Внеклассное мероприятие Птичья школа (2 - 4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2





«Птичья школа»

(методическая разработка классного часа)

для учащихся начальной школы

Внеклассное мероприятие Птичья школа (2 - 4 класс)

Составитель:

Иванова Ольга Вениаминов

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории



2015 год.

Пояснительная записка

к внеклассному мероприятию «Птичья школа»

Цели данного мероприятия:

- экологическое воспитание учащихся;

- расширение кругозора;

- проверка знаний эрудиции;

- видеть взаимосвязь человека с природой.

Задачи:

- содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания к верным друзьям человека - птицам;

- развивать интерес к различным видам птиц, их среде обитания;

- развивать наблюдательность детей.

Оборудование:

выставка рисунков, аппликаций; кормушки, изготовленные детьми; корм для птиц; презентация с изображением птиц; фонограмма с голосами птиц; карточки с названиями «угощений» для птиц; конверты с разрезанными картинками; памятки для детей; шапочки птиц. Проведению данного мероприятия предшествовала длительная подготовительная работа. С 20 ноября по 20 декабря в школе была объявлена акция «Самая щедрая кормушка». Дети приняли в ней активное участие, из 18 детей 15 человек изготовили кормушки для птиц. В классе по инициативе детей прошел конкурс стихов «Мой пернатый друг» (Приложение 1), в котором принял участие весь класс. Ребята нарисовали рисунки птиц, о которых учили стихи, и была организована выставка рисунков. На уроках технологии дети сами изготовили шапочки зимующих птиц, сами распределили роли будущего мероприятия и придумали его название «Птичья школа». Вместе с детьми мы составили план проведения мероприятия. Классный час прошёл очень интересно, дети были не простыми слушателями, а активными участниками. Все кормушки были развешаны в заранее спланированных местах. Две самые лучшие по всеобщему мнению кормушки были отобраны и отправлены на областной конкурс «Каждой пичужке свою кормушку». Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, занятий кружков экологической направленности с учащимися начальных классов. В процессе проведенного мероприятия я старалась развивать восприимчивость ребенка к миру природы, поддерживать чувство удивления, восторженности, положительного отношения к объектам природы - птицам. Был сформирован определенный уровень информированности детей о птицах, о среде обитания, что способствовало развитию эрудиции и познавательных интересов, подводило школьника к осознанию себя как носителя экологической культуры. И главная методическая особенность данного мероприятия состоит в организации природоохранной деятельности, а именно развешивание кормушек и подкормка птиц.


Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Все дети любят сказки, чудеса, всё необычное.

Давайте отправимся с вами на необычный урок! Да, да, на необычный! Да и школа не простая, а птичья. Директор школы - мудрый ворон, вести урок с вами будет - мудрая сова, а помогать ей будут её друзья - зимующие птицы нашего леса.

Внимание! Внимание!
Сегодня в птичью школу.

Слетелись птицы разные

На птичьи разговоры!
На конкурсы весёлые!

Мудрая Сова:

- Я приветствую, вас наши юные друзья в нашей школе. Я и мои помощники постараемся рассказать вам много нового и интересного из жизни птиц, поиграем с вами в игры, проведем разные конкурсы, викторины, но и вас просим быть активными и внимательными.

Когда ты идёшь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно "почему" меж деревьями мчится,

Другое пчелою забралось в цветок,

А третье - лягушкою скок в ручеёк.

Приветствуем, вас в птичьей школе, друзья

Скучать и хандрить здесь сегодня нельзя!

Мудрая Сова:

-Я слышала, что вы выучили много стихов о птицах. Может быть кто - то из вас, ребята знает стихотворение о сове и желает рассказать?

(Читает ученик)

Совы.

Все совы - дети ночи.

Во тьме сверкают очи:

Обличье - человечье,

Да два крыла в заплечье!

Полёт совы беззвучен,

Весь лес насквозь изучен,

А клюв и коготь прочен,

А слух совы

Так точен-

Малейший шорох

Слышит;

Притихла мышь-

Не дышит…

Совиной шеи

Поворот-

Глаза назад,

Глаза вперёд.

Гудит сова в лесную мглу:

Из - под земли достать смогу!

Напрасно прячешься ты, мышь.

Ты от меня не убежишь,-

Я с тьмой кромешной так в ладу,

Что без очков тебя найду!

Мудрая Сова: Спасибо! Продолжаем наш урок.

