Конспект урока на тему: «Леса россии»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Леса России.

Цели урока:

образовательные: усвоение учащимися знаний о географическом положении зоны лесов, частях зоны лесов (тайге, смешанных и широколиственных лесах), растениях и животных этой зоны, взаимосвязи в природе;
развивающие: развитие умений определять и показывать зону лесов и её части на карте природных зон, различать наиболее характерных для каждой части зоны лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе;
воспитательные: воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний, любви к Родине. Задачи:

  1. Формировать у учащихся представление о лесной зоне, познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов, с растительным и животным миром.
  2. Развивать умения структурировать информацию, делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; работать и взаимодействовать в группе одноклассников;

  3. Формировать ценностное отношение к природе как совокупности представителей флоры и фауны.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Умение определять и показывать положение зоны лесов на карте природных зон.

  2. Умение различать наиболее характерных для каждой части лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе.

  3. Умение находить в учебнике и предоставлять информацию в соответствии с целью.

Личностные:

  1. Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.

  2. Умение анализировать свои действия и управлять ими.

  3. Развитие умения оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

Метапредеметные:

  1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  2. Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.

  3. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  1. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

Оборудование: карта природных зон, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран,

Раздаточный материал: атлас-определитель «От земли до неба», учебники, рабочие тетради, лист самооценки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Психологическая установка на урок.

- Здравствуйте, дети! Наступил новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сегодня у нас необычный урок. У нас много гостей. Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь им. Вот видите, и они вам улыбнулись. В классе стало тепло от ваших улыбок. Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь друг к другу всегда по доброму, мыслите, работайте, творите прекрасное и всё у нас получится!

  1. Самооценка.

- Ребята, сегодня на уроке вы сами будете оценивать свою работу. У каждого из вас на столе лежит листок самооценки. В течении всего урока вы будете объективно оценивать свою работу и результаты фиксировать в этом листе.

  1. Введение в тему.

Учитель: Этот урок мне хотелось бы начать со слов русского писателя Леонида Леонова, который сказал:

"Давно пора бы воздать ему хвалу, какой заслуживает этот милый дед, старинный приятель нашего детства, насмерть стоящий воин и безотказный поставщик сырья, кормилец рек и хранитель урожаев".

-Кто же этот милый дед и хранитель урожаев?

-Конечно же лес. Давайте, ребята, сейчас попробуем войти в лес. Закройте глаза и представьте, что вы там (Звучит запись звуков леса на магнитофоне).

-Расскажите, в каком лесу вы были? (Ответы детей наверняка будут разные, кто-то увидел сосновый, кто-то березовый, а кто-то увидел лес после утреннего дождя, свежий и выспавшийся и т.д.).

-Видите, какой он разный. Казалось бы, что особенного, лес окружает нас, мы привыкли к этому и не всегда осознаем, что русский лес - одна из животворных стихий нашей природы. Глухомань тайги и роскошь дубрав, белоствольные рощи - все это лики одного явления, имя которому - лесная зона.

- Как вы думаете, о чём сегодня будем с Вами говорить на уроке?

-Сегодня на уроке мы напишем всего лишь одну из страниц большой книги о природе, которая будет называться "Леса России".
- А какую цель мы поставим сегодня на уроке?

-Мы посмотрим на лес с точки зрения географии, изучив факторы размещения зоны лесов, особенности неживой природы, растительного и животного мира

  1. Стадия вызова.

  1. Составление плана изучения зоны лесов.

-А теперь давайте выстроим цели нашего урока с помощью кластера.
-Вспомним план изучения природных зон, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить в ходе изучения этой зоны? ( В ходе обсуждения составляется кластер)

Конспект урока на тему: «Леса россии»Конспект урока на тему: «Леса россии»Конспект урока на тему: «Леса россии»

Конспект урока на тему: «Леса россии»Конспект урока на тему: «Леса россии»Конспект урока на тему: «Леса россии»

Конспект урока на тему: «Леса россии»Конспект урока на тему: «Леса россии»Конспект урока на тему: «Леса россии»Конспект урока на тему: «Леса россии»

Конспект урока на тему: «Леса россии»

Конспект урока на тему: «Леса россии»Конспект урока на тему: «Леса россии»

- Давайте предположим, будет ли природа тундры отличаться от природы лесных зон? Почему? Вернемся к этому предположению в конце урока и проверим правильность нашего предположения.

  1. Прием «Верные неверные утверждения»

Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первом столбце, напротив высказывания плюс, если согласны с утверждением, верите ему, и минус, если не согласны. Второй столбец у вас останется пустым.

Высказывание

До чтения

После чтения

1. Зона лесов находится севернее зоны тундры

2. В зоне лесов выпадает мало осадков

3. Нашу страну называют великой лесной державой

4. Леса занимают более половины территории России

5.Почвы в лесных зонах бедные перегноем

6.Растительный и животный мир в лесных зонах гораздо разнообразнее, чем в зоне тундры

-Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.

III. Осмысление.

  1. Работа по учебнику. Инсерт.

-Откройте учебник на стр. 95 и прочитайте самостоятельно текст про зону лесов. При чтении делайте пометки «V» - уже знал; «+» - новое; «?» - не понял, есть вопросы. Время для выполнения задания 1 минута.

Таблица «Инсерт»

"V "

поставьте "v"(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

" + "

поставьте "+"(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

" ? "

поставьте "?" на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

2) Проверка понимания и первичное закрепление.

-Что было для вас знакомым из прочитанного?
-Что нового вы узнали для себя из этого текста?
- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

- А теперь давайте вернемся к нашей игре «Верите ли вы, что…» и к вопросам на которые мы отвечали, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.

