Рабочая программа по внеурочной деятельности Музей детям

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Я ГРАЖДАНИН РОССИИ» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова, на основе Городской программы «Музей детям» МАУ «Музей истории Томска»для обучающихся 4-ых образовательных классов. Программа внеурочной деятельности «Я ГРАЖДАНИН РОССИИ» создана с учетом особенностей и традиций МАОУ СОШ № 43, предоставляющих широкие возможности обучающимся, имеющим разные достижения и результаты, в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности. Данная рабочая программа внеурочной деятельности является тематической, и направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле; при этом используются возможности различных видов внеурочной деятельности. В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии. Программа направлена на достижение планируемых результатов внеурочной деятельности и предназначена для учащихся начальной школы, учителей начальных классов и истории общеобразовательного учреждения. Данная программа актуальна в современное время. Российский академик Д. С. Лихачёв верно отметил, что только "любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества". Воспитать настоящих граждан - патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям. В воспитании россиянина - гражданина и патриота - особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности по историческому краеведению обусловлена следующими факторами:
  • недостаточно разработано методических пособий для проведения внеурочных занятий по истории и краеведению города Томска для учащихся начальной школы;
  • не систематизирована работа по изучению истории, культуры, обычаев и традиций своей малой Родины и её природы (нецелесообразно ограничиваться рассказом, беседой, показом, "разовыми" экскурсиями в музей и заповедник);
  • недостаточно скоординирована совместная историко-краеведческая деятельность школы с музеями, библиотеками, заповедником и другими организациями города.
Данная рабочая программа сориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное участие самих школьников в процессе её приобретения. Программа обладает перспективой для дальнейшей работы и имеет все условия для системы преемственности краеведческой деятельности школьников в начальной и средней школе. Цели реализации программы: формирование гражданско-патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины. Содержание предполагает решение следующих задач: Обучающие:
  • формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны;
  • прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
Развивающие:
  • развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:
  • способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
  • расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
Воспитательные:
  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям города;
  • воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
  • содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.


Рабочая программа внеурочной деятельности школьников основана на следующих принципах:
  • Принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;
  • Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;
  • Принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного типа, даёт школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;
  • Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;
  • Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству;
  • Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и "выведение" школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников.
  • Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение - процесс формирования личностью собственного осмыслённого и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.
  1. Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

Основным двигателем общественного прогресса во все времена был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу. А чтобы любить Родину, надо знать ее историю, ее место в истории. Ребенок должен быть введен в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которым связана его судьба. Программа «Музей детям» МАУ «Музей истории Томска» призвана решать эти задачи. Она позволяет учащимся шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь со всем миром. Программа позволяет приобщить учеников к исследованию родного края в разных формах - от простейших описаний до серьезных исследовательских работ, имеющих общественное значение и практическую ценность, позволяет принять участие в созидательной деятельности, развить свои творческие способности.Педагогу необходимо создать условия для воспитания гражданско-патриотического сознания. Преподавание курса «Я гражданин России» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования познавательной деятельности, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Внеурочная работа проводится в учебном кабинете, в музеях разного типа, на экскурсиях, в парках (в лесу, на лугу, в поле). Она включает проведение экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, диспутов. Предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах (в том числе в изданиях из школьной библиотеки), на электронных носителях, в Интернете. Источником информации могут быть и умные взрослые: учителя-предметники, работники музеев библиотекарь, родители школьников. Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7 - 11 лет в течение четырёх лет обучения. Предусмотренные программой занятия проводятся как на базе одного отдельно взятого класса, так и в группах при участии учащихся шефствующего класса, социальных партнёров, родителей учащихся. На изучение курса выделено 102 часа на год обучения, каждый год предполагает организацию определённого направления историко - краеведческой работы и преемственность обучения. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 3 часа в неделю продолжительностью 30-40 минут. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий, слётов несколько занятий объединяются в одно с увеличением количества часов. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации - партнерами школы: МАУ «Музей истории Томска».

