Программа внеурочной деятельности Проектные задачи

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Пояснительная записка Программа модуля внеурочной деятельности «Решение проектных задач» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Образовательной программы муниципального казённого образовательного учреждения «Верхнетуровская СОШ», пособия для учителей «Проектные задачи в начальной школе»(А. Б. Воронцов и др.), под ред. А. Б. Воронцова. - М. - Просвещение, 2009г., сборник рабочих программ «Школа России» по учебным предметам , 2011г . При составлении программы учтены пожелания родителей . Цель : формирование проектной деятельности учащихся начальных классов , развития личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Задачи:

  1. Предоставить возможность организации взаимодействия детей при решении поставленной ими самими задачи.
  2. Учить способу проектирования через специально разработанные задания.
  3. Создать условия для возможности осуществления «переноса» известных предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты , а иногда требуют переконструирования.
  4. Формирование позитивной самооценки , самоуважения.
  5. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог , координировать свои действия с действиями партнеров; формирование социально адекватных способов поведения.
  6. Формирование способности к организации деятельности и управления ею: формирование навыка организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени .
  7. Формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.






Режим занятий : Программа составлена для учащихся 1 класса и рассчитана на 33 часа (занятие 1 раз в неделю ) . Продолжительность занятий - 35 минут .

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ : Все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать знания , собирать необходимую информацию ,умение выдвигать гипотезы , делать выводы и умозаключения , учить способу проектирования через специально разработанные задания. ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ : Прообразом проектной деятельности для младших школьников становятся проектные задачи. Проектная задача носит групповой характер .

Проектная задача - задача , в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий , направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта») , и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача - это система заданий , направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Отличие проектной задачи от проекта - для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора ( или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных . Итак , проектные задачи в начальной школе есть шаг к проектной деятельности в средней школе . Эти задачи имеют творческую составляющую . Решая их , дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания , они вольны придумывать , фантазировать . Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность , дают возможность опробывания различных путей решения . Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга . Благодаря проектным задачам у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий , но и возможность проб по их использованию в квазиреальных ( модельных) ситуациях . Осваивается практика произвольности поведения : самоорганизация группы и каждого внутри ее , управление собственным поведением в групповой работе . Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий , средств и приемов не в стандартной ( учебной) форме , а в ситуациях , по форме и по содержанию приближенных к реальным . На такой задаче нет «этикетки» с указанием