Конспект урока по русскому языка на тему «Знакомство с алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект урока по русскому языка на тему «Знакомство с алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного»Конспект урока по русскому языка на тему «Знакомство с алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного»Конспект урока по русскому языка на тему «Знакомство с алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного»Конспект урока по русскому языка на тему «Знакомство с алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного»Конспект урока по русскому языка на тему «Знакомство с алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного»Конспект урока по русскому языка на тему «Знакомство с алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного»Конспект урока по русскому языка на тему «Знакомство с алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного»Конспект урока по русскому языка на тему «Знакомство с алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного»

Конспект урока

по русскому языку

«Знакомство с алгоритмом морфологического разбора

имени прилагательного»

УМК «Планета Знаний»

Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина

(4 класс часть 2)

Провела:

Козлова Л.В.

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ 36





















Кострома

2016

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цель урока: развитие умения определять и называть грамматические признаки имен прилагательных (производить морфологический разбор имени прилагательного)

Целевые установки

Предметные:

  • развитие умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;

  • развитие навыков правописания окончаний имён прилагательных;

  • обобщение умений в разборе имён прилагательных как части речи, в согласовании с именем существительным;

  • совершенствование умения распознавать части речи.

Познавательные:

  • овладение алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного;

  • развитие логического творческого мышления;

  • развитие способности управления своей интеллектуальной деятельностью.

Регулятивные:

  • развитие навыка самостоятельно ставить новые учебные задачи;

  • осуществление познавательной и личностной рефлексии;

  • высказывание предположения на основе наблюдений.

Личностные:

  • воспитание чувства восхищения о многообразии русского языка, чувства гордости за свою страну;

  • контроль над оцениванием усваиваемого содержания;

  • понимание необходимости сохранять и защищать свой родной язык как часть русской национальной культуры

Коммуникативные:

  • развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • развитие умения сотрудничать и работать в малых группах.

Ресурсы:

Презентация Microsoft Power Point 2007, компьютер, проектор, учебники и тетрадь «Русский язык» №2 (Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина), раздаточный материал.

Ход урока:

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Время

1.

Организационный этап

  • Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

Проверяет готовность детей к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, слушают стихотворение, садятся.

К., Л.

1 мин.

2.

Мотивация деятельности учащихся

  • Ребята, сейчас вы прочитаете стихотворение, подумайте, что украшает его в каждой строчке?
    (просит одного из учащихся прочитать стихотворение)



  • И так, что украшает стихотворение в каждой строчке?

  • Назовите их.

  • Молодцы!

Один из учащихся читает стихотворение, остальные внимательно слушают:

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми сережками,

С зелеными застежками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.



  • Это стихотворение украшают имена прилагательные: русскую, грустную, белом, с красивыми и т.д.


5 мин.

3.

Актуализация знаний

  • Открываем тетради, отступаем две линеечки вниз, записываем число.

  • Обратите внимание на доску. Как вы считаете, что необходимо сделать в этом задании?

  • Верно, кто желает быть первым ?



  • А сейчас я разделю вас на несколько групп. Первый, третий и пятый ряд - это первая группа; а второй и четвертый ряд - это вторая группа.

Ваша задача 1 группа: (прочит одного из учащихся прочитать задание на проекторе)

Задание для второй группы прочтет…(называет имя ученика)

Спасибо!

  • В этом задании у прилагательных пропущены окончания, нужно вставить прилагательные в нужной форме, чтобы они были согласованы с именем существительным.

(приложение 1)

Учащиеся по желанию выходят к доске и объясняют, почему вставляют именно это окончание.

Читают задание, обсуждают, что непонятно, делятся на группы.



4.

Постановка цели и задач урока

  • Обратите, пожалуйста, внимание на доску.

Просит одного из учащихся прочитать задание



  • Итак, как вы считаете, какова тема нашего урока? Кто догадался?

  • Почему ты так решил?

  • А какие бы задачи вы перед собой поставили?





  • Один из учащихся читает вслух задание:

Выписать словосочетание, поставить в начальную форму, определить часть речи, определить род, определить число, определить падеж, определить роль в предложении.



  • Тема нашего урока: «морфологический разбор имени прилагательного».

  • Потому что мы говорили об имени прилагательном; у него можно определить данные признаки.

  • Я хотел бы научиться правильно определять по плану признаки, характерные для имени прилагательного; мне хочется узнать, в какой последовательности будет правильно определять морфологические признаки прилагательного; я желал бы запомнить алгоритм определения признаков.

П, Р,

2 мин.

5.

Открытие нового знания

  • Сейчас мы с вами будем тренироваться проводить морфологический разбор имени прилагательного.

  • Посмотрите на слайд. Давайте прочитаем задание, которое нам предлагается выполнить



  • Отлично! А как вы понимаете смысл пословицы?

Открываем тетрадочки, выполняем задание, написанное на доске

  • Кто хочет выписать на доску первое прилагательное?

  • Теперь давай разберем его по плану. Где мы можем найти этот план? Какие вообще существуют виды разбора?

  • - Кто желает выписать второе прилагательное?

- Теперь давайте разберем его по такому же плану.


  • Один из учащихся читает задание:

«Найдите все прилагательные в пословице, выпишите пословицу, подчеркните прилагательные волнистой линией и сделайте их разбор».

Другой учащийся читает пословицу:

«Дружные вороны гуся съедают».