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

· лектории, семинары, круглые столы, презентации,

· форумы, встречи с интересными людьми,

· видео-уроки, работа с историческими документами, монографиями, картами,

· составление тематических и комплексных экскурсий и защита этих экскурсий,

· экскурсии по музеям, храмам, памятным местам

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ · Словесный метод - передача необходимой для дальнейшего обучения информации. · Наглядный метод - посещение экспозиций, выставок музея, просмотр альбомов, книг, буклетов, фотографий с видами села, района, области. · Поисковый метод - сбор информации по заданной теме. · Исследовательский метод - изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьных музеев для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности. Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, презентация, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини - представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей в школьную и городскую газеты, составление и разгадывание кроссвордов, конкурс исторических хроник, "круглые столы".Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками - слётами, экскурсиями, походами. Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, учреждениях города и на открытом пространстве. Для реализации программы запланированы следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, спортивно-оздоровительная деятельность.

Формы и методы контроля

1. Участие в конкурсно- познавательных программах МАУ «Музей истории Томска» «Знаешь ли ты свой город?»

2. Самостоятельная организация подобных конкурсов и программ в классе.

3. Выполнение рефератов и других творческих работ

Место предмета в учебном плане

Учебный план МАОУ СОШ №43 отводит на курс «Я ГРАЖДАНИН РОССИИ» в 4 классе 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели).

Ценностные ориентиры курса - Программа дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, приобщиться к исследованию родного края в разных формах - от простейших описаний до серьезных исследовательских работ, имеющих практическую направленность, и, следовательно, развивать свои творческие способности. - Данная программа способствует осуществлению одной из важнейших задач образования - введение растущего человека в поле зрения родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начин ается его судьба. - Данная программа дает импульс к самостоятельному поиску знаний, углубляет предметные знания, создает базу для изучения истории города, России, способствует созданию ситуации успеха ребенка в коллективе, обеспечивает сплочение коллектива на основе общего интереса.

3.Личностные и метапредметные результаты освоения курса «Развитие речи» внеурочной деятельности При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
  • познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания "Я" как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
  • эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД(регулятивные, познавательные, коммуникативные): Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
  • различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
  • оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.


Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
  • осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
  • выражать речь в устной и письменной форме;
  • проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

4.Содержание курса внеурочной деятельности «Развитие речи»

№ раздела, темы Содержание курса «Я ГРАЖДАНИН РОССИИ» «Музей детям» МАУ «Музей истории Томска» Всего часов

1. Вводное занятие. Повторение пройденного материала 14 часов

2. Томск купеческий. Купец и дело

14 часов

3. Мастер - класс «Кусудамы или шары счастья»

14 часов

4. Томск купеческий. Купец и быт 15 часов

5. Томск купеческий. Купец и город 15 часов

6. Мастер - класс «Монотипия» «Пейзаж»

