- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа кружка внеурочной деятельности «Экотопик»
Программа кружка внеурочной деятельности «Экотопик»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шейкина О.В. |
Дата | 29.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа кружка «Экотопик»
В становлении экологической культуры личности исключительно важная роль принадлежит годам детства - сравнительно короткому по времени отрезку, который мудрецы называли половиной жизни. Современное понимание детства в формировании личности человека, его многогранных отношений с окружающим миром чрезвычайно важно в становлении экологической культуры личности исключительно и для развития новых отношений ребёнка с природным и социальным окружением, и для осознания им своего места в общей научной картине мира.
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее, Любить природу может лишь тот, кто её знает, понимает, кто умеет видеть её. Присущие младшим школьникам эмоциональная отзывчивость, любознательность и вместе с тем особенность овладеть определёнными теоретическими знаниями делают занятия кружка важными в системе экологического образования.
Данная программа предназначена для работы с детьми 7-11 лет. В основу программы положен принцип познавательно- развивающего обучения.
В курсе первого и второго годов обучения выделяется несколько содержательных линий; формирование важнейших природоведческих понятий: природа, неживая природа, живая природа, дикорастущие и культурные растения дикие и домашние животные. Ребята учатся распознавать растения и животных своей местности, комнатные растения. Раскрываются пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития у учащихся современного экологического мышления.
Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувствам милосердия, норме поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности.
В течение третьего и четвёртого годов обучения кружковцы должны расширять свои экологические представления, углублять теоретические знания в области экологии. Курс позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.
В курс включаются вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребёнка, обучение простейшим способам ориентации на местности. Изучение всех вопросов способствует развитию пространственных представлений детей, их воображения, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества.
Программа рассчитана на 72 занятия (1 час в неделю). В ней выделено 14 учебных тем, названия которых даны в виде формулировок определённых познавательных, практических задач.
Ребята ведут экологический словарик. В него входят слова: авария, безотходные производства, вода, вытаптывание, движение «зелёных», загрязняющие вещества, истребление, кислотный дождь, нитраты и нитриты, смог, танкер, фактор беспокойства, экологическая карта, экология.
Используется технология А.А.Плешакова по экологическому воспитанию младших школьников и исследовательская технология А.А.Вахрушева.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ.
-
Расширять знания об окружающем мире.
-
Дать азы экологической грамотности.
-
Формировать культуру поведения в природе.
-
Воспитывать любовь к родному краю, природе.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
-
Расширение кругозора учащихся.
-
Укрепление интереса к познанию окружающего мира.
-
Последовательное приобщение учащихся к детской научно- художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
В процессе обучения 1-го года обучения учащиеся
должны знать:
понятия о живой и неживой природе;
растения и животных края;
отличительные признаки рыб, птиц, зверей;
разнообразие животного и растительного мира;
о планете, о Солнечной системе;
об экологии как науке бережного отношения к окружающему миру;
должны уметь:
наблюдать за природой;
различать и называть объекты живой и неживой природы;
выполнять правила поведения в природе;
ухаживать за комнатными растениями, пересаживать их.
В процессе обучения 2-го года обучения учащиеся
должны знать:
признаки окружающей природы;
растения культурные и дикорастущие;
представителей деревьев и кустарников;
некоторые охраняемые растения и животные своей местности;
должны уметь:
различать объекты природы и предметы, созданные человеком;
различать изученные группы растений и животных;
распознавать изученные растения, животных;
вести наблюдения в природе.
К концу 3-го и 4-го годов обучения учащиеся
должны знать:
способы изображения Земли, её поверхности;
положение России на карте, положение своего края на карте;
природные зоны, экологические проблемы в зонах;
особенности природы края, использование и охрана природы края;
правила поведения в природе;
должны уметь:
различать растения и животных края, охраняемые и находящиеся на грани исчезновения;
объяснять экологические связи в природе, построить экологическую пирамиду;
проводить самостоятельные наблюдения в природе;
формулировать и практически выполнять правила по охране здоровья, правила поведения в природе;
лично участвовать в практической работе по охране природы.
ФОРМЫ РАБОТЫ.
На занятиях используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы и простейшие опыты, встречаются с людьми разных профессий. Занятия проводятся не только в классе, но и на улице, в парке, в музее. Экскурсии, беседы, логические задачи, дидактические и сюжетно-ролевые игры, рисование, праздники, просмотр видеофильмов, слушание музыкальных дисков - всё это позволяет сделать занятия интересными и увлекательными.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.
По окончанию изучения каждого раздела проводятся викторины, занимательные выставки, конкурсы, выпускаются газеты.
Праздники: «Листопад», « «День птиц», «День Земли», «По лесным тропинкам», «Лесная аптека», «Азбука природы» и другие.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Таблицы, иллюстрации, технические средства обучения, лабораторно-практическое оборудование, литература.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ.
