Рабочая программа по русскому языку 1 класс УМК 2100

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РУССКИЙ ЯЗЫК

I. Пояснительная записка Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов. Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в начальной школе: 1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения; 2) формирование элементарной лингвистической компетенции. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка. Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно: - формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель); - формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель). В соответствии с этой целью ставятся задачи: 1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; 2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и с самим собой; 3) формирование у детей чувства языка; 4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой; 5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке. Реализация программы основана на следующих принципах: - личностно-ориентированное (знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного отношения к миру); - культурно-ориентированные (человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей); - деятельностно-ориентированные (решение проблемных и творческих задач). Основной целью первых уроков является заложение основ фор­мирования функционально грамотной личности, обеспечение языкового и ре­чевого развития ребенка, помощь ему осознании себя носителем языка. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения русского языка на первой ступени начального образования (1 класс):

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии и с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  • овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Программа предполагает систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на «чутье языка», обогащение речи новыми лексическими и грамматическим категориями. Развитие речи детей связано с характером коммуникативной деятельности и в первую очередь с развитием содержания потребности в общении: с развитием познавательных мотивов общения, интереса к явлениям мира и миру людей, личностных мотивов общения, т.е. направленностью на новые стороны действительности. В дошкольном детстве, непосредственно предшествующем школьному периоду, и в процессе обучения в начальной школе, особенно на первоначальном этапе, изменение содержания и формы детских высказываний зависит от изменения формы (уровня) общения. Но связь речи и особенностей общения двусторонняя: в свою очередь развитие речи обеспечивает развитие самой деятельности общения и смену ее форм. Первоклассники получают первоначальное представление о формо- и словообразовании, лексико-грамматических разрядах слов на основе различий в номинативной их функции, о связи значения слова с его формой. Организация практики устного общения, устные речевые упражнения, преобразующая речевая деятельность учащихся в форме письменной речи нацелены на связь языкового и речевого содержания курса, анализ языковых явлений, предложений, текстов, овладение навыками общения в различных формах и ситуациях. Материал программы 1 класса рассчитан на овладение им в основном на уровне представлений, но включаются также некоторые формулировки правил правописания (перенос лов, большая буква в начале предложения и знаки препинания в конце предложения, правописание букв гласных звуков после согласных ж, ш, щ, правописание сочетаний чк, чн, щн, обозначение звонких и глухих согласных на письме). Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов. На протяжении всего начального обучения в 1 классе проводится словарная (лексическая) работа по выявлению значения слов. Эта работа имеет не только практическую направленность, но и подкрепляется теоретическими сведениями по лексике. Необходимо постепенно приучать учеников пользоваться толковым и орфографическим словарями. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В связи с интенсификацией учебного процесса необходимо особое внимание уделять формированию здорового и безопасного образа жизни. Возникает необходимость использования следующих здоровьесберегающих технологий:
  • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
  • разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Выполнение программы ориентировано на организацию учебного процесса в классно-урочной форме, уроков-игр, уроков-путешествий с использованием современных технологий: проблемно-поискового обучения и личностно ориентированного развивающего обучения. Процесс обучения представляет собой сотрудничество учителя и учащихся, детей между собой. В этом сотрудничестве и осуществляется первичное постижение родного языка как предмета изучения, анализа различных его сторон. Изменения, внесенные в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы. № п/п

Раздел, тема

Изменения

Обучение грамоте (письмо) 1. Подготовительный период Использован резервный час для проведения стартовой диагностики («Школьный старт»).

Русский язык 2 Раздел «Слово» Изменено количество часов, отведенных на изучение тем раздела с целью выделения часа для проведения административной контрольной работы 3 «Диагностика метапредметных и личностных результатов» Использованы резервные часы


II. Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

5) дальнейшее овладение родным языком;

6) овладение орфографией и пунктуацией;

7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

8) развитие чувства языка. Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи-ши, чу-щу, ча-ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов. В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов. В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления. Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки. Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов «Букварь» идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности. В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, - разделы «Предложение» и «Текст». В 1-м классе, после завершения курса обучения грамоте, дети повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме. Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово». Слово рассматривается с четырёх точек зрения: 1) звукового состава и обозначения звуков буквами; 2) морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В 1-м и 2-м классах происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).

Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.

Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:

1) видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;

2) правильно писать слова с изученными орфограммами;

3) графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);

4) находить и исправлять орфографические ошибки.

Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.