15 часов

7. Итоговое занятие. Викторина по пройденным темам

15 часов

итого
102 часа


Вводное занятие. Повторение пройденного материала Томск купеческий. Купец и дело 14 часов Гильдия - слово древнегерманского происхождения (корпорация, объединение), в узком смысле означает объединение купцов. Купеческие гильдии впервые появились в Англии в XI веке. В Сибири купеческие гильдии стали появляться сравнительно поздно - в 1740-1750 гг. Запись в гильдии не ограничивалась, и в результате в составе гильдий встречались как владельцы крупных капиталов (в десятки тысяч рублей), так и лица, которые вообще не занимались торговлей и были не в состоянии даже уплатить за себя подати. В 1756 году томское купечество жаловалось, что из 2078 человек, приписанных в Томске к гильдиям, 1056 человек проживают в деревнях и весьма "малопожиточные", и "пропитание имеют от хлебопашества и работою, а купечества никакого не имеют", а из тысячи гильдейцев, живущих в городе, способных вносить в казну подушную подать оказалось всего 348 человек. Мастер - класс «Кусудамы или шары счастья» 14 часов Кусудама является важной частью оригами, в частности, как предшественница модульного оригами. Её часто путают с модульным оригами, что неверно, так как элементы, составляющие кусудаму, сшиты или склеены, а не вложены друг в друга, как предполагает модульное оригами.
Однако,кусудаму всё же рассматривают как разновидность оригами, хотя борцы за чистоту оригами смотрят косо на характерную для кусудамы технику сшивания или склеивания.Научиться работать по технике «Кусудама» Томск купеческий. Купец и быт 14 часов Купе́чество - полупривилегированное сословие в России в XVIII - начале ХХ вв. Так называемое «третье сословие» - после дворянства и духовенства. Сословный статус купца определял имущественный ценз. До гильдейской реформы 1775 года деление на гильдиипроизводилось по имущественному принципу. Купцы были обложены единым 40-алтынным подушным окладом, и не были обязаны к уплате гильдейской подати, величина которой зависела от принадлежности к той или иной гильдии. В небольших и малоразвитых в торгово-промышленном отношении городах устанавливался более низкий имущественный ценз для записи в гильдии. После реформы, принадлежность к одной из гильдий определялась размерами капитала, с которого купец обязан был выплачивать ежегодно гильдейский взнос в размере 1 %, вместо подушной подати. Численность купечества сильно сократилась - в купечество записались 27 тысяч человек, что составляло лишь 12,2 % от дореформенной численности. Томск купеческий. Купец и город 15 часов Происходят из государевых ямщиков, поселенных в Сибири по грамоте царя Бориса Годунова для несения ямщицкой повинности. Со временем семейное дело Кухтериных получило значительное развитие, во второй половине XIX века оборот перевозимых Кухтериными грузов достигал 20 % от всех перевозимых по Сибирскому тракту грузов, на Кухтерина работало 3 тысячи извозчиков. Грузы доставлялись в Москву, Тюмень, Нижний Новгород, Казань, Иркутск, Кяхту, Ленские и Енисейские золотые прииски. С 1870 года проживали в Томске. В 1887 году было создано товарищество «Е. Н. Кухтерин и сыновья». Подворье Кухтериных в Томске находилось на Иркутской (ныне - Пушкина) улице. Ещё 10 лет после прокладки железной дороги Кухтерины успешно конкурировали с железнодорожным грузовым транспортом. Кухтериными в Томске были организованы винокуренный завод, мукомольные мельницы, кожевенное производство, спичечная фабрика (ныне - фабрика Сибирь)[1]. Капитал торгового дома «Е. Н. Кухтерин и сыновья» в 1911 году оценивался в 3 000 000 руб., в 1918 - в 5 000 000 руб. В 1920 году предприятия торгового дома были национализированы. Мастер - класс «Монотипия» «Пейзаж» 15 часов вид печатной графики, Техника эстампа монотипией заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии ипедагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Научиться работать по технике«Монотипия» Итоговое занятие. Викторина по пройденным темам 15 часов
Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного уровня исторической и краеведческой деятельности. Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) - 1 класс. Элементарные социальные знания школьники получают уже тогда, когда только начинают осваивать историческую и краеведческую деятельность. Они узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе. Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 2, 3 класс. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) - 4-й класс. Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Они имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе и опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства. Достижение всех трех уровней результатов деятельности увеличивает вероятность появленияобразовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
  • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);
  • формирования у детей социокультурной идентичности: страной (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
Обучающийся получит возможность научиться:
  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает: 1 уровень (1класс):
  • оценка достижений обучающихся (портфолио) происходит на каждом уровне реализации программы. В каждый "портфель достижений" обучающего входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы
  • создание исследовательских мини - проектов совместно с учащимися - шефами
  • 2 уровень (2-3 классы):
  • оценка достижений обучающихся (портфолио);
  • создание и защита собственных проектов;
  • создание и защита презентаций - представлений по изученной теме 3 уровень:
  • участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного, городского, всероссийского уровня;
  • представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей фото и видеоматериалов в школьный музей;
  • составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;
  • создание и защита собственного проекта;
  • создание презентаций - представлений по изученной теме;
  • организация и проведение конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников.