(Выходит ученик в шапочке снегиря)

-Узнали меня, ребята? А кто-нибудь знает обо мне стихотворение? (Дети рассказывают стихотворение «Снегирь»)

Снегирь

Побелело за окошком,

Всё в снегу. Какая ширь!

Как забытая матрёшка,

На крыльце у нас снегирь.

-Ты, снегирь, не прячься в чаще,

Оставляй лесную даль,

Прилетай в наш сад почаще-

Горсти зёрен нам не жаль!

Снегирь:

- Послушайте рассказ о снегирях. Снегирь - красивая, спокойная, но малоподвижная птица. Верхняя часть головы, крылья и хвост черные, грудка, брюшко, щеки у самца красные, у самки серые, спина светло-серая, надхвостье и нижняя часть брюшка белые. Клюв короткий, толстый, черный. Место гнездовья снегиря - еловые и сосновые леса Севера. В средней полосе он встречается

зимой на хвойных деревьях с шишками, на рябине, ясене, клене, можжевельнике. Снегирь быстро привыкает к людям, выучивается насвистывать разные мелодии, иногда размножается в неволе. Основной корм - смесь из различных семян, ягоды рябины, бузины, можжевельника, семена ясеня, клена, ели, подсолнуха (с надломленной кожурой), почки липы.

- Поиграем в игру «Птичий алфавит». (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

- Я буду называть буквы алфавита, а вы название птицы на эту букву. Кто больше назовёт птиц? За правильный ответ - жетон. Победителя ждёт приз.

Мудрая Сова:

-А знаете ли вы , ребята, что существует на свете птичка, которая выводит птенцов зимой, в лютые морозы. ( Да. Эта птичка - клест).

Мальчик, одетый в костюм клеста, встает.

Клест: Конечно, выводим мы птенцов и весной. Вообще зимнее гнездование у нас бывает там, где на хвойных деревьях большой урожай шишек. У нас не обычный клюв - с загнутыми перекрещенными концами. Клюв этот - отличное оружие для обработки шишек. Раздвигая чешуйки, а часто и обрывая их, мы извлекаем семена. Но у молодых клестов клюв обычный, прямой. Только недели через три после вылета птенцов из гнезда он у них искривляется.

Клёст.

Сверкает снег. Мороз…

И ожили верхушки-

Клесты проснулись.

Ельник полон звоном.

Как новогодние,

Среди ветвей, игрушки,

Румяные, они снуют

В шатре зелёном…

Для малышей своих-

Птенцов - голышек-

Клесты в январские,

Крутые времена

Щипцами клюва

Из еловых шишек

Смолистые таскают семена.

Клёст: - А сейчас я предлагаю поиграть в нашу любимую игру

«Летит по небу»

Летит, летит - машем руками, как летим

По небу - пальцем показываем на небо,

Клёст - машем руками

По небу клест летит - повторяем движения

Но знаем - правый указательный палец к виску

Мы, - руку на грудь

Что этот клёст - машем руками

К себе - показываем на себя

В дупло - руками показываем круг

Летит! - машем руками. Мудрая Сова: - А сейчас я предлагаю всем отправиться в зимний лес и послушать о чём мы ведем разговоры в лесу, в это трудное для нас время. (Дети в шапочках птиц разыгрывают сценку)

Сорока:

- Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!

Сова:

- Это смотря на какой зимовке, Сорока!

Сорока:

На какой, на какой - на обыкновенной!

Сова:

Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие - в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные - как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать - курортничать с Севера прилетели. Я - Сова белая, они - Свиристель и Снегирь, и они - Пуночка и белая Куропатка.

Сорока:

- Что-то я вас не пойму толком! Зачем же вам было в такую даль лететь, киселя хлебать? У вас в тундре снег - и у нас снег, у вас мороз - и у нас мороз. Тоже мне курорт - одно горе!

Свиристель:

- Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное - это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.

Белая куропатка:

- Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь - чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.

Сова:

- В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь!

Сорока:

- Век живи, век учись! Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну, чудеса, ну дивеса!

Все:

- Так-то, Сорока! А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях все равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами!

Зимние гости.

Синяя синица!

Розовый снегирь!

Отчего мне снится

Весь в снегу пустырь

И на скользком насте

Трепет птичьих крыл?

