Анализ работы начальной школы за год

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
В 2011-2012учебном году перед педагогами начальной школы стояла цель: ► Продолжать работу по обеспечению качества обучения, выявлять и развивать способности каждого ученика, формировать духовно богатую, свободную, физически здоровую, творчески мыслящую личность, продолжать организацию дифференцированного обучения на уроках как средство повышения качества образования, подготовить конкурентно-способную личность, обладающую прочными базовыми знаниями за курс начальной школы. Для достижения данной цели решались следующие задачи:
  1. Продолжение работы по обеспечению качества обучения.
  2. Совершенствование форм и методов работы с одарёнными и слабоуспевающими детьми.
  3. Активное использование информационных компьютерных технологий в образовательном процессе.
  4. Изучение нормативных документов и примерных образовательных программ ФГОС второго поколения.
  5. Продолжение просветительской работы с родителями по вопросам обучения и воспитания, систематическое ознакомление их с результатами обучения и достижениями учащихся, разработка тематики классных собраний на основе родительского запроса.
  6. Создание условий для реализации творческого потенциала педагогов, поддерживание и стимулирование инициативы учителей, развитие и совершенствование различных форм методической деятельности.
  7. Продолжение работы по реализации принципа индивидуального подхода, опираясь на результаты психолого-педагогических исследований.
  8. Систематическое осуществление внутришкольного контроля.

I. Информационная справка. В начальных классах на 1 сентября обучались 161 ученик, на конец учебного года - 156. Обучение велось по программам «Школа России» и «Начальная школа 21 века» в режиме одной смены шестидневной рабочей недели ( первые классы учились в режиме пятидневной рабочей недели) в 8 общеобразовательных классах.

Год

Кол-во учащихся

на начало года

Кол-во учащихся

на конец года

2009-2010

168

173

2010-2011

175

170

2011-2012

161

156 В 2011-2012 учебном году было организовано 7 групп продлённого дня. Школа работает в одну смену. Урок длится 45 минут, график перемен составлен с учетом графика питания, согласно нормам САНПИНа. Минимальная перемена - 10 минут, максимальная - 20 минут. В первых классах проводится динамическая пауза. При составлении расписания учтена недельная нагрузка учащихся и уроки чередуются согласно баллу трудности предмета. Задачи, поставленные в 2011-2012 учебном году, решал педагогический коллектив в составе 8 учителей начальных классов .Сведения об учителях начальных классов и воспитателях ГПД: № ФИО Должность Образование Стаж Квалификационная категория 1

Хайруллина Г.М.

Учитель

высшее

17

I 2

Хабибуллина А.С.

Учитель

ср/спец.



3

Самаркина Н.В.

Учитель

Высшее

16

I

4

Ионова Л.К.

Учитель

Высшее

35


5

Валеева Д.М.

Учитель

Высшее

10

II

6

Зарипова М.М.

Учитель

Высшее

36


7

Егорова М.Б.

Учитель

Высшее

19

II

8

Уметбаева Г.Р.

Учитель

ср/спец.

12

II Учителя начальных классов - это профессиональный коллектив, в котором 25% учителей имеют первую квалификационную категорию, 25% учителей имеет педагогический стаж более 20 лет, 37,5% учителя - II категории. Коллектив учителей постоянно повышает уровень профессионального мастерства. II. Анализ учебно-воспитательного процесса

В 2011-2012 учебном году школа работала по теме: «Формирование профессиональной компетпнтности педагога начальной школы для качественной подготовки и переходу начальной школы на ФГОС второго поколения» Для этого решались следующие задачи: 1. Активно внедрять в работу педагогов достижения и рекомендации технолого-педагогической науки. 2. Изучить программы информационно-коммуникативных технологий, внедрить их в практическую деятельность. 3. Формировать творческую продуктивность и саморазвитие педагогов. 4. Повысить успешность обучения через использование технологии развития критического мышления. 5. Формировать устойчивую мотивацию «на здоровье» у педагогов, учащихся, родителей. 6. Отработать учебные и образовательные программы, ориентированные на развитие индивидуальности ученика. 7. Оказывать помощь молодым и вновь прибывшим специалистам в профессиональном становлении. 8. Изучить нормативно-правовые документы, необходимые для введения ФГОС. Вся работа учителей начальной школы и воспитателей ГПД, а также психолога нацелена на создание комфортной обстановки для получения знаний и всестороннего развития ребёнка как личности и решения поставленных задач. Информация об уровне обученности учащихся начальной школы и результаты работы учителей начальных классов. Показатели успеваемости за три прошедших учебных года выглядят следующим образом:


Из представленных выше данных следует, что показатель абсолютной успеваемости повысился по сравнению с прошлым годом на 0,2%.
Итоги 2011-2012 учебного года показаны в таблице:


Результаты работы учителей

за 2011-2012 учебный год

Класс

ФИО учителя

Кол-во уч-ся

Отличники

«5» и «4»

На «3»

Неуспева-

ющие

1 а

Уметбаева Г.Р.

16


Без отметок

1 б

Самаркина Н.В.

25

2 а

Ионова Л.К.

15

2

6

7

-

2 б

Егорова М.Б.

16

1

11

4

-

3 а

Хайруллина Г.М.

23

5

7

11

-

3 б

Хабибуллина А.С.

21

1

12

8

-

4 а

Валеева Д.М.

