Урок окружающего мира «Годы Священной войны 1941 – 1945

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира «Годы Священной войны 1941 – 1945Урок окружающего мира «Годы Священной войны 1941 – 1945Урок окружающего мира «Годы Священной войны 1941 – 1945Урок окружающего мира «Годы Священной войны 1941 – 1945Урок окружающего мира «Годы Священной войны 1941 – 1945Урок окружающего мира «Годы Священной войны 1941 – 1945Урок окружающего мира «Годы Священной войны 1941 – 1945Урок окружающего мира «Годы Священной войны 1941 – 1945Урок окружающего мира «Годы Священной войны 1941 – 1945Урок окружающего мира «Годы Священной войны 1941 – 1945Урок окружающего мира «Годы Священной войны 1941 – 1945Урок окружающего мира «Годы Священной войны 1941 – 1945Урок окружающего мира «Годы Священной войны 1941 – 1945Урок окружающего мира «Годы Священной войны 1941 – 1945Урок окружающего мира «Годы Священной войны 1941 – 1945Урок окружающего мира «Годы Священной войны 1941 – 1945Урок окружающего мира «Годы Священной войны 1941 – 1945Урок окружающего мира «Годы Священной войны 1941 – 1945Урок окружающего мира «Годы Священной войны 1941 – 1945Урок окружающего мира «Годы Священной войны 1941 – 1945Урок окружающего мира «Годы Священной войны 1941 – 1945Урок окружающего мира «Годы Священной войны 1941 – 1945Урок окружающего мира «Годы Священной войны 1941 – 1945Урок окружающего мира «Годы Священной войны 1941 – 1945УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 4 КЛАСС. (УМК Гармония)

ТЕМА: «Годы Священной войны 1941 - 1945 гг.».
РАЗРАБОТАЛА:
Гребенюк Ю.А.
учитель начальных классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Урок окружающего мира «Годы Священной войны 1941 - 1945 гг.»» (4 класс) разработан по УМК «Гармония» с учётом современных требований к уроку, с использованием электронных образовательных ресурсов, соответствует стандартам второго поколения.

Цели урока

предусматривают ознакомление учащихся с событиями 1941 - 1945 гг.; углубление и систематизация знаний учащихся четвёртого класса о Великой Отечественной войне;

развитие умения работать индивидуально;

воспитание патриотических чувств.

Цели урока направлены на формирование универсальных учебных действий у учащихся четвёртого класса.

Учебные задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.

Тип урока: открытие нового знания

Методы обучения: частично-поисковые, объяснительно - иллюстративные.

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, учебник «Окружающий мир» 4 класс.

Технологии: развития критического мышления, обучение как учебного исследования.

Деятельность ученика: знать, уметь, слушать, вспоминать, логически мыслить, запоминать, рассуждать, анализировать, делать выводы, работать в парах, в группах, наблюдать, двигаться, спрашивать, проявлять инициативу, спорить, осознанно учить. К уроку были поставлены цели, задачи и определены пути их реализации. Составлен конспект и презентация. (Материалы прилагаются). Материал урока ознакомил обучающихся с битвами и сражениями времён Великой Отечественной войны, подвёл к познанию подвига народа в годы Великой Отечественной войны, способствовал проведению сравнительного анализа отечественных войн 1812г. и 1941 - 1945 гг., расширил и углубил знания по окружающему миру. К уроку были подобраны задания на проверку изученного материала, на смекалку, на выделение информации из нового материала. На уроке выполнялась поисковая работа, группировка по видам нового материала, были предусмотрены задания для самопроверки и самооценки. На каждом этапе урока менялись формы и методы работы с обучающимися, обеспечивая новизну и интерес к познанию нового учебного материала. На этапах урока использовались разнообразные универсальные учебные действия: познавательные (самостоятельный поиск дополнительной информации к уроку); личностные(положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности; участвовать в созидательном процессе; способность к самооценке своих действий); регулятивные(принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Это способствовало повышению положительной мотивации обучения, эффективному формированию ключевых компетентностей учащихся посредством представления учебного материала. Использование на этапах урока ЭОР позволило провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечило высокую степень дифференциации обучения; повысило объем выполняемой работы на уроке; усовершенствовало контроль знаний; позволило рационально организовать учебный процесс, повысило эффективность урока. Здоровье сберегающие технологии - физ. минутка, помогла детям преодолеть усталость и разнообразить урок. Рефлексия урока способствовала выявлению степени усвоения нового материала. На дом было задано поисковое задание - подготовить сообщение о родственниках принимавших участие в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Использование ЭОР на уроке повысило эффективность и интенсивность учебного процесса, способствовало развитию творческого потенциала четвероклассников.



