Проектная работа Пословицы и поговорки

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»


Направление: литературоведение
ТЕМА: «Пословицы и поговорки»

Малышева Дана Сергеевна МБОУ СОШ №38, РСО - Алания, Владикавказ 4класс

Научный руководитель:

Малышева И.Н.,

учитель начальных классов.





г. Обнинск,2011/2012 учебный год




Тезисы.

ЮНК_секция_Литературоведение_МБОУ СОШ №38_4 класс_РСО-Алания_Владикавказ_Малышева Дана Сергеевна
Мы в своей работе попробуем рассмотреть систему ценностей через пословицы и поговорки с точки зрения влияния этого раздела устного народного творчества на уровень воспитанности детей в процессе обучения их на уроках литературного чтения. Поэтому актуальность выбранной нами темы обусловлена следующими моментами: - недостаточной изученностью влияния пословиц и поговорок как литературного жанра на воспитание ребёнка; - низким уровнем патриотизма, человеколюбия, трудолюбия в современном обществе. Гипотеза исследования - мы, считаем возможным, предположить, что благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками в школе, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма. Целью данного исследования: явилось желание ученицы узнать более подробно, что представляют собой пословицы и поговорки; почему они имеются во всех языках мира; сравнить, как звучат пословицы и поговорки у разных народов; собрать информацию, изучить научную литературу по данной работе. В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи: - изучить состояние проблемы в теории и практике обучения; - выявить воспитательные возможности пословиц и поговорок; - доказать, что пословицы и поговорки есть у каждого народа. Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач была разработана программа исследования, которая включала следующие методы исследования: - наблюдение за учебным процессом; - сравнение, сопоставление, анализ пословиц у разных народов. Разработанный нами материал имеет практическую направленность: его можно использовать в нашей республике как национально-региональный компонент на уроках литературного чтения и осетинского языка, на уроках внеклассного чтения. Текст моего выступления подготовлен в виде доклада с использованием компьютерной презентации.


ОГЛАВЛЕНИЕ.



  1. Введение
  1. Основная часть

  1. Заключение

  1. Библиографический список










ВВЕДЕНИЕ.

Пословицы и поговорки, созданные народом, составляют неоценимое богатства языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению русского языка и более глубокому изучению литературного чтения, обогащает народной мудростью. Вот почему мы работали именно над этой темой. Пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках литературного чтения, русского языка, осетинского языка, уметь сравнивать пословицы разных народов. Успех употребления пословиц в речи зависит от того, насколько удачно они подобраны. Недаром говорится: «Хороша пословица в лад да в масть» Мы в своей работе попробуем рассмотреть систему ценностей через пословицы и поговорки с точки зрения влияния этого раздела устного народного творчества на уровень воспитанности детей в процессе обучения их на уроках литературного чтения. Поэтому актуальность выбранной нами темы обусловлена следующими моментами: - недостаточной изученностью влияния пословиц и поговорок как литературного жанра на воспитание ребёнка; - низким уровнем патриотизма, человеколюбия, трудолюбия в современном обществе. Объект исследования - процесс обучения в начальной школе. Предмет исследования - работа над пословицами и поговорками, формирующими систему ценностей в жизни каждого ребёнка. Гипотеза исследования - мы, считаем возможным, предположить, что благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками в школе, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма. Целью данного исследования явилось желание ученицы узнать более подробно, что представляют собой пословицы и поговорки; почему они имеются во всех языках мира; сравнить, как звучат пословицы и поговорки у разных народов; собрать информацию, изучить научную литературу по данной работе. Необходимость рассмотреть пословицы и поговорки как воспитательное явление, показать их отношение к исторической и социальной действительности, их воспитательную значимость. В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи: - изучить состояние проблемы в теории и практике обучения; - выявить воспитательные возможности пословиц и поговорок; - доказать, что пословицы и поговорки есть у каждого народа. Важнейшие источники исследования: 1. литература по вопросам теории; 2. работы учащихся; 3. интернет. Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач была разработана программа исследования, которая включала следующие методы исследования: - наблюдение за учебным процессом; - сравнение, сопоставление, анализ пословиц у разных народов. Работа может быть использована на уроках в начальной школе. Очень интересно было поработать с осетинскими пословицами. Осетинский народ - это народ богатой, древней культуры. В пословицах и поговорках отражается мудрость осетинского народа. Они говорят о справедливости, честности, трудолюбии осетин, их стремление к знаниям. Вот почему осетинские пословицы важны не только для народа Осетии, но и для народов других стран. Хочу рассказать всем, что они такие же мудрые и меткие, как и у других народностей. Очень хочется, что бы они звучали на разных уроках довольно часто. Осетинские пословицы отражают быт осетин, связанных с земледелием, охотой, любви к своей Родине. Если народ не знаешь, то с ним можно познакомиться через крупицы народной мудрости, народ издавна дорожил пословицами. Возникли они в глубокой древности и жили с народом на всём протяжении его истории. Хорошо, когда мы знаем «народную мудрость» своего края. В настоящей работе рассказывается о том, как следует использовать народные изречения в целях развития и обогащения речи учащихся. В работе приводятся образцы наглядных пособий с пословицами, и поговорками, даются подборки осетинских пословиц и поговорок по отдельным темам, которые можно использовать как на уроках чтения, так и на уроках русского и осетинского языка. Поработав над этой темой, я пришла к выводу: Пословица - как жанр устного народного творчества присутствует в культуре разного народа. Мы думаем, что возможности этого материала ещё не исчерпаны, так как воспитательное воздействие пословиц и поговорок на детей очень велико, ведь пословица «вездесуща, всё знает и обо всём имеет своё собственное народное конечное суждение». (4, с.8)

