- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление на республиканском семинаре. ТЕМА: «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на уроках татарского языка»
Выступление на республиканском семинаре. ТЕМА: «Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на уроках татарского языка»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Фаттахова Г.Х. |
Дата | 27.02.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вахитовская средняя общеобразовательная школа» Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан
Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на уроках татарского языка
Работу выполнила:
Фаттахова Г.Х., учитель татарского
языка и литературы МБОУ «Вахитовская
СОШ» Верхнеуслонского муниципального
района Республики Татарстан
2012 Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования. Реальность образовательного процесса - внедрение ФГОС. В 2010 году начальная школа перешла на ФГОС и работает второй год, третий год осваивают новый стандарт экспериментальные школы. Через два-три года перед каждым учителем-предметником возникнет необходимость перейти на стандарт в 5 классе. В своем Послании президент РФ Дмитрий Медведев отметил: "Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире". Что мы должны понять сегодня? Педагогическим работникам, в том числе и учителям татарского языка, сегодня необходимо понять теоретико-методологическую основу ФГОС, одно из его ключевых понятий - системно-деятельностный подход, что обеспечит словесникам готовность работать по-новому. В январе этого года в нашей школе прошел практический семинар на тему: «Реализация требований стандарта нового поколения в разработке рабочей программы по татарскому языку». Что должен осознать каждый учитель, готовясь работать по новым стандартам? Будущее зависит не столько от количества знаний обучающихся, сколько от сформированности у них универсальных способов познания, мышления, практической деятельности в добывании знаний. Основная идея, заложенная во ФГОС - идея развития. Это необходимое условие жизни человека. Поэтому каждому учителю должна быть ясна главная цель педагогической деятельности - дать человеку умение действовать и помочь в формировании способа действий, подготовить обучающегося к саморазвитию. При традиционной («ЗУНовской) системе обучения, от которой всё ещё не отказались в школах, ученик является объектом педагогического воздействия: тему урока и его цели объявляет учитель, объяснение нового материала ведется учителем, тренировочные работы подбираются учителем в соответствии с теми целями, которых он намерен достигнуть, и т.д. Ученику остается запоминать, заучивать научные понятия, вследствие чего возникает неспособность к обобщенному переносу знаний, что ведет к неразвитости творческого мышления. Учебный процесс в традиционной школе, так называемая учебная деятельность сводится к тому, чтобы дать знания. ФГОС требует, что надо учить не знаниям, а работе, и это многие восприняли с очевидным разочарованием. Значит ли это, что знания перестают быть востребованы обществом? Человек, имеющий глубокие разносторонние знания, всегда пользовался уважением. Необходимо и важно понять то, что путь к знаниям лежит через учебную деятельность. Сегодня под ФГОС учёные заложили отличный теоретический фундамент, перед учителем стоит задача трансформировать теоретические понятия в практическую деятельность на уроке. Каковы новые учебные задачи современного образовательного процесса? На первом месте формирование у учащихся универсальных умений самостоятельно искать информацию, проводить анализ полученной информации (развитие рефлексии); а затем на основе сформированных универсальный учебных действий получать новые знания. Новые задачи требуют перестройки методической работы учителя. Какова в рамках ФГОС роль учителя татарского языка? Она значительно меняется. Учитель становится организатором учебной деятельности обучающихся; формирует их универсальные учебные действия. Позиция учителя - к классу не с ответом, а с вопросом. В основе ФГОС заложен системно-деятельностный подход. Успех образовательной политики зависит от овладения учителем деятельностной теорией учения. Деятельность - это особая система, включающая компоненты: мотивы, цели, действия. Сущность деятельностной теории учения можно выразить всего тремя положениями:
- Конечная цель обучения - формирование способа действий;
- Способ действий может быть сформирован только в результате учебной деятельности;
- Механизм обучения не передача знаний, а управление учебной деятельностью.
- Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока татарского языка.
- Систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) (Пример, «Проверь себя», работа над ошибками).
- Использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
- Учитель на основе технологии диалога обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
- Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
- Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
- Задаёт задачи и формирует четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
- Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
- Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
- Создаёт атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
- На уроке татарского языка осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Так, вводя новое понятие «Причастие», учитель в заранее подготовленном тексте предлагает определить все части речи. Учащиеся, как правило, ошибочно относят причастия либо к прилагательному. Возникает ситуация противоречия между прежними знаниями и явным незнанием нового, что им предстоит узнать: что это за часть речи, которая похожа на прилагательное, но не является им. Мотивом к осознанию учащимися необходимости изучения данной части речи (мотивация проводится учителем с помощью вопросов). Затем учащимся предлагается самим определить цель данного урока. Знакомые с логикой введения понятия «часть речи», учащиеся без труда выделяют три его составляющие: грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Для опознавания любой части речи закладываются действия алгоритмизированного разбора. На основе сформированных алгоритмизированных действий можно определять и вид сложного предложения - схема, функция. 2)Решение учебной задачи. РЕШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ складывается из нескольких заданий, наборы которых меняются в зависимости от конкретных условий той или иной учебной задачи. Важно, чтобы «открытие» новых понятий детьми шло поэтапно и каждый этап сопровождался четкими выводами, сделанными учащимися. 3. Моделирование содержания изучаемого понятия (в графической или знаковой форме). На уроках татарского языка моделирование производится чаще всего в графической форме. По мере изучения модель будет углубляться, расширяться, постоянно опираясь на предварительное рассмотрение. Ученик при этом находится в ситуации: «Я знаю, что есть то, что я знаю; но я знаю, что есть то, чего я не знаю, и я это узнаю». 4. Моделирование общего способа умственной деятельности - следующий этап урока. Это своеобразная пошаговая инструкция (алгоритм) по выделению изучаемого понятия из массы других языковых явлений либо применению изучаемого понятия (правила). Оно позволяет школьнику контролировать свои действия с тем, чтобы выйти на желаемый результат. Общий способ умственной деятельности записывается в специальных тетрадях и отрабатывается во время тренировочных упражнений. Этот прием хорош тем, что школьники при ошибочном результате могут вернуться к «инструкции» и определить, на каком этапе у них происходит «сбой», что нужно повторить, что они не до конца уяснили для себя и т.д. 5. Конкретизация изучаемого понятия. Выполняя тренировочные работы по усвоению изучаемого понятия, школьник обращает внимание на содержание собственных действий, рассматривает их с точки зрения результата, требуемого учебной задачей. Важно при этом проводить мотивацию выполнения задания (зачем мы будем выполнять это упражнение?), обучать детей умению анализировать само задание.
6. Рефлексивно-оценочный этап - заключительный этап, при котором учащийся оценивает свою деятельность с точки зрения усвоения модели рассматриваемого понятия и общего способа умственной деятельности. Разрабатывая последовательность деятельностных шагов, мы используем Технология деятельностного метода включает последовательность деятельностных шагов: 1.Самоопределение к деятельности (организационный момент). 2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
3.Постановка учебной задачи. 4.Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания.
5.Первичное закрепление во внешней речи. 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 7.Включение в систему знаний и повторение. 8.Рефлексия деятельности (итог урока). Чтобы реализовать деятельностный подход в соответствии с современными тенденциями, необходимо организовать коллективную деятельность на уроке татарского языка. В результате такой коммуникации участники должны постоянно обсуждать некоторые проблемы друг с другом, включаться в диалоги и полилоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т. е. выработать в себе качество саморефлексии. Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо: -связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся; -планировать урок татарского языка с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов; -привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся; -оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
При анализе урока на основе системно - деятельностного подхода необходимо оценивать -время самостоятельной работы учеников на уроке татарского языка (не менее 50% времени урока), -время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут), -сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все), -сколько учеников получили оценки (должны все), -время, в течение которого ученики двигались (не менее 5 минут), -сколько учеников готово к восприятию нового материала (как проверено), -сколько учеников ушло с урока татарского языка с полным пониманием нового учебного материала (как проверено), -соответствует ли объем домашнего задания норме (да - нет). Предлагаем примерный перечень наиболее актуальных проблем, которые могут быть использованы в основе организации учебного процесса, для самообразования учителя и рассмотрены в 2013-2014 учебном году на семинарах, заседаниях методических объединений учителей татарского языка.
- Формирование универсальных учебных действий школьников на уроках татарского языка.
- Особенности формирования метапредметных умений у учащихся на уроках татарского языка в условиях ФГОС.
- Педагогическая поддержка одаренных детей на уроках татарского языка.
- Новые подходы к организации и содержанию традиционных и инновационных форм методической работы.
- Формирование эмоционально-привлекательной среды на уроках татарского языка.
- Основные идеи Федерального государственного образовательного стандарта и обновленные цели обучения татарскому языку в современной школе.
- Особенности языковой личности современного школьника и формирование навыков культуры речи.
- Системно-деятельностный подход как основа обучения орфографии и пунктуации.
- Методы и приемы использования презентации на уроках татарского языка.
- Особенности структуры современного урока татарского языка в рамках компетентностного обучения.
8