Будто я в ненастье

Птиц рукой прикрыл…

Пуховой комочек,

Слышен сердца стук,

А лететь не хочет

Их горячих рук …

Быль - она вернее

Всяких небылиц:

С голода ручнеют

Стайки зимних птиц. Мудрая Сова:

Мудрая Сова:

- Ребята! Мы нуждаемся в вашей помощи. Кто из вас подкармливает птиц? А чем вы их кормите? (ответы детей.)

- Я помогу вам выбрать правильный корм для нас.

- Семена подсолнечника - лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев. Конопля - универсальный корм для всех птиц. Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки. Арбузные и дынные семечки - корм для синиц, поползней, дятлов. Веники лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег у кормушек или подвесить рядом с ними. На этот корм слетятся чечетки, снегири, чижи, щеглы, синицы. Снегири охотно поедают семена конского щавеля, клена, ясеня, липы. Ягоды рябины, бузины, черемухи очень любят снегири и свиристели. А уж сухие хлебные крошки всегда найдут своих любителей.

Мудрая Сова: Давайте поиграем в игру «Накорми птиц»

(Детям предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья. Дети берут карточки и нужные кладут на кормушку.)

  1. Рябина.

  2. Макароны.

  3. Арбузные семечки.

  4. Ржаной хлеб.

  5. Белый хлеб.

  6. Шоколадные конфеты

  7. Яблоко.

  8. Пшено (крупа).

  9. Гречневая каша.

  10. Сало соленое.

  11. Семена подсолнечника.

Выходит ученик в шапочке поползня и читает стихотворение.

Поползень

Голубая спинка

Рыженький бочок.

По стволу осинки,

За скачком скачок.

Поползень вертлявый

Скачет вверх и вниз;

В ствол залез дырявый,

Клювом вниз повис.

Вертит он головкой,

К дятлам заглянул,

Из - под чёрной бровки

Искоркой сверкнул,

Свистнул: «Эй, вы, дятлы!

Клювом вниз скачу …

Вам такое вряд ли,

Дятлам по плечу!»

-Я предлагаю поиграть в игру «Экологическое лото» Учащиеся получают набор карточек с изображением птиц. Дается описание птицы или загадывается загадка, нужно поднять соответствующую картинку и назвать птицу.

  1. Серенькая птичка, ростом невеличка, бегает от кошки, собирает крошки. (Воробей.)

  2. Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной? На меня он не глядит, все стучит, стучит. (Дятел.)

  3. Какая птица весной резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка.)

  4. Вещая птица древних славян. (Ворон.)

  5. Какая птица своей песней раньше других извещает о приходе весны? (Ворона)

  6. Каких пернатых птиц называют «пернатыми кошками»? (Сова)

  7. Птица, «приносящая новости на хвосте». (Сорока)

  8. Пернатая кошка. (Сова)

  9. Птица - символ мира и чистоты. (Голубь)

  10. Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерно крестообразным клювом. Это единственная птица, которая зимой выводит птенцов. (Клёст)

  11. Голова, крылья, хвост у этой птицы - чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.

( Сорока)

  1. Маленькая зеленоватая птичка быстро передвигается по стволу дерева вниз головой. Она как - будто ползёт. (Поползень)

  2. Это кочующая птица. Она имеет ярко- красную грудь. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. Она особенно любит рябину.

( Снегирь)

  1. А вот эта птичка поёт, как - будто комар пищит. Эта самая маленькая птичка в нашем лесу. По хохолку, точно по короне, ей и название дали. (Королёк)

  2. Эта птица имеет пёструю окраску. По дереву она передвигается по спирали и постоянно постукивает, долбя кору. Она уничтожает много насекомых. Её называют санитаром леса. (Дятел)

Мудрая Сова:

- Отгадайте по описанию, кто еще пришёл на урок. Поздней осенью или зимой на улицах городов иногда появляются стайки довольно крупных и очень красивых птиц. Рассевшись на деревьях, они некоторое время как бы осматриваются, тихонечко и мелодично пощебетывая при этом. И вдруг щебетание прерывается громким, резким криком. Вот, видимо, за этот крик и получили птицы свое имя - (свиристели) («Свиристеть») в старом русском языке означало: громко и резко свистеть или кричать.

Выходит ученик в шапочке свиристеля.

Ученик читает стихотворение.

Свиристели.

К нам с ветрами прилетели

Стайки ярких свиристелей.

Налетели свиристели -

В сто свирелей засвистели.