Изучаются следующие орфограммы:

1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

3) буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];

4) разделительные ь и ъ;

5) проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);

6) проверяемые буквы согласных на конце слова;

7) пробел между предлогом и соседним словом.

Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-чёрточкой при переносе.

Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы - это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса - формирование у детей чувства языка, - необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано, прежде всего, с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.

Третий аспект рассмотрения слова - лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова - морфологический.

Морфология - самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

Основные направления работы по развитию речи:

1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста

4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.


III. Описание места учебного предмета в учебном плане


В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1-го по 4-й класс. В 1 классе курс русского языка составляет 165 часов (5 часов в неделю).


IV. Описание ценностных ориентиров содержания

учебного предмета Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей. Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

V. Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения: - осознавать роль языка и речи в жизни людей; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Средство достижения этих результатов - тексты литературных произведений из Букваря. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; - учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других; - выразительно читать и пересказывать текст; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений: - отличать текст от набора предложений, записанных как текст; - осмысленно, правильно читать целыми словами; - отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; - подробно пересказывать текст; - составлять устный рассказ по картинке; - называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные; согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение; - определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука); - обозначать мягкость согласных звуков на письме; - определять количество букв и звуков в слове; - писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях; - ставить пунктуационные знаки конца предложения; - списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения; - находить корень в группе доступных однокоренных слов.

VI. Содержание учебного предмета «Русский язык» 1-й класс. (165 ч)


Подготовительный период (12 ч). Задачи подготовительного периода - развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы. В добуквенный период ведётся подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв). Основной звукобуквенный период (88 ч). В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению. Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ). В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость. В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца. Заключительный период обучения грамоте (15 ч) Происходит закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и целых словах по алгоритмам. Ведётся работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: чёткости, устойчивости и удобочитиаемости. Слово (40 ч) Звуки речи (гласные - ударные и безударные) согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твёрдые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Алфавит. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн. Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях. Однокоренные слова. Корень слова. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал? Предложение. Текст. (9 ч)

Признаки предложения, оформление предложения на письме. Отличие текста от набора предложений, записанных как текст. Каллиграфия. Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.

Резерв (1 ч)







VII. Тематическое планирование с определением

основных видов учебной деятельности обучающихся


Раздел, тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

1 Подготовительный период

12 Сопоставлять схемы и слова, сравнивать, различать. Определять количество слогов в слове. Определять ударный слог. Обозначать ударный слог в схеме слова. Различать ударные и безударные слоги. Определять направление движения при письме различных письменных элементов. Овладеть разборчивым аккуратным письмом. Ориентироваться на странице прописи.

2 Основной звукобуквенный период.

88 Овладеть начертанием письменных букв. Писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм. Писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится с произношением. Усваивать приемы и последовательность правильного списывания текста. Понимать функции небуквенных графических средств: пробелов, знака переноса, красной строки. Запоминать правила правописания сочетаний и применять их на письме: ча-ща, чу-щу, жи-ши, же, ше, шо, чё, чо, чк, чн, чт, що, це, цы, ци; заглавная буква в начале предложения, в именах собственных; раздельное написание слов; перенос слов без стечения согласных по слогам; знаки препинания в конце предложения. Моделировать предложения; составлять и записывать рассказы по моделям и иллюстрациям, сочинять по иллюстрациям и записывать сказки, рассказы с использованием модели текста в 4 - 5 предложениях Использовать на письме разделительный мягкий знак. Выделять в слове корень, приставку и суффикс

3 Заключительный период обучения грамоте.

15 Повторить буквы I - IX групп, списывать с печатного и письменного текстов; писать слова под диктовку (в обычном и ускоренном темпе) 5 Слово

40 Знакомиться с учебником, рассматривать обложку, читать оглавление, прогнозировать содержание. Читать и понимать смысл заданий к упражнениям. Выполнять задания в нужной последовательности. Проверять себя по учебнику. Выделять звуки в слове. Находить слова с заданными звуками. Характеризовать звуки (гласные - ударные, безударные; согласные - звонкие, глухие; парные - непарные; твёрдые - мягкие, парные - непарные; шипящие). Ставить ударение, делить слова на слоги. Анализировать допущенные ошибки. Находить слова с заданными звуками. Соотносить слова со слогоударной схемой. Характеризовать функцию букв гласных, букв Ь и Ъ. Находить однокоренные слова в группе слов. Выделять корень слова, подбирать проверочные слова. Анализировать поэлементный состав букв. Сравнивать написанное с образцом. Писать прописные и строчные буквы, сравнивать написанное с образцом. Записывать под диктовку отдельные слова, предложения. Участвовать в учебном диалоге, включаться в групповую работу. Контролировать этапы своей работы. 6 Предложение. Текст.

