Календарно-тематическое планирование для подготовительной школы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Составитель: Сорокина Оксана Павловна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ с УИОП,

г. Салехард Тюменской области

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Здравствуй, мир!» (автор А.А.Вахрушев) - Образовательная программа «Школа 2100». Она рассчитана на 21 час (1 час в неделю).

Поскольку жизненный опыт ребенка еще не велик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Таким образом, первая цель курса окружающего мира для дошкольников - знакомство с целостной картиной мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта. Вторая цель - обеспечить развитие дошкольников. Согласно образовательной программе «Школа 2100» можно выделить четыре линии развития дошкольника, определяющие его готовность к школьному образованию: линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого) и линия мотивационной готовности.

Важнейшую роль в проведении занятий играет один из принципов Образовательной программы «Школа 2100» - принцип минимакса (А.А. Леонтьев). Каждый дошкольник на занятиях может узнать все, что его интересует, но должен понять и запомнить сравнительно небольшой обязательный минимум.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка оформляется новое психическое качество - ценностная ориентация. В связи с этим особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Задача педагога - помочь ребенку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. Организуя познание, важно раскрыть детям сущностные особенности предметов, способствовать освоению способов познания и видов интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным для дошкольника объектам окружающей действительности. Именно это открывает перед ребенком возможности действовать в повседневной жизни разумно и достаточно самостоятельно, позволяет понимать, осмысливать и реализовывать в своем поведении нравственное отношение к предметам как результатам человеческого труда.

Ознакомление с техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника, разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям.

В старшем возрасте у дошкольника формируются отчетливые представления о предметах материальной культуры, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Обогащаются знания ребенка о свойствах и разновидностях различных материалов (бумаги, картона, резины, пластмассы, дерева, металла и др.), используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения и применения в жизни человека.

Знания о явлениях природы, полученные детьми в предшествующей группе, расширяются, уточняются и систематизируются. Особое внимание уделяется формированию у детей обобщенных представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов.

Воспитание бережного отношения к природе происходит через формирование осознанно правильного отношения к ней. Главной становится задача воспитания у дошкольников основ экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, здоровью (собственному и окружающих людей), следование экологическим правилам в доступных для ребенка формах: культурно вести себя в природе: не загрязнять места отдыха, бережно относиться к цветущим растениям, кустам, животным.

Детям помогают понять роль человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы, освоить правила поведения в ней.

Учитель расширяет представления детей о растительном и животном мире в разных уголках планеты: дети получают знания о их внешнем облике и поведении животных; учатся выделять особенности формы, размера, окраски отдельных частей тела, функции; ведется вместе с детьми календарь наблюдения природы.

У детей формируются элементарные понятия: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения».

Обогащаются и уточняются знания ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формируются этические нормы и правила поведения в обществе.

Календарно-тематическое планирование занятий


п/п

Тема

Элементы основного содержания

Требования к уровню подготовки

Тип занятия

Вид контроля

Дата

Коррек-тировка даты

1

Осень

Признаки осени в неживой и живой природе. Группы растений (деревья, кустарники, травы), уточнение знаний о грибах. Осенняя одежда

Знать и называть признаки осени в неживой и живой природе. Группы растений (деревья, кустарники, травы), различать съедобные и несъедобные грибы.

Комбинированный

Текущий

2

Мы живём в городе

Представление детей о городе и деревне. Сопоставление предметов, сравнение, выводы

Знать место своего проживания, называть его.

Уметь сопоставлять предметы, сравнивать их и делать выводы

Комбинированный

Текущий

3

Как вести себя на улице

Правила поведения во дворе и на улице. Опасность для жизни и здоровья

Знать правила поведения во дворе и на улице, и соблюдать их.

Уметь видеть опасность для жизни и здоровья

Комбинированный

Текущий

4

Какие мы

Строение человеческого организма. Эмоциональное состояние. Части лица и их названия

Знать в общих чертах строение человеческого организма.

Уметь определять эмоциональное состояние человека в том числе и по схематическим изображениям

Комбинированный

Текущий

5

Береги себя

Дом-жилище человека. Правила поведения в нём. Бережное отношение к своему организму

Соблюдать правила поведения в доме, бережно относиться к своему организму.

Знать о профессии врача и её возможности в охране и укреплении здоровья

Комбинированный

Текущий

6

Магазин

Классификация предметов по типовым признакам.

Знать и называть классификации магазинов по типовым признакам предметов

Комбинированный

Текущий

7

Профессии

Виды домашней работы. Профессии людей.

Знать виды домашней работы.