Конспект открытого урока окружающего мира 4 класс

учитель: Гребенюк Ю.А.

ТЕМА: «Годы Священной войны 1941 - 1945 гг.».

Урок окружающего мира «Годы Священной войны 1941 – 1945





Конспект урока окружающего мира 4 класс

ТЕМА: «Годы Священной войны 1941 - 1945 гг.».


Цели урока:

  1. Углубить знания детей о событиях 1941 - 1945 гг.

2. Раскрыть причины начала Великой Отечественной войны;

3. Ознакомить учащихся с грандиозными сражениями Великой Отечественной войны.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учитель:

-Давайте вспомним людей, которые оставили след в истории и чьими подвигами мы можем гордиться.

- Назовём события, связанные с этими людьми.

На доске портреты. Дети называют имена князей и что они сделали.

Ответы учеников:

-Князь Александр Невский в 1240 г. выиграл битву на реке Неве

(Невская битва),1242г. победил немецких крестоносцев на Чудском озере.(Ледовое побоище)

-Князь Дмитрий Донской в1380 г. выиграл битву на Куликовом поле и вселил веру, что можно победить Орду.

-1709 г- Полтавская битва со шведами - Пётр 1

-Купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский народные герои. Они освободили Москву от польских интервентов в 1612 г. Минин собрал деньги на новое ополчение и сам отдал все свои сбережения и часть имущества. Верховным воеводой пригласили князя Дмитрия Пожарского. 2 дня длилось сражение с польским войском. Москву освободили.

Учитель:

-Обобщая события Древней Руси, Московского государства, Российской империи мы вспомнили важные сражения того времени.

III. Сообщение темы урока Учитель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие, но уже в другую историческую эпоху. Послушайте внимательно.

Воспроизведение по звуковому значку в правом нижнем углу слайда. Звучит песня «Священная война» Учитель: Кто уже догадался, в каком времени мы только что побывали? (В России времён Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 г.г.) -Кто может сформулировать тему урока? (Годы священной войны)

-Какие чувства вы испытали при прослушивании песни?

- Как понять слова песни? Что является священным долгом советского человека? (Встать на защиту своей Родины.)
Учитель: Может кто-нибудь из вас знает что-то об этой песне? Выступление ученика с сообщением. Была написана 24 июня 1941 года. Слова - В. И. Лебедева-Кумача, музыку написал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Премьера песни состоялась на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь - пять раз подряд! - пел ансамбль «Священную войну». Так начался путь песни, славный и долгий путь. -Кто может сформулировать цель урока?

- Как называлась священная война ХХ века? (Отечественная.)
- Что это значит отечественная война? (За свое Отечество поднялся весь народ.)

IV. Актуализация знаний. Стадия «вызов»

1. Приём ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал» Учитель: Перед вами на столах лежат пока ещё пустые таблицы «ЗХУ». Вспомните все, что вам уже известно о Великой Отечественной войне и запишите это кратко в кластер. Подумайте, что бы вы ещё хотели узнать, и запишите это во вторую колонку. (Дети самостоятельно работают с таблицей) А третья колонка пока останется, мы её запишем в конце урока.

Кластер»

ВОВЗнаю

Хочу узнать

Узнал



Проверка кластера.

- Скажите, что вам уже известно О ВОВ?

- Что бы вы хотели узнать?