Пусть метель,

Как старый мельник,

Белит сосны,

Белит ельник -

Много ягод свиристелям

Заготовил можжевельник;

Есть крушина.

Есть калина

А у старого овина

Стынет в инее рябина.

Как пришла пора метелей,

Налетели свиристели,

Засвистели, засвистели -

Всё до ягодки поели.

Свиристель: Свиристели не улетают, даже когда к ним подходят близко. Не улетают вовсе не потому, что хотят, чтоб люди получше рассмотрели их задорные большие хохлы на головах, красивое оперение или необычные украшения: блестящие, яркие «кораллы» - ороговевшие чешуйки в форме падающих капель на перьях. Нет, просто в лесотундре и тайге - в тех местах, где гнездятся свиристели, люди не трогают их. И птицы привыкли доверять людям. Питаются свиристели ягодами, любят рябину. Впервые гнездо этой птицы было обнаружено в Лапландии лишь в середине прошлого века. И не случайно свой рассказ о свиристелях немецкий ученый А. Брем начинал так: «Необыкновенное всегда считалось чудом, ибо чудесное начинается там, где оканчивается понимание». Весной свиристели возвращаются на родину - в лесотундру, в тайгу. Там вьют свои гнезда - массивные сооружения, в которых выводят и выкармливают насекомыми птенцов (обычно их бывает пять). За две недели выкармливания свиристели уничтожают огромное количество насекомых, особенно кровососов. Этим чрезвычайно полезны. Да и в остальное время года, хоть и питаются ягодами, пользу приносят несомненную, расселяя растения. Задание от свиристеля:

- А кто из вас знает народные приметы, связанные с птицами?

  • Птицы вечером садятся ближе к стволу дерева - ночью ожидаются заморозки.

  • Воробьи вялые, сидят на веточках, нахохлившись - это к непогоде.

  • Если в зимнее время воробьи расщебетались - это к оттепели

  • Если воробьи зимой перелетают с места на место стаями -жди сильных морозов.
  • Снегирь зимой поет - на снег, вьюгу и слякоть.

  • Тетерева и куропатки в лесную чашу прячутся - жди бурана.

  • Кукушка кукует на сухом дереве - к морозу.

  • Воробьи дружно зимой расчирикались - к оттепели

Ученик читает стихотворение

Не робей воробей!

На дворе белым-бело,

Землю снегом замело.

Трудно птицам зимовать,

Трудно пищу добывать.

Подлетай, воробей,

Подлетай, не робей!

Видишь девочку? Она

Принесла тебе зерна.

Подошла к крылечку,

Сыплет на дощечку.

Подлетай, воробей,

Угощайся, не робей!

И. Беляков.

Выходит ученица в шапочке воробья.

Воробей: Пожалуй, самая знаменитая птица - это я - домовой воробей, меня знают все. Юркий плут, воришка, забияка, драчун, сплетник и первейший нахал - так говорят обо мне. Провожу я всю зиму нахохлившись под застрехой или в глубине густой ели, питаюсь тем, что найду на дороге, а чуть весна, лезу в чужое гнездо, что поближе к дому - в скворечье или ласточкино. А выгонят меня, я, как ни в чем не бывало... Ершусь, прыгаю, кричу на всю вселенную: «Жив, жив! Жив!»
Задание «Птичья мозаика» Вам нужно составить изображения птиц, назвать получившуюся птицу.

  • Дятел
  • Синица
  • Клест
  • Ворона
  • Ласточка
- Что получилось? Что вы знаете об этих птицах? - Какая птица оказалась у нас случайно? Почему? - Каких вы еще знаете зимующих птиц? Перелетных птиц?

Ученица читает стихотворение

Синицы.

Спозаранок скачут птицы,

По заснеженным ветвям -

Желтогрудые синицы,

Прилетели в гости к нам.

"Тинь-тень, тилли-тень,

Все короче зимний день -

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика,

Ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек".

Ю.Синицын

Синица: Как вы думаете? Синицы - значит, синие? На самом деле в моем оперении синих тонов нет совсем. А почему тогда синицы? Мы издаём довольно громкий мелодичный посвист: «сии-сии». А в солнечный мартовский денек можно услышать и «си-ни-ца». «Си-ни-ца» - как бы представляем себя. Ну, раз сама себя называю, стоит ли людям спорить?

