Программа по подготовке к школе Чтение и развитие речи

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рабочая программа





«Чтение

и развитие речи»

для дошкольников













Автор - составитель: О.Н.Егорова,

учитель II кв. категории

МБОУ «СОШ № 7 ЗМР РТ»





2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Чтение и развитие речи»

Курс «Чтение и развитие речи» для дошкольников призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе составлена на основе государственной программы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», предлагаемой Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой для дошкольной подготовки. Рассчитан на 30 занятий (1 занятие в неделю). Занятия проводятся в группах (25-30 человек). Принято во внимание, что содержание курса не дублирует программу начальной школы, является пропедевтической.

Цель курса «Чтение и развитие речи» - развитие умения говорения, слушания, чтения (слияние звуков в слоги), интереса к собственной речи и речи окружающих, обогащение словаря и грамматического строя речи. Задачи обучения:

  1. Развивать умения говорения, слушания.
  2. Развивать и совершенствовать фонематические процессы (фонемного восприятия и представлений и звуковой структуре слова);
  3. Совершенствовать тонкую ручную и артикуляционную моторику.
  4. Обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь; развить грамматический строй речи, умение связной речи с опорой на речевой опыт ребенка- носителя языка.
  5. Развивать общеучебные умения: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.
  6. Развивать умение общения с взрослыми, со сверстниками, умение видеть мир глазами другого человека.

Предметное содержание

  1. Лексическая и грамматическая работа:

  • обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;

  • употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).

  1. Развитие связной речи:

    • ответы на вопросы, участие в диалоге;

    • подробный пересказ текста по зрительной опоре;

    • составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;

  2. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:

    • знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
    • знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
    • выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
    • выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
    • «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
  3. Обучение звуко-слоговому анализу:
    • звуковой анализ состава слогов и слов;
    • дифференциация понятий «звук» и «буква»;
    • соотнесение букв и звуков.
  4. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру и др.).
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности - творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи. К концу обучения дошкольники овладевают возможностью:
  1. соотносить букву и звук;
  2. узнавать и называть буквы русского алфавита;
  3. различать гласный и согласный звук, находить их в словах;
  4. характеризовать согласные звуки по глухости - звонкости, твердости - мягкости;
  5. определять количество букв и звуков в односложных словах;
  6. определять количество слогов в слове, выделять первый и последний слог, конструировать слова из слогов;
  7. обогатить словарный запас по темам: «Животные», «Растения», «Одежда» и др.;
  8. составлять предложения, устный рассказ по серии сюжетных картинок;
  9. отвечать на вопросы и самому задавать вопросы по теме;
  10. читать слоги и слова;
  11. подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
  12. выявлять признаки сходства и различия между двумя и более предметами;
  13. выделять одинаковые и лишние предметы из группы предметов;
  14. объединять различные предметы в группы;
  15. выявлять логические несоответствия в рисунках или рассказах и т. д.



















Календарно-тематическое планирование.


п/п

Тема урока

Кол

-во

часов

Тип урока

Элементы

содержания


Домашнее
задание

Дата проведения

Планируемые результаты освоения материала

План.

Фактич.

1

Водное занятие

1

Урок введения

новых знаний

Выбор цвета, обведение по контуру

Введение понятий:

слово, предложений, гласные

звуки, ударение. Уметь: не

смешивать понятия звук и

буква; делить слова на слоги,

ставить ударение.

с.1 №5

1.10

2

Для чего мы говорим. Игра «Полслова за вами»

1

Урок введения

новых знаний

Имена девочек и мальчиков на букву А, работа с геометрическими фигурами

с. 3 №4,5

8.10

3

Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков

1

Буквы О,Э, А

с.5 №5, 6

15.10

4.

Гласные звуки. Мы поём

1

Буквы Ы, И, А ,О,Э

с.7 №5, 6

22.10

5.

Работа н ад гласными звуками. Игра «Письма»

1

урок развития навыков и умений.

Буква У, гласные звуки и буквы

Уметь: выделять звуки в

словах и характеризовать их.

с. 9 №4

29.10

6

Работа с гласными. Изображение их на письме

1

Твердые и мягкие согласные звуки

с.11 №6

5.11

7

Слова. Звуки. Звуки [а] [и] [ы].Звуки [о][э]

1

Буквы Н,М согласные звуки и буквы

Уметь: называть звуки, из

которых состоит слово.

с.13 №5

12.11

8

Звуки [у] [м] [н]

1

Буквы П, Н, М гласные звуки

с.15 №6

19.11

9

Звук [п].Гласные звуки и буквы

1

Закрепление полученных знаний

Уметь: читать слоги и слова с пройденными буквами.

