- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языка на тему «Знакомство с алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного»
Конспект урока по русскому языка на тему «Знакомство с алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Козлова Л.В. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока
по русскому языку
«Знакомство с алгоритмом морфологического разбора
имени прилагательного»
УМК «Планета Знаний»
Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина
(4 класс часть 2)
Провела:
Козлова Л.В.
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ 36
Кострома
2016
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Цель урока: развитие умения определять и называть грамматические признаки имен прилагательных (производить морфологический разбор имени прилагательного)
Целевые установки
Предметные:
-
развитие умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
-
развитие навыков правописания окончаний имён прилагательных;
-
обобщение умений в разборе имён прилагательных как части речи, в согласовании с именем существительным;
-
совершенствование умения распознавать части речи.
Познавательные:
-
овладение алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного;
-
развитие логического творческого мышления;
-
развитие способности управления своей интеллектуальной деятельностью.
Регулятивные:
-
развитие навыка самостоятельно ставить новые учебные задачи;
-
осуществление познавательной и личностной рефлексии;
-
высказывание предположения на основе наблюдений.
Личностные:
-
воспитание чувства восхищения о многообразии русского языка, чувства гордости за свою страну;
-
контроль над оцениванием усваиваемого содержания;
-
понимание необходимости сохранять и защищать свой родной язык как часть русской национальной культуры
Коммуникативные:
-
развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-
развитие умения сотрудничать и работать в малых группах.
Ресурсы:
Презентация Microsoft Power Point 2007, компьютер, проектор, учебники и тетрадь «Русский язык» №2 (Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина), раздаточный материал.
Ход урока:
№
п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Время
1.
Организационный этап
-
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Проверяет готовность детей к уроку
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, слушают стихотворение, садятся.
К., Л.
1 мин.
2.
Мотивация деятельности учащихся
-
Ребята, сейчас вы прочитаете стихотворение, подумайте, что украшает его в каждой строчке?
(просит одного из учащихся прочитать стихотворение)
-
И так, что украшает стихотворение в каждой строчке?
-
Назовите их.
-
Молодцы!
Один из учащихся читает стихотворение, остальные внимательно слушают:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми сережками,
С зелеными застежками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
-
Это стихотворение украшают имена прилагательные: русскую, грустную, белом, с красивыми и т.д.
5 мин.
3.
Актуализация знаний
-
Открываем тетради, отступаем две линеечки вниз, записываем число.
-
Обратите внимание на доску. Как вы считаете, что необходимо сделать в этом задании?
-
Верно, кто желает быть первым ?
-
А сейчас я разделю вас на несколько групп. Первый, третий и пятый ряд - это первая группа; а второй и четвертый ряд - это вторая группа.
Ваша задача 1 группа: (прочит одного из учащихся прочитать задание на проекторе)
Задание для второй группы прочтет…(называет имя ученика)
Спасибо!
-
В этом задании у прилагательных пропущены окончания, нужно вставить прилагательные в нужной форме, чтобы они были согласованы с именем существительным.
(приложение 1)
Учащиеся по желанию выходят к доске и объясняют, почему вставляют именно это окончание.
Читают задание, обсуждают, что непонятно, делятся на группы.
4.
Постановка цели и задач урока
-
Обратите, пожалуйста, внимание на доску.
Просит одного из учащихся прочитать задание
-
Итак, как вы считаете, какова тема нашего урока? Кто догадался?
-
Почему ты так решил?
-
А какие бы задачи вы перед собой поставили?
-
Один из учащихся читает вслух задание:
Выписать словосочетание, поставить в начальную форму, определить часть речи, определить род, определить число, определить падеж, определить роль в предложении.
-
Тема нашего урока: «морфологический разбор имени прилагательного».
-
Потому что мы говорили об имени прилагательном; у него можно определить данные признаки.
-
Я хотел бы научиться правильно определять по плану признаки, характерные для имени прилагательного; мне хочется узнать, в какой последовательности будет правильно определять морфологические признаки прилагательного; я желал бы запомнить алгоритм определения признаков.
П, Р,
2 мин.
5.
Открытие нового знания
-
Сейчас мы с вами будем тренироваться проводить морфологический разбор имени прилагательного.
-
Посмотрите на слайд. Давайте прочитаем задание, которое нам предлагается выполнить
-
Отлично! А как вы понимаете смысл пословицы?
Открываем тетрадочки, выполняем задание, написанное на доске
-
Кто хочет выписать на доску первое прилагательное?
-
Теперь давай разберем его по плану. Где мы можем найти этот план? Какие вообще существуют виды разбора?
-
- Кто желает выписать второе прилагательное?
- Теперь давайте разберем его по такому же плану.
-
Один из учащихся читает задание:
«Найдите все прилагательные в пословице, выпишите пословицу, подчеркните прилагательные волнистой линией и сделайте их разбор».
Другой учащийся читает пословицу:
«Дружные вороны гуся съедают».
-
Предлагают свои версии, обсуждают.
-
Если мы будем держаться все вместе, то сможем сделать невозможное, сможем победить врага.
-
В учебнике на странице 140. Письменный и устный.