Меня чаще других можно увидеть зимой в городах и селениях. Хотя я, как и все синицы,- птица сугубо лесная, а прилетаю к людям не от хорошей жизни-трудно, голодно в лесу зимой. Часть синичек откочевывает на юг (не улетает, а именно откочевывает, синицы - птицы оседлые), часть остается в лесу, а часть прилетает к человеческому жилью - тут легче прожить, прокормиться. В это время синицы становятся в полном смысле всеядными птицами: поедают крошки и крупу, кусочки мяса и сала. И все-таки очень много птиц гибнет в это время: из десяти синиц до весны доживают в лучшем случае одна-две. Гибнут не от холода, а именно от голода. Голодная птица не переносит даже слабых морозов.

Задание от синички «Живые синонимы»

Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите…

  1. Взгляд хищный, как у… (ястреба)

  2. Взгляд зоркий, как у… (сокола)

  3. Нос с горбинкой, или… (орлиный)

  4. Нос приплюснутый, или… (утиный)

  5. Шея красивая, или… (лебединая)

  6. Выступать величаво, как «пава», или… (павлин)

  7. Плыть (идти плавно)… (лебёдушкой)

  8. Болтать или трещать, как… (сорока)

  9. Щебетать, весело переговариваться, как…(воробей, птичка)

  10. Ворковать, как… (голубь)

  11. Накаркать, накликать беду, как… (ворона)

  12. Долбить (говорить одно и то же), как… (дятел)

Мудрая Сова:

Сейчас зима. Снег покрывает землю. Очень тяжело нам птицам в это трудное время года. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тогда для нас наступают голодные дни. В это время нам просто необходима наша помощь. Ребята, а как вы можете помочь нам не погибнуть от голода и холода?

Ученик:

- Сколько есть дел, посильных каждому из нас! Птицы исключительно отзывчивы на всякую помощь. Это изготовление и развешивание кормушек и подкормка в суровую зимнюю пору, и охрана дуплистых деревьев, так необходимых для птиц. И запомните главное правило : даже если вы ничем не можете помочь, в ваших силах всегда не мешать , а это уже не так мало ! Очень важно , чтобы птицы , такие прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей Земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим.

Мудрая Сова:

- Я вижу, вы уже изготовили кормушки. Покажите нам ваши изобретения и расскажите об особенностях ваших кормушек.

Дети выходят, показывают свои кормушки и рекламируют свое изделие. Проходит конкурс на лучшую кормушку.

Внеклассное мероприятие Птичья школа (2 - 4 класс)

Внеклассное мероприятие Птичья школа (2 - 4 класс)

Внеклассное мероприятие Птичья школа (2 - 4 класс)

Внеклассное мероприятие Птичья школа (2 - 4 класс)

Мудрая Сова:

Кормушки должны быть удобными

1. Кормушки лучше делать самые простые - из пакетов из-под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.

2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

3. Корма в кормушках должно быть немного, но следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

4. Кормушки нужно держать в чистоте.

5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.

И помните - кормить птиц надо регулярно! Удачи вам!

(Детям раздаются памятки). - Я думаю, что теперь каждый из вас, ребята, около дома повесит свою кормушку. Птицы станут частыми гостями в ней. Птицы не умеют разговаривать, но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и будете бережнее относиться ко всему живому.

Дети дают обещание:

Мы обещаем!
Мы будем, будем, птицы,
С вами дружить!
В мире, согласии жить.
Будем помнить всегда,
Что вы с нами верные друзья !


ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (Стихи П. Барто)

Рябчик

Появилось вдруг

Откуда

Это крапчатое

Чудо?

Ну, конечно,

Рябчик-

Крапчат,

Отчего и назван -

Рябчик!

Ночь провёл он

В снежной норке,

А с рассветом,

Снег взметнув,

В тихой чаще

Рябчик зоркий

Чистит перья,

Чистит клюв.

Чечётки.

На ветвях, как в счётах чётки,

Что ведут чему - то счёт,

Целый день трещат чечётки:

«Чёт» и «нечет», «нечет», «чёт» …

Старый чечет в красной шапке.

И в пунцовых перьях грудь,

Прицепился к ветке шаткой,

Чтоб к себе серьгу пригнуть.

Клюнет чечет, крикнет: «Нечет!» -

А чечётки: «Чёт, чёт, чёт!»

Промолчит на это чечет,

Но трещат чечётки: «Нечет!»-

Очень любят точный счёт.