V. Работа по теме урока. Стадия «осмысление»

-Почему люди воюют? (присвоить чужие богатства, завладеть чужой территорией, иметь власть над людьми, заставить людей работать на себя)

  • В 1939 году в Европе началась Вторая мировая война. Её развязали германские фашисты под руководством Адольфа Гитлера. В эту войну втянулись государства Европы, некоторые государства Азии, Африки, Америки.
- Что хотели фашисты? (ответы уч-ся) Давайте прочитаем в учебнике стр 100.( чтение)
  • В 1941 году война пришла и на нашу землю. Рано утром 22 июня гитлеровские войска перешли границу СССР. Фашистские главари хотели поработить наш народ, захватить природные богатства нашей страны, разграбить или уничтожить её культурные ценности.
  • Началась самая страшная в истории нашей страны Великая Отечественная война. Она длилась почти четыре года (1418 дней и ночей) и принесла гибель 30 миллионов советских воинов и мирных жителей.


Учитель: Как вы думаете, кто сражался за победу в Великой Отечественной войне? Каким образом и где? Кто представлял нашу главную силу? (Мужчины) -Где?

Учитель обобщает ответы детей и по щелчку появляются объекты кластера

Учитель: Каким образом, где?Урок окружающего мира «Годы Священной войны 1941 – 1945








  • Смертельная угроза нависла над нашей Родиной. Все, кто мог воевать, пошли на фронт. Остальные помогали армии в тылу, обеспечивая её продовольствием, снаряжением и боеприпасами.
  • Красная Армия вынуждена была отступать, ведя тяжелые оборонительные бои. Народ хранит память о героической обороне пограничной Брестской крепости, городов-героев Киева, Смоленска, Одессы, Севастополя и других.

Давайте узнаем главные сражения ВОВ Сообщение ученика

Первыми вступили в жестокий бой пограничники Брестской крепости. Они защищали крепость целый месяц. Но силы были не равны. Фашисты прорвались вглубь страны. В сентябре фашисты окружили Ленинград. Началась блокада города.

- Кто из вас знает, сколько времени длилась блокада Ленинграда? (900 дней и ночей)

К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро. В результате начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый суровой зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.

Так же, как и армия Наполеона, гитлеровские войска рвались к Москве. Гитлер рассчитывал взять Москву до наступления холодов.

- Предположите, взяли ли фашисты столицу нашей Родины - Москву? (В город фашисты так не попали).
Битва за Москву. Сообщение ученика

Битва под Москвой занимает особое место. Именно здесь, на подступах к столице, хваленая гитлеровская армия потерпела первое серьезное поражение. Гитлер рассчитывал захватить Москву впервые недели войны. Но план гитлеровского командования, рассчитывавшего взять Москву в середине октября, до начала холодов, был сорван. 7 ноября 1941 г на Красной площади состоялся военный парад. С парада войска шли прямо на фронт. Защитники столицы стояли насмерть. Особенно прославилась в боях дивизия генерал-майора Ивана Панфилова. В ходе советского наступления к началу января германские войска были отброшены на 100-250 км от столицы. Таким образом, была ликвидирована угроза захвата врагом Москвы. Московская битва стала первым крупным поражением гитлеровских войск. После первого поражения фашистов война не закончилась.

- Откуда прибыли воины для защиты Москвы? (С Урала и Сибири из Средней Азии и с Дальнего Востока.)

На помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, Дальнего Востока. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолетов и оружия. В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии. Однако до победы было еще далеко.

- В чем значение битвы за Москву? (Советская армия одержала первую большую победу. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. Войска от обороны перешли в контрнаступление. Победа под Москвой воодушевила советских людей.)

Битва за Сталинград Сообщение ученика

Гитлеровцы рвались к Волге. Основная цель - захватить Сталинград. А Красной армии был отдан приказ отстоять город любой ценой. В июле 1942 года на берегах Волги состоялось сражение, которому нет равных в истории. Бои шли не просто за город, а за каждый дом в городе на Волге. -

Хорошо подготовленная, вооруженная, численно превосходившая нашу, гитлеровская армия ценой любых потерь стремилась попасть в Сталинград, а советские воины ценой неимоверных усилий должны были сдержать натиск противника. Победа войск Красной Армии под Сталинградом - исторический подвиг всего народа. Она положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны. После победы под Сталинградом, в феврале 1943 года началось освобождение территорий, захваченных фашистами.

