Программа кружка внеурочной деятельности «Экотопик»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа кружка «Экотопик»



В становлении экологической культуры личности исключительно важная роль принадлежит годам детства - сравнительно короткому по времени отрезку, который мудрецы называли половиной жизни. Современное понимание детства в формировании личности человека, его многогранных отношений с окружающим миром чрезвычайно важно в становлении экологической культуры личности исключительно и для развития новых отношений ребёнка с природным и социальным окружением, и для осознания им своего места в общей научной картине мира.

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее, Любить природу может лишь тот, кто её знает, понимает, кто умеет видеть её. Присущие младшим школьникам эмоциональная отзывчивость, любознательность и вместе с тем особенность овладеть определёнными теоретическими знаниями делают занятия кружка важными в системе экологического образования.

Данная программа предназначена для работы с детьми 7-11 лет. В основу программы положен принцип познавательно- развивающего обучения.

В курсе первого и второго годов обучения выделяется несколько содержательных линий; формирование важнейших природоведческих понятий: природа, неживая природа, живая природа, дикорастущие и культурные растения дикие и домашние животные. Ребята учатся распознавать растения и животных своей местности, комнатные растения. Раскрываются пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития у учащихся современного экологического мышления.

Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувствам милосердия, норме поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности.

В течение третьего и четвёртого годов обучения кружковцы должны расширять свои экологические представления, углублять теоретические знания в области экологии. Курс позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.

В курс включаются вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребёнка, обучение простейшим способам ориентации на местности. Изучение всех вопросов способствует развитию пространственных представлений детей, их воображения, помогает воспитывать любовь к Родине, к Земле как общему дому всего человечества.

Программа рассчитана на 72 занятия (1 час в неделю). В ней выделено 14 учебных тем, названия которых даны в виде формулировок определённых познавательных, практических задач.

Ребята ведут экологический словарик. В него входят слова: авария, безотходные производства, вода, вытаптывание, движение «зелёных», загрязняющие вещества, истребление, кислотный дождь, нитраты и нитриты, смог, танкер, фактор беспокойства, экологическая карта, экология.


Используется технология А.А.Плешакова по экологическому воспитанию младших школьников и исследовательская технология А.А.Вахрушева.



ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ.



  1. Расширять знания об окружающем мире.

  2. Дать азы экологической грамотности.

  3. Формировать культуру поведения в природе.

  4. Воспитывать любовь к родному краю, природе.


ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.


  1. Расширение кругозора учащихся.

  2. Укрепление интереса к познанию окружающего мира.

  3. Последовательное приобщение учащихся к детской научно- художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.



В процессе обучения 1-го года обучения учащиеся


должны знать:

понятия о живой и неживой природе;

растения и животных края;

отличительные признаки рыб, птиц, зверей;

разнообразие животного и растительного мира;

о планете, о Солнечной системе;

об экологии как науке бережного отношения к окружающему миру;


должны уметь:

наблюдать за природой;

различать и называть объекты живой и неживой природы;

выполнять правила поведения в природе;

ухаживать за комнатными растениями, пересаживать их.



В процессе обучения 2-го года обучения учащиеся


должны знать:

признаки окружающей природы;

растения культурные и дикорастущие;

представителей деревьев и кустарников;

некоторые охраняемые растения и животные своей местности;



должны уметь:

различать объекты природы и предметы, созданные человеком;

различать изученные группы растений и животных;

распознавать изученные растения, животных;

вести наблюдения в природе.



К концу 3-го и 4-го годов обучения учащиеся


должны знать:

способы изображения Земли, её поверхности;

положение России на карте, положение своего края на карте;

природные зоны, экологические проблемы в зонах;

особенности природы края, использование и охрана природы края;

правила поведения в природе;



должны уметь:

различать растения и животных края, охраняемые и находящиеся на грани исчезновения;

объяснять экологические связи в природе, построить экологическую пирамиду;

проводить самостоятельные наблюдения в природе;

формулировать и практически выполнять правила по охране здоровья, правила поведения в природе;

лично участвовать в практической работе по охране природы.

ФОРМЫ РАБОТЫ.


На занятиях используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы и простейшие опыты, встречаются с людьми разных профессий. Занятия проводятся не только в классе, но и на улице, в парке, в музее. Экскурсии, беседы, логические задачи, дидактические и сюжетно-ролевые игры, рисование, праздники, просмотр видеофильмов, слушание музыкальных дисков - всё это позволяет сделать занятия интересными и увлекательными.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.


По окончанию изучения каждого раздела проводятся викторины, занимательные выставки, конкурсы, выпускаются газеты.

Праздники: «Листопад», « «День птиц», «День Земли», «По лесным тропинкам», «Лесная аптека», «Азбука природы» и другие.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.


Таблицы, иллюстрации, технические средства обучения, лабораторно-практическое оборудование, литература.



РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ.


4 года

В год 36 часов.

Периодичность: 1 раз в неделю по 1 часу.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


1 ГОД ОБУЧЕНИЯ


№ п/п

Тема

раздела

Количество

часов

Теоретические

часы

Практические

часы

1.

