Доклад по теме «Развитие творческого мышления на уроках как условие формирования личности младших школьников»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района

«Средняя общеобразовательная школа № 4»


Доклад по теме:

«Развитие творческого мышления на уроках

как условие формирования личности младших школьников»



Учитель

Ивнникова

Наталья Владимировна


г. Куйбышев

2015


Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребенка, формирует творческую личность и готовит ее к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учитель на уроке (проблемный, исследовательский). Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди науки и искусств. Анализировались их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов, великих изобретений выделяли 2 стадии творческого процесса: первая стадия - длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями, и вторая стадия - короткое озарение и интуитивно принятые решения. В психологии выявляются следующие составляющие творческой деятельности: - гибкость ума - систематичность - готовность к риску - ответственность за принятое решение. Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решения. Систематичность и последовательность позволяет управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в «скачку идей», когда решение до конца не продумывается. Человек, имеющий много идей, не может выбрать среди них. Он нерешителен и зависит от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную последовательность и систематичность. Творчески мыслящий человек нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. У детей способность к творчеству складывается постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих. Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум 3 стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое. Наглядно-действенное мышление рождается из действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи. Это мышление формируется к 7 годам (1 класс). Наглядно-действенное мышление позволяет ребенку понимать пространственные и временные отношения, осмыслить причинно-следственные связи. Причинное мышление. Известно, что предметы и явления действительности находятся в различных связях и отношениях: причинно-следственных, временных, условных, пространственных и т.д. Причинное мышление связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте. Изучение познавательной деятельности детей показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности. К 8-9 годам дети, читая или наблюдая за различными явлениями жизни, начинают формулировать поисковые вопросы, на которые пытаются сами же найти ответы. Исследовательская активность детей на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышления. Эвристическое мышление формируется ориентировочно к 12-14 годам. По мере взросления дети сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможно выделить одну причину события. Многие явления вызваны большим количеством разнообразных факторов. Прогнозы развития этих явлений носит вероятностный характер. Мышление, которое, опираясь на критерии избирательности поиска, позволяют решать сложное, неопределенные, проблемные ситуации, называют эвристическим. Я предложу задания, которые направлены на развитие творческих способностей детей и могут использоваться на уроках математики. Я предлагаю 3 типа заданий в соответствии с этапами развития творческого мышления. Задания направлены на развитие наглядно-действенного мышления. Конструирование 1 класс Составь 2 одинаковых квадрата из семи одинаковых палочек. 2 класс В фигуре, похожей на ключ, переложи четыре палочки так, чтобы получилось 3 одинаковых квадрата. 3 класс Из 16 палочек построена стрела. Переложи восемь палочек так, чтобы получилось 8 равных треугольников. Изображение рисунка круглого, треугольного, квадратного, математического. (3)Вьетнамская игра Круг разделен на части, как показано на рисунке. Ориентиром при разрезании служит центр круга. Получается 7 частей. Из них равны между собой 2 части, похожие на овал, и 2 части, имеющие сходство с треугольником, остальные 3 части разные по форме и размеру. Попробуй из полученных в результате разреза частей составить фигурки:

  1. Индюшонка
  2. Тюленя
  3. Бабочки
  4. Собачки
Задание, направленное на развитие причинного мышления. Комбинирование элементов знаковых систем. (3) Вычисляем сумму или разность сочетаемых чисел, в зависимости от знака, стоящего в клетке. Например, число 7 надо сложить с числом 7 - в окошке пишем (14). Математические слова. (1) Один ученик называет математический термин, другой повторяет его и добавляет свой, третий повторяет 2 термина и называет свой (треугольник, плюс, единица…) (2) Продолжи цепочку взаимосвязанных слов. Например, круг (треугольник, квадрат); плюс (минус, равно, разделитель)… Работа по граф-схемам (алгоритмам) - совершенствование вычислительных навыков с элементами творческой деятельности.
  1. Задать граф-схему.
  2. Довести до конца частично заполненные схемы.
  3. Составить выражение по данной граф-схеме.
  4. Составить задачу по граф-схеме.
  5. Составить граф-схему по условию.
Задание, направленное на развитие эвристического мышления (анализирование проблемной ситуации во многоходовой задаче) (3) Имеется непрозрачная канистра емкостью 10 л с бензином и 2 пустых сосуда; в один вмещается 7 литров, в другой - 2. Как из 10 литрового сосуда отлить в 7-литровый ровно 5 литров бензина? При работе над творческими заданиями желательно поощрять ребенка к выдвижению как можно большего количества решений, затем вместе с ними оценивать их качество. Выполнение большинства заданий невозможно без помощи педагога. Кроме того, любой ребенок нуждается в поощрении и поддержке. Внимание и доброжелательность педагога позволяет поддержать и развить интерес к творческим мыслительным заданиям.


© 2010-2022