22

2

9

11

-

4 б

Зарипова М.М.

18

5

4

9

-

итого


156

16

49

50

-


Аттестованы

115

Качество 56,5%

43,4%



Из 115аттестованных учащихся 2-4 классов закончили учебный год: на «5» - 16 человек, на «4 » и «5» - 49 человек. Без троек начальную школу закончили 65 человек, т.е. 56,5 %. 6 учащихся закончили учебный год с одной «3» , т.е. 5,2%.
По классам качество знаний выглядит следующим образом:



По сравнению с прошлым учебным годом снизилась успеваемость у 15 учащихся, тогда как повысили успеваемость только 3 человека. Средний балл по начальной школе - 3,75.
Главный показатель творческой работы педагогов - достаточные знания обучающихся. В целях установления соответствия знаний учащихся требованиям программы по основным предметам (русский язык, математика, литературное чтение) проведены административные контрольные работы и проверка техники чтения. Работы были проведены с 17 по 18 мая 2012г.среди учащихся 2-4 классов. В соответствии с планом - графиком внутришкольного контроля МБОУ «СОШ № 65» на 2011-2012 учебный год мною, Самаркиной Н.В., заместителем директора по УР, были проведены административные контрольные работы по русскому языку и математике во 2-х, 3-х,4-х классах. При проведении проверки контролировалось качество знаний , умений и навыков учащихся к концу учебного года по соответствующим предметам и классам. В контрольной работе по математике проверялось умение решать задачи, выполнять арифметические действия, умение сравнивать числа и числовые выражения, умение решать геометрические задачи, а также умение логически мыслить. В контрольном диктанте проверялось умение применять пройденные орфографические правила и выполнить грамматические задания. Результаты проверки отражены в таблицах:

Математика

Учитель Кол-во уч-ся по списку Выполняло работу «5» «4» «3» «2» Успева- емость Качество знаний

2 а

Ионова Л.К.. 15 13

1

7

5

-

100%

61,5%

2 б

Егорова М.Б. 16 15

5

9

1

-

100%

93,3%

3 а

Хайруллина Г.М. 23 23

2

10

11

-

100%

52,1%

3 б

Хабибуллина А.С. 21 19

-

9

8

2

89,4%

47,3%

Валеева Д.М. 22 21

2

10

6

3

85,7%

57,1%

Зарипова М.М. 18 16

1

10

3

2

88%

68%

ИТОГО 115 107

11

55

34

7

93,4%

61,6%

Русский язык (диктант)
Учитель Кол-во уч-ся по списку Выполняло работу «5» «4» «3» «2» Успева- емость Качество знаний

2 а

Ионова Л.К.. 15 13

5

5

3

-

100%

76,9%

2 б

Егорова М.Б. 16 15

5

6

3

1

93,3%

73,3%

3 а

Хайруллина Г.М. 23 23

6

8

7

2

91,3%

60,8%

3 б

Хабибуллина А.С. 21 19

3

7

3

5

68,4%

52,6%

Валеева Д.М. 22 21

4

4

7

6

71,4%

38%

Зарипова М.М. 18 15

5

7

-

3

80%

80%

ИТОГО 115 106

28

40

23

17

84%

64,1%

Русский язык (грамматические задания)
Учитель Кол-во уч-ся по списку Выполняло работу «5» «4» «3» «2» Успева- емость Качество знаний

2 а

Ионова Л.К.. 15 13

7

4

2

-

100%

84,6%

2 б

Егорова М.Б. 16 15

8

5

2

-

100%

86,6%

3 а

Хайруллина Г.М. 23 23

4

11

8

-

100%

65,2%

3 б

Хабибуллина А.С. 21 19

3

11

5

-

100%

73,6%

Валеева Д.М. 22 21

6

6

5

4

80,9%

57,1%

Зарипова М.М. 18 15

5

5

2

3

80%

66,6%

ИТОГО 115 106

33

42

24

7

93,4%

70,7%

Выводы:

Математика Данные таблицы показывают, что справились с итоговой контрольной работой учащиеся следующих классов - 2 а (учитель Ионова Л.К.), 2б класса (учитель Егорова М.Б.), 3 а класса (учитель Хайруллина Г.М.). В остальных классах есть неудовлетворительные результаты (7 человек). Наибольшее качество знаний показывают учащиеся 2 б класса - 93,3% (учитель Егорова М.Б.) . Наибольшее количество ошибок было допущено в ходе устного и письменного сложения и вычитания (2-е классы и 3-и классы) и письменного умножения и деления( 4 классы). При решении задачи основной ошибкой учащихся был неправильный выбор действий. При выполнении задания на логическое мышление из учащихся 2-х классов справились с предложенным заданием только 10 человек,11 учащихся 4-х классов, т.е. 27,5% допустили ошибки в ходе заполнения пропусков в равенствах на сравнение единиц длины и времени. Успеваемость по 2-4 классам составляет 93,4%, качество знаний - 61,6%. Русский язык

Данные таблицы показывают, что с предложенным итоговым контрольным диктантом справились учащиеся одного класса - 2 а (учитель Ионова Л.К.). В остальных классах есть неудовлетворительные результаты (17 человек). Наибольшее качество знаний показывают учащиеся 4 б класса - 80% (учитель Зарипова М.М.). Наименьшее качество знаний в 4а классе - 38%, учитель Валеева Д.М.