4 года
В год 36 часов.
Периодичность: 1 раз в неделю по 1 часу.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п
Тема
раздела
Количество
часов
Теоретические
часы
Практические
часы
1.
Введение
2
1
1
2.
Что? и кто?
10
4
6
3.
Как, откуда и куда?
8
3
5
4.
Где? и когда?
5
2
3
5.
Почему? и зачем?
11
4
7
Всего за год
36
14
22
ПРОГРАММА 1 - го ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
1. Введение (2 часа)
Знакомство с Экотопиком.
Маршрут его путешествия.
Конечная цель - Экоград. Особенности этого города.
Экскурсия в музей природы г. Славянска-на- Кубани.
2. Что? и кто? (10 часов).
Неживая природа. Живая природа.
Что можно увидеть на небе днём и ночью? Солнце, Луна, облака, созвездия. Планеты. Инопланетяне. НЛО
Полезные ископаемые.
Знакомство с отдельными представителями комнатных растений, садовых. Лекарственные растения.
Что это за дерево? Деревья нашей местности. Окраска деревьев. Лес «благодарит» и «сердится».
Кто такие насекомые, птицы, звери? Знакомство с разнообразием животных, их особенностями обитания. Язык животных.
Наша Родина - Россия. Наша малая родина.
Экскурсии:
в парк. Приметы осени;
в живой уголок ДЭБЦ
на улицы станицы.
Лабораторная работа: «Части растений».
Практическая работа «Сбор семян цветов».
3. Как, откуда и куда? (8 часов)
Пресная и солёная вода. Реки, моря, океаны. Путь воды в наш дом. Реки нашего края. Их экология.
Как живут растения и животные. Среда их обитания.
Заповедные места края.
«Жалобная» книга природы.
Экскурсии:
В кабинет биологии сош №1;
на хлебозавод станицы «Откуда берутся булки?»
Практическая работа: «Пересадка комнатных цветов».
4. Где и когда? (8 часов)
Когда придёт суббота, лето.
Где зимуют медведи?
Когда появилась первая одежда, машины?
Когда дети становятся взрослыми?
Экскурсии:
в зимний парк «Зимующие птицы».
5. Почему и зачем?(11 часов)
Роль живой и неживой природы в жизни человека ( дождь, снег).
Почему в лесу нужно соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы, ловить бабочек?
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему нужно мыть руки и чистить зубы?
зачем мы спим ночью?
Зачем нужны машины, самолёты? Их польза человеку и наносимый вред природе.
Экология - наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, своей планете.
22 апреля - День Земли.
Экскурсии:
в планетарий г.Новороссийска;
в Красный лес;
в краеведческий музей станицы.
Практическая работа: «Явления природы. Гром»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п
Тема раздела
Количество
часов
Теоретические
часы
Практические
часы
1.
Введение. Наш адрес.
2
1
1
2.
Природа.
10
4
6
3.
Здоровье и безопасность.
6
2
4
4.
Путешествия.
6
2
4
5.
Жили-были динозавры.
6
2
4
6.
Планета насекомых.
5
2
3
7.
Итоговое занятие.
1
-
1
Всего за год
36
13
23
ПРОГРАММА 2 -го ГОДА ОБУЧЕНИЯ
-
Наш адрес (2 часа)
Введение. Планета Земля, страна Россия, название станицы, края.
Разнообразие окружающей природы.
-
Природа (10 часов)
Загадки растений. Неживая и живая природа. Солнце, воздух и вода- их значение для растений, животных, человека.
Какие бывают растения. Какие бывают животные. Животные живого уголка. Сезонные изменения в природе.
Отрицательное влияние людей на растения и животных. Охрана растений и животных своего края.
Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
-
Здоровье и безопасность.(6 часов).
Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.
Особенности охраны здоровья в разные времена года.
Правила безопасности на улицах и дорогах.
Съедобные и несъедобные грибы и ягоды.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.
-
Путешествия (6 часов).
Поверхность и водоёмы края. Изображение страны, края на карте. Москва - столица. Знакомство с другими городами. Карта мира. Материки и океаны. Страны и народы мира. Земля - общий дом всех людей..
Географические открытия.
-
Жили - были динозавры (6 часов).
Движение материков. Прошлое Земли. Картины развития жизни на нашей планете
-
Планета насекомых (5 часов).
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Охрана насекомых.
7. Итоговое занятие (1 час)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п
Тема раздела
Количество
часов
Теоретические
часы
Практические
часы
1.
Введение. Что изучает экология.
2
1
1
2.
Природа вокруг нас.
6
2
4
3.
Они могут исчезнуть.
4
1
3
4.
Как охраняют природу.
4
1
3
5.
Тепло, свет и жизнь.
6
2
4
6.
Живое в почве.
3
1
2
7.
Разнообразие живой природы
10
4
6
8.
Итоговое занятие.
