Игра по сказкам А. С. Пушкина Тема: Что за прелесть эти сказки!

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Игра по сказкам А. С. Пушкина
Тема: "Что за прелесть эти сказки!"

Цель: продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина, учить понимать образные выражения, использованные в произведении; развивать умения и навыки всех видов речевой деятельности: выразительного чтения, слушания, говорения; навыки коллективной работы, воспитывать любовь к русской поэзии, русскому языку, интерес к творчеству Пушкина, своей Родине; развивать учебно-коммуникативные умения, т.е. вести диалог.

Оформление: портрет писателя, выставка книг со сказками А.С.Пушкина, выставка рисунков и работ учащихся; карточки с отрывками из сказок А. С.Пушкина. Мешочек с предметами: сетка, зеркало, веревка, орех.






Ход игры

I. Организационный момент.
Учащиеся делятся на команды.

II. Вступительная беседа. Учитель читает цитаты о Пушкине
«Пушкин входит в нашу жизнь с самого начала и уже не покидает нас до конца» А.Твардовский
« О Пушкин! Над его строкою Задумавшись в который раз Вдруг отрываешь в ней такое, Что прежде пряталось от глаз » Д. Кугультинов
- Сам А.С.Пушкин говорил о русских народных сказках:
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
-Сегодня у нас викторина на знание сказок А.С. Пушкина.
-Какие сказки Пушкина вы читали? На уроках внеклассного чтения выявились «знатоки» этих замечательных сказок:
…………………………………………………………………………………………… Команды набираются по принципу считалки - зима, весна, лето, осень.
III. Конкурсы
Первый тур
Кот в мешке Выходят по одному из команды для угадывания предмета, не заглядывая в мешок. Связывают предмет со сказкой. (В мешке: сетка, зеркало, веревка, орех) Название соответствует сказке которую будет «защищать» команда.


Второй тур
Нарисовать эмблему своей сказки 2 человека

Третий тур

Как ты знаешь свою сказку

Первая команда Сказка о царе Салтане


  1. Где Гвидон провёл своё детство и отрочество? (в море-океане)

  2. Гвидон и царевна Лебедь- городские жители или сельские? (Остров на море лежит…Град на острове стоит)

  3. Есть ли у царевны Лебедь родственники? (Это витязи морские мне ведь братья все родные)

Вторая команда Сказка о мёртвой царевне и о семи багатырях

1.Без какого предмета женского туалета не было бы этой сказки? (Без зеркала)

2.Кто приходил на помощь к царевичу Елисею? (Солнце, месяц, ветер)

3.Рассказать,где находится хрустальный гроб с царевной.(Если не могут- подсказка:

«Там за …тихоструйной есть …в ней….»)

Третья команда Сказка о попе и работнике его Балде.

1.Какой был лоб у попа? (толоконный)

2.За сколько лет Балда должен был собрать оброк с чертей?

( Лучше б не надобно дохода. Да есть на них недоимка за три года )

3.Какого работника искал поп? (Нужен мне работник: повар, конюх и плотник)

Четвёртая команда Сказка о рыбаке и рыбке.

1.Какими словами бранила старика старуха? ( Дурачина ты простофиля)

2. Сколько просьб старика выполнила рыбка? (Четыре: корыто, изба, дворянка, царица)

3. Сколько раз обращался старик к рыбке с просьбой?

Четвёртый тур

Пересказать начало своей сказки


  1. О царе Салтане. Три девицы под окном …..

  2. О мёртвой царевне. Царь с царицею простился, в путь дорогу снарядился……..

  3. О попе. Жил был поп …….

  4. О рыбаке. Жили, были старик со старухой у самого синего моря…….

Пятый тур

Животные в сказке

  • 1-я команда: - Где жила белка? (Ель растёт под елью дом )

-Чем она занималась?

  • 2-я команда: - Какая кличка была у собаки? (а) Шарик б) Соколко в) Бобик)

-Что с ней произошло?

  • 3-я команда: - Кем приходился Балде заяц?

- Зачем понадобилась помощь этого животного?

  • 4-я команда: - Вначале чем удивила рыбка старика?

-Какие слова говорила рыбка старику?

Шестой тур

Конкурс капитанов


Задание капитанам 1,2-й команд: Выбрать слова к своей сказке
Волна, ветер, ты морские, стаи, могуч, моя, кроме, туч, гуллива, никого, гоняешь, одного , точишь, волна, волнуешь, не боишься, и сине море, всюду, плещешь, веешь, куда, бога, камни, захочешь, морские, на просторе.
Задание капитанам 3,4-й команд: Выбрать слова к своей сказке

С первого, к синему, прыгнул, в море, щелка, к морю, пришёл, поп, языка, старик, до, со второго, золотою, до потолка, во второй раз, закинул, в первый раз, он, лишился, невод, вышибло, тиною, морское, у старика, с одного, третьего, в третий, ум, прыгнул, рыбкой ,с непростою.

Седьмой тур

О каком главном герое идёт речь?


  1. До светла всё у него пляшет?

  2. Днём свет божий затмевает.

  3. На руках золотые перстни, на ногах красные сапожки.

  4. Белолица, черноброва.

  5. Смолоду был грозен он и соседям то и дело наносил обиды смело.

Восьмой тур

О каком второстепенном герое идёт речь?

Показать мимикой Белку - команда 1 Бесёнка - команда 3

Царицу - команда 2 Море - команда 4

Девятый тур

Блиц

  1. Исполнительница желаний в сказке Пушкина (Рыбка)

  2. Средство передвижения Гвидона и его матери (Бочка)

  3. Как звали девушку, в облике которой было что-то необычное, но это её не портило? (Царевна лебедь)

  4. Птица, которая посажена на спицу для охраны границ. (Петушок)

  5. Где находится княжество Гвидона? (На острове Буяне)

  6. Насекомое, которое стало орудием мести в сказке А.С. Пушкина.

  7. Сколько богатырей было в войске Черномора?

  8. Чем отравили царевну? (Яблоком)

  9. Куда Балда решил закинуть палку? (За тучку)

  10. Кем в самом конце захотела стать старуха? (Владычицей морскою)

  11. Как звали сватью? (Бабариха)

  12. Под кого полез бес? (Под кобылу)

  13. Как Елисей оживил царевну? (Поцелуем)

  14. Что кричал Петушок?

Десятый тур

Перевод с «Пушкинского» на современный .


  • Живёт без всякой славы незаметно

  • Царствуй лёжа на боку лениво

  • Царь хватил его железом. ударил

  • Буду служить тебе славно,

усердно и очень исправно. хорошо

  • И царица над ребёнком как хорошая мать

орлица над орлёнком.

  • В корыте много ль корысти? многоль пользы

Подведение итогов

В заключении обращение к А.С.Пушкину

Читает ученик.

Вы подарили нам царевну,


Что спит спокойно вечным сном,


И море синее и пену,


И рыбку золотую в нём,


И три девицы пряжу пряли,


По морю плавал царь Гвидон,


А поп с Балдою выясняли,


Кому и как менять закон,


Мы с детства знаем сказки эти,


Они нам дороги всегда.


Вы нам оставили в наследство


Любовь друзей и злость врагов


И изумительное средство


Познанья вечного стихов.


© 2010-2022