С грамматическими заданиями справились учащиеся четырёх классов - 2 а (учитель Ионова Л.К.), 2б класса (учитель Егорова М.Б.), 3 а класса (учитель Хайруллина Г.М.), 3 б класса (учитель Хабибуллина А.Г.),99 человек, т.е. 93,3%. В остальных классах есть неудовлетворительные результаты (7 человек). Наибольшее качество знаний показывают учащиеся 2 б класса - 86,6% (учитель Егорова М.Б.). Наименьшее качество знаний в 4а классе - 57,1%, учитель Валеева Д.М. *По результатам итоговых контрольных работ и промежуточной аттестации в 4 классах качество знаний по русскому языку - 64,1%, по математике - 61,6%. Качество знаний по русскому языку понизилось на 6% по сравнению с прошлым годом, по математике повысилось на 2%. *В целом анализ контрольных работ и диктантов показал, что программу учащиеся усвоили удовлетворительно. По русскому языку не справились с предложенными работами 16% учащихся (17 человек), по математике - 6,5% учащихся (7 человек). В 1 классах не справились ни с написанием диктанта, ни с выполнением контрольной работы трое учащихся 1а класса: Захаров М., Вещагн К., Герасимов Д. Лучше всех справились с написанием контрольных диктантов учащиеся 1б класса - учитель Самаркина Н.В. (качество знаний - 66,6%), при написании контрольных работ по математике -83,3% Наиболее встречающимися ошибками в итоговых работах по русскому языку являются: - написание безударной гласной, проверяемой ударением 2, 3 классы)- 23 чел, т.е. 21,6%; - пропуск , вставка буквы в слове (1 класс) - 16 чел., 39% - удвоенные согласные, непроизносимые согласные (4 классы) - 9чел., 20,4%; Анализируя причины ошибок, допущенных учащимися в итоговой работе, можно выделить наиболее важные из них, такие как: - отсутствие у многих учащихся орфографической зоркости, врожденной грамотности, высокого уровня сформированности навыков контроля и самоконтроля; - непрочное (поверхностное) усвоение многими учащимися теоретических сведений (правил) русского языка и недостаточный уровень сформированности у учащихся умения применять полученные знания на практике; - отсутствие в большинстве случаев систематической работы над ошибками; - ярко выраженная логопедическая проблема, а также дислексия и дисграфия у отдельных учащихся. Проблема формирования навыков грамотной письменной речи и письма на сегодняшний день остается одной из главных проблем, стоящих перед начальной школой. Большую роль в решении этой проблемы может и должен оказать обмен опытом и совместное определение направлений в работе всего методического объединения учителей начальных классов и тесная связь с методическим объединением учителей словесности. Наибольшее количество ошибок при выполнении контрольных работ по математике было допущено в ходе устного (1 класс) и письменного сложения и вычитания (2-е классы и 3-и классы) и устного умножения и деления. При решении задачи основной ошибкой учащихся был неправильный выбор действий. При выполнении задания на логическое мышление из учащихся 1-3-х классов справились с предложенным заданием только 28% учащихся. Среди причин, лежащих в основе выявленных в ходе проведения итоговых работ по математике ошибок, допущенных учащимися, можно выделить следующие, наиболее существенные: -недостаточный уровень сформированности у учащихся младших классов общего способа работы над задачей (анализ условия задачи, составления плана решения задач, реализация принятого плана с пояснением действий и проверка решения); - низкий уровень образного и логического мышления у ряда учащихся; - решение задач на уроках ещё не стало предметом самостоятельной деятельности учащихся (в классах преобладают фронтальные формы в процессе разбора и решения задач);

- слабый навык сформированности у учащихся контроля и самоконтроля; - отрыв отдельных теоретических знаний от практики (от умения применять на практике полученные знания); - недостаточно прочно отработаны приёмы работы учащихся с таблицами сложения и вычитания, умножения и деления на этапе доведения навыков до уровня автоматизма; - невысокий уровень усвоения учащимися алгоритма вычислений, в записи множителей, при умножении чисел "в столбик", в делении чисел с нулем "в середине", в определении числа цифр в частном, в действиях с многозначными числами.

Литературное чтение По литературному чтению была проведена проверка техники чтения. При проверке контролировалось качество работы учителей начальных классов по обучению учащихся беглому, правильному, выразительному чтению, а также проверялся способ чтения, которым владеют дети, понимание учащимися прочитанного текста. Текст подбирался в соответствии с нормами чтения соответствующих классов, после чтения детям задавались вопросы по содержанию текста с целью проверки понимания учащимися прочитанного. Нормы чтения оценивались в соответствии с требованиями программы для каждого класса. Следует сказать, что 86 учащихся 1-4 классов, т.е. 55,5 %, читают выше нормы чтения. Причём во 2 б классе ( учитель Егорова М.Б. все учащиеся читают выше нормы чтения. 32 ученика читают в соответствующей классу норме, т.е.20,5 %,но 38 учащихся читают ниже положенной нормы. Итак: качество знаний по технике чтения в начальной школе за 2011-2012 учебный год составляет 75,6%. Анализируя правильность чтения, следует сказать, что 63 человека безошибочно прочитали заданные тексты, что составляет 40,3% учащихся. Количество учащихся, безошибочно прочитавших заданные тексты, увеличилось. Способ чтения текста целыми словами у 60% учащихся ( в прошлом году - 64%). По сравнению с прошлым годом увеличился процент учащихся, читающих по слогам. Понимание прочитанного текста не менее важное требование к овладению учеником техникой чтения. В итоге 84 % учащихся понимают прочитанное, не поняли то, что прочитали 25 человек (16%).

