Конспект к презентации урока по русскому языку на тему Безударные гласные (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал ГБОУ ИТШ им. П. Р. Поповича г. Москвы

при ГБУВУ «Социальный приют для детей и подростков»







Урок по русскому языку




(УМК «Школа России»)

3 класс

Тема: «Безударные гласные в корне слова».

Учитель начальных классов

Полтарецкая Ирина

Николаевна

2015 - 2016 учебный год.

Цели:

  • усвоение особенностей проверочных и проверяемых слов;

  • овладение способами проверки;

  • воспитание объективности оценивания своего труда.

Ход урока. Оргмомент.

(на экране 1 слайд)

У. Снова на урок позвал нас - компьютерный класс Он нам опять поможет - обучать нас будет тоже. Ушки на макушке, глазки шире

Урок начинаем - три, четыре.

2.Актуализация опорных знаний и умений для подготовки к восприятию новой темы.

У.Смотрим на экран, дети. (появляется 2 слайд)

Записаны слова: Вода, водный, водитель, подводник.

У.Прочитайте молча. Подумайте, что можно сказать об этих словах?

Д. Они похожи, они однокоренные.

У. А давайте вспомним, какие слова называются однокоренными.

Д. Слова, связанные по смыслу и имеющие одинаковый корень.

У. Все ли слова в этом ряду имеют перечисленные нами признаки?

Д. Водитель имеет другое значение, не связанное с водой. Человек, который водит транспорт.

У.Спишите однокоренные слова, поставьте ударение, выделите корень.

(Появляется 3 слайд) Вода, водный, подводник.

У. Проверьте правильность выполнения. Смотрим на экран.

У. У кого так, поставьте на полях зеленым цветом себе оценку 5. У кого одна ошибка, исправьте ее и поставьте 4 и так далее, как мы делаем всегда.

У. Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки?

Поднимите руку, у кого 1 ошибка (В каком слове? Как можно объяснить?)

З.Формулировка темы урока.

У. Ребята, посмотрите еще раз на однокоренные слова. Найдите слово, в котором можно сделать ошибку. Какую?

Д. Вода. Произносим звук а, а пишем букву о.

У. Почему?

Д. На нее не падает ударение.

У. Где находится эта гласная в слове?

Д. В корне.

У. Попробуйте сформулировать тему урока.

Д. Безударные гласные в корне.

(появляется 4 слайд)

4. Восприятие и осмысление новой информации.

У. Какое правило вы знаете о правописании корней в однокоренных словах?

Д. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту безударную гласную падало ударение. У. Приведите примеры.

5. Первичная проверка понимания.
(Появляется 5 слайд)

У.Продолжаем наш урок, смотрим на экран. Компьютер дает нам задание. Прочитайте молча.

Подберите к словам проверочные, поставьте ударение, выделите корень, подчеркните гласную букву, которую проверяли.

... -в?дро

... -тр?ва

... -г?ра

... -д?ма

... -з?мля

У. Что нужно сделать, расскажите.

Приготовили тетради. Как будем записывать?

Д. В столбик, с маленькой буквы, без запятых.

(Кто выполнил быстрее, дать дополнительное задание на карточках)

У. Проверьте правильность выполнения. Смотрим на экран.

(Появляется 6 слайд)

вёдра - ведро травы - трава горы - гора дом -дома земли - земля

У. Проверьте и поставьте себе оценку на полях.

6. Физминутка для снятия напряжения глаз.

  • наклоны головы

  • посмотреть на ручку, следить глазами за ней, вправо и влево

  • посмотреть на часовую стрелку, следить глазами за ее движением, по часовой и перевод часов назад

7. Воспроизведение информации и упражнение в ее применении. Работа с учебником.

У. Только ли в корне могут быть безударные гласные? Прочитайте сведения на странице 86 учебника.

У. Как найти проверочное слово? Читаем правило на с.88 учебника по частям.

  1. часть читай...

  2. часть читай...

(работаем над правилом по частям: что значит изменить слово? Изменить его окончание. А что значит подобрать однокоренное проверочное? Слово, образованное с помощью приставок, суффиксов.

У. Для того, чтобы выполнить упражнение №233 на стр. 88, давайте составим план наших действий при проверке гласной буквы в корне слова.

У. Что нужно сделать сначала?

(Появляется 7 слайд - одна строчка)

потом вторая и т. д.