(два учащихся по очереди читают письменный и устный план разбора). -
Один из учащихся на доске выполняет задание, остальные в своих тетрадях, по окончании выполнения задания сверяют полученный результат.
К, Л, П.
15 мин.
6.
Обобщение и систематизация знаний
-
Посмотрите, есть ли в предложении еще прилагательные? Правильно, больше прилагательных нет.
-
Откройте учебник на с. 78, найдите глазками упражнение 216. Вы работаете в парах. Как только вы выполните задание, встаете у своей парты. Кто встанет еще - это ваша пара, вы объединяетесь, проверяете правильность выполнения упражнения друг у друга. Всем понятно задание?
-
И так, есть ли у имён прилагательных постоянные признаки?
- Почему род, число и падеж у прилагательного являются непостоянными признаками?
-
Нет, больше нет.
Один из учащихся читает задание.
Ребята самостоятельно выполняют это задание. По окончании выполнения образуют пары, проверяют правильность выполнения.
-
Нет, т.к, род, число и падеж у прилагательных являются непостоянными признаками, они могут изменяться.
Л, К.
8 мин.
7.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
-
А теперь давайте прочитаем стихотворение и найдем ошибки, которые допустил Боря
-
Какие ошибки допустил Боря? Кто может их перечислить и объяснить?
Давайте подумаем, какой бы план помог бы мальчику Боре лучше овладеть материалом? Что он должен знать?
Давайте разобьемся на группы по 5 человек.
Каждой группе необходимо ответить на один вопрос плана. Первая группа - отвечает на первый вопрос; вторая - на второй; третья - на третий; четвертая - на четвертый.
- А теперь, приступайте к работе. А после каждая группа представит свой рассказ. Помните, что каждый человек в группе должно принять участие.
- Давайте представим ваши рассказы.
-
Молодцы! Вы все прекрасно поработали.
-
Ученик читает стихотворение:
Мальчик Боря на доске написал такое:
Плывет лодка по реке серое, большое,
А на лодке плывут веселая друзья,
И ведут они с собой забавная игру.
Что же это за игра?
Вам я не скажу,
Лучше дальше вам слова ещё я напишу.
В небе звёзды яркая светят и горят.
Мальчик Боря отошёл, ещё раз он всё прочёл,
Но ошибок не нашел
Учащиеся называют ошибки, анализируют их:
Неправильно написал окончания в прилагательных.
- Серое - сырой, большое - большой, веселая - веселые, забавная - забавную, яркая - яркие.
-
Ребята предлагают свои варианты ответов, составляют общий план, который вывешивается на доске (учащиеся по очереди выходят и вешают с помощью магнита одно предложение)
Примерный план:
1) определение имени прилагательного;
2) связь имён прилагательных с именами существительными;
3) частотность употребления в речи;
4) роль прилагательного в речи. Прилагательные-антонимы в тексте.
-
Ребята выполняют задание в группах.
Представляют результаты работы
1. Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
2. Имена прилагательные согласуются с именами существительными, то есть ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.
3. Имена прилагательное часто употребляются в нашей речи. Если проследить, то можно встретить в каждом втором предложении
4. Предложение без прилагательного как торт, без украшения - совсем пустое, скучное, невыразительное. Эта незаменимая часть речи делает язык ярким, красочным, понятным для окружающих. Прилагательные в русском языке играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Представьте, что будет, если из языка убрать эту часть речи. Речь превратится в перечисление действий и предметов. Вы бы не поняли и половины того, что хочет сказать собеседник. Ведь если нет прилагательных, то невозможно передать, что чашка горячая, а день морозный. Не стало бы и поэтической речи, в которой чувства часто передаются посредством прилагательных.
Р,Л.П.
7 мин.
8.
Сообщение домашнего задания
-
Вашим домашним заданием станет выучить наизусть письменный и устный разбор имени прилагательного (с. 140) и выполнить упражнение 215 в учебнике на с. 78. Прочитайте текст, озаглавьте его, спишите. Сделайте морфологический разбор любых 5 прилагательных по плану.
-
Ребята записывают задание, уточняют, если что-то непонятно.
Р,К.
3 мин.
9.
Рефлексия
-
Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?
-
Что у вас получалось сегодня лучше всего?
- В чём испытали затруднения?
-
А как определить падеж имени прилагательного?
-
Поднимите вверх большой палец те, кто хорошо усвоил сегодняшний материал урока, готов поделиться своими знаниями с другими?
-
Покажите кулачок те, кто понял тему, но до конца не уверен в своих силах, хотел бы еще попрактиковаться?
-
Опустите большой палец виз те, кто вообще ничего не понял на уроке, не выполнил ни одного задания, но хочет исправиться?
-
На уроке мы учились, следуя алгоритму, определять морфологические признаки имени прилагательного: род, число, падеж и др.
-
Находить имена прилагательные в тексте, обозначать их в предложении.
-
Труднее всего было запомнить алгоритм, иногда определять падеж. Также трудно было проговаривать вслух алгоритм, легче выполнить письменный разбор, чем устный.
-
По имени существительному.
-
Оценивают свою деятельность на уроке, выполняют рекомендации учителя.
Р, К, Л.
3 мин.
Приложение 1