9 Списывать предложения и слова в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы. Составлять и читать схему предложения, конструировать предложения по схеме. Участвовать в учебном диалоге, включаться в групповую работу. Контролировать этапы своей работы. Списывать предложения и слова в соответствии с заданным алгоритмом 7 Резерв

1



























VIII. Виды контроля, измерители Контроль за усвоением знаний. Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы. Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними. Важную роль в проведении контроля с точки зрения выстраивания дифференцированного подхода к учащимся имеют тетради для самостоятельных и контрольных работ (1 кл.) Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (необходимые требования), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который они могут усвоить. При этом задания разного уровня сложности выделены в группы: задания необходимого, программного и максимального уровней, при этом ученики должны выполнить задания необходимого уровня и могут выбирать задания других уровней как дополнительные и необязательные; акцент работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс). Положительные отметки (в виде смайликов или с использованием цвета) за задания текущих и итоговых контрольных работ являются своеобразным зачётом по изучаемым темам. При этом срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все текущие темы до конца четверти). Это учит школьников планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы школьники должны постоянно, эту роль могут играть: - таблица требований по предмету в «Ежедневнике школьника». В ней ученик (с помощью учителя) выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений; - портфель достижений школьника - папка, в которую помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков). Накопление этих оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать. Контроль УУД Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. Данная диагностика разработана для учащихся 1-х классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах. Первая работа включает 11 заданий на выявление метапредметных (регулятивные и познавательные УУД) и личностных результатов. Вторая работа носит интегрированный характер: она даёт возможность проверить все три группы результатов (предметные, метапредметные и личностные). Работа строится на основе чтения текста, что позволяет проверить также сформированность коммуникативных УУД, и включает 15 заданий, кроме четвёртого, более лёгкого, варианта. Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что даёт возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.



Количество проверочных и контрольных работ

Учебная четверть Школьный старт
Проверочные работы
Словарный диктант Развитие речи Админнистра-тивная работа

Диагностика метапредметных и личностных результатов 1 четверть

1






2 четверть




2



3 четверть




4



4 четверть


3

2

4

1

2 Итого:

1

3

2

10

1

2

График проведения проверочных работ.

п/п

ур.

Дата

Вид работы

Тема

план

факт.

1

127

02.04

Проверочная работа №1.

Деление на слоги, ударение

2

140

21.04

Административный диктант

Административный контрольный диктант

3

150

04.05

Проверочная работа №2.

Правописание безударных гласных в корне слова

4

158

14.05

Проверочная работа №3.

Диктант « Каркуша» с грамматическим заданием.

5

160

18.05


Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования (интегрированная работа)

6

161

19.05


Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования (комплексная работа)


Контрольные диктанты Тексты диктантов взяты из методического пособия: «Русский язык. 1 класс. Методические рекомендации для учителя. (Е.В.Бунеева, Н.А.Исаева. Баласс, 2011 год) (сокращённо: Метод. р.) Страницы указываются.

№ п/п

ур.

Дата

Текст

Проверяемые умения

план

факт.

1

127

02.04


Словарный диктант. Петух, ромашка, корова, яблоня, собака. Диктант Стоит тёплый день. На реке треснул лёд. Быстро плывут льдины. Из леса вышли лоси. Они стали пить воду. (Метод. р., с. 58) Развитие умения самостоятельно выполнять задание, осуществлять самоконтроль.


2

150

04.05
Диктант Весной птицы построили гнезда. У аиста гнездо на березе. Ласточка живет под крышей дома. У чибиса дом в траве. А хитрый воробей свил гнездышко рядом с орлиным. Там хорошо и спокойно. Задания. 1) Над словами 1-го предложения поставить ударение; 2) Подчеркнуть в 1-ом предложении I. вариант: буквы согласных, II.вариант: буквы гласных. 3) Записать 3 однокоренных слова. (Метод.р., с.85-86) Развитие умения видеть орфограммы, самостоятельно выполнять задание, осуществлять самоконтроль.






3

158

14.05
Контрольный диктант Каркуша. У Иры жила ручная ворона. Звали её Каркуша. Она любила делать запасы. За ковром были конфеты. У ножки стола - кусочки сала. Часто их находит кот Васька. Он был им рад. Задания. I. вариант. 1) слова 1-го предложения разделить на слоги; 2) подчеркнуть в словах 1-го предложения, в написании которых можно ошибиться. II. вариант. 1) слова 1-го предложения разделить для переноса. 2) подчеркнуть в словах 6-го предложения, в написании которых можно ошибиться. (Метод. р., с.97-98) Развитие умения видеть орфограммы, самостоятельно выполнять задание, осуществлять самоконтроль.







