к природному миру.
Выявить отличительные особенности хвойных деревьев.
13/12
15.10
Кто такие насекомые?
Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам насекомых.
Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию
Познавательные: умение выделять основные признаки.
Коммуникативные: задавать вопросы
Ценностное отношение к природному миру.
Познакомить с
насекомыми как с группой животных.
14/13
16.10
Кто такие рыбы?
Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам
Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию
Познавательные: умение выделять основные.
Ценностное отношение к природному миру.
Познакомить
с рыбами, как
с группой животных.
15/14
22.10
Кто такие птицы?
Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам
признаки
Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью.
Ценностное отношение к природному миру. Знакомство с птицами как одной из групп животных. Первоначальное знакомство со строением пера
16/15
23.10
Кто такие звери?
Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам
Ценностное отношение к природному миру.
Знак-тво со зверьми как одной из групп жив-ых. Разнообраз. зверей. Связь строения тела с образом жизни
17/16
05.11
Что окружает нас дома?
Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Учить различать по основным признакам
Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.
Систематизация представлений о предметах домашн. обихода. Группиров. предметов по их назначению
18/17
06.11
Что умеет компьютер?
Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме. Отличие ноутбука от компьютера.
Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.
Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль в совр. жизни. Правила безопасного обращения
19/18
12.11
Что вокруг нас может быть опасным?
Составить правила безопасного поведения в быту и на улице.
Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. Знакомство с опасными окруж. предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения.
20/19
13.11
На что похожа наша планета?
Уметь обосновывать свою точку зрения.
Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.
Дать сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус - модель Земли.
21/20
19.11
Обобщающий урок по разделу «Что и кто?»
Формирование адекватной оценки своих достижений
Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. Проверка знаний и умений.
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)
22/1
20.11
Как живёт семья?
Регулятивные: умение услышать и удержать учебную информацию
Познавательные: умение выделять основные признаки.
Коммуникативные
Формировать у учащихся положительное отношение к семье. Что такое семья? Знакомство с целями и задачами раздела.
23/2
26.11
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Проведение опытов, показывающих загрязнение воды и ее очистку.
задавать вопросы, обращаться за помощью.
Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.
Откуда в наш дом приходит вода?
Выяснить значение воды в доме.
24/3
27.11
Откуда в наш дом приходит электричество?
Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы
Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: строить монологичное высказывание
Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.
Выяснить значение электроприборов в жизни современного человека. Выяснить, какие существуют способы выработки электричества и доставки его потребителям.
25/4
03.12
Как путешествует письмо?
Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме.
Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.
Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.
Для чего нужны письма? Кто такие отправитель и адресат?
Научить различать виды почтовых отправлений.
26/5
04.12
Куда текут реки?
Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде
Коммуникативные: строить монологичное высказывание
Расширение и уточн. представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде
27/6
10.12
Откуда берутся снег и лёд?
Изучить свойства снега и льда.
Исследование свойств снега и льда
28/7
11.12
Как живут растения?
Приемы ухода за растениями.
Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике.
Познавательные: поиск и выделение необходимой.
Формирование позитивного отношения к природе.
Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями
29/8
17.12
Как живут животные?
Учить правильному обращению с животными.
информации
Коммуникативные: строить монологичное высказывание.
Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных.
30/9
18.12
Как зимой помочь птицам?
Помощь птицам зимой.
Какие птицы зимуют в наших краях?
Показать важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц
31/10
24.12
Откуда берётся и куда девается мусор?
Бережное отношение к природе.
Регулятивные: учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике.
Познавательные: поиск и
Формирование позитивного отношения к природе. Откуда берется мусор? Показать необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природ. окружении.
32/11
25.12
Откуда в снежках грязь?
Распространение загрязнений в окружающей среде. Как сделать Землю чище?
выделение необходимой.
информации
Коммуникативные: строить монологичное высказывание.
Формирование позитивного отношения к природе.
Выявить
источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений.
33/12
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»
Знать и правильно употреблять термины и понятия по теме.
Регулятивные: учиться высказывать предположен.
Познавательные: поиск и выделение информации.
Коммуникативные: строить монологич. высказывание, работа в паре.
Формирование адекватной оценки своих достижений
Проверка знаний и умений.
.
«Где и когда?» (11 ч)
34/1
Когда учиться интересно?
Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классн. помещения, дружный коллектив класса, доверительные отношения с учителем.
Регулятивные: целенаправленный поиск ответа на вопрос.
Познавательные: осознание важности школы в процессе познания окружающ. мира.
Коммуникативные: овладение способами взаимод-ия со сверстн-ми.
Формирование личного отношения к школе, классу, ученикам.
Какое оснащение класса помогает в учебе?
35/2
«Мой класс и моя школа»
Знать и правильно употреблять термины и понятия
Регулятивные: учиться высказывать свое предположение.
Формирование адекватной оценки своих достижений
36/3
Когда придёт суббота?
Научить различать прошлое, настоящее и будущее.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.
Что такое настоящее?
37/4
Когда наступит лето?
Научить соотносить времена года и месяца.
Коммуникативные: строить монологичное высказывание, работа в паре, в группе
В какой последовательности времена года сменяют друг друга?
38/5
Где живут белые медведи?
Научить находить холодные районы на глобусе.