1). Найти в слове ударный слог

2). Выделить корень.

3). Подобрать проверочное слово с ударным гласным в корне.

4). Написать в корне проверяемого слова ту же букву, что и в проверочном

(уд?вилась - диво - удивилась).

У. Пользуясь этой подсказкой, выполним упр.233

У. Прочитайте задание молча. Расскажите, что нужно делать?

(по одной паре объясняет каждый ученик)

У. Продолжаем работу. Упр. 234 на этой же странице. Читаем задание молча. Что нужно

сделать? Смотрим на образец выполнения. Выполним упр. самостоятельно по вариантам

1в.-2 и 3 словосочетание; 2в.-4 и 5 словосочетание.

У. Поменяйтесь с соседом тетрадями, проверьте и поставьте на полях оценки.

8.Обобщение, выводы.

У. Чему мы учились сегодня на уроке?

Д. Проверять безударные гласные в корне.

(появляется 8 слайд)

Мы под удареньем пишем Без сомненья то, что слышим. Если ж звук без ударенья -Вызывает он сомненья.

Сосна, вода, дела, трава -

Проверить надо все слова.

Безударный гласный -

Стоп!

Писать опасно!

Слуху вы не доверяйте -

Удареньем проверяйте,

Сосны, воды, травы, дело,

А теперь пишите смело.

У. Как проверить безударный гласный в корне?

Д. Подобрать проверочное слово.

У. Как подобрать проверочное слово?

Д. Изменить слово или подобрать однокоренное.

9.Самооценка знаний.

У. Сравните все полученные вами оценки на полях тетради и оцените свою работу на уроке. У кого больше «5», тот ставит себе за работу «5». У кого больше «4», тот ставит себе за работу «4» и т.д. Кто сегодня работал на 5. Поднимите руки. На 4? На 3?

У. Молодцы! Спасибо за работу. Вы все получаете подарки (памятки, на которых записаны задания разного уровня сложности по теме «Безударные гласные в корне слова»)

10. Домашнее задание.

Открыли дневники. Записали на вторник: тетрадь, вариант на выбор.

(появляется 9 слайд)

У. Урок окончен. Идем в класс. Там выставлю заработанные вами оценки.

Алгоритм проверки безударных гласных в корне слова.

1). Найти в слове ударный слог

2). Выделить корень.

3). Подобрать проверочное слово с ударным гласным

в корне. 4). Написать в корне проверяемого слова ту же букву,

что и в проверочном

(уд?вилась - диво - удивилась).

Карточки разного уровня сложности по теме «Безударные гласные в корне слова».

1вариант

Вставить буквы. Гр...чи прил...тели. Г...НЦЫ в...сны. Ц...рквушка вд...леке. Кр...сивые б...резы.

2 вариант

Вставить букву и написать проверочное слово. Пейзаж на х...лсте. Блики солнца тр...пещут. Уг...лок русского с.ления. Дыхание в...сны.

3 вариант

Написать слова, выделив корень, для которых ниже приведенные слова являются

проверочными. Свет, дело, весть, центр, земля, снег.

4 вариант

Подобрать к данным словам однокоренные слова, обозначающие действие. Выделить

корень.

Свет, спешка, полет, вид, трепет.

Сделать звуко-буквенный анализ слова полет.

Дополнительные упражнения к уроку.

Правописание безударных гласных в корне слова.

1 .Подчеркни проверочные слова в каждой группе родственных слов. Поставь ударение, выдели корень.

Пернатые, перья, оперение, перышко, перина.

Носят, носильщик, износился, приносят, уносит.

Выбегают, беготня, бег, сбегать, убежище.

2. Вставь пропущенные буквы, пользуясь проверочным словом. Выдели корень,
цепь - ц…почка

кисель - кис…лёк девочка - д…вчушка дочка - д…чурка

грязь - гр…зища козлик - к…зёл

берег - б…режок лошадь - л…шадка

3. Подчеркни проверочные слова. Вставь пропущенные буквы в однокоренных словах.

С…вушка, с…вёнок, с…виный. Т…нучка, т…нет, т…нуть, пот…нет. Ст_рушка, ст_рик, ст_ренький, ст_рость.

4. Вставь в слова буквы «а» или «о».

С…сновый, тр…винка, пл…щадка, зап…х, К…нстантин, Т…тьяна, б…льница, тр…пинка.

© 2010-2022