1
-
1
Всего за год
36
12
24
ПРОГРАММА 3 - го ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
-
Введение. Что изучает экология. (2 часа)
Организм и окружающая среда. Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.
-
Природа вокруг нас (6 часов).
Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных ( деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей). Использование с этой целью имеющихся у учителя и учеников атласов- определителей.
Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. Упражнения, закрепляющие названия рассмотренных растений и животных.
-
Они могут исчезнуть (4 часа).
Представители редких организмов ( грибов, растений, животных): гриб- баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, утка-мандаринка, снежный барс. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т. д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры их охраны.
-
Как охраняют природу (4 часа).
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники.
Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира.
-
Тепло, свет, жизнь ( 6 часов).
Солнце как источник тепла и света для живых существ.
Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособления животных к сезонным изменениям температуры. Светолюбивые и тенелюбивые растения.
Роль света в жизни растений.
Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных.
Вода и жизнь. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые.
Приспособления животных к жизни в условиях недостатка влаги.
-
Живое в почве (3 часа).
Разнообразие живых обитателей в почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты - типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.
-
Разнообразие живой природы ( 10 часов).
Многообразие растений: знакомство с интересными представителями изученных на уроках природоведения групп растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), а также с хвощами и плаунами.
Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные ( речной рак, краб, мокрица), паукообразные (пауки, сенокосцы, скорпионы).
Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников.
Итоговое занятие (1 час).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п
Тема раздела
Количество
часов
Теоретические часы
Практические
часы
1.
Введение.
1
1
-
2.
Экологические связи в живой природе.
8
3
5
3.
Знакомство с охраняемыми растениями и животными в крае и стране
10
4
6
4.
Домики для птиц.
3
1
2
5.
Хотим сказать всем…
6
2
4
6.
Экология и здоровье.
4
1
3
7.
Экологические катастрофы.
3
1
2
8.
Итоговое занятие.
1
-
1
Всего за год
36
13
23
ПРОГРАММА 4 - го ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
-
Введение (1 час).
Разъяснение сущности экологии на основе анализа примера: последствия химической борьбы с малярийными комарами ан острове Калимантан.
-
Экологические связи в живой природе (7 часов).
Экологические связи в живой природе на примере дубового леса. Дуб и все вокруг него. Понятия «прямые связи», « косвенные связи».
Цепи питания или пищевая сеть рассматривается на примере дубового леса и других примерах по усмотрению учителя.
Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевых цепочках и экологических пирамидах для охраны природы.
Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей средой.
-
Знакомство с охраняемыми растениями и животными ( 10 часов)
Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений.
Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила их сбора. Охрана лекарственных растений.
Охраняемые животные. История спасения бобра, соболя, стерха - примеры активных действий человека по охране животного мира.
Путешествие по ботаническим садам и зоопаркам нашей страны.
-
Домики для птиц (3 часа).
Разнообразие скворечников. Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.
-
Хотим сказать всем…(6 часов)
Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для младших товарищей и для взрослых.
Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания.
Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с дошкольниками.
-
Экология и здоровье ( 4 часа).
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.
Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье.
-
Экологические катастрофы ( 3 часа).
Загрязнение морей нефтью при аварии нефтеналивного танкера как пример экологической катастрофы. Влияние нефти на обитателей моря и побережья. Исключение загрязнённого района из использования как места отдыха людей.
Представления о радиоактивном загрязнении среды.
Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры по данной местности, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу.
Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.
-
Итоговое занятие ( 1 час).
Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических работ, выводы и итоги, заключения.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ.
-
Л.И. Грехова « В союзе с природой», М., 2006г. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми.
-
Л.С.Литвинова « Нравственно-экологическое воспитание школьников», М., 2003г.
-
С.Н.Николаева « Как приобщить ребёнка к природе», М., «Новая школа», 2006г.
-
А.А.Плешаков « Экология для младших школьников», М.,2005г.
-
А.А.Плешаков « Зелёный дом», М., 2005г.
-
Т.И.Тарабарина, С.И.Соколова « И учёба, и игра»,Ярославль, 2006г.
-
Е.А.Тимофеева «Экологическое воспитание Младших школьников», Йошкар-Ола, 2005г.
-
И.В.Цветкова « Экология для начинающих», Ярославль, 2006г.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
-
В.А.Алексеев « 300 вопросов и ответов о животных», Ярославль, 2005 г
-
Детские энциклопедии: «Я познаю мир», «Всё обо всём» и др.
-
А.А.Плешаков Зелёные страницы», М., 2005г.
-
А.Смиронова « Лес», М., 2002г.
-
Рик Морис « Тайны живой природы», М.,2003г.
-
Занимательное природоведение, М., «Омега», 2004г.
-
«100 кроссвордов о растениях и животных», Ярославль, 2006г.
МЕТОДИЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Данная программа может быть рекомендована для реализации в системе дополнительного образования детей младшего школьного возраста.
12