Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов МОУ «СОШ № 2 г. Суздаля»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов МОУ «СОШ № 2 г. Суздаля» Степановой Ольги Владимировны

В программах начальной школы и прошлого века , и двадцать первого столетия в первую очередь утверждается : «Образование в начальной школе является базой , фундаментом всего последующего обучения …»В «закладке» этого «фундамента» важен каждый предмет , каждый момент ,ведь требования к нему высочайшие . На всю жизнь запомнилась фраза из статьи о школе «когда отдаешь ребенка в школу , то выбирай учителя ,когда он переходит в5 класс , выбирай школу. Какую ответственность учителя предполагает такой выбор! Сколько глаголов и в новых стандартах, раскрывающих деятельность учителя , с1 по 4 класс : научить ,сформировать, заложить основу, раскрыть, развить, определить, найти, обеспечить, увлечь, организовать, привить и др. А потом выпуск и опустошенность, тревога перед новым первым классом (в этом году меня в седьмой раз первый класс) и нетерпеливое ожидание встречи с ними.

Главная задача на первом этапе обучения- это научить ребенка читать - правильно, четко, сознательно. Чтение- краеугольный камень , на котором

Потом отрабатываются, углубляются, разнообразятся все учебные навыки ученика, активизируется его познавательная деятельность и развиваются умственные и творческие способности .

Ведь весь процесс обучения человека, начиная со школы и раньше , связан с книгой, с чтением. Вспоминаются слова В.А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения,- невоспитанный человек, нравственный невежда.

За двадцать с лишним лет работы не было случая ни в своей практике , ни у коллег ,чтобы ребенок не научился читать. Соединить буквы в слоги, слоги в слова- это под силу каждому. Но вот развить языковой слух ,языковую чуткость, чувство слова, вкус к необычным оборотам речи , к ее оттенкам интонации, выразительности- это очень трудно.

Бесспорно , слово учителя, которому в этих классах очень верят ,подражают, копируют, в начале обучения играет главную роль. Его умение прочитать выразительно, открыть необычное в обычном -значит спровоцировать живую мысль ученика, разбудить его эмоциональную отзывчивость, вызвать желание ученика читать не так, как все другие в классе. Личностно-ориентированный подход при анализе литературных произведений позволяет работать с конкретным , его внутренним миром, влиять на его нравственные качества. Чтение учащихся класса (причем мальчиков) отличалось проникновенностью, интонационной выразительностью.

На уроках чтения применяются как традиционные формы работы, так и современные (статичные группы, мигрирующие группы, статичные пары, пары сменного состава и др.) Для выработки техники чтения используются разные его виды : жужжащее, вслух и про себя, пятиминутки, по цепочке, хоровое , чтение за учителем и др.

Практикую межпредметную связь уроков чтения и музыки при изучении устного народного творчества (народные песни),стихов о Великой Отечественной войне, произведений Пушкина и др.

Развитию положительной мотивации чтения , читательской культуры способствует организация самостоятельного чтения: библиотека в классе, библиотека в школе, разные формы уроков внеклассного чтения и т.д.

Уроки чтения органически связаны с уроками русского языка, внутрипредметная связь в каждом из них предполагает работу со словом , с устной и письменной речью, особенно в1 и2 классах. Ведь ребенок родился уже с чувством родного языка. Он говорит на нем , часто очень образно, слышит его. Вот почему коммуникативная направленность должна быть по логике развития в первом классе на первом месте. В «Примерной базисной программе по русскому языку» написано: «В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей..» Так можно говорить об иностранном языке , но не о родном языке, кровном, который не только в словах , предложениях (правильных у первоклассников, дошкольников), но в жестах, мимике. Думается, в 1 классе, как в первый год жизни, очень интенсивно должно идти обогащение словаря ребенка ,т. к. он начинает жить в других социальных условиях, он начинает постигать культуру умственного труда - очень трудный вид деятельности для него. Речь первоклассника - Это зеркало его учения, успехов, трудностей, невзгод. А обучение грамоте - ступень к «совокупности понятий», ибо важно раскрыть секреты букв, на которых во многом «засекречена» орфография. Не зря один из языковедов сказал: «Пусть ребенок ваш вундеркинд, но букварный период он должен прослушать. А там переводите его в какой хотите класс».

