- Преподавателю
- Начальные классы
- Календарно-тематическое планирование для подготовительной школы
Календарно-тематическое планирование для подготовительной школы
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сорокина О.П. |
Дата | 30.11.2012 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Составитель: Сорокина Оксана Павловна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с УИОП,
г. Салехард Тюменской области
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Здравствуй, мир!» (автор А.А.Вахрушев) - Образовательная программа «Школа 2100». Она рассчитана на 21 час (1 час в неделю).
Поскольку жизненный опыт ребенка еще не велик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Таким образом, первая цель курса окружающего мира для дошкольников - знакомство с целостной картиной мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта. Вторая цель - обеспечить развитие дошкольников. Согласно образовательной программе «Школа 2100» можно выделить четыре линии развития дошкольника, определяющие его готовность к школьному образованию: линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого) и линия мотивационной готовности.
Важнейшую роль в проведении занятий играет один из принципов Образовательной программы «Школа 2100» - принцип минимакса (А.А. Леонтьев). Каждый дошкольник на занятиях может узнать все, что его интересует, но должен понять и запомнить сравнительно небольшой обязательный минимум.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка оформляется новое психическое качество - ценностная ориентация. В связи с этим особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Задача педагога - помочь ребенку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. Организуя познание, важно раскрыть детям сущностные особенности предметов, способствовать освоению способов познания и видов интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным для дошкольника объектам окружающей действительности. Именно это открывает перед ребенком возможности действовать в повседневной жизни разумно и достаточно самостоятельно, позволяет понимать, осмысливать и реализовывать в своем поведении нравственное отношение к предметам как результатам человеческого труда.
Ознакомление с техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника, разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям.
В старшем возрасте у дошкольника формируются отчетливые представления о предметах материальной культуры, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Обогащаются знания ребенка о свойствах и разновидностях различных материалов (бумаги, картона, резины, пластмассы, дерева, металла и др.), используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения и применения в жизни человека.
Знания о явлениях природы, полученные детьми в предшествующей группе, расширяются, уточняются и систематизируются. Особое внимание уделяется формированию у детей обобщенных представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов.
Воспитание бережного отношения к природе происходит через формирование осознанно правильного отношения к ней. Главной становится задача воспитания у дошкольников основ экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, здоровью (собственному и окружающих людей), следование экологическим правилам в доступных для ребенка формах: культурно вести себя в природе: не загрязнять места отдыха, бережно относиться к цветущим растениям, кустам, животным.
Детям помогают понять роль человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы, освоить правила поведения в ней.
Учитель расширяет представления детей о растительном и животном мире в разных уголках планеты: дети получают знания о их внешнем облике и поведении животных; учатся выделять особенности формы, размера, окраски отдельных частей тела, функции; ведется вместе с детьми календарь наблюдения природы.
У детей формируются элементарные понятия: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения».
Обогащаются и уточняются знания ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формируются этические нормы и правила поведения в обществе.
Календарно-тематическое планирование занятий
№п/п
Тема
Элементы основного содержания
Требования к уровню подготовки
Тип занятия
Вид контроля
Дата
Коррек-тировка даты
1
Осень
Признаки осени в неживой и живой природе. Группы растений (деревья, кустарники, травы), уточнение знаний о грибах. Осенняя одежда
Знать и называть признаки осени в неживой и живой природе. Группы растений (деревья, кустарники, травы), различать съедобные и несъедобные грибы.
Комбинированный
Текущий
2
Мы живём в городе
Представление детей о городе и деревне. Сопоставление предметов, сравнение, выводы
Знать место своего проживания, называть его.
Уметь сопоставлять предметы, сравнивать их и делать выводы
Комбинированный
Текущий
3
Как вести себя на улице
Правила поведения во дворе и на улице. Опасность для жизни и здоровья
Знать правила поведения во дворе и на улице, и соблюдать их.
Уметь видеть опасность для жизни и здоровья
Комбинированный
Текущий
4
Какие мы
Строение человеческого организма. Эмоциональное состояние. Части лица и их названия
Знать в общих чертах строение человеческого организма.
Уметь определять эмоциональное состояние человека в том числе и по схематическим изображениям
Комбинированный
Текущий
5
Береги себя
Дом-жилище человека. Правила поведения в нём. Бережное отношение к своему организму
Соблюдать правила поведения в доме, бережно относиться к своему организму.
Знать о профессии врача и её возможности в охране и укреплении здоровья
Комбинированный
Текущий
6
Магазин
Классификация предметов по типовым признакам.
Знать и называть классификации магазинов по типовым признакам предметов
Комбинированный
Текущий
7
Профессии
Виды домашней работы. Профессии людей.
