Конспект урока по обучению грамоте на тему Письмо слов с разделительным ь и ъ знаком. (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема :Письмо слов с разделительным ь и ъ знаком

Цели:

  • формировать навыки чтения слов и предложений с данными буквами;

  • способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления, орфографической зоркости, пополнению активного словарного запаса;

  • формировать интерес к изучению родного языка.

Ход урока

  1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

- Вы в течение всего учебного времени, начиная с первого сентября, упорно трудились, узнали много нового и интересного, научились читать, писать, выполнять сложные задания и упражнения, отвечать на непростые вопросы

- На адрес школы для нашего класса пришло много вопросов и заданий от героев одной сказки. Название этой сказки вы мне назовете в конце урока, когда определите всех героев этого произведения и выполните их задания.
- От кого же пришло первое задание? Отгадайте загадку.

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы? (Заяц.)

(На доске открыть картинку с изображением зайца.)

- Заяц прислал вопросы блиц-опроса.
- Сколько всего букв в русском алфавите? (33)
- Сколько из них гласных? (10)
- Сколько гласных звуков вы знаете? (6)
- Какие это звуки?
- Какие гласные буквы могут обозначать два звука? (Е, ё, ю, я)
- В каких случаях эти гласные обозначают два звука?
- Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука?
- Где расположены эти буквы в ленте букв?
- Какие две буквы в русском алфавите не обозначают звуков?
- Для чего нужен "ъ"? (Для раздельного произношения согласного и гласного звуков, для обозначения твердости согласного звука.)
- В чем разница между "ь" и "ъ"?
- Что общего в их написании? (Пишем после согласных букв перед гласной.)
- Перед какими гласными звуками пишем "ь" и "ъ"? (Е, ё, ю, я)

- Молодцы! Вы хорошо справились с вопросами от Зайца. Но он прислал еще и задание: выполнить слого-звуковой анализ слов "семь", "съем".

Ученики выполняют работу на доске.

- За правильное выполненное задание Заяц прислал для вас букву - последнюю букву своего имени. Какая это буква? ("Ц") минутка чистописания
- Сохраните эту букву до конца урока. Она вам понадобится для выполнения последнего задания.

3. Постановка темы и цели урока.

- Кто же следующей участник нашей игры? Отгадайте загадку.

Посмотрите-ка, какая -
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке золотой,
Хвост пушистый и большой. (Лисица.)

(На доске открыть картинку с изображением лисы.)

- В конверт от Лисы был вложен лист со стихотворением С.Я. Маршака.

Рано утром натощак
Пошли мы к букве "твердый знак".
Но не могли найти никак
Ни твердый знак, ни мягкий знак.

Мы долго думали в пути,
Где эти знаки нам найти.
И после размышленья
В печать решили мы послать
Такое объявленье:

"Пропала не собака,
А два печатных знака.
Найти их рядом мудрено.
Но может быть, однако,
Словцо отыщется одно,
Где будут оба знака".

В одной из утренних газет
Мы через день прочли ответ
От школьника Петрова
Из города Тамбова.
Илья Петров ответил так:
"И твердый знак, и мягкий знак
Найдешь в одно мгновенье.
Ты их найдешь, когда прочтешь
Свое же объявленье!"
Мы объявленье перечли
И оба знака в нем нашли.
И написали мы в Тамбов:
"Благодарим, Илья Петров!"

- На партах у каждого из вас лежит объявление из этого стихотворения. Найдите в нем слово, в котором есть "ь" и "ъ". ( работа в парах)

("Объявленье".)- запись

Слого-звуковой анализ слова "объявление".

Один ученик работает у доски.

- Как вы думаете, есть ли в русском языке еще слова, в которых есть "ь" и "ъ"? (Объяснить, объединить, объявить, съездить и д.р.)- на доске списывание
- Кто догадался, каково тема нашего урока?
- Тема нашего урока: " Разделительные "ь" и "ъ"". Мы попытаемся разобраться, в каких случаях произносим слова с "ь", а когда - "ъ".
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? Чему научиться?
- За блестяще выполненное задание Лиса прислала вам гласную букву, которая в ее имени указывает на мягкость согласного. Какая это буква? ("И")

4. Работа над новым материалом.

- Следующее задание для вас прислала… Отгадайте загадку.

Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит. (Собака.)

(На доске открыть картинку с изображением собаки.)

- Собака прислала вам письмо, в котором сообщает о себе вот что: "Села кашу. Пю воду. Забила коля. Обявила каникулы."

(Письмо от Собаки написано на доске.)

- Исправьте ошибки, допущенные в письме. Каких помощников потеряла Собака?

(Ученики устно исправляют допущенные ошибки, объясняя правописание слов. По очереди выходят к доске, вставляют пропущенные буквы: съела, пью, съемку, колья, объявила.)

- Из чего состоят слова? (Из слогов.)
- Из чего состоят слоги? (Из звуков.)
- На какие две большие группы можно разделить все звуки? (На гласные и согласные.)
- Какие звуки мы относим к гласным?
- По каким признакам мы относим звуки к согласным?
- Для чего нужны буквы?
- Чем отличается буква от звука?
- Что составляют слова? (Предложения.)
- Какие вы знаете предложения по интонации?
- Что составляют предложения? (Речь.)
- Какая бывает речь? (Письменная и устная.)
- Что мы можем делать с письменной речью?
- Что мы можем делать с устной речью?

Списывание . дети ведут.

- В награду за хорошее выполнение задания Собака даёт вам букву Ы.

5. Физкультминутка.

6. Закрепление изученного материала.

- Следующим участником нашей игры станет… Отгадайте загадку.

Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)

(На доске открыть картинку с изображением медведя.)

- А Медведь прислал вам задание. «Вставь ъ или ь знак»

Пал..то, в..юга, сем..я, в..езд, сол.., с..едобный, здоров..е.

- составь со словом семья предложение.

Запись под диктовку.

- За выполненное задание Медведь прислал для вас букву - первую букву своего имени. Какая это буква? ("М")

- И последний участник нашей игры… Отгадайте загадку.

Ходит по дворы будильник,
Разгребая лапой сор,
Расправляет с шумом крылья
И садится на забор. (Петух.)

(На доске открыть картинку с изображением петуха.)

Задание .

Собери слова: паль-ма, дру-зья, конь-ки, си-рень, объ-езд.- запиши слова со смягчающим ь знаком.

- За правильно выполненные задания Петух принес вам букву - гласную букву, которая в его имени указывает на твердость согласного звука. Какая это буква? ("У")

- Молодцы.

- Буква "н" - последняя буква, которую прислали нам герои игры за то, что вы хорошо работали на уроке.

Составьте слово из отгаданных букв. ("Умницы".)

- Заяц, Лиса, Собака, Медведь, Петух - это герои какой сказки?

("Заюшкина избушка".)

- Поднимите руку те, кто читал эту сказку. Расскажите эту сказку.

8. Итог урока.

- Сколько вы теперь знаете букв, которые не обозначают звуков?
- Что показалось самым трудным на уроке?
- С чем справились быстрее всего?
- С чем бы хотели поработать на следующем уроке?



© 2010-2022