Из опыта работы тьютера. Тема Развитие межличностных отношений

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Еремеева Оксана Жоржевна

БОУ города Омска

«Средняя общеобразовательная школа №118»,

учитель начальных классов Развитие межличностных отношений у детей младшего школьного возраста средствами программы «Путь к успеху» Современное общество сегодня особенно остро испытывает потребность в людях, готовых к сотрудничеству, коллективным взаимоотношениям и партнерству. Изменения, произошедшие в образовательной ситуации (реализация принципа вариативности, приоритет целей развития обучающегося, демократический стиль взаимодействия учителя и учащихся, дифференцированный характер обучения) определили реальную возможность обеспечения гармонического развития личности, сохранения психологического здоровья школьника, развития его способностей адаптироваться в окружающем мире без отрицательных последствий для себя. Результаты психолого-педагогических исследований и опыта работы массовой школы говорят о том, что одной из серьезных проблем современного начального образования является увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни. Для младших школьников понятия «школа», «школьная жизнь» связаны с довольно узким кругом явлений, это - учитель, одноклассники, класс. Кроме того, очень серьёзной , на мой взгляд, встала проблема того, что дети не осознают своей социальной роли. По проведённому мной анкетированию я выяснила, что обучающиеся 2-3 классов не видят себя в роли сына, друга, помощника. Вместе с тем называя себя только учеником, пациентом, пассажиром… То есть на первый план выдвигая «потребительские» роли. Поэтому среди условий, играющих особую роль в процессе становления ученика, можно отметить следующие: характер взаимоотношений ученика и учителя; особенности межличностных отношений обучающихся; способность ребенка проявлять индивидуальность; желание и умение сотрудничать. Таким образом, характеристика межличностных отношений входит в ключевые образовательные компетенции и их формирование может рассматриваться как важнейшая цель начального образования. Поэтому сегодня на первый план выходит решение задачи формирования умений строить межличностные отношения (слушать учителя и товарищей; работать в коллективе; сотрудничать с разными детьми; исполнять разные социальные роли в группе (лидер, рядовой исполнитель и др.). Недостаточность обеспечения методическими материалами, раскрывающими содержание, условия и методы работы с младшими школьниками и роль в этом процессе межличностных отношений, диктует как теоретическую, так и практическую целесообразность исследования данной проблемы. Особое внимание должно быть уделено изучению образовательного и воспитательного потенциала программы «Путь к успеху». Необходимо оценить его вклад в решение следующих задач: формирования у ребенка новых социальных ролей («ученик», «школьник», «член ученического коллектива» и др.); развития детских коллективных отношений; умения участвовать в учебном диалоге; работать в парах, малых группах, коллективе и др.; перевода непроизвольной деятельности в произвольную. Программа позволяет активно работать над вопросами социализации младшего школьника, введению его в систему отношений с окружающей действительностью, формированию знаний о правилах поведения, взаимодействия людей. Реален вклад программы «Путь к успеху » в становление мотивированной сферы разных видов деятельности, в том числе общения, в развитие у ребенка эмоционально-положительного отношения к окружающим и себе. Наиболее доступными видами сотрудничества в начальных классах является работа в парах, малых и больших группах. Целесообразна следующая последовательность участия детей в совместной деятельности:

  • работа в парах, созданных по взаимным симпатиям;
  • работа детей в парах, созданных по деловым отношениям;
  • работа детей в группах, объединяющих детей по взаимным симпатиям;
  • работа в группах, объединяющих детей, как по деловым, так и эмоциональным отношениям;
  • работа в группах, целью которой является общий результат.

Главная составляющая воспитательного процесса - деятельность.

Содержание программы позволяет поддерживать устойчивый интерес к познанию и способность осознавать социальную значимость учения. При этом, детей привлекают именно серьезные занятия и значительно холоднее они относятся к тем видам работы, которые напоминают им занятия дошкольного типа. Это позволяет с максимальной пользой для развития личности ребенка использовать новые виды деятельности, а также включать в уже известные (занятия физкультурой, игровая, изобразительная деятельность и т.д.) новые содержательные компоненты, влияющие на формирование интереса к общественным явлениям, к различным событиям.

Уникальной сферой осуществления воспитательного процесса является деятельность, которую создаёт образовательная программа «Путь к успеху», позволяя вовлечь младших школьников одновременно в ученье, игру, труд, общение. Как уже отмечалось, для установления дружеских отношений со сверстниками большое значение имеет наличие у ребенка таких качеств, как самостоятельность, уверенность в себе, инициативность. Условием этого является знание ребенком своих способностей и наличие возможности для их реализации. Очень важно, чтобы ребенок знал: я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех. Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников. Не зря именно этот возрастной период характеризуется стремление ребенка овладеть различными умениями, что определяет в случае успеха развитие чувства собственной умелости, компетентности, полноценной или, в случае неудачи, напротив, чувства неполноценности. Умелость ребенка может проявляться в самых разных областях и носить самый разнообразный характер. Главное, чтобы это умение было ценным в глазах и взрослых, и сверстников. Так, например, кто-то лучше всех решает задачи по математике («наш математик»), кто-то быстрее всех бегает («он у нас спортсмен»), или лучше всех играет в «ножички», или умеет рисовать, играет на музыкальном инструменте, или дольше всех может отбивать головой футбольный мяч, или шевелить ушами. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и неповторимость. И успеваемость здесь уже не определяющий критерий, поскольку постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и в других такие качества, которые непосредственно не связаны с учебой. Задача тьютера помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника и для его одноклассников. Иллюстрацией может служить такой эпизод из школьной жизни: один из третьеклассников отличался очень низкой успеваемостью по всем основным предметам. Неуспех его приобрел хронический характер, и перспектив на улучшение было немного: ребенок ходил в школу неохотно, на уроках был пассивен, никто не хотел работать с ним в паре. Но мальчик хорошо рисовал. И рисовал он везде: в альбоме, в тетрадях, иногда на парте. И тогда его мы придумали проект: « Моя выставка». Проект имел большой успех, мальчик был очень горд. Это событие преобразило его. Маленький художник не стал отличником, его школьные успехи были довольно скромными, но отношение ребенка к школе и классу, и его класса к нему во многом переменилось. Таким образом, умелость ребенка, знание им своих сильных и слабых сторон является основанием для формирования самостоятельности, уверенности в себе, личностной независимости, что позволяет быть более компетентным и в общении. С помощью умело построенных приоритетор можно не только научить детей общению со сверстниками, но и привлечь родителей на свою сторону, сделать их не только зрителями и наблюдателями, но и активными соратниками. В этом году нами был создан проект «Мой дед- герой!». Он помог не только полностью раскрыться ребёнку, но и восстановить историю семьи.

Я работаю тьютером уже 4 года. Люблю эту деятельность. Она позволяет много наблюдать за детьми, ничего им не навязывая. Интересно, когда дети делают свои собственные открытия. Особенно приятно, когда ребята с гордостью говорят, что научились не спорить, делиться, работать вместе! А ведь подчас, этому не учит даже семья!

Литература

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996г.

  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2008г.

  3. Журнал" Педагогический совет" № 1,5,8,12,2011г.

  4. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Минск, 1990.г.

  5. Мудрик A.M. Общение как фактор воспитания школьников. М., 20044г.

  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М.: 2003г.

  7. Панфилова М. А. Игротерапия общения. М., 2000г.

© 2010-2022