Знать виды домашней работы.
Знать и называть профессии людей
Комбинированный
Текущий
8
Моя семья
Родственные связи. Правила и нормы поведения в разных ситуациях
Знать и называть членов своей семьи, родственников.
Соблюдать правила и нормы поведения в разных ситуациях
Комбинированный
Текущий
9
Зима
Признаки зимы в неживой и живой природе. Зимняя одежда
Знать и называть признаки зимы в неживой и живой природе.
Знать, как нужно одеваться в зимний период
Комбинированный
Текущий
10
Дикие и домашние животные
Назначение животных и их польза для человека
Знать и называть диких и домашних животных, их назначение и пользу для человека
Комбинированный
Текущий
11
О тех, кто умеет летать. Птицы
Назначение птиц и их польза для человека
Знать и называть диких и домашних птиц, их назначение и пользу для человека
Комбинированный
Текущий
12
Обитатели воды - рыбы
Назначение рыб и их польза для человека
Знать, различать и называть рыб, их назначение и пользу для человека
Комбинированный
Текущий
13
Шестиногие малыши. Насекомые
Назначение насекомых и их польза для человека
Знать, различать и называть насекомых, их назначение и пользу в природе
Комбинированный
Текущий
14
Выбираем транспорт
Передвижение человека в разных средах
Знать различать и называть виды транспорта
Комбинированный
Текущий
15
Путешествие на Северный полюс
Климатические условия и животный мир крайнего Севера. Взаимодействие живых организмов со средой обитания
Знать климатические условия и животный мир крайнего Севера, взаимодействие живых организмов со средой обитания
Комбинированный
Текущий
16
Путешествие в тундру
Климатические условия и животный мир тундры. Взаимодействие живых организмов со средой обитания
Знать климатические условия и животный мир тундры. Взаимодействие живых организмов со средой обитания
Комбинированный
Текущий
17
Путешествие в смешанный лес
Климатические условия и животный мир смешанного леса. Взаимодействие живых организмов со средой обитания
Знать климатические условия и животный мир смешанного леса. Взаимодействие живых организмов со средой обитания
Комбинированный
Текущий
18
Откуда хлеб пришёл
Выращивание и выпечка хлеба в прошлом и в наше время. Хлеб-итог большой работы многих людей
Знать, как выращивается и выпекается хлеб
Комбинированный
Текущий
19
Весеннее пробуждение природы
Признаки весны в неживой и живой природе. Весенняя одежда
Знать и называть признаки весны в неживой и живой природе.
Знать, как нужно одеваться в весенний период
Комбинированный
Текущий
20
Широка страна моя родная
Государственная символика. История русского национального костюма
Знать государственную символику и географические зоны России
Комбинированный
Текущий
21
На экскурсию в Москву
Правила строительства городов в прошлом. Московский Кремль. Достопримечательности Москвы.
Знать достопримечательности Москвы, возникновение названий некоторых улиц Москвы
Комбинированный
Текущий
Основные требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения учащиеся должны:
называть:
-
свое полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;
-
основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
-
основные правила здорового образа жизни;
-
основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов);
-
основные условия благополучной жизни растений и животных;
-
профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);
-
улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;
-
основные достопримечательности родного города и столицы России;
различать (сопоставлять):
-
знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
-
основные нравственно-эстетические понятия (сочувствие - равнодушие; трудолюбие - леность; послушание - непослушание);
-
различных представлений растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);
-
времена года;
-
животных, объединять их в группы (звери, птицы, насекомые);
-
произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
-
выполнять режим своего дня;
-
определять время по часам с точностью до часа;
-
подготавливать свое учебное место к работе;
-
оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
-
выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;
-
ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;
-
выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения;
-
составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.
знать:
- элементарные правила поведения в городе и природе;
- о правилах личной безопасности;
- о службах помощи;
- свой адрес, название страны, города;
- родственные отношения;
- о сезонных изменениях в природе;
- об условиях, необходимых для роста растений;
- основные трудовые действия библиотекаря, почтальона, пожарника и т.д.;
- зимующих птиц.
иметь представление:
- о правилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в гостях, в поликлинике, в театре, на транспорте, во время путешествия);
- о строении своего тела;
- о погоде в разных частях света в разное время года;
- о растительном и животном мире разных частей света;
- об образе жизни людей в других странах;
- о народных промыслах;
- о трех состояниях вещества на примере воды;
- о животных, растениях (обобщенное представление);
- о сезонных явлениях (обобщенное представление).
могут:
- устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям и плодам;
- пользоваться календарем погоды;
- ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения;
- соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.