Ожидаемые результаты

Для учащихся 3 - 4-ого года обучения

Учащиеся 3 -4-ого года обучения должны знать:

  1. Историю литературной жизни Томска 17-19 веков

  2. Источники информации о городе, его культурной жизни.

  3. Правила поведения во время экскурсий

  4. Достопримечательные места Томска

  5. Памятники культуры Томска.

Учащиеся должны уметь:

  1. Работать с книгой

  2. Писать отзыв об экскурсии

  3. Писать реферат по заданной теме.

  4. Ориентироваться в городе.

  5. Отвечать на вопросы викторины

  6. Применять полученные знания в конкурсных программах.



6.Описание информационно-методического обеспечения

Материально- техническое обеспечение учебного предмета.

Технические средства

№ п/п

Наименование имущества

Количество

1.

Компьютер (монитор, клавиатура, мышка, процессор)

1

2.

Колонки

2

3.

Принтер

1


Литература Для педагога 1.Кондрашова Л.Л., Сенюкова Н.Л. Сборник материалов городской краеведческой программы «Люби и знай свой город и край» Томск, 2004 2. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. Москва, 2001 Для обучающихся

  1. История названия томских улиц. Томск, 2004
  2. Привалихина С.В. Мой Томск. Томск, 2000.
  3. Кошурникова Р. Стоит над Томью град старинный. Томск, 1987.
  4. Майданюк Э. Прогулки по старому Томску. Томск, 1992.
5.Славнин В. Томск: от крепости к городу. Новосибирск, 1995.
  1. Сталева Т. Сибирский просветитель Петр Макушин. Томск, 1990.


5.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ «Я ГРАЖДАНИН РОССИИ»

«Музей детям» МАУ «Музей истории Томска»

Направление «Интеллектуальное»

На 2014-2015 учебный год

п/п


Дата

по плану


Тема занятия


Кол-во часов


Тип

Занятия (теоретическое, практическое)


Формы проведения

занятия


Виды

деятельности

обучающихся


Формируемые УУД

Система отслеживания и оценивания (контроль)

Вводное занятие. Повторение пройденного материала

14 часов

1.

Знакомство с содержанием городской программы «Я гражданин России» 1 теоретическое исследовательская Создание настроя на учебную деятельность, повторить правила поведения в общественных местах, правила поведения в общественном транспорте

Личностные УУД

У обучающегося будут сформировано

- представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию русского языка;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- ориентация в поведении на принятые моральные нормы.

Выбор темы для защиты проекта

«Я гражданин России»

2-4

История земли сибирской 3 теоретическое поисковая Сбор и оформление информации, создание презентаций - оформлений,



решение проектных задач, участие в конференциях.

Регулятивные УУД Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу;






- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные УУД Обучающийся научится: - строить сообщения в устной форме; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.

Проба пера

(первые стихи, сочиненные

детьми)

5-8

Народы Сибири: традиции, обряды 4 теоретическое поисковая Сбор информации, составление очерков, оформление буклетов и презентаций,решение проектных задач, участие в исследовательской деятельности.

Регулятивные УУД Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; - различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Подготовка выставки рисунков

9-11

Покорение Сибири русскими 3 теоретическое поисковая Сбор фото и видеоматериалов, составление статей, наличие рисунков и поделок, составление и разгадывание ребусов, загадок и кроссвордов.

Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - строить монологическое высказывание.

Выполнение иллюстраций

12-14

Посещение музея МАУ «Музей истории Томска». Викторина 3 практическое игра
Познавательные УУД Обучающийся научится: - строить сообщения в устной форме; - ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте.

Выполнение иллюстраций

Томск купеческий. Купец и дело

14 часов



15-17

Обычаи русского народа 3 часа теоретическое исследовательская Сбор фото и видеоматериалов, составление статей, наличие рисунков и поделок, составление и разгадывание ребусов, загадок и кроссвордов. Личностные: - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его

выполнение практических работ

18-22

Томск в легендах и сказаниях.