Введение

2

1

1

2.

Что? и кто?

10

4

6

3.

Как, откуда и куда?

8

3

5

4.

Где? и когда?

5

2

3

5.

Почему? и зачем?

11

4

7







Всего за год

36

14

22


ПРОГРАММА 1 - го ГОДА ОБУЧЕНИЯ.



1. Введение (2 часа)


Знакомство с Экотопиком.

Маршрут его путешествия.

Конечная цель - Экоград. Особенности этого города.

Экскурсия в музей природы г. Славянска-на- Кубани.


2. Что? и кто? (10 часов).


Неживая природа. Живая природа.

Что можно увидеть на небе днём и ночью? Солнце, Луна, облака, созвездия. Планеты. Инопланетяне. НЛО

Полезные ископаемые.

Знакомство с отдельными представителями комнатных растений, садовых. Лекарственные растения.

Что это за дерево? Деревья нашей местности. Окраска деревьев. Лес «благодарит» и «сердится».

Кто такие насекомые, птицы, звери? Знакомство с разнообразием животных, их особенностями обитания. Язык животных.

Наша Родина - Россия. Наша малая родина.


Экскурсии:

в парк. Приметы осени;

в живой уголок ДЭБЦ

на улицы станицы.


Лабораторная работа: «Части растений».

Практическая работа «Сбор семян цветов».



3. Как, откуда и куда? (8 часов)


Пресная и солёная вода. Реки, моря, океаны. Путь воды в наш дом. Реки нашего края. Их экология.

Как живут растения и животные. Среда их обитания.

Заповедные места края.

«Жалобная» книга природы.


Экскурсии:

В кабинет биологии сош №1;

на хлебозавод станицы «Откуда берутся булки?»


Практическая работа: «Пересадка комнатных цветов».



4. Где и когда? (8 часов)


Когда придёт суббота, лето.

Где зимуют медведи?

Когда появилась первая одежда, машины?

Когда дети становятся взрослыми?


Экскурсии:

в зимний парк «Зимующие птицы».



5. Почему и зачем?(11 часов)


Роль живой и неживой природы в жизни человека ( дождь, снег).

Почему в лесу нужно соблюдать тишину? Почему нельзя рвать цветы, ловить бабочек?

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему нужно мыть руки и чистить зубы?

зачем мы спим ночью?

Зачем нужны машины, самолёты? Их польза человеку и наносимый вред природе.

Экология - наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, своей планете.

22 апреля - День Земли.


Экскурсии:


в планетарий г.Новороссийска;

в Красный лес;

в краеведческий музей станицы.


Практическая работа: «Явления природы. Гром»


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


2 ГОД ОБУЧЕНИЯ


№ п/п

Тема раздела

Количество

часов

Теоретические

часы

Практические

часы

1.

Введение. Наш адрес.

2

1

1

2.

Природа.

10

4

6

3.

Здоровье и безопасность.

6

2

4

4.

Путешествия.

6

2

4

5.

Жили-были динозавры.

6

2

4

6.

Планета насекомых.

5

2

3

7.

Итоговое занятие.

1

-

1







Всего за год

36

13

23



ПРОГРАММА 2 -го ГОДА ОБУЧЕНИЯ



  1. Наш адрес (2 часа)

Введение. Планета Земля, страна Россия, название станицы, края.

Разнообразие окружающей природы.



  1. Природа (10 часов)


Загадки растений. Неживая и живая природа. Солнце, воздух и вода- их значение для растений, животных, человека.

Какие бывают растения. Какие бывают животные. Животные живого уголка. Сезонные изменения в природе.

Отрицательное влияние людей на растения и животных. Охрана растений и животных своего края.

Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.



  1. Здоровье и безопасность.(6 часов).


Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.

Особенности охраны здоровья в разные времена года.

Правила безопасности на улицах и дорогах.

Съедобные и несъедобные грибы и ягоды.

Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе.



  1. Путешествия (6 часов).


Поверхность и водоёмы края. Изображение страны, края на карте. Москва - столица. Знакомство с другими городами. Карта мира. Материки и океаны. Страны и народы мира. Земля - общий дом всех людей..

Географические открытия.


  1. Жили - были динозавры (6 часов).


Движение материков. Прошлое Земли. Картины развития жизни на нашей планете


  1. Планета насекомых (5 часов).


Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Охрана насекомых.

7. Итоговое занятие (1 час)


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ


№ п/п

Тема раздела

Количество

часов

Теоретические

часы

Практические

часы

1.

Введение. Что изучает экология.

2

1

1

2.

Природа вокруг нас.

6

2

4

3.

Они могут исчезнуть.

4

1

3

4.

Как охраняют природу.

4

1

3

5.

Тепло, свет и жизнь.

6

2

4

6.

Живое в почве.

3

1

2

7.

Разнообразие живой природы

10

4

6

8.

Итоговое занятие.

1

-

1


Всего за год

36

12

24



ПРОГРАММА 3 - го ГОДА ОБУЧЕНИЯ.