с. 17 №2

26.11

10

Звуки [т] [т']. Буквы т, н, п,м

1

Урок введения

новых знаний

Буквы Т Н П М

Уметь: читать слоги, слова и текст с пройденными буквами

с. 19 №5

5.12

11

Звуки [т] [т'] [к] [к'] , буквы т,к

1

Буквы К Т Слоги с буквами К Т

с.21№4

10.12

12

Звуки [х] [х'] , буквы х, к, н,п

1

Буквы Х К Н П М Т

с.23 №5

17.12

13

Звуки [ф],[ф'], слоги с буквой ф

1

Урок развития навыков и умений.

Слоги с буквой Ф. Согласные буквы

Уметь: читать слоги, слова и текст с пройденными буквами

с.25 №5

24.12

14

Звуки [и] [ й'] , буквы Йй И и

1

Буквы Й И. Буква Ё

с.27 №6

31.12

15

Буквы Е Ё Я

1

Урок введения

новых знаний

Буквы Я Ю Ё Е слоги

Уметь: читать слоги и слова с новой буквой.

с.30-31

14.01

16

Буквы Я,Ю,Е,Ё.Слоги

1

Слоги и слова

с.1 №6

21.01

17

Звуки [л] [л'] [й']. Слоги и слова

1

Буквы ВФ

с.3 №5

28.01

18

Звуки [в] [в'], буквы В,Ф

1

Урок развития навыков и умений.

Звонкие и глухие согласные

с.5 №6

4.02

19

Звуки [в'] [в'] [ф'] [ф]. Звонкие и глухие согласные

1

Буквы Ч,Щ

Уметь: читать предложения с четким проговариванием слов со звуками

с.7 №4

11.02

20

Звуки [ч] [ ш], буквы Ч,Щ

1

Урок введения

новых знаний

Буквы Б, П

с.9 №5

18.02

21

Звуки [б] [ п], буквы Б,п

1

Буквы Д-Т

с.11 №5

25.02

22

Звук [с] [ц]

1

Буквы С ЭО , Ц Щ

Уметь: читать слоги и слова с новой буквой.

с.13 №5, с.15 №6

11.03

23

Звуки [г] [к]

1

Урок развития навыков и умений.

Парные согласные

с.17 №7

10.03

24

Звуки [з] [ с]

1

Урок введения

новых знаний

Буквы З С В

с.19 №6

17.03

25

Звуки [ ш[ [с] [щ]

1

Буквы Ш Щ С Ц

Уметь: характеризовать согласные звуки.

с.21 №5

24.03

26

Звуки [ж] [з] [щ]

1

Буквы Ж З Ш

с.23 №6

31.03

27

Звуки [р] [ йа] [л]

1

Урок развития навыков и умений.

Буквы Р Л Я

с.25 №6, с.27 №6

7.04

28-30

Страна азбука

3

Урок обобщение знаний

Уметь: читать слоги, слова и текст с пройденными буквами

14.04

21.04

28.04


Основные образовательные результаты обучения по программе:

К концу года обучения

Дети должны знать:

  1. понятие звука и буквы, слога и слова, ударения, предложения.

  2. знать понятие ударения в слове.

  3. знать о различиях в написании и произношении.

  4. называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные; согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные).

Дети должны уметь:

  1. не смешивать понятия "звук" и "буква"; делить слово на слоги, ставить ударение;
    - определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);

  2. обозначать мягкость согласных звуков на письме;

  3. определять количество букв и звуков в слове;

  4. писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

  5. ставить пунктуационные знаки конца предложения;

Формы подведения итогов реализации программы:

В течении всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:

  • тестирование по индивидуальным карточкам,

  • самостоятельные работы,

Использованная литература.

  1. «Наши прописи». Тетрадь для дошкольников 5-6 лет в 2-х частях.- М.: «БАЛАСС»; «Школьный дом», авторы Р.Н.Бунеев, А.В.Бунеева, О.В.Пронина, 2012.
  2. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Баласс, 2008.
  3. Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунева, Т.Р.Кислова. По дороге к Азбуке: Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте для детей 5-6 (7) лет (ч. 3, 4).
  4. «Моя любимая Азбука», авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Изд. М. Т.Ц. Сфера, 2009г.
  5. «Русский язык» (первые уроки) авт. Р.Н. Бунеева, О.В. Пронина, М . Изд. Т.Ц. Сфера, 2005г.
  6. Учебное пособие «Капельки солнца» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеева. Образовательная система 2100.
  7. . Программа развития и обучения дошкольника .Букварь под ред. О. С.Жуковой М. Просвещение, 2008г.
  8. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Наши прописи- 1 и 2 часть» пособие для дошкольников. Комплексная программа предшкольное образование 2100.


© 2010-2022