5 часов практическое презентации

Выполнение творческих заданий. Составление ребусов, кроссвордов, ответов на вопросы викторины по томской тематике.

Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - строить монологическое высказывание.

Подготовка презентаций

23-25

«В Томск на ярмарку»

3 часа практическое поисковая Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации. Описывать скульптурный памятник известному человеку. Проверять себя и оценивать свои достижения Обучающийся научится: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- строить монологическое

высказывание

Выполнение рисунков о Томске

26-28

Посещение музея МАУ «Музей истории Томска». Томск купеческий. Купец и дело

3 часа практическое исследовательская Составлять рассказ по репродукции картин известных художников.
Личностные: - Стать участниками продолжения и развития лучших культурных и исторических традиций местного общества. - Иметь устойчивые мотивы к овладению новыми знаниями, к развитию этих знаний. - Стремиться к осознанному выбору жизненнойпозиции в деятельности местного общества.

викторина

Мастер - класс «Кусудамы или шары счастья»

14 часов


29-30

Путешествие в страну солнца Японию . Журавлик 2 часа практическое Урок-путешествие Сбор фото и видеоматериалов, составление статей, наличие рисунков и поделок Познавательные УУД: - называть основные элементы конструкции ,понимать особенности групповой проектной деятельности, и зготов лять объемное изделие на основе разверток,овладевать навыками чертениячертежа,выполнять разметку деталей при помощи линейки и ножниц

выполнение поделок

31-34

Техники «Кусудума» 4 часа

практическое практикум


- определять при помощи мерки свой размер,соблюдать правила работы с иглой,ножницами,циркулем,различать и применять ручные швы в практической работе Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Выполнение поделок

35-39

Оригами - шар

5 часов

практическое практикум

определять при помощи мерки свой размер, соблюдать правила работы с иглой, ножницами, циркулем, различать и применять ручные швы в практической работе Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий.

Выполнение поделок

40-42

Мастер - класс «Кусудамы или шары счастья»

Посещение музея МАУ «Музей истории Томска». 3 часа

практическое Экскурсия практикум

определять при помощи мерки свой размер, соблюдать правила работы с иглой, ножницами, циркулем, различать и применять ручные швы в практической работе

Личностные: - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Выполнение поделок

Томск купеческий. Купец и быт

15 часов


43-46


Наиболее значимые образцы городской архитектуры.
4 часа

теоретическое

исследовательская Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации. Описывать скульптурный памятник известному человеку. Проверять себя и оценивать свои достижения Личностные: - Стать участниками продолжения и развития лучших культурных и исторических традиций местного общества. - Иметь устойчивые мотивы к овладению новыми знаниями, к развитию этих знаний. - Стремиться к осознанному выбору жизненной позиции в деятельности местного общества.

Подготовка рефератов

47-50


Известные томские архитекторы.

4 часа

теоретическое

исследовательская Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации. Описывать скульптурный памятник известному человеку. Проверять себя и оценивать свои достижения Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Подготовка рефератов

51-54


Памятники и памятные знаки в Томске. Понятия «архитектура», «памятник»

4 часа

теоретическое

исследовательская Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации. Описывать скульптурный памятник известному человеку. Проверять себя и оценивать свои достижения Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий.

Подготовка рефератов

55-57

Посещение музея МАУ «Музей истории Томска».

Томск купеческий. Купец и быт 3 часа

теоретическое экскурсия Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации. Описывать скульптурный памятник известному человеку. Проверять себя и оценивать свои достижения Личностные: - Стать участниками продолжения и развития лучших культурных и исторических традиций местного общества. - Иметь устойчивые мотивы к овладению новыми знаниями, к развитию этих знаний. - Стремиться к осознанному выбору жизненной позиции в деятельности местного общества.

Защита рефератов

Томск купеческий. Купец и город

15 часов


58-61


Известные томские архитекторы.