Кто ее сочинил - неведом никому, Но все ее знают и ей покоряются. В.И. Даль
С пословицами мы познакомились еще в начальных классах и на всю жизнь запомнили, что «Учиться всегда, пригодиться», «Любишь кататься - люби и саночки возить», что «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» и что «Семеро одного не ждут». А в классе пословицам и поговоркам было посвящено несколько уроков литературного чтения. В повседневной речи, чтобы убедить в чём-либо собеседника, мы прибегаем к помощи пословиц - народных изречений. Мнение народа многое значит, с ним мы сверяем наше поведение и мысли. Пословицы очень похожи на мудрые высказывания знаменитых писателей, общественных деятелей, но пословица - не всякое изречение, не всякая кем- то высказанная мысль. «Ранняя птичка носик прочищает, поздняя - глаза продирает» - пословица имеет в виду не птиц, а людей. Её вспоминают, когда хотят сказать: рано вставший успеет больше сделать, хороший работник попьёт и поест, а лентяй ещё только пробуждается, и вообще бодрый человек благополучнее ленивого. Пословица применяется к разным житейским случаям. В кратких и внешне очень простых пословицах содержится смысл более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. В иных случаях пословица интересна в первую очередь своим прямым смыслом, но он так ёмок, что предоставляет говорящему возможность расширительно толковать то, о чём идёт речь. К примеру, говорится: «Не дорог подарок, дорога любовь». Пословицу вспоминают и тогда, когда необходимо особо указать, что дорого, прежде всего, то чувство, с которым дарят подарок, и тогда, когда нужно похвалить кого - нибудь, оказавшего другому внимание без подарка, без соображений о материальной выгоде.(3, с.32.) Величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому. И не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость.…(1,с3) В книгах для чтения, предназначенных для учащихся начальных классов, К Д. Ушинский поместил около 300 пословиц и поговорок, и несколько рассказов, раскрывающих смысл отдельных из них. Л. Н. Толстой также написал для изучающих грамоту несколько рассказов по пословицам. Именно в начальной школе необходимо особое внимание уделять пословицам. В решении этого вопроса важное значение мы отводим развитию интереса у младших школьников к пословицам и поговоркам, процессу знания вообще. Именно в первые школьные годы у детей развивается познавательный интерес, и познавательная активность не возникает сами по себе. Ведущая роль в этом процессе принадлежит школе. Познавательный интерес к пословицам и поговоркам выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление. Исследование пословиц и поговорок чрезвычайно перспективно в решении практических педагогических проблем. На уроках чтения учащиеся начальной школы не только овладевают навыком беглого чтения, но и учатся понимать прочитанное, разбираться в художественных особенностях литературных произведений. Кроме того, при знакомстве с народным творчеством и произведениями мастеров слова большое внимание уделяется эстетическому воспитанию и развитию культуры речи учащихся. Умелое использование пословиц и поговорок, разнообразные виды работы с ними делают уроки чтения богаче по содержанию и интереснее по форме. Особенно богатый материал для наблюдений дают басни И. А. Крылова, с которыми учащиеся знакомятся в 3-4 классах. Недостаточно, на наш взгляд, только найти в тексте выражения, которые стали пословицами и поговорками. Учащимся вполне доступно раскрыть глубокий смысл этих изречений, понять их назначение в басне и объяснить, почему они вошли в богатейший фонд народной фразеологии.(4, с. 27) Пословиц очень много. Даль, современник Пушкина, пятьдесят лет собирал пословицы и поговорки. Большое значение пословицам придавали наши писатели: Крылов, Гоголь, Некрасов, Горький, Толстой и многие другие. Мы тоже очень любим пословицы за их меткость, красочность, выразительность. При работе над этой темой нам помогали такие источники, 1. Сборник В. Даля в двух томах «Пословицы и поговорки русского народа» С 1849 по 1859 год Даль служил управляющим удельной конторой в Нижнем Новгороде. Город этот много чем славился, но одним из самых ярких событий здесь была ежегодная проводимая ярмарка. Вот как описывали современники Даля эту ярмарку: «Месяц и 10 дней движется, гудит, переливается красками ярмарка. Идёт по