Какие холодные районы есть на Земле?
39/6
Где живут слоны?
Научить находить жаркие районы на глобусе.
Какие жаркие районы есть на Земле?
40/7
Где зимуют птицы?
Различие зимующих и перелетных птиц.
Каких птиц назыв. перелетными, а каких -зимующими?
41/8
Когда появилась одежда?
Учить подбирать для каждого случая подходящую одежду
Формирование адекватной оценки своих достижений
Познакомить с историей появления одежды и моды.
42/9
Когда изобрели велосипед?
История появления и усовершенствования велосипеда. Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде
Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: поиск и выделение необходимой
Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.
Выявить знания детей о велосипедах, расширить представление о данном виде транспорта.
43/10
Когда мы станем взрослыми?
Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии. Ответственность человека за состояние окружающего мира
информации
Коммуникативные: строить монологичное высказывание.
Формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи.
Как со временем меняется человек?
Выявить отличие жизни взрослого от жизни ребенка.
44/11
Проверим и оценим свои достижения по разделу
«Где и когда?»
Формирование адекватной оценки своих достижений
Проверка знаний и умений.
«Почему и зачем?» (22 ч)
45/1
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
Сопоставлять видимые и реальные размеры звезд.
Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Оценивать свои достижения на уроке.
Почему днем на небе не видно звезд?
46/2
Почему Луна бывает разной?
Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.
Оценивать свои достижения на уроке.
Что такое луна?
47/3
Почему идёт дождь и дует ветер?
Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений
и животных
Коммуникативные: строить монологичное высказывание
Оценивать свои достижения на уроке.
Почему идет дождь и дует ветер?
48/4
Почему звенит звонок?
Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникнов. и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши
Оценивать свои достижения на уроке.
Как возникают звуки?
Ц.: выяснить как возникают звуки.
49/
5
Почему радуга разноцветная?
Причины возникновения радуги
Оценивать свои достижения на уроке.
Как возникает радуга?Научить перечислять цвета радуги в правильной последовательности.
50/
6
Почему мы любим собак и кошек?
Учить правильно ухаживать за кошкой, собакой.
Чувство ответственности за домашних животных.
Формировать бережное отношение к питомцам
51/
7
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природн. окружения человека. Правила поведения на лугу
Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.
Оценивать свои достижения на уроке. Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Формулировать правила поведения в природе
52
/8
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Необходимость соблюдения тишины в лесу
Коммуникативные: строить монологичное
Какие звуки природы можно услышать в лесу
53/
9
Зачем мы спим ночью?
Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну.
высказывание
Зачем нужно спать?
Познакомить со значением сна в жизни человека.
54
/10
55/
11
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека.
Что такое витамины?
Показать значение овощей и фруктов в питании.
56
/12
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Правила гигиены. Приёмы чистки зубов и мытья рук
Почему нужно соблюдать правила гигиены?
57/
13
Зачем нам телефон и телевизор?
Значение средств связи.
Что такое средства связи?
58/
14
Зачем нужны автомобили?
Значение автомобилей.
Зачем люди создают автомобили?
59/
15
Зачем нужны поезда?
Представление о развитии жел-дор. транспорта
Зачем люди создают поезда?
60/
16
Зачем строят корабли?
Устройство корабля
Какие бывают корабли?
61/
17
Зачем строят самолёты?
Значение воздушн. транспорта.
Зачем люди строят самолеты?
62/
18
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
Какие правила безопасности нужно соблюдать в автомобиле и поезде?
63/
19
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?
Какие спасательные средства есть на корабле? Какие правила безопасн-ти нужно соблюдать в самолете?
64/
20
Зачем люди осваивают космос?
Освоение человеком космоса: цели полётов в космос.
Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года.
65/
21
Почему мы часто слышим слово «экология»?
Взаимосвязи между человеком и природой.
День Земли
Дать первоначальное представление об экологии.
66/
22
Проверим и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Итоговый урок
Представление результатов проектной деятельности.
Формирование адекватной оценки своих достижений
Проверка знаний и умений
Планируемые результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); К концу обучения в первом классе учащиеся научатся: - воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России; - различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах; - ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении; - различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примерыразличных профессий; - различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»; - определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения; - устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы; - описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира; - сравнивать домашних и диких животных. К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться: -анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения; - различать основные нравственно-этические понятия; - рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей; - участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся В 1 классе домашние задания не задаются. Учитель планирует свою работу так, чтобы обеспечить полноценное усвоение каждым ребенком необходимых знаний, умений и навыков только на уроке. В 1 классе используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы. Оценки фиксируются и накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) и в портфолио. Метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год - обязательно). Используется «Алгоритм самооценки». В первом классе алгоритм состоит из 4 вопросов:
- Какое было дано задание? (Учимся вспоминать цель работы)
- Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)
- Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)
- Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)
В 1 классе в конце года предусматривается выполнение комплексной контрольной работы. Учёт уровневого подхода к достижению планируемых результатов В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования: - наблюдать объекты окружающего мира; - работать с учебником, энциклопедиями; - работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами; - рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии; - уметь работать в паре, группе, индивидуально; - уметь оценить себя, товарища; - формировать коммуникативные умения; - развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.