Тема. Правописание частицы не-с глаголами

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Правописание частицы не- с глаголами Цели урока. Образовательные: углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов); познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами; обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений. Воспитательные: воспитание культуры труда; создание творческого и благоприятного климата в коллективе. Развивающие: развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами; развивать навыки точного употребления глаголов в речи; побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся; развивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы; развивать внимание и память учащихся; развивать умение слушать одноклассников; развивать положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности.

Оборудование: учебник «Русский язык, 3 класс» 2 часть (авторы: Л.Ф . Климанова, Т.В. Бабушкина ), проектор, компьютер.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, беспокойство, злобу. Забудьте о них. Вдохните доброту, свежесть весеннего солнечного утра, уверенность в своих силах, хорошее настроение. Начнём наш урок.

2.Минутка чистописания.

Слайд 2

Игра «Доскажи словечко»

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда вкусная … (картошка)?

Кто альбом раскрасил наш?

Ну, конечно … (карандаш).

- Какой звук вы услышали в начале этих загадок?

- Какой буквой этот звук обозначается на письме?

- Спишите, продолжив закономерность

ка К кб К кв

- Прочитай загадку. Отгадайте.

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке. (Гриб)

- Найдите слова с безударным гласным в корне слова. Назовите.

- Подберите проверочные слова.

3. Наблюдение над лексическим значением частицы не.

- Выясним, какой смысл имеет частица не.

Слайд 3.

- Как изменился смысл глаголов, когда перед ними появилась частица не?

(Глаголы приобрели отрицательный смысл, действие не совершается).

- Значит, какой смысл придаёт частица не глаголам? (Отрицательный)

- Проверим это на других примерах.

Слайд 4.

Здоровье за деньги купишь.

Кашу маслом испортишь.

Ложь человека красит.

- Согласны вы с этими высказываниями?

- Что надо изменить в них, чтобы они стали верными? (Перед глаголами поставить частицу не).

Слайд 5.

- Прочитайте, что получится. (Зачитывают пословицы).

- Как изменился смысл глаголов с частицей не? (Глаголы приобрели отрицательный смысл).

- А смысл пословиц?

4. Правописание частицы не с глаголами.

А) - Итак, мы выяснили, что частица не придаёт глаголам отрицательный смысл, а как она пишется с глаголами, ещё не знаем. А вы как думаете? Слайд 6

- Послушайте стихотворение поэта В. Агафонова о глаголе и частице не:

Глаголу нравится читать,

Играть, работать и мечтать!

Глаголу очень нравится

Всё делать очень живо.

Частица не - красавица,

Но как она ленива!

Она не ходит, не сидит,

Не шьёт, не жнёт и не кипит,

Книг не читает, не поёт,

Другим работать не даёт.

Глагол же, не любя безделья,

С частицей пишется раздельно!

- Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице не?

-Как пишется не с глаголами?

5. Физминутка « С частицей не»: встаньте, похлопайте, не прыгайте, присядьте, не вставайте, встаньте, не садитесь, сядьте. Учитель называет глаголы. Дети выполняют действия. Если говорится глагол с частицей не - действие не выполняется.

6. Знакомство с глаголами-исключениями. Слайд 7.

- Надеюсь, что вы уже запомнили правописание частицы не с глаголами.

Но это правило особенное, в нём есть исключения, т.е. слова, которые не подчиняются этому правилу. Эти слова пишутся с не слитно.

ненавидеть

негодовать

неволить

недоумевать

- Как вы думаете, почему эти глаголы пишутся с частицей не слитно?

(Без не они не употребляются, не имеют смысла, не в них является приставкой).

- Понятен ли вам смысл этих глаголов? (Объяснение значений глаголов-исключений по Толковому словарю С. Ожегова).

- Запишите в тетрадь глаголы-исключения и запомните их написание. 7. Творческая работа. Назовите глаголы с не, которые вы услышите в стихотворении Упр. . Что я прочитала? - Составьте памятку о том, как избавиться от вредных привычек. Вставьте, где надо, частицу не и дополните своими советами.(по выбору) Девочек __ дёргать за косички. __ драться на переменах. На уроках __ говорить с соседом. __ приходить вовремя на занятия. - Проверим, что у вас получилось. - Молодцы! А вот мои правила.

8. Работа с текстом. Повторение правил обращения с книгой.

Слайд 8 .

- Прочитайте текст. Вставьте, где нужно, частицу не. Запишите получившийся текст.

- Обозначьте все орфограммы в словах и между словами в тексте.


  1. Итог урока.

- Что нового сегодня вы узнали на уроке?

- Было ли что-то непонятно?

- Оцените свою работу, своё самочувствие на уроке с помощью условных знаков (смайлики) на полях своей тетради.

Слайд 9 . Не хвали себя сам, пусть люди похвалят.

- Кого можно похвалить за работу на уроке?


  1. Домашнее задание.

    1. Правило, с.82, упр. 148 .

    2. Записать 2-3 пословицы, или поговорки, или загадки с частицей не.

Слайд 10. Спасибо за работу!


© 2010-2022