  1. Введение. Что изучает экология. (2 часа)


Организм и окружающая среда. Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.



  1. Природа вокруг нас (6 часов).


Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных ( деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей). Использование с этой целью имеющихся у учителя и учеников атласов- определителей.

Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. Упражнения, закрепляющие названия рассмотренных растений и животных.


  1. Они могут исчезнуть (4 часа).


Представители редких организмов ( грибов, растений, животных): гриб- баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, утка-мандаринка, снежный барс. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т. д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры их охраны.



  1. Как охраняют природу (4 часа).


Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники.

Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира.



  1. Тепло, свет, жизнь ( 6 часов).


Солнце как источник тепла и света для живых существ.

Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособления животных к сезонным изменениям температуры. Светолюбивые и тенелюбивые растения.

Роль света в жизни растений.

Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных.

Вода и жизнь. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые.

Приспособления животных к жизни в условиях недостатка влаги.



  1. Живое в почве (3 часа).


Разнообразие живых обитателей в почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты - типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.



  1. Разнообразие живой природы ( 10 часов).


Многообразие растений: знакомство с интересными представителями изученных на уроках природоведения групп растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), а также с хвощами и плаунами.

Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные ( речной рак, краб, мокрица), паукообразные (пауки, сенокосцы, скорпионы).

Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников.

Итоговое занятие (1 час).



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


4 ГОД ОБУЧЕНИЯ


№ п/п

Тема раздела

Количество

часов

Теоретические часы

Практические

часы

1.

Введение.

1

1

-

2.

Экологические связи в живой природе.

8

3

5

3.

Знакомство с охраняемыми растениями и животными в крае и стране

10

4

6

4.

Домики для птиц.

3

1

2

5.

Хотим сказать всем…

6

2

4

6.

Экология и здоровье.

4

1

3

7.

Экологические катастрофы.

3

1

2

8.

Итоговое занятие.

1

-

1


Всего за год

36

13

23



ПРОГРАММА 4 - го ГОДА ОБУЧЕНИЯ.



  1. Введение (1 час).


Разъяснение сущности экологии на основе анализа примера: последствия химической борьбы с малярийными комарами ан острове Калимантан.



  1. Экологические связи в живой природе (7 часов).


Экологические связи в живой природе на примере дубового леса. Дуб и все вокруг него. Понятия «прямые связи», « косвенные связи».

Цепи питания или пищевая сеть рассматривается на примере дубового леса и других примерах по усмотрению учителя.

Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевых цепочках и экологических пирамидах для охраны природы.

Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей средой.



  1. Знакомство с охраняемыми растениями и животными ( 10 часов)


Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений.

Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила их сбора. Охрана лекарственных растений.

Охраняемые животные. История спасения бобра, соболя, стерха - примеры активных действий человека по охране животного мира.

Путешествие по ботаническим садам и зоопаркам нашей страны.



  1. Домики для птиц (3 часа).


Разнообразие скворечников. Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.



  1. Хотим сказать всем…(6 часов)


Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для младших товарищей и для взрослых.

Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания.

Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с дошкольниками.



  1. Экология и здоровье ( 4 часа).


Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье.


  1. Экологические катастрофы ( 3 часа).


Загрязнение морей нефтью при аварии нефтеналивного танкера как пример экологической катастрофы. Влияние нефти на обитателей моря и побережья. Исключение загрязнённого района из использования как места отдыха людей.

Представления о радиоактивном загрязнении среды.

Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры по данной местности, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу.

Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.



  1. Итоговое занятие ( 1 час).


Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических работ, выводы и итоги, заключения.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ.


  1. Л.И. Грехова « В союзе с природой», М., 2006г. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми.

  2. Л.С.Литвинова « Нравственно-экологическое воспитание школьников», М., 2003г.

  3. С.Н.Николаева « Как приобщить ребёнка к природе», М., «Новая школа», 2006г.

  4. А.А.Плешаков « Экология для младших школьников», М.,2005г.

  5. А.А.Плешаков « Зелёный дом», М., 2005г.

  6. Т.И.Тарабарина, С.И.Соколова « И учёба, и игра»,Ярославль, 2006г.

  7. Е.А.Тимофеева «Экологическое воспитание Младших школьников», Йошкар-Ола, 2005г.

  8. И.В.Цветкова « Экология для начинающих», Ярославль, 2006г.





РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.


  1. В.А.Алексеев « 300 вопросов и ответов о животных», Ярославль, 2005 г

  2. Детские энциклопедии: «Я познаю мир», «Всё обо всём» и др.

  3. А.А.Плешаков Зелёные страницы», М., 2005г.

  4. А.Смиронова « Лес», М., 2002г.

  5. Рик Морис « Тайны живой природы», М.,2003г.

  6. Занимательное природоведение, М., «Омега», 2004г.

  7. «100 кроссвордов о растениях и животных», Ярославль, 2006г.


МЕТОДИЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.


Данная программа может быть рекомендована для реализации в системе дополнительного образования детей младшего школьного возраста.

12

© 2010-2022