ярмарке худой носатый человек, нижегородский чиновник Даль. Ничего не покупает. Слушает ярмарочный гул. Выдёргивает из гула, прибаутки, пословицы - точно золотых рыбок из омута. И каждый день приносит Даль домой несметные сокровища, единственное, за которые на ярмарке не берут денег,- только подбирай. Дома он раскладывал слова по полочкам в своих хранилищах. Каждую пословицу переписывает дважды на узких полосках бумаги (Даль их называет «ремешками»). Один «ремешок» пойдёт как пример для пояснения слов, другой - вклеивает в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. Таких тетрадей уже 180…» Примерами едва не к каждому слову своего словаря Даль брал народные пословицы. Их тоже собрано было очень много - больше 30 тысяч. В 1853 году Даль представил в Академию наук свой сборник « Пословицы русского народа» На титульном листе стоял эпиграф: «Пословица несудима». В предисловии автор обращался к своим читателям: «Что если бы каждый любитель языка нашего, пробегая на досуге сборник мой, делал заметки, поправки и дополнения… и передавал бы их собирателю - не правда ли, что следующее издание, если бы оно понадобилось, могло бы оставить далеко за собой первое? Дружно - не грузно, а один и у каши загинет». Но цензура воспротивилась изданию сборника, заявив, что он «посягает на развращение нравов». «Пословицы русского народа были напечатаны лишь в 1861 - 1862 годах, после смерти императора Николая I. Живое слово дороже мёртвой буквы - Даль любил эту пословицу и на протяжении всей жизни собирал слова, народные выражения, стремясь показать богатство живого языка, а через него - полнее и ярче раскрыть различные стороны народной жизни. (2, с. 31) История народа - одна из героических в мире. Поэтому так богато устное творчество народа. Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. Пословица - это короткое изречение, заключающее в себе какое - нибудь поучение. В пословицах отражаются многовековые наблюдения, трудовой опыт народа. Пословицы многому учат нас. Они говорят, как надо относиться к отечеству, как жить, как обходиться с людьми. Пословица величает труд, порицает лень, высмеивает жадность, учит верить в добро, справедливость, уважать знание и книгу. Используя пословицы в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной. Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времён дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков. Обращаясь к пословицам разных народов, человек возьмёт лучшее и отбросит то, что уже мертво и не нужно ему в созидании нового мира. Однако нашему современнику чуждо всё, что несёт на себе в пословицах печать национальной розни, рабства, религиозного суеверия,- всё то, что не выражало истинной мудрости народа. (1, с.3) Мы узнали, что пословицы - это устные мудрые краткие изречения на самые разные темы, что народ издавна дорожил пословицами, что возникли они в глубокой древности и жили с народом на всем протяжении его истории. В.И. Даль так определял этот жанр: «Пословица - краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора» (9, с.18). Поговорки - это меткие изречения, которые способны в разговоре выразительно и точно охарактеризовать что-либо без помощи утомительных и сложных пояснений. О поговорке В.И.Даль говорил так: «окольное выражение, простое иносказание, но без притчи, без суждения, заключения, применения» (9,с.20) «После дождичка в четверг», - говорим мы о чём - либо таком, что неизвестно, когда было и было ли. К скольким разным обстоятельствам можно применить это выражение?! Поговорка отличается от пословицы тем, что в ней нет законченного суждения, она только часть его. Ведь одно дело сказать: такое-то событие, произойдёт или нет, и совсем иное дело, когда скажут, что оно произойдёт после дождичка в четверг: тут к сомнению присоединяется насмешка. Поговорка «Семь пятниц на неделе» используется как суждение о тех людях, кто часто меняет свое решение. Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, всё знает и обо всём имеет своё собственное, народное конечное суждение. Народная позиция в пословицах и поговорках всегда чёткая, иногда даже категоричная, часто с иронией: «Думай двояко, а делай одинако», «думал, думал - жить нельзя, пораздумал - можно», «Мешай дело с бездельем, проживёшь век с весельем». Когда я сравнила многие пословицы, то пришла к выводу, что пословица не простое изречение, она выражает мнение народа. Не всякое изречение становилось пословицей, а только такое, которое соответствовало образу жизни и мыслям многих людей. Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла, являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций и давно снискали себе заслуженную славу.(3, с.3) Я поняла, что есть пословицы, которые мы употребляем в прямом смысле и в переносном. Пословицы «Делу - время, потехе - час», «Кончил дело - гуляй смело» имеют прямой смысл, а мы их сразу понимаем, а вот пословицы с переносным смыслом для понимания труднее. Мы говорим «Он воду в ступе толчет». На первый взгляд какая-то бессмыслица. Как можно воду толочь? Зачем? И почему в ступе? Смысл этой пословицы далек от прямого значения слов, из которых она состоит. В своей работе я попыталась рассмотреть, как поговорки и пословицы построены в грамматическом понимании. Пословицы всегда законченное предложение, а поговорки только часть предложения. Но и среди поговорок есть такие, которые похожи на предложение. Так поговорки «Куда ветер дует», «Уши вянут», «Язык лыка не вяжет» выглядят как предложения. Пословицы в своем большинстве состоят из двух частей, например, «Тише едешь - дальше будешь», «Много знать - мало спать». Поговорка не делится на части. Но среди пословиц есть такие, которые тоже не делятся, например, «Яйца курицу не учат». Пословицы и поговорки создавались на протяжении сотен поколений. В этих кратких и мудрых изречениях запечатлены любовь к родине, мужество, храбрость, вера в справедливость, понятие о чести. Вообще, темы пословиц и поговорок бесчисленны. В них говорится об учении, о знаниях, о семье, о трудолюбии и мастерстве и еще о многом - многом. Сила и красота этих мудрых изречений давно признана всеми народами мира. Пословица по форме похожа на маленькое стихотворение, так как во многих есть ритм и даже рифма: «Кончил дело - гуляй смело». Я решила провести сравнение пословиц разных народов. Ведь иногда пословицы и поговорки одного народа входят в устное употребление другого. Например, выражение «Ласковый теленок двух маток сосет» пришло к нам от греков, а «Быть не в своей тарелке» - это перевод с французского языка. Пословицы разных народов бывают очень похожими. Все народы утверждают, что труд - главная ценность жизни. «Терпенье и труд все перетрут», «Без труда не вытащишь рыбку из пруда», - говорят русские. «Пыль труда лучше шафрана бездействия» - утверждают арабы. «Воду в реке весна разливает, цену человеку труд добавляет» - учат узбеки. «Дерево славится плодами, человек - трудами» - вторят азербайджанцы. «Безделье - мать всех пороков»,- говорят французы, а казаки утверждают, что «Конь узнается в скачке, а человек - в делах». «Труд кормит человека, а безделье - портит», - говорят ассирийцы. «Жизнь - счастье в труде», - учат литовцы. «Чего летом не соберёшь, того зимой не найдёшь», - говорят кабардинцы. « От работы человек молодеет», «Не будут твои губы в масле, если руки не трудятся в земле», «Рука неумейки не болит»- утверждают осетины. И все народы понимают, кого надо называть настоящим другом. «Друг познается в беде», «Старый друг лучше новых двух», «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», - говорят русские. «В трудную минуту - друг тут как тут», - утверждают арабы. «Дерево корнями сильно, а человек - друзьями», - учат грузины. В Китае уверяют, что «Друзья лучше старые, одежда - новая», а японцы утверждают: «Хочешь узнать человека - узнай его друга», «Хороший друг ближе брата», «Ради друга терпи и пургу, и снег», - любят говорить азербайджанцы. «Друг в глаза скажет, враг - за спиной бурчит», - говорят вьетнамцы. « Люди друг с другом должны считаться» - говорят осетины. И, конечно, много пословиц посвящено учению. «Грамоте учиться -всегда пригодится», «Ученье - свет, неученье тьма», «Кто грамоте горазд - тому не пропасть», «Повторенье - мать ученья», «Красна птица перьем, а человек ученьем», «Век живи - век учись» - говорят русские. «Незнание - не порок, нежелание знать - большой порок», - утверждают башкиры. «Без ученья нет и уменья», - учат вьетнамцы. « Ум - башня, сила - крепость», «Свет мира - солнце, свет человека - учёба», - утверждают осетины. Пословицы отражают природные явления: «Весенний день год кормит», «Зима без снега - лето без хлеба», - говорят русские. «За каждым вечером следует утро», - утверждают