- Преподавателю
- Начальные классы
- Разнообразие видов самостоятельных работ на уроках русского языка – залог создания ситуации успеха учащихся начальных классов
Разнообразие видов самостоятельных работ на уроках русского языка – залог создания ситуации успеха учащихся начальных классов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кутнякова А.Ф. |
Дата | 18.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Разнообразие видов самостоятельных работ
на уроках русского языка -
залог создания ситуации успеха учащихся начальных классов
Кутнякова Антонина Фёдоровна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 г. Углегорска
Французский писатель Анатоль Франс сказал: «Учиться надо весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». В последние годы многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят? Как создать ситуацию успеха для каждого ученика? Успех - понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С социально-психологической точки зрения - оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами её деятельности. Каждый член сообщества, каким бы большим или малым оно ни было, всегда окружён системой, так называемых ожиданий от его поступков, действий, линии поведения. Разумеется, и сама личность несёт в себе целое созвездие различных ожиданий по отношению к родным, близким, сверстникам, членами той формальной или неформальной группы, в которую она входит. Человек ждёт определённых поступков, в которых удовлетворяются все его надежды (или опасения), и этого же ждут от него. В тех случаях, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе. С психологической точки зрения успех - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами (с уровнем притязаний), либо превзошёл их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения. Формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода цепная реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности, несущая неисчерпаемый заряд человеческой духовной энергии. С педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Важно подчеркнуть, что в педагогическом смысле это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики учителя, семьи. Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на уроке работали добровольно, творчески познавали предмет на максимальном уровне успешности для каждого? В основе современного образования лежит активность и учителя, и что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учится совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Учитель должен помнить, что ребёнку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью. Надёжным путём создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи, учащимся при её осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, и стремление соответствовать оценке учителя. Большое значение в создании ситуации успеха имеет общая морально - психологическая атмосфера выполнения тех или иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребёнка в школе и на уроках. В учебной работе по каждому предмету важна самостоятельность; если ученик не умеет самостоятельно работать, то ему трудно учиться. Это относится и к русскому языку. «Надо научить детей учиться», - говорил К.Д.Ушинский. Именно умение работать самостоятельно вырабатывает у ребят желание быть уверенными в себе, самостоятельными, эрудированными. Л.Н.Толстой считал, что цель учения - самостоятельное применение знаний в жизни. Он писал: « Если ученик в школе не научится сам творить, то в жизни он всегда будет только подражать…» Основная задача уроков русского языка - развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием мышления. Самостоятельная работа одно из главных средств развития мышления и речи учащихся, усвоения учебного материала, закрепления и проверки знаний, создания основы для развития интереса. Главная цель моей работы - научить добывать знания самостоятельно. Для этого необходимо систематически воспитывать привычку к самостоятельной работе. Под самостоятельной работой я понимаю такой вид деятельности, в процессе которой дети учатся наблюдать, сравнивать, анализировать, сопоставлять, обобщать, рассуждать, овладевать логическими операциями, необходимыми для самостоятельного решения вопросов. Моя задача заключается в том, чтобы ученики не только усвоили программу, но сознательно приобрели умения: - работать с книгой; -выделять главное; -выражать свои мысли в устной и письменной форме; -сопоставлять и группировать; - делать выводы; -применять свои знания на практике. Для этого я стараюсь обеспечить полную нагрузку каждому ученику в течение всего урока, даю возможность более рационально использовать учебное время. На уроках русского языка я использую различные виды самостоятельной работы. Важную роль в обучении грамотному письму я отвожу диктантам различных видов и творческим заданиям. Перед диктантами проводится предварительная работа, даются задания на дом. Подбирая материал к уроку, использую нарастание степени сложности заданий, а также степени самостоятельности учеников в ходе выполнения упражнений. Стараюсь учитывать принцип систематичности в обучении, который сформулировал Я.А. Каменский: «Всё последующее должно опираться на предыдущее». Вот некоторые виды работ. Словарные диктанты - вид слухового или зрительного диктанта. Его отличительная черта: диктуются слова, а не предложения или текст. Используются для закрепления и повторения орфограмм. Выборочные диктанты - вид слухового или зрительного диктанта; в отличие от других видов диктанта, предполагает запись не всего диктуемого текста, а лишь тех слов, словосочетаний, в которых есть орфограммы на изучаемое правило. Например, при изучении какой - либо части речи читаю текст, даю задание: выписать только имена существительные, прилагательные, глаголы. Свободные диктанты. Их цель-развитие связной речи и расширение запаса слов. Это вид диктантов близкий к изложению, «диктовка мыслей, а не слов» (В. Флеров). Интересный и доступный учащимися текст прочитывается учителем или самими учащимися, может быть проведена небольшая беседа; затем учитель прочитывает часть текста - абзац, несколько предложений; учащиеся записывают, что запомнили; затем прочитывается следующий отрывок и т. д. В. А. Флеров, создатель свободного диктанта, особенно ценил в нём самостоятельность учащихся, их творческий вклад в создание нового текста; однако более поздние авторы в нём ценят близость к образцу. Распределительные диктанты. Читая словарную диктовку, даю задание: распределить в две колонки, в зависимости от количества орфограмм, слова с ь как разделительными и ь как показателем мягкости, глаголы I и II спряжения, безударная гласная, не проверяемая ударением и безударная гласная проверяемая ударением и т.д. Восстановительные диктанты. Например, даю текст. Дети записывают его под диктовку, восстанавливая по смыслу слова, выраженные прилагательными. Или дописать в предложение с однородными членами слово, выраженное либо существительным, либо прилагательным, либо глаголом. Объяснительные диктанты - вид слухового диктанта, проводится при закреплении темы, состоит в записи текста под диктовку с последующим объяснением орфограмм. Например, выполняя работу по учебнику, дети объясняют устно и письменно (графически) нужную орфограмму. Творческий диктант. Сущность его заключается в том, что учитель даёт на доске нужные для данного случая слова или серию картинок. Дети составляют предложения, объединённые одной темой. Например, слова: снег, мороз, ребята, шубка, шапка, коньки, каток, хорошо и. т. д. Дети составляют предложения: Выпал снег. Мороз сковал реки. Ребята надели шубы и шапки. Они взяли коньки и побежали на каток. Хорошо лететь на коньках и скользить по льду. Картинный диктант Например, вывешиваю сюжетную картинку, а дети выписывают слова по заданной теме. Можно провести в виде игры «Кто больше запишет слов?» Предметный диктант Цель диктанта - «разбудить» умственную деятельность ребят, подготовить к изучению нового материала, вспомнить предыдущий. Провожу в начале урока. На его выполнение около пяти минут. Один пишет «по секрету» (на скрытой части доски), другие на листочках или в тетрадях. Например, тема «Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак».
- Запишите слово по транскрипции [салав,и]
- Разбери по составу слово листья
- Подбери однокоренное существительное к слову здоровый
- Придумай слово к схеме ъ
- Вставь нужную букву с…ел, в…юга
- Определи правильность написания слова (орфографический словарь)
- Толкование, происхождение, употребление (толковый словарь)
- Выдели части слова, подбери родственные (словообразовательный словарь)
- «В стране Ударения»
- «Королевство Орфография»
- «Сказка об Имени существительном» и т.д.
Литература
- А.С.Белкин. « Ситуация успеха. Как её создать». М.: « Просвещение» 1991
- М.Р. Львов. « Словарь-справочник». М.: « Просвещение» 1988
- В.А. Кустарева, Н.С. Рождественский, В.И. Яковлева «Методика русского языка».
- Н.М.Шанский. «В мире слов». М.: « Просвещение» 1978