- Я снова читаю вопросы. Во 2-ой строке вы ставите нужный знак.

- По каким вопросам ваше мнение совпало?

- По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

-Возьмите лист самооценки, оцените свою работу в игре «Верите ли вы, что…» и поставьте оценку.

3) Физкультминутка-релаксация « В лесу»

Учитель: А как хорошо и красиво в утреннем лесу!

Аудиозапись «Утренняя свежесть». Учитель: Сядь поудобнее и закрой глаза... Сделай три глу­боких вдоха и выдоха и найди внутри самого себя точку внутрен­него спокойствия - такое место в душе, где тихо и спокойно. Представь себе прекрасный солнечный летний день. Ты нахо­дишься посреди чудесного леса, садишься в траву. Дотронься до нее руками и почувствуй ее приятную прохладу. Теперь ты ло­жишься и растягиваешься на траве. Вдохни один раз глубоко­глубоко. Пусть твое тело станет таким же мягким и расслаблен­ным, как у тряпичной куклы. (Учитель сам делает один очень глубокий вдох-выдох, чтобы дети могли последовать его приме­ру.) Ты лежишь в траве совершенно безмятежно, слушаешь пре­красное пение птиц. (Пауза 10 секунд.) Ты чувствуешь, как рас­слабляются твои мышцы. Руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее, твои ступни расслабляются и становятся мягкими. (Пауза 15 секунд.) Теперь поблагодари этот лес за то, что он тебя так чудесно расслабил... Немного потянись, выпрямись, подвигай пальчиками рук и ног. Энергично выдохни и открой глаза. 4)Кластер.

-Многое мы с вами уже узнали о зоне лесов. Какие три части выделяют в лесной зоне?

ЛЕСА



Тайга

Смешанный

ШироколиственныйКонспект урока на тему: «Леса россии»Конспект урока на тему: «Леса россии»Конспект урока на тему: «Леса россии»

5) Работа в паре по карте природных зон.

- Откройте карту природных зон на стр. 72-73 учебника. Поработайте в паре, найдите на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов.
- Кто сможет показать эти зоны на нашей карте?
-Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

-Что ещё мы должны с вами изучить?

-Я предлагаю вам побыть учёными и отправиться в экспедицию в разные участки зоны лесов, чтобы проверить, насколько наши предположения верны. Поэтому зону лесов будем изучать по группам. Первая группа учёных будет изучать растения тайги, вторая группа - растения смешанных и широколиственных лесов, третья группа будет изучать животный мир тайги, а четвёртая - животный мир смешанных и широколиственных лесов. Так как в учебнике нет информации про животный мир смешанных и широколиственных лесов, то четвертая группа заранее работала над проектом на тему: «Животный мир смешанных и широколиственных лесов», они подготовятся в выступлению со своей информацией.

- В ходе исследования вы можете использовать материал учебника, атлас-определитель «От земли до неба», гербарий, фотографии животных. Время на работу в группе - 4 минуты.


Карточка для первой группы «Растения тайги».

Тип источника информации

Цель

Результат
(+/-)

-Учебник (с.96-97),
-атлас-определитель «От земли до неба»,
-гербарий
-фото животных.

Найти ответы на вопросы и подготовить выступление.
1. Каковы природные условия тайги? Какие растения растут в тайге?

2. Подготовь сообщение про ель обыкновенную, сосну обыкновенную и лиственницу.

Карточка для второй группы «Растения смешанных и широколиственных лесов».

Тип источника информации

Цель

Результат
(+/-)

-Учебник (с.97),
-атлас-определитель «От земли до неба»,
-гербарий
-фото растений

Найти ответы на вопросы и подготовить выступление.
1.Каковы природные условия в смешанных и широколиственных лесах?

2. Подготовь сообщение про деревья: дуб и вяз.



Карточка для третьей группы «Животный мир тайги».

Тип источника информации

Цель

Результат
(+/-)

-Учебник (с.97),
-фото животных

Найти ответы на вопросы и подготовить выступление.
1.Подготовь сообщение про птицу тайги - кедровку..

2. Подготовь сообщение про бурундука

- А теперь предоставим слово группам для представления своей работы.
- Оцените свою работу в группе в листе самооценки.

III. Cтадия рефлексии.

  1. Работа в рабочих тетрадях в парах.

-Откройте рабочую тетрадь и на стр. 47 выполните № 2 в паре, используйте информацию из учебника и атласа-определителя. ( Проверка по слайду)
- Оцените свою работу в тетради в листах самооценки.

  1. Подведение итога. Приём «Рафт»

- А теперь мы подведём итог нашего урока. Я предлагаю вам написать небольшое письмо о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но письмо должно быть не от вашего имени, а от имени любого животного леса. Определим четыре параметра нашего текста:

Р - роль, любое животное леса
А - аудитория, кому вы будете писать - жителям нашей страны
Ф - форма - письмо
Т - тема: «Леса России»

Ученики в течении 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем читают их.

- А теперь вернемся к нашему предположению в начале урока отличается ли природа тундры от природы лесных. Верны наши предположения? Чем отличается?

- Оцените свою работу на всем уроке и поставьте итоговую оценку за работу.

4. Нацеливание на следующий урок.

- Посмотрите на кластер изучения зоны лесов. Что осталось не изученным? Эту информацию узнаем на следующем уроке.

5. Домашнее задание.

  1. Прочитать текст учебника и выполнить задания для самостоятельной работы на стр. 102.

Задание на выбор:

- Сообщение об одном животном или растении зоны лесов.

- Рисунок тайги, смешенного и широколиственного лесов.

9



© 2010-2022