  • Предлагают свои версии, обсуждают.

  • Если мы будем держаться все вместе, то сможем сделать невозможное, сможем победить врага.

  • В учебнике на странице 140. Письменный и устный.
    (два учащихся по очереди читают письменный и устный план разбора).

  • Один из учащихся на доске выполняет задание, остальные в своих тетрадях, по окончании выполнения задания сверяют полученный результат.

К, Л, П.

15 мин.

6.

Обобщение и систематизация знаний

  • Посмотрите, есть ли в предложении еще прилагательные? Правильно, больше прилагательных нет.

  • Откройте учебник на с. 78, найдите глазками упражнение 216. Вы работаете в парах. Как только вы выполните задание, встаете у своей парты. Кто встанет еще - это ваша пара, вы объединяетесь, проверяете правильность выполнения упражнения друг у друга. Всем понятно задание?

  • И так, есть ли у имён прилагательных постоянные признаки?

- Почему род, число и падеж у прилагательного являются непостоянными признаками?

  • Нет, больше нет.

Один из учащихся читает задание.

Ребята самостоятельно выполняют это задание. По окончании выполнения образуют пары, проверяют правильность выполнения.



  • Нет, т.к, род, число и падеж у прилагательных являются непостоянными признаками, они могут изменяться.

Л, К.

8 мин.

7.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

  • А теперь давайте прочитаем стихотворение и найдем ошибки, которые допустил Боря





  • Какие ошибки допустил Боря? Кто может их перечислить и объяснить?

Давайте подумаем, какой бы план помог бы мальчику Боре лучше овладеть материалом? Что он должен знать?





Давайте разобьемся на группы по 5 человек.

Каждой группе необходимо ответить на один вопрос плана. Первая группа - отвечает на первый вопрос; вторая - на второй; третья - на третий; четвертая - на четвертый.

- А теперь, приступайте к работе. А после каждая группа представит свой рассказ. Помните, что каждый человек в группе должно принять участие.

- Давайте представим ваши рассказы.







  • Молодцы! Вы все прекрасно поработали.


  • Ученик читает стихотворение:

Мальчик Боря на доске написал такое:

Плывет лодка по реке серое, большое,

А на лодке плывут веселая друзья,

И ведут они с собой забавная игру.

Что же это за игра?

Вам я не скажу,

Лучше дальше вам слова ещё я напишу.

В небе звёзды яркая светят и горят.

Мальчик Боря отошёл, ещё раз он всё прочёл,

Но ошибок не нашел

Учащиеся называют ошибки, анализируют их:

Неправильно написал окончания в прилагательных.

- Серое - сырой, большое - большой, веселая - веселые, забавная - забавную, яркая - яркие.

  • Ребята предлагают свои варианты ответов, составляют общий план, который вывешивается на доске (учащиеся по очереди выходят и вешают с помощью магнита одно предложение)

Примерный план:

1) определение имени прилагательного;

2) связь имён прилагательных с именами существительными;

3) частотность употребления в речи;

4) роль прилагательного в речи. Прилагательные-антонимы в тексте.

  • Ребята выполняют задание в группах.

Представляют результаты работы

1. Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

2. Имена прилагательные согласуются с именами существительными, то есть ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.

3. Имена прилагательное часто употребляются в нашей речи. Если проследить, то можно встретить в каждом втором предложении

4. Предложение без прилагательного как торт, без украшения - совсем пустое, скучное, невыразительное. Эта незаменимая часть речи делает язык ярким, красочным, понятным для окружающих. Прилагательные в русском языке играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Представьте, что будет, если из языка убрать эту часть речи. Речь превратится в перечисление действий и предметов. Вы бы не поняли и половины того, что хочет сказать собеседник. Ведь если нет прилагательных, то невозможно передать, что чашка горячая, а день морозный. Не стало бы и поэтической речи, в которой чувства часто передаются посредством прилагательных.

Р,Л.П.

7 мин.

8.

Сообщение домашнего задания

  • Вашим домашним заданием станет выучить наизусть письменный и устный разбор имени прилагательного (с. 140) и выполнить упражнение 215 в учебнике на с. 78. Прочитайте текст, озаглавьте его, спишите. Сделайте морфологический разбор любых 5 прилагательных по плану.

  • Ребята записывают задание, уточняют, если что-то непонятно.

Р,К.

3 мин.

9.

Рефлексия

  • Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?



  • Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?



  • А как определить падеж имени прилагательного?

  • Поднимите вверх большой палец те, кто хорошо усвоил сегодняшний материал урока, готов поделиться своими знаниями с другими?

  • Покажите кулачок те, кто понял тему, но до конца не уверен в своих силах, хотел бы еще попрактиковаться?

  • Опустите большой палец виз те, кто вообще ничего не понял на уроке, не выполнил ни одного задания, но хочет исправиться?


  • На уроке мы учились, следуя алгоритму, определять морфологические признаки имени прилагательного: род, число, падеж и др.

  • Находить имена прилагательные в тексте, обозначать их в предложении.

  • Труднее всего было запомнить алгоритм, иногда определять падеж. Также трудно было проговаривать вслух алгоритм, легче выполнить письменный разбор, чем устный.

  • По имени существительному.



  • Оценивают свою деятельность на уроке, выполняют рекомендации учителя.

Р, К, Л.

3 мин.



Приложение 1





© 2010-2022