Анализируя причины ошибок, допущенными учащимися в ходе проверки техники чтения, можно выделить наиболее существенные из них, такие как:

- неэффективное использование приемов работы по развитию фонематического слуха;

- недостаточная реализация требований к контролю за техникой чтения в классе и дома;

- недостаточный уровень сформированности у учащихся потребности в ежедневном чтении;

- снижение интереса к чтению вообще и особенно к чтению вслух;

- отмирание традиций семейного чтения, ведения читательских дневников и др. По итогам контрольных работ учителям начальных классов даны следующие рекомендации: 1. В целях повышения грамотности учащихся 1 ступени обучения необходимо: - повысить результативность работы по совершенствованию у учащихся навыков чтения и письма; - добиваться прочного усвоения учащимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой; - систематически осуществлять работу над ошибками, довести до сведения учащихся и родителей алгоритм работы над каждой орфограммой; - повысить ответственность родителей за преодоление учащимися дефектов речи. - всем учителям начальных классов рекомендуется обратить внимание на типичные ошибки, их причины и возможные пути устранения пробелов. 2. В целях повышения уровня математической подготовленности учащихся младших классов необходимо: - повысить персональную ответственность каждого учителя за результат работы; - добиваться прочного усвоения учащимися теоретического материала и умения связывать теорию с практикой; - совершенствовать навыки решения всех типов задач. 3. Учителям начальных классов тщательно проанализировать результаты своей педагогической деятельности, выявить положительные и отрицательные факторы, повлиявшие на уровень преподавания. 4.Учителям - Егоровой М.Б., Ионовой Л.К., Хайруллиной Г.М., Хабибуллиной А.С., Валеевой Д.М., Зариповой М.М., Самаркиной Н.В., Уметбаевой Г.Р. - усилить работу по формированию у детей грамотного письма, знаний правописания безударных гласных и согласных в корне слова, а также обратить внимание на развитие орфографической зоркости, внимания и логического мышления, вычислительных навыков, воспитанию добросовестного отношения к учению, используя личностно-ориентированный подход и современные педагогические технологии. 5.Каждому учителю тщательно проанализировать работы учащихся и наметить план работы с детьми, не справившимися с предложенными заданиями, со слабоуспевающими учениками. 6.Всем учителям продолжить работу по самообразованию, реализации творческого потенциала, развивать и совершенствовать различные формы методической деятельности, добиваться качественных знаний учащихся.


По итогам 2011-2012 учебного года во всех классах начальной школы программа выполнена по всем предметам с незначительным уплотнением. Контрольные работы, срезы знаний (контрольное списывание, словарные диктанты, арифметические диктанты), уроки развития речи, практические работы проведены согласно тематическому планированию. Большинство учителей начальных классов творчески подходят к своей работе, используют новые педагогические технологии, личностно-ориентированный подход. Это способствует развитию познавательных интересов у учащихся, логического мышления, памяти, воображения, привития интереса к учебной деятельности. Важно уже в начальной школе поддержать интерес детей к знаниям, выявляя особо одаренных учеников. Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты. В основе работы с одарёнными учащимися лежит разноуровневая дифференциация, которая широко применяется учителями начальных классов на разных этапах учебного процесса. Ежегодно Управлением образования проводятся районные Олимпиады по предметам (математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир). В 2011-20112 учебном году наша школа участвовала в Международных конкурсах «Русский медвежонок» (русский язык) и «Кенгуру» (математика). В конкурсе «Русский медвежонок» приняло участие 53 ученика 2-4 классов, в конкурсе «Кенгуру» приняло участие 57 учеников. Победителями в школе в конкурсе «Кенгуру» стали: Галат Юля, ученица 4 А класс (59 баллов) - учитель Валеева Д.М.; Вахитова Алия , ученица 4 А класс (54 балла) - учитель Валеева Д.М.; Евграшина Виктория ,ученица 2 Б класс (45баллов) - учитель Егорова М.Б.; Также ученики нашей школы участвовали во всероссийской мультиолимпиаде-марафон «Муравейник - 2012» ( приняло участие 10 человек, все прошли на 2-ой тур) , во всероссийской олимпиаде «Кленовичок» (4 человека), во всероссийской олимпиаде «ЧИП»(10 чел.), где места в школе распределили следующим образом: 1 место-Пырочкин Денис, ученик 3Б класса(87 баллов) -учитель Хабибуллина А.С. 2 место-Артемьев Сергей, ученик 3Б класса (74 балла)- учитель Хабибуллина А.С. 3 место -Ломов Кирилл, ученик 3Б класса(69 баллов)-учитель Хабибуллина А.С., в республиканской олимпиаде «Зирәк тиен» (7 чел.), во всероссийской олимпиаде «Умка»(4 человека). Вахитова Алия , ученица 4А класса заняла призовое место во всероссийской олимпиаде «Умка» (учитель Валеева Д.М.) В конкурсе «Русский медвежонок» приняло участие 57 учеников 2-4 классов. Победителями в школе стали: Хабибуллин Ислам, ученик 3 А класса (54 балла) - учитель Хайруллина Г.М. Куртукова Анастася , ученца 4 Б класса (51 балл) - учитель Зарипова М.М. Романов Данил, ученик 2 Б класса (50 баллов) - учитель Егорова М.Б.