Щеглы.

«Те -ре -бить!» -

Кричит щегол,

Стройный, пёстрый -

Щёголь птица.

На репейник, как за стол,

Семена лущить садится.

На ветру бурьян колючий

Со щеглом качается;

Вьётся тучей

Пух летучий, И… обед кончается.

Крапивник.

Возле пней в лесу малыш

Катит шариком, как мышь,

И зимой не дует в ус:

«Я морозов не боюсь!»

Презадорно

Хвостик вздёрнул,

Из - под снега

К нам

Пролез,

Затрезвонил на весь лес:

«Гостю рад бы я

Всем сердцем,

Да узка для гостя

Дверца!»

Оляпка.

В метель под снежной шапкой

За скользкой кромкой льда

Случается оляпкам

Укрыться иногда …

Звенит в прозрачных гротах

Сосулек борода;

В хрустальные ворота

Врывается вода.

По дну цепляясь лапкой,

Дробя струю плечом,

Скользит в струе оляпка,

Мороз ей нипочём

Пищуха.

Кору как будто нюхая,

Пищуха белобрюхая

С гребенчатым хвостом

Ползёт, ползёт с поклонами

Берёзами да кленами,

Вокруг ствола винтом …

Все щели попроверила,

Все складочки измерила,

Сучок нашла гнилой:

Личинки здесь отложены, -

Нащупав осторожно их,

Кривой иглой - долой!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Птичий алфавит

А

Аист

Б

Береговушка

В

Ворона

Вертишейка

Выпь

Г

Галка

Горихвостка

Глухарь

Д

Дрозд

Дятел

Ж

Жаворонок

З

Зяблик

Зимородок

И

Иволга

К

Клёст

Кулик

Кукушка

Коростель

Л

Лесной кулик

М

Малиновка

О

Оляпка

Овсянка

П

Пищуха

Поползень

Р

Рябчик

С

Сова

Сойка

Снегирь

Скворец

Синица

Сорока

Свиристель

Стриж

Т

Тетерев

У

Удод

Ф

Филин

Ц

Цапля

Ч

Чечётка

Чиж

Чечевица

Щ

Щегол

Ю

Ю,ла

Я

Ястреб

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПАМЯТКА

1. Кормушки лучше делать самые простые - из пакетов из-под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.

2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

3. Корма в кормушках должно быть немного, но следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

4. Кормушки нужно держать в чистоте.

5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб!



ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Внеклассное мероприятие Птичья школа (2 - 4 класс)

Внеклассное мероприятие Птичья школа (2 - 4 класс)

Внеклассное мероприятие Птичья школа (2 - 4 класс)Внеклассное мероприятие Птичья школа (2 - 4 класс)Внеклассное мероприятие Птичья школа (2 - 4 класс)

Список литературы.
1. Благосклонов К. Н. Охрана и привлечение птиц. - М.: «Просвещение», 1972. 2. Беме, Р.; Кузнецов, А.; Беме, И. Определитель птиц России.- М.: Аванта+ , 2009. 3. Великанов Л.Л. « Энциклопедия для детей»; изд. «Аванта+», Москва, 1995. 4. Жук Л.И. Я люблю эту землю. - Минск: Издательство ООО Красико-Принт, 2000. 5. Землянова О.В., Козлова Н.Б., Патрушева Л.И., Носова М.Н., Гарьюнг С.Г., Погудина Н.А. Листая экологический календарь: сценарии массовых мероприятий, посвященных датам экологического календаря. Барнаул: АКДЭЦ, 2003. 6. Надель-Червинская М. А., Червинский П. П. Энциклопедический мир Владимира Даля. - Книга первая: Птицы. - Т. 1. - Ростов-на-Дону, 1996. 7. Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия. - Волгоград.: Учитель, 2007. 8. Нуждина Т.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду. - Ярославль: "Академия развития", 1997. 9. «Птицы. Энциклопедия природы России» (под ред. В.Е.Флинта), Москва, 1996г. 10. ШорыгинаТ.А. Птицы. Какие они? М., 2005. 11.Энциклопедия «Жизнь животных», том 6 «Птицы». Под редакцией профессора В.Д. Ильичева, профессора А.В. Михеева. Москва «Просвещение», 1986..

12. Павел Барто «Пусть поют птицы» Москва. «Советская Россия» 1985г.





24


© 2010-2022