Знать и называть профессии людей

Комбинированный

Текущий

8

Моя семья

Родственные связи. Правила и нормы поведения в разных ситуациях

Знать и называть членов своей семьи, родственников.

Соблюдать правила и нормы поведения в разных ситуациях

Комбинированный

Текущий

9

Зима

Признаки зимы в неживой и живой природе. Зимняя одежда

Знать и называть признаки зимы в неживой и живой природе.

Знать, как нужно одеваться в зимний период

Комбинированный

Текущий

10

Дикие и домашние животные

Назначение животных и их польза для человека

Знать и называть диких и домашних животных, их назначение и пользу для человека

Комбинированный

Текущий

11

О тех, кто умеет летать. Птицы

Назначение птиц и их польза для человека

Знать и называть диких и домашних птиц, их назначение и пользу для человека

Комбинированный

Текущий

12

Обитатели воды - рыбы

Назначение рыб и их польза для человека

Знать, различать и называть рыб, их назначение и пользу для человека

Комбинированный

Текущий

13

Шестиногие малыши. Насекомые

Назначение насекомых и их польза для человека

Знать, различать и называть насекомых, их назначение и пользу в природе

Комбинированный

Текущий

14

Выбираем транспорт

Передвижение человека в разных средах

Знать различать и называть виды транспорта

Комбинированный

Текущий

15

Путешествие на Северный полюс

Климатические условия и животный мир крайнего Севера. Взаимодействие живых организмов со средой обитания

Знать климатические условия и животный мир крайнего Севера, взаимодействие живых организмов со средой обитания

Комбинированный

Текущий

16

Путешествие в тундру

Климатические условия и животный мир тундры. Взаимодействие живых организмов со средой обитания

Знать климатические условия и животный мир тундры. Взаимодействие живых организмов со средой обитания

Комбинированный

Текущий

17

Путешествие в смешанный лес

Климатические условия и животный мир смешанного леса. Взаимодействие живых организмов со средой обитания

Знать климатические условия и животный мир смешанного леса. Взаимодействие живых организмов со средой обитания

Комбинированный

Текущий

18

Откуда хлеб пришёл

Выращивание и выпечка хлеба в прошлом и в наше время. Хлеб-итог большой работы многих людей

Знать, как выращивается и выпекается хлеб

Комбинированный

Текущий

19

Весеннее пробуждение природы

Признаки весны в неживой и живой природе. Весенняя одежда

Знать и называть признаки весны в неживой и живой природе.

Знать, как нужно одеваться в весенний период

Комбинированный

Текущий

20

Широка страна моя родная

Государственная символика. История русского национального костюма

Знать государственную символику и географические зоны России

Комбинированный

Текущий

21

На экскурсию в Москву

Правила строительства городов в прошлом. Московский Кремль. Достопримечательности Москвы.

Знать достопримечательности Москвы, возникновение названий некоторых улиц Москвы

Комбинированный

Текущий



Основные требования к уровню подготовки учащихся

К концу обучения учащиеся должны:

называть:

  • свое полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;

  • основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;

  • основные правила здорового образа жизни;

  • основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов);

  • основные условия благополучной жизни растений и животных;

  • профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);

  • улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;

  • основные достопримечательности родного города и столицы России;

различать (сопоставлять):

  • знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;

  • основные нравственно-эстетические понятия (сочувствие - равнодушие; трудолюбие - леность; послушание - непослушание);

  • различных представлений растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);

  • времена года;

  • животных, объединять их в группы (звери, птицы, насекомые);

  • произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • выполнять режим своего дня;

  • определять время по часам с точностью до часа;

  • подготавливать свое учебное место к работе;

  • оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;

  • выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;

  • ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;

  • выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения;

  • составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.

знать:

  • элементарные правила поведения в городе и природе;
  • о правилах личной безопасности;
  • о службах помощи;
  • свой адрес, название страны, города;
  • родственные отношения;
  • о сезонных изменениях в природе;
  • об условиях, необходимых для роста растений;
  • основные трудовые действия библиотекаря, почтальона, пожарника и т.д.;
  • зимующих птиц.


иметь представление:
  • о правилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в гостях, в поликлинике, в театре, на транспорте, во время путешествия);
  • о строении своего тела;
  • о погоде в разных частях света в разное время года;
  • о растительном и животном мире разных частей света;
  • об образе жизни людей в других странах;
  • о народных промыслах;
  • о трех состояниях вещества на примере воды;
  • о животных, растениях (обобщенное представление);
  • о сезонных явлениях (обобщенное представление).

могут:
  • устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
  • различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям и плодам;
  • пользоваться календарем погоды;
  • ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения;
  • соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.


© 2010-2022