Исходя из вышеизложенного, перед учителями начальных классов поставлены следующие задачи на 2012-2013 учебный год по учебно-воспитательной работе:

  1. Повышать качество знаний учащихся по предметам путем применения индивидуального, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов и современных педагогических технологий;
  2. Продолжить использование ИКТ и новых образовательных технологий в преподавании предметов;
  3. Усилить работу с мотивированными детьми;
  4. Продолжить работу по предотвращению неуспешности уч-ся.
  5. Каждому учителю серьёзно отнестись к повышению своего педагогического мастерства через систему курсов повышения квалификации, посещение городских семинаров, посещение уроков коллег, работать над индивидуальной темой по самообразованию.
  6. Продолжить изучение нормативных документов, методических писем Министерства образования и т.д. с целью повышения профессиональной компетентности.


III. Анализ внутришкольного контроля . Внутришкольный контроль проводился в 2012-2013 учебном году с целью: - оказания методической помощи, совершенствования и развития профессионального мастерства; -взаимодействия администрации и педагогического коллектива, ориентированное на совершенствование педагогического процесса; Внутришкольный контроль строился на принципах научности, актуальности, плановости, открытости, достоверности. Психологическая задача внутришкольного контроля - помочь человеку уважать себя: -педагог в системе контроля демонстрирует свои притязания; -администрация обеспечивает успех; -совместно находят принципы успеха и определяют перспективу профессионального роста. Методы, которые были использованы в процессе контроля: -наблюдения; - проверки; - собеседования, индивидуальные беседы, посещение уроков, внеклассных мероприятий; - анкетирование. Основными элементами контроля явились: - Состояние преподавания учебных предметов; - Качество ЗУН учащихся; - Ведение школьной документации; - Выполнение учебных программ; - Подготовка и проведение промежуточной аттестации; - Выполнение решений педагогических советов и совещаний. 1. Календарно-тематические планы соответствовали требованиям и сдавались в срок всеми педагогами и воспитателями групп продлённого дня. Замечания, в основном, касались планирования текущих проверочных работ, прохождения практической части программы, беседы по ТБ. У некоторых учителей вместо списка литературы, используемой учителями, написан перечень учебно-методического комплекта. Все замечания устраняли в срок. 2. В течение года проверялись классные журналы и журналы групп продлённого дня. При проверке классных журналов отслеживались: ► Правильность, аккуратность, своевременность заполнения; ► Своевременность прохождения программы; ► Выполнение программы, практической её части; ►Объективность оценивания учащихся. ►Накопляемость оценок. Всеми учителями классные журналы заполняются аккуратно и в соответствии с записями в календарно-тематических планированиях. Также хочется отметить своевременность выставления оценок учителями начальных классов за тематический учёт знаний - контрольные работы и диктанты, обучающие изложения и сочинения, практические работы. С минимальным количеством замечаний работают с классными журналами и журналами групп продлённого дня учителя - Егорова М.Б., Хайруллина А.Г., Хабибуллина А.С., Валеева Д.М., Самаркина Н.В. Вместе с тем в ходе проверки были выявлены следующие недочеты и нарушения инструкции по ведению классных журналов: -допущены исправления в классных журналах, иногда недопустимые (Ионова Л.К.); -несвоевременно записывались темы проведенных уроков (учитель технологии Салихова А.А., учитель физкультуры Каргина Е.В.); - не записывались темы проверочных и контрольных работ; - по организации индивидуальной работы обучающихся; - у некоторых преподавателей недостаточное количество оценок; - оценки за работу на уроке выставляются не сразу и т.д.

- необъективность итоговых оценок (2а класс: Салисов Н., Галимуллин Р., Фаткуллин Т.,3б класс: Кузина А., Алтынов В.)

После сделанных замечаний все учителя старались исправить недочёты и учесть данные администрацией рекомендации.
3. Проверка рабочих тетрадей показала, что все тетради 2-4 классов проверяются ежедневно. Учителя систематически работают над соблюдением единого орфографического режима, но не всегда дети его соблюдают, ошибки исправляются учителем, с выставлением количества ошибок на полях тетрадей, все оценки выставляются объективно, учитываются также индивидуальные особенности детей. Работа над ошибками во 2-х классах ведётся коллективно, на уроках, учителя стараются приучать делать работу над ошибками самостоятельно. В 3 и 4 классах учителя добиваются выполнения работы над ошибками, но не все ученики систематически это делают. Хочется отметить наиболее аккуратные тетради: 2 б (учитель Егорова М.Б.), 4а ( учитель Валеева Д.М.) 2 а (Ионова Л.К.). Однако не все учащиеся аккуратно и добросовестно ведут свои рабочие тетради. Некоторыми детьми не освоены нормы каллиграфического письма. Проверка контрольных тетрадей показала, что во 2 а, 2 б, 3 а, 3 б, 4а, 4б классах контрольные работы выполняются согласно календарно-тематическому планированию. Все допущенные ошибки исправляются, их количество в соответствии с условными обозначениями вынесены на поля. В соответствии с нормами оценок письменных работ по русскому языку диктанты оценены одной отметкой. Некоторые учителя - Ионова Л.К., Зарипова М.М., Хабибуллина А.С. - завышают оценки. Для диктантов использованы связные тексты, отвечающие нормам современного литературного языка и доступные по содержанию учащимся начальных классов. Количество слов диктантов соответствует требованиям к тексту контрольных диктантов в начальных классах. После диктантов и контрольных работ выполняется работа над ошибками, которая проверяется учителями. Большинство тетрадей находятся в удовлетворительном состоянии. Количество диктантов, контрольных работ соответствует календарно-тематическому планированию. 4. Проверка дневников 2-4 классов показала, что основная часть классных руководителей относится к выполнению своих должностных обязанностей в части контроля за соблюдением единых требований к оформлению и ведению дневников обучающимися добросовестно. Все основные разделы контроля по проверке дневников обучающихся выполняются. Большинство учащихся заполняют дневники аккуратно и регулярно, ошибки, допущенные при заполнении дневников, учителями исправляются. Однако по итогам проверки выявлены следующие недостатки по оформлению и ведению дневников: - неряшливый внешний вид дневников (без обложек, дневник вырван из переплёта, потёрты края дневника и др.); - нерегулярное заполнение расписания по дням недели; - нерегулярные записи домашних заданий; - нерегулярное выставление текущих оценок; - отсутствие подписей родителей; - небрежное заполнение дневников (4а, 4б). 5. В результате проверки личных дел учащихся установлено, что на каждого учащегося заведено личное дело, личные дела ведутся аккуратно, имеется вся необходимая документация (заявление, договор, копия свидетельства о рождении). Классные руководители своевременно вносят в личные дела итоговые оценки, сведения о поощрении учащихся. Были даны рекомендации внимательно заполнять личные дела учащихся, не допускать исправлений. 6. В рамках внутришкольного контроля были проведены контрольные срезы, административные контрольные работы и диктанты, а также проверка техники чтения (итоги административных контрольных работ и техники чтения см. в разделе «Анализ учебно-воспитательного процесса»). Анализируя результаты контрольных срезов, можно сделать вывод, что в основном учащиеся начальных классов с предложенными заданиями справились. В целом по начальной школе результаты контрольных срезов следующие: русский язык - успеваемость - 84%, качество знаний - 64,1%; математика - успеваемость - 93,4%, качество знаний - 61,6%. Учителям начальных классов после проведения срезов были даны следующие рекомендации:

  1. Учителям начальных классов проанализировать результаты контрольных срезов, усилить работу по формированию у детей грамотного письма, вычислительных навыков.
  2. Продолжить работу со слабоуспевающими детьми, совершенствовать качество работы по подготовке учащихся к участию в предметных конкурсах, олимпиадах.
  3. Всем учителям продолжить работу по самообразованию, реализации творческого потенциала, развивать и совершенствовать различные формы методической деятельности, добиваться качественных знаний учащихся.
7. По посещенным урокам хотелось бы также отметить, что учителя в системе проводят работу по формированию общеучебных умений и навыков: выделения главного, умения сравнивать, давать полные ответы на поставленные вопросы, анализировать. Большая часть уроков проходит в оптимальном режиме, части урока логически связаны друг с другом. Также в большинстве случаев прослеживается отработанность учебных действий между учителями и обучающими. Имеет место и то, что далеко не все обучающиеся заинтересованы происходящим на уроке. Учителя испытывают затруднения в организации деятельности обучающихся с низкой мотивацией. Хочется отметить, что не все учителя применяют здоровьесберегающие технологии в учебной деятельности. По итогам посещения уроков даны рекомендации: 1. Эффективно использовать личностно-ориентированные, мультимедийные , здоровьесберегающие технологии. 2. Рационально использовать учебное время урока. 3. Проверять запись д/з обучающимся в дневниках, выставлять отметки в дневник. 4. Классным руководителям продолжить работу по формированию классного коллектива . 5. Учитывая возрастные особенности обучающихся использовать разные формы работы на уроке. Итоги различных видов контроля рассматривались на заседаниях Педагогических советов, совещаниях при директоре, завуче, на заседаниях методического объединения учителей начальных классов.

Задачи на 2012-2013 учебный год следующие: - всем учителям начальных классов и воспитателям групп продлённого дня более внимательно изучить нормативную документацию по организации учебной и внеучебной деятельности в школе; - совершенствовать систему контроля состояния и ведения школьной документации; - оказывать методическую помощь педагогическим работникам в процессе контроля.

IV. Методическая работа. В начальной школе работает методическое объединение, которым руководит учитель II категории Валеева Диляра Минхайдеровна. В 2011-2012 учебном году коллектив учителей начальной школы работал по теме: «Формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы для качественной подготовки и переходу начальной школы на ФГОС второго поколения», решая следующие задачи: - активно внедрять в работу педагогов достижения и рекомендации технолого-педагогической науки; - изучить программы информационно-коммуникативных технологий, внедрить их в практическую деятельность; - формировать творческую продуктивность и саморазвитие педагогов; - повысить успешность обучения через использование технологии развития критического мышления; - формировать устойчивую мотивацию «на здоровье» у педагогов, учащихся, родителей; - отработать учебные и образовательные программы, ориентированные на развитие индивидуальности ученика; - оказывать помощь молодым и вновь прибывшим специалистам в профессиональном становлении; - изучить нормативно-правовые документы, необходимые для введения ФГОС. - изучить систему оценки достижения планируемых результатов и фиксирования результатов в виде «Портфолио»; В течение учебного года были проведены 4 заседания методического объединения начальной школы по различным темам. Учителя изучали нормативные документы по введению ФГОС второго поколения в начальной школе, обсуждали вопросы адаптации первоклассников, преемственности в обучении и воспитании школьников, обменивались опытом по использованию здоровьесберегающих технологий в процессе урочной и внеурочной деятельности, слушали и обсуждали отчёты учителей по темам самообразования, делились своим педагогическим мастерством. На заседаниях МО уделялось также большое внимание работе учителей по воспитанию у учащихся культуры поведения и общения, по подготовке и проведению разнообразных внеклассных и внешкольных мероприятий, по новым формам и приёмам работы с семьями учащихся. Был составлен тематический план работы МО на будущий учебный год. В течение года решались текущие вопросы МО, велась необходимая документация. В этом учебном году были проведены различные внеклассные мероприятия: «Умники и умницы», литературная гостиная «По дорогам сказок», викторина по окружающему миру «В некотором царстве», межпредметный конкурс «Самый умный», путешествие по стране пословиц и поговорок «Умный язык голову кормит», внеклассное мероприятие «Занимательная математика», турнир смекалистых «У меня угла четыре» литературная викторина «По страницам любимых сказок». В 2011-2012 учебном году учитель начальных классов Хабибуллина Алсу Самигулловна принимала участие в ежегодном районном конкурсе «Учитель года», Хайруллина Г.М. приняла участие в республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы формирования социально-адаптированного поведения школьников в образовательных учреждениях Республики Татарстан», продемонстрировав на семинаре мастер-класс на тему «Роль семьи в формировании социально-адаптированного поведения школьников». В октябре этого учебного года учителя начальных классов принимали участие в республиканском семинаре «Организация развивающего образовательного пространства в условиях внедрения ФГОС», в районном семинаре учителей начальных классов «Организация дифференцированного обучения на уроке как средство повышения качества образования», в открытой районной краеведческой игре «Мой любимый район», где ученик 4 А класса (учитель Валеева Д.М.) занял 2-ое место. Учащиеся 4А класса принимали участие в городском турнире логических игр и в городской интеллектуально-познавательной программе школьников на знание ПДД «Дорожный серпантин». Учащиеся начальной школы приняли активное участие в республиканском конкурсе творческих работ «Вперед в прошлое». Все учителя проявляют инициативу в саморазвитии, приобретая опыт и новые знания на курсах повышения квалификации. В этом году 6 учителей начальных классов прошли курсы по инновационной теме «Педагогическая система развивающего образования как основа введения федеральных государственных стандартов» (4 из них - дистанционно.) и 3 педагога по теме ««Основы религиозных культур и советской этики.» В 2011-2012 учебном году учителя начальных классов продолжили работу по распространению своего педагогического опыта. Учителя Самаркина Н.В., Егорова М.Б. представили свои работы на сайте «PEDMIR. RU». Наши публикации за 2010-2011 учебный год:
ФИО учителя Название работы Где опубликовано Егорова М.Б.

Урок математики в 1 классе «Сравнение чисел» журнал «Педагогический мир» Самаркина Н.В. 1.Выступление «Нравственное воспитание младших школьников» 2.Выступление «Формирование речевой деятельности младших школьников» 3.Выступление «Стандарты начального общего образования второго поколения» 4.Урок по русскому языку в 4 классе «Закрепление правописания наречий» журнал «Педагогический мир»



журнал «Педагогический мир»


журнал «Педагогический мир»

журнал «Педагогический мир»

Валеева Д.М., Егорова М..Б Внеклассное мероприятие «Мамочка, милая моя». Урок по окружающему миру «Природные зоны. Степи и пустыни.» издательский дом «Первое сентября». Фестиваль пед.идей «Открытый урок».
Методическая работа в МБОУ «СОШ № 65» направлена на повышение качества профессионального уровня учителя посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет использования их в своей деятельности. В этом учебном году улучшилось оснащение кабинетов начальных классов необходимым компьютерным оборудованием. Методическое объединение учителей начальных классов в этом учебном году добивалось выполнения тех целей, которые были поставлены в начале года.

Задачи деятельности педагогического коллектива начальных классов на 2012-2013учебный год:

  1. Обеспечить учебно-методическую поддержку перехода на ФГОС второго поколения в 2012 учебном году.
2. Продолжить работу над темами самообразования педагогов. 3. Организовать взаимопосещение уроков учителей с последующем анализом. 4. Продолжить работу по оснащению кабинетов необходимым методическим материалом. 5. Систематически знакомиться с инновациями в методике преподавания программ начального звена. Внедрение в обучение системно-деятельностных и информационно-коммуникативных технологий. 6. Развитие интересных и перспективных направлений работы: проектной и экскурсионной деятельности, проведение круглых столов по обмену опытом. 7. Совершенствовать системы взаимодействий учителей с психологом. V. Анализ работы с родителями. Большую помощь в организации учебно-воспитательного процесса оказывают родители учащихся. Основными формами работы с родителями в школе являются: - родительские собрания (как классные, так и общешкольные); - родительский всеобуч; - индивидуальные беседы с родителями классных руководителей и администрации школы.