В первые месяцы обучения очень важно и интересно изучить особенности речи каждого первоклассника , его языковой багаж , его интересы и деловой настрой , чтоб идти в его развитии к нему , а не от себя. Ведь уже у семилетнего ребенка звучит иноязычная лексика: ништяк , тусоваться, баксы, прикид и т.д. В журнале «Начальная школа»№7 2009 в разделе «Педагогическое наследие» статья И.В. Еновой , Н. В. Носковой называется «Родной язык- душа народа.»Поэтому чистота родного языка, его красота, точность должна быть во главе угла непременно. (Всегда помнится стихотворение Ахматовой «Мужество» и Тургеневские строки о языке.)

В формировании навыков грамотного письма основополагающей задачей является развитие орфографической , зоркости, опять же базирующейся на чувстве родного языка. За годы работы изучены десятки методических статей по данной теме, использован опыт коллег, постоянно корректируется своя практика, но результаты письменных работ ниже желаемых.

Причем после диктанта ученик объяснит свою ошибку , исправит ее, а в процессе самостоятельной работы пишет неправильно. Невнимательность? Нет, это отсутствие навыка самоконтроля . Вот этому нужно учить, формировать умение проверять написанное. Главное в этой работе- научить разбираться в составе слова, до автоматизма доводить видении корня. Внимательного чтения и ударения мало для самопроверки как во втором, так и в 11 кл.

Другим важным моментом в развитии орфографической зоркости является усвоение учеником алгоритма действия , порядка осмысления языковой ситуации, особенно с введением ЕГЭ, где умение ученика анализировать, сравнивать, выбирать, классифицировать важнее заученных правил.

Поэтому за годы работы сложилась система работы в формировании умений сознательного, грамотного письма: непременное обозначение части слова, в которой пропущена буква с 1 кл.; по мере изучения состава слова при самоконтроле проверяются сначала окончания(в 3-4 кл.),потом корни , затем суффиксы, окончания; при затруднении анализировать орфограмму по алгоритму.

Безусловно, чтоб выработать привычку грамматического мышления , тщательно продумываются формы и методы работы на основе учебника, ибо он определяет стратегию обучения в реализации программы начальных классов.

В основу программы положен частотно-речевой принцип отбора программного материала

Идет учет возрастных особенностей развития детей, а также особенности развития их познавательной деятельности.

Системно-концентрический принцип построения курса позволяет осуществить освоение учебного материала блоками.

В целом весь начальный курс русского языка постепенно усваивается учащимися как совокупность понятий ,правил, сведений ,взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей.

Большое место отводится лексике(синонимы и антонимы,

многозначность слов, употребление слов в прямом и переносном значениях.

Постепенное усложнение материала при изучении различных разделов русского языка.

Работа над нормами литературного языка носит практическую направленность и проводится в течение всего учебного года в связи с изучением разных тем по курсу русского языка , с внеклассными занятиями по предмету, написанием изложений и сочинений, уроками литературы.

По усмотрению учитель пропедевтически проводит ознакомление с числительным , наречием, сложным предложением, с прямой речью, но на контроль эти знания не выносятся.

Формирование каллиграфического почерка ведется на протяжении четырех лет.

К урокам русского языка и чтения в расписании начальных классов ближе предмет «Окружающий мир». Тематическое многообразие , разноплановость данного курса позволяют и расширить кругозор учащихся , развить речь ,заставить ребят задуматься и поспорить , можно отрабатывать умение пересказывать -подробно, кратко, выборочно, целенаправленно вести воспитание патриотических .гражданских, нравственных чувств учеников.

Этот предмет соединяет науку и искусство , путешествие и сказку ,тайны и секреты , трудности и проблемы. На этих уроках легко организовать исследовательскую деятельность. Она позволяет более полно выявлять и развивать интеллектуальные и творческие способности .