- В чем значение битвы за Сталинград? (началось освобождение территорий, захваченных фашистами)

5 июля 1943 года произошло грандиозное сражение на Курской дуге Курская битва. Битва на Курской дуге стала одним из важнейших этапов на пути к победе Советского Союза над фашистской Германией. Вооруженные силы Германии и ее союзников после Курской битвы были вынуждены перейти к обороне.

- Каково значение курской битвы?

Сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов.

Никогда раньше в стране не было такого массового партизанского движения, как в Великую Отечественную войну.

- Что делали партизаны? (взрывали мосты, железнодорожные пути, освобождали захваченных людей. Разведчиками в основном были дети, подростки.)

- Как вы считаете, почему разведчиками были дети? (проще затеряться) Учитель: А вот как представил себе эти события режиссёр Лев Кулешов, который в 1942 году снял фильм по мотивам рассказа Льва Кассиля «Юные партизаны».

Просмотр отрывка из кинофильма «Юные партизаны»

-Что вы можете сказать о детях?(смелые, мужественные)

Но не только на фронте люди мужественно сражались, приближая долгожданную победу над врагом. В глубоком тылу работали по 13 - 16 часов женщины и подростки.

- Как приближали победу труженики тыла? (работали на полях, на фабриках и заводах)

  • Нелегко далась нашему народу победа. Люди работали на военных заводах, не уходя домой неделями. Недоедая и недосыпая, тыл помогал фронту. Трудно было найти семью, в которой не было погибших в боях, умерших от ран или лишений, пропавших в фашистском плену, угнанных на работы в Германию, загубленных в страшных фашистских лагерях смерти.

В апреле 1945 года началось наступление на Берлин.

  • В мае 1945 года после ожесточенных сражений наши войска взяли штурмом столицу фашистской Германии и водрузили флаг своего отечества над рейхстагом в центре Берлина.

-Кто знает, что произошло с Гитлером?

  • Гитлер покончил жизнь самоубийством, чтобы избежать позора поражения и не отвечать за все злодеяния, которые принес миру фашизм.

  • В руководстве страной во время Великой Отечественной войны огромную роль сыграл И.В. Сталин. Великим полководцем признан маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков.

  • В защите своей Родины героизм проявили сотни тысяч солдат и офицеров. Многие из них были награждены орденами и медалями, стали Героями Советского Союза.

-Были ли военные действия в нашем крае? (нет)

-Как жители нашего города принимали участие в ВОВ?

  • Есть ли могилы погибших солдат и ухаживают ли за ними? ( да, «Звезда» хоронили бойцов, которые после ранения лечились в госпитале и умерли от ран)

- Как мы чтим память о героях ВОВ?

  • Огонь вечной памяти горит не угасая во многих городах -героях. В каждом городе и селе России стоят памятники погибшим. В День Победы 9 мая мы вспоминаем с благодарностью всех павших и выстоявших в Великой Отечественной войне.

Приём ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал» Запишите в третью колонку, что ещё нового вы узнали о ВОв.

Приём ТРКМ «Синквейн» Учитель: Пришло время подвести итог нашему уроку. Мы убедились в том, что победа в Великой Отечественной войне - это победа всего русского народа. Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн. Напомню, что синквейн - это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определённым правилам.

Чтение учащимися синквейнов, записанных в тетрадь по чтению.

Война

Жестокая, страшная.

Разрушает, губит, калечит.

Один в поле не воин.

Мачеха.

- Это праздник со слезами на глазах, очень дорогой ценой досталась победа нашему народу. Около 30 миллионов человек составили потери Советского Союза. Из них более половины мирное население. Память о той войне увековечена в монументах и обелисках. Встаньте, ребята, давайте почтим память всех, погибших в годы Великой Отечественной войны минутой молчания.

ВОВзнаю

Хочу узнать

Узнал


ВОВзнаю

Хочу узнать

Узнал




© 2010-2022