турки. «Солнечный диск решетом не закрыть», - учат арабы. «У пчелы спина полосатая, а тигром ее не назовешь», - говорят китайцы. «Мал, как моль, а беды от него большие» - учат осетины. А какие красивые пословицы о матери: « Нет милее дружка, чем родима матушка», «Птица рада весне, а младенец - матери», «Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает», «При солнышке светло, при матушке добро» - говорят русские. «Мать крик своего ребёнка издалека слышит», «Нет ничего дороже отца и матери», «У матери чуткое сердце» - учат осетины. Конечно, живя в Осетии, я заинтересовалась и осетинскими пословицам. Они у нас такие же мудрые и меткие, как и у других народностей. Сохранилось большое количество разных пословиц и поговорок. Пословицы отражают быт осетин, связанных с земледелием, овцеводством, охотой и т. д. «Скатывающийся камень мохом не покроется», - говорится в одной пословице, которую надо понимать так: человек, часто меняющий место жительства или работы, никогда не приживется в новом коллективе или населенном пункте. «Чужая рука - колючка». Эта пословица говорит о том, что если ты в состоянии сам сделать какую-то работу, не надо просить кого-то, чтобы он сделал для тебя: он сделает хуже, чем ты. «У бодливого быка рога ломаются», - говорится в третьей пословице. Она очень напоминает русскую: «Бодливой корове Бог рога не дает». Эта пословица относится к людям, мечтающим прославиться, продвинуться по службе, но у которых нет для этого таланта. «Нет худа без добра», «Не строй свое счастье на чужом несчастье» - эти пословицы явно произошли от русских. Интересная осетинская пословица «Козий плач - волку радость», т.е. для богатого осетинского бека безразлично горе бедных осетин, которых он нещадно эксплуатировал. Источники пословиц и поговорок самые разнообразные, но, прежде всего, это наблюдения народа над жизнью. Я попыталась сравнить «старые» и «новые» пословицы. «Старая» - «На Бога надейся, а сам не плошай», на ее основе создана «новая» пословица: «На трактор надейся, а коня не бросай». «Старая» - «Терпи, казак, - атаманом будешь», «новая» - «Учись. Боец, - командиром будешь». «Старая» - «Волков бояться - в лес не ходить». «Новая» - «Врагов бояться - пограничником не быть». Новые варианты пословиц и поговорок возникают, когда одно слово заменяется другим, сходным по смыслу. В настоящее время в качестве поговорок часто используются фразеологизмы. От фразеологизмов пословицы и поговорки отличаются тем, что они представляют собой законченное предложение. Особенность пословиц состоит в том, что они имеют прямой смысл и переносный. Так, пословица «Кашу маслом не испортишь» может быть употреблена в прямом и переносном смысле. Фразеологизмы не могут употребляться в переносном смысле. Фразеологизмы не делятся на две части. В разряд пословиц не входят такие выражения, как глаза на лоб лезут, искры из глаз посыпались, комар носу не подточит, медведь на ухо наступил, руки чешутся, молоко на губах не обсохло и т.д. Эти выражения являются фразеологизмами. В пословицы и поговорки легко могут переходить крылатые выражения из литературных источников. Я не знаю еще содержания многих классических литературных произведений, но некоторые крылатые выражения запомнила: «Учиться, учиться и учиться», «Не хочу учиться - хочу жениться», «Любви все возрасты покорны», «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха», «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!», «Александр Македонский - великий полководец, но зачем, же стулья ломать?» Определение Даля «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» вполне подходит к поговорке, отмечая в то же время особый и очень распространенный вид поговорки - ходячее выражение, недоразвившееся до полной пословицы, новый образ, замещающий обычное слово (например « лыку не вяжет» вместо «пьян», «пороха не выдумал» вместо «дурак», «тяну лямку») Пословицы здесь нет, как нет ещё произведения искусства в эмблеме, имеющей лишь одно раз навсегда данное значение. Поговорка, в отличие от пословицы не содержит обобщающий поучительный смысл. И закончить свою работу я хочу словами А.С. Пушкина: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Так беспрерывно промываются временем и шлифуются рассыпанные в пословицах золотые крупицы народной жизни, борьбы и традиций бесчисленных поколений. .





















ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Практика показала, что любое новое дело открывает простор для творчества, рождает в душе благородные чувства, воспитывает умение жить в коллективе, стимулирует деятельность участника конкурса, содействует накоплению опыта по данной работе, проявление инициативы и самодеятельности. Поработав над этой темой, я пришла к выводу, что пословицы - это золотые россыпи в нашем языке. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честным и трудолюбивым. Глубокие исторические корни, то, что пословицы впитали в себя многовековой нравственный опыт народа, делает особенно актуальным их использование на уроках сегодня. Пословицы порицают лень, невежество и другие отрицательные качества человека. Используя пословицы в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной. Своё глубокое уважение к пословицам народ выразил такими словами: «Пословица - всем делам помощница»; «Красна речь пословицей»; «Старая пословица век не сломится»; «Глупая речь не пословица»; «Поговорка - цветочек, пословица ягодка». Пословица величает труд, порицает лень, высмеивает жадность, учит верить в добро, справедливость, уважать знание и книгу. Пословицы живут очень долго, они не стареют. Я научилась собирать народные изречения, классифицировать их по темам, анализировать смысл пословиц, понимать их обобщающий характер. Изучение мудрых, образных народных афоризмов обогащает речь, повышает грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса. Проектная работа с пословицами не только прививает любовь к устному народному творчеству, не только учит внимательно относиться к метким, образным выражениям, но и интересоваться народной мудростью родного края. Пословицы и поговорки родного края воспитывают чувства гордости, любовь к труду, родителям, уважение к народу, создавшие эти сокровища, и гордость за него. Разработанный нами материал имеет практическую направленность: его можно использовать в нашей республике как национально-региональный компонент на уроках литературного чтения, осетинского языка, на уроках внеклассного чтения. Итак, в результате исследования, я доказала собственную гипотезу и нашла ответы на поставленные перед собой вопросы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Пословицы русского народа. Сборник В. Даля в двух томах- М. 1984 2. Доклады и сообщения по русскому языку.- С.-П., 2006. 3. Старинные пословицы и поговорки.- М., 1983. 4. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. М. 1963. 4. «Краткий словарь литературоведческих терминов», авторы Д.И. Тимофеев и С.В. Тураев. 5. Учебник «Литература» для 7 класса, автор В.Я. Коровина. 6. «Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения» - В.Г. Костомаров. 7. « Осетинские пословицы и поговорки», Северная Осетия - Алания, 2004г. 8. «Пословицы и поговорки народов Востока» 9. Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.











© 2010-2022