Словарные диктанты

п/п

ур.

Дата

Вид работы

Текст

план

факт.

1

155

11.05


Словарный диктант Записать под диктовку: Ребята, корова, береза, шел, барабан, машина, сапоги. Подчеркнуть букву, написание которой надо запомнить. (с.92, методическое пособие)
Три уровня освоения учебного курса (по признакам успешности). Необходимый (базовый) уровень - решение типовой задачи, подобной тем, что решали много раз, где требуются отработанные действия и усвоенные знания (раздел «Ученик научится»). Повышенный уровень - решение нестандартной задачи, где требуется либо действие в новой ситуации, либо использование усваиваемых в данный момент знаний («Ученик может научиться»). Максимальный уровень (необязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой требуются либо самостоятельно добытые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования.

IX. Требования к умениям учащихся по русскому языку (1 класс)

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

-овладение функциональной грамотностью;

-развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;

- развитие умений и навыков понимания и анализа текстов.

-приобретение и систематизация знаний о языке;

- развитие чувства языка.

- овладение орфографией и пунктуацией.

Интеллектуально-речевые умения

Учебно - языковые умения

Правописные умения

- составлять предложения из слов;

- отличать текст из набора предложений;

- составлять небольшой текст (3-4 предложения) на заданную тему и записать его с помощью учителя;

- правильно списывать слова, предложения, текст; проверять написанное, сравнивая с образцом

- различать гласные и согласные звуки, согласные звонкие и глухие (парные и непарные), твердые и мягкие (парные и непарные);

- делить слова на слоги, ставить ударение;

- находить корень в группе доступных однокоренных слов.

- писать большую букву в начале предложения, в именах собственных;

- писать буквы и, у, а после шипящих ( в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу);

- обозначать мягкость согласных на письме с помощью ь;

- не употреблять мягкий знак в буквосочетаниях чк, чн, щн, нщ и др;

- писать изученные слова с непроверяемой буквой безударного гласного в корне;

- делить слова на части для переноса;

- ставить знак препинания в конце предложения.

X. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Учебно-методическая литература Обучение грамоте и пропедевтический курс русского языка обеспечиваются: 1. учебником для первоклассников «Азбука» (авторы Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков). М. - 2012 2. комплектом прописей «Азбука» в 3 тетрадях и «Пишу и проверяю себя» в 2 тетрадях (автор Н.М.Лаврова) 3. комплектом наглядных пособий; 4.методическим пособием для учителя «Обучение грамоте и чтению» и Поурочно - тематические разработки» ( автор Н.М.Лаврова) Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями: 1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык (первые уроки)» (1-й кл.);. М.2012 2.Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева «Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык (первые уроки)».М.2014. 3. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1-4-го классов; М.2011. 4. Е.В. Бунеева, Н.А. Исаева. «Русский язык», 1-2 классы. Методические рекомендации для учителя. М.2012.

Технические средства обучения

Наглядные пособия:

  1. Комплект наглядных пособий по русскому языку. Образовательная система «Школа 2100».


Оборудование для мультимедийных демонстраций:

  • медиапроектор;
  • компьютер;
- магнитофон;

Электронные ресурсы:

1. Официальный сайт Образовательной системы «Школа2100»

2. Электронный образовательный комплекс на DVD- диске «Игры и задачи» (1-4 классы)

3. Интернет - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов .(http: school-colltction.edu/ru)

Набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации

XI. Литература для составления рабочей программы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп.. на 2011 г./ М-во образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2011.
  2. Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1.-М.: Просвещение, 2010.
  3. Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. В 2 книгах. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование./Под науч. ред. Д.И. Фильдштейна. изд. 2-е, доп. - М.: Баласс,2011
  4. Образовательная система «Школа 2100». Рабочие программы.1 кл. Пособие для учителей. - М.: Баласс, 2012.
  5. Рабочие программы. Начальная школа. 1 кл. УМК «Школа 2100»/ Авт.-сост.: И.О. Забавникова (и др.); под ред. С.А.Кравцовой. М.: Планета, 2012.
  6. Программа «Русский язык» Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев. Методические рекомендации для учителя. М. Баласс. 2012.
  7. Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2012.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
  8. nsportal.ru/...shkola/.
  9. 8 school2100.ru



© 2010-2022