- Преподавателю
- Начальные классы
- Тема. Правописание частицы не-с глаголами
Тема. Правописание частицы не-с глаголами
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мухаметшина Г.С. |
Дата | 25.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема. Правописание частицы не- с глаголами Цели урока. Образовательные: углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов); познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами; обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений. Воспитательные: воспитание культуры труда; создание творческого и благоприятного климата в коллективе. Развивающие: развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами; развивать навыки точного употребления глаголов в речи; побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся; развивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы; развивать внимание и память учащихся; развивать умение слушать одноклассников; развивать положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности.
Оборудование: учебник «Русский язык, 3 класс» 2 часть (авторы: Л.Ф . Климанова, Т.В. Бабушкина ), проектор, компьютер.
Ход урока
-
Организационный момент.
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, беспокойство, злобу. Забудьте о них. Вдохните доброту, свежесть весеннего солнечного утра, уверенность в своих силах, хорошее настроение. Начнём наш урок.
2.Минутка чистописания.
Слайд 2
Игра «Доскажи словечко»
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь правда вкусная … (картошка)?
Кто альбом раскрасил наш?
Ну, конечно … (карандаш).
- Какой звук вы услышали в начале этих загадок?
- Какой буквой этот звук обозначается на письме?
- Спишите, продолжив закономерность
ка К кб К кв
- Прочитай загадку. Отгадайте.
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (Гриб)
- Найдите слова с безударным гласным в корне слова. Назовите.
- Подберите проверочные слова.
3. Наблюдение над лексическим значением частицы не.
- Выясним, какой смысл имеет частица не.
Слайд 3.
- Как изменился смысл глаголов, когда перед ними появилась частица не?
(Глаголы приобрели отрицательный смысл, действие не совершается).
- Значит, какой смысл придаёт частица не глаголам? (Отрицательный)
- Проверим это на других примерах.
Слайд 4.
Здоровье за деньги купишь.
Кашу маслом испортишь.
Ложь человека красит.
- Согласны вы с этими высказываниями?
- Что надо изменить в них, чтобы они стали верными? (Перед глаголами поставить частицу не).
Слайд 5.
- Прочитайте, что получится. (Зачитывают пословицы).
- Как изменился смысл глаголов с частицей не? (Глаголы приобрели отрицательный смысл).
- А смысл пословиц?
4. Правописание частицы не с глаголами.
А) - Итак, мы выяснили, что частица не придаёт глаголам отрицательный смысл, а как она пишется с глаголами, ещё не знаем. А вы как думаете? Слайд 6
- Послушайте стихотворение поэта В. Агафонова о глаголе и частице не:
Глаголу нравится читать,
Играть, работать и мечтать!
Глаголу очень нравится
Всё делать очень живо.
Частица не - красавица,
Но как она ленива!
Она не ходит, не сидит,
Не шьёт, не жнёт и не кипит,
Книг не читает, не поёт,
Другим работать не даёт.
Глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется раздельно!
- Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице не?
-Как пишется не с глаголами?
5. Физминутка « С частицей не»: встаньте, похлопайте, не прыгайте, присядьте, не вставайте, встаньте, не садитесь, сядьте. Учитель называет глаголы. Дети выполняют действия. Если говорится глагол с частицей не - действие не выполняется.
6. Знакомство с глаголами-исключениями. Слайд 7.
- Надеюсь, что вы уже запомнили правописание частицы не с глаголами.
Но это правило особенное, в нём есть исключения, т.е. слова, которые не подчиняются этому правилу. Эти слова пишутся с не слитно.
ненавидеть
негодовать
неволить
недоумевать
- Как вы думаете, почему эти глаголы пишутся с частицей не слитно?
(Без не они не употребляются, не имеют смысла, не в них является приставкой).
- Понятен ли вам смысл этих глаголов? (Объяснение значений глаголов-исключений по Толковому словарю С. Ожегова).
- Запишите в тетрадь глаголы-исключения и запомните их написание. 7. Творческая работа. Назовите глаголы с не, которые вы услышите в стихотворении Упр. . Что я прочитала? - Составьте памятку о том, как избавиться от вредных привычек. Вставьте, где надо, частицу не и дополните своими советами.(по выбору) Девочек __ дёргать за косички. __ драться на переменах. На уроках __ говорить с соседом. __ приходить вовремя на занятия. - Проверим, что у вас получилось. - Молодцы! А вот мои правила.
8. Работа с текстом. Повторение правил обращения с книгой.
Слайд 8 .
- Прочитайте текст. Вставьте, где нужно, частицу не. Запишите получившийся текст.
- Обозначьте все орфограммы в словах и между словами в тексте.
-
Итог урока.
- Что нового сегодня вы узнали на уроке?
- Было ли что-то непонятно?
- Оцените свою работу, своё самочувствие на уроке с помощью условных знаков (смайлики) на полях своей тетради.
Слайд 9 . Не хвали себя сам, пусть люди похвалят.
- Кого можно похвалить за работу на уроке?
-
Домашнее задание.
-
Правило, с.82, упр. 148 .
-
Записать 2-3 пословицы, или поговорки, или загадки с частицей не.
-
Слайд 10. Спасибо за работу!