Со2 кл. дети учатся работать со справочной литературой. Им приходится искать нужный материал в библиотеках. Его учащиеся оформляют в виде устных выступлений на уроке или в виде докладов. Проводятся уроки- экскурсии , которые развивают интерес к природе, учат сравнивать факты, явления и делать выводы.

Конечный результат исследовательской работы- это уроки обобщения материала. Главное достоинство этих уроков в том,что учащиеся могут проявить индивидуальные способности и такие качества , как активность, самостоятельность, смекалку, творчество.

Учебная дисциплина «Окружающий мир» решает многие задачи обучения и воспитания. Поэтому нам, учителям, необходимо постоянно учиться вместе с нашими учащимися, быть первооткрывателями, исследователями, творцами.

Математика- предмет особой заботы учителя, т.к. необходимо заложить основу для изучения этого предмета в старших классах, а главное начать формировать логическое мышление детей, так необходимое для предметов физико- математического и естественно научного цикла. С учетом индивидуальных особенностей ребят с первых уроков начинается погружение в мир математики , где важна точность определений понятий, вычислений, установление взаимосвязи в условии задачи и вопроса, безошибочное знание отдельного фактического материала.

Урок математики строится так, чтобы систематически ученик мог повторять пройденное , формировать навыки , автоматизировать их, продвигаться в познании предмета, развивать характер и волю в самостоятельных работах.

В условиях информационного вала у ребят резко упала сосредоточенность ,устойчивость внимания. Поэтому таблицы, схемы, рисунки ,сигналы и т. д.стали необходимостью каждого урока.

На уроках математики ведется работа над развитием устной и письменной речи. Здесь нужна содержательность, логичность, последовательность ясность и точность. Все эти требования выполняются в комплексе.

Развитие письменной математической речи в основном сводится к развитию умений оформлять решение упражнений и задач разными способами.

Для формирования мотивации учения младших школьников используются различные методические приемы, которые направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность школьников ,а именно:

- включение учеников в коллективные формы деятельности;

-привлечение учеников к оценке деятельности;

-поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы;

-формирование собственной позиции ученика ;

- создание познавательных противоречий, проблемно- поисковых ситуаций.

Любой вид деятельности на уроке используется для научения детей самоконтролю, самоанализу, самооценке.

Учебник авторов М.И.Моро и др . сохранил все лучшее, что было накоплено в течение многих десятилетий.

В данной программе заложен механизм формирования у детей сознательных и прочных навыков устных и письменных вычислений, доведения до автоматизма знания табличных случаев

действий. Этому способствует хорошо распределенная во времени, оптимально насыщенная система упражнений.

В учебниках достаточно рационально расположен основной учебный материал: в наиболее выгодные условия поставлены центральные темы курса каждого класса(вводятся в начале и закрепляются в течении всего учебного года.) В конце каждого года обучения в ознакомительном плане вводится учебный материал ,подготавливающий к усвоению основных вопросов курса следующего класса.

Развитие интереса к предмету реализуется в учебниках через методическую систему, предполагающую доступность курса для каждого ученика. Материал преподносится в занимательной форме, используются дидактические игры. Дана система разнообразных постепенно усложняющихся упражнений, связанных с решением текстовых задач , содержание которых определяется требованиями программы. Алгоритмизация курса выражена в усилении роли алгоритмов при рассмотрении таких вопросов , как письменные вычисления, правила выполнения действий в числовых выражениях, проверке действий. При этом введены новые алгоритмы , усовершенствованы традиционные.

Работа учителя начальных классов - это каждодневный поиск ,постоянное совершенствование .Журнал «Начальная школа», который выписывается с первого года работы,- это незаменимый помощник, наставник , просветитель, высокий ориентир.

Курсы в ИУУ заставляют познать себя , оценить уровень своей теоретической подготовки, педагогической компетентности, значительно пополнить методическую копилку, расширить свой кругозор. Лекции с курсов очень нужны для подготовки к методическим заседаниям, педсоветам. Думается ,что и аттестация должна способствовать росту учителя.

© 2010-2022