В прошедшем учебном году были проведены пять родительских собраний:

сентябрь - организационное,

ноябрь - подведение итогов первой четверти,

февраль - подведение итогов второй четверти,

апрель - подведение итогов третьей четверти,

май - итоги окончания учебного года. Родительские собрания показали хорошую работу классных руководителей с родителями учащихся. Во всех начальных классах на собраниях высокая посещаемость родителей (до 85%). Также можно отнести к числу удачных форм работы с родителями индивидуальные беседы с классными руководителями и администрацией. Во время подобных бесед учителя и администрация имеют возможность познакомиться с микроклиматом в семье, обговорить волнующие родителей проблемы. В школе постоянно ведется работа с родителями слабых учеников и учащихся, не справляющихся с программой. Эта работа также проводится в форме бесед с классными руководителями, администрацией и родителями учеников. В 2011-2012 учебном году была организована для будущих первоклассников «Школа развития». Была сформирована группа дошкольников (всего 20 человек), которые занимались по программе Шаеховой Р.К. в соответствии с составленным учителями календарно-тематическим планированием. С родителями, желающими показать своего ребёнка и проконсультироваться у специалистов, проводили консультации и занятия с психологом. По результатам анкетирования родителей, можно говорить об эффективности проведённой работы и о благоприятном прогнозе в обучении и адаптации детей в школе. Все родители удовлетворены работой подготовительных курсов. С родителями будущих первоклассников были проведены два родительских собрания (октябрь и апрель).

Задачи на 2012-2013 учебный год: • Продолжить работу по взаимодействию и сотрудничеству семьи и школы; • Использовать индивидуальный подход при работе со слабоуспевающими учащимися с целью предупреждения неуспеваемости, вместе с родителями вести постоянный контроль за этими учащимися; • Совершенствовать систему взаимодействия школы и семьи по здоровьесбережению, гражданскому и духовному становлению личности.

VI. Общие выводы, рекомендации и задачи на следующий учебный год.

Общие выводы


1. Работу учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год можно считать удовлетворительной. Учебные программы по всем предметам пройдены. 2. Поставленные задачи в основном выполнены. Консультации, беседы с учителями, разработка и внедрение в практику методических рекомендаций для учителей оказывают корректирующую помощь. 3. Учителя начальных классов продолжали работу над повышением своего педагогического мастерства и уровнем преподавания, продолжают работать по внедрению инновационных технологий в образовательном процессе; 4. Учителя изучают нормативные документы и примерные образовательные программы ФГОС второго поколения, изучают методику системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников. 5. Учителя школы владеют методикой дифференцированного контроля, методикой уровневых самостоятельных и контрольных работ. 6. Учащиеся начальных классов были постоянными участниками школьных концертов, посвященных различным праздничным датам, внеклассных мероприятий творческого и спортивного характера. 7. Методическим объединением и заместителем директора Самаркиной Н.В. постоянно осуществлялся контроль ведения школьной документации, составлялись контрольные работы, проводилась проверка дневников и тетрадей учащихся.

Работу над методической темой МО «Формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы для качественной подготовки и переходу начальной школы на ФГОС второго поколения», следует признать удовлетворительной. Наряду с имеющимися положительными результатами в работе начальной школы имеются недостатки: - все еще недостаточно эффективна работа с одарёнными и низкомотивированными учащимися; - при работе с документацией - много замечаний и недочётов; - недостаточно налажена связь классных руководителей с психологом, некоторые учителя не проявляют заинтересованности новыми информационными технологиями, что негативно влияет и на творческий потенциал учителя, и на процесс обучения в целом.
VIII. Задачи на следующий учебный год.

  1. Обеспечить учебно-методическую поддержку перехода на ФГОС второго поколения в 2013 учебном году, продолжая изучать нормативные документы и примерные образовательные программы ФГОС второго поколения.
  2. Продолжить работу по формированию общеучебных и исследовательских умений у младших школьников.
  3. Активизировать работу с одаренными детьми по участию в районных,городских олимпиадах и конкурсах;
  4. Совершенствовать формы и методы работы с со слабоуспевающими детьми.
  5. Активно использовать здоровьесберегающие, информационные компьютерные технологии в образовательном процессе. Продолжить изучение и применение современных инновационных психолого-педагогических систем образования.
  6. Составить план работы методического объединения на 2012-2013 учебный год, включая вопросы по внедрению ФГОС второго поколения.
  7. Продолжить просветительскую работу с родителями по вопросам обучения и воспитания, систематически знакомить их с результатами обучения и достижениями учащихся, разработать тематику классных собраний на основе родительского запроса.
  8. Создать условия для реализации творческого потенциала педагогов, поддерживать и стимулировать инициативу учителей, развивать и совершенствовать различные формы методической деятельности.
  9. Продолжить работу по реализации принципа индивидуального личностно-ориентированного подхода, опираясь на результаты психолого-педагогических исследований.
  10. Применять мониторинговую систему отслеживания успешности обучения каждого ребенка, его роста. Сохранить у детей желание учиться дальше и сформировать у них основы умения учиться (через ситуацию успеха, папки достижений).
  11. Систематически осуществлять внутришкольный контроль.



© 2010-2022