4 часа

теоретическое

исследовательская

Сбор фото и видеоматериалов, составление статей, наличие рисунков и поделок, составление и разгадывание ребусов, загадок и кроссвордов.

Личностные: - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Выполнение рисунков о Томске

62-65


Памятники и памятные знаки в Томске. Понятия «архитектура», «памятник»

4 часа

теоретическое

исследовательская

Сбор фото и видеоматериалов, составление статей, наличие рисунков и поделок, составление и разгадывание ребусов, загадок и кроссвордов. Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий.

66-69

Улицы Томска, названные в честь русских писателей. Экскурсия.


4 часа

теоретическое

исследовательская

Сбор фото и видеоматериалов, составление статей, наличие рисунков и поделок, составление и разгадывание ребусов, загадок и кроссвордов. Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Выполнение рисунков о Томске

70-72

Посещение музея МАУ «Музей истории Томска».

Томск купеческий.

Купец и город 3 часа

теоретическое экукурсия Сбор фото и видеоматериалов, составление статей, наличие рисунков и поделок, составление и разгадывание ребусов, загадок и кроссвордов. Личностные: - Стать участниками продолжения и развития лучших культурных и исторических традиций местного общества. - Иметь устойчивые мотивы к овладению новыми знаниями, к развитию этих знаний. - Стремиться к осознанному выбору жизненнойпозиции в деятельности местного общества.

Выполнение рисунков о Томске

Мастер - класс «Монотипия» «Пейзаж»

15 часов


73-76

Техника«Монотипия»

4 часа

практическое практикум


Овладение приемами техники «Монотипия» Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Выполнение поделок

77-80

Монотипия на стекле

4 часа

практическое практикум


Овладение приемами техники «Монотипия» Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий.

Выполнение поделок

81-84

Монотипия. Пейзаж

4 часа

практическое практикум


Овладение приемами техники «Монотипия»

Выполнение поделок

85-87

Посещение музея МАУ «Музей истории Томска».

Мастер - класс «Монотипия» «Пейзаж»


3 часа

практическое Экскурсия, практикум


Овладение приемами техники «Монотипия»

Личностные: - Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - иметь эстетическую потребность в общении с природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Выполнение поделок

Итоговое занятие. Викторина по пройденным темам

15 часов


88-93

Подготовка презентаций по теме «Томск-410 лет»

6 часов практическое презентации Сбор фото и видеоматериалов, подготовка презентаций Личностные: - Стать участниками продолжения и развития лучших культурных и исторических традиций местного общества. - Иметь устойчивые мотивы к овладению новыми знаниями, к развитию этих знаний. - Стремиться к осознанному выбору жизненнойпозиции в деятельности местного общества.

Подготовка презентатий

94-99


Защита презентаций «Томск-410 лет»

6 часов

практическое презентации Защита презентаций «Томск-410 лет»


Защита презентаций

«Томск-410 лет»

100-102

Посещение музея МАУ «Музей истории Томска».

Итоговое занятие. Викторина по пройденным темам
3 часа

практическое экскурсия

Викторина по пройденным темам
Личностные: - Стать участниками продолжения и развития лучших культурных и исторических традиций местного общества. - Иметь устойчивые мотивы к овладению новыми знаниями, к развитию этих знаний. - Стремиться к осознанному выбору жизненнойпозиции в деятельности местного общества.

Викторина по пройденным темам



Литература Для педагога 1.Кондрашова Л.Л., Сенюкова Н.Л. Сборник материалов городской краеведческой программы «Люби и знай свой город и край» Томск, 2004 2. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. Москва, 2001 Для обучающихся

  1. История названия томских улиц. Томск, 2004
  2. Привалихина С.В. Мой Томск. Томск, 2000.
  3. Кошурникова Р. Стоит над Томью град старинный. Томск, 1987.
  4. Майданюк Э. Прогулки по старому Томску. Томск, 1992.
  5. Славнин В. Томск: от крепости к городу. Новосибирск, 1995.
  6. Сталева Т. Сибирский просветитель Петр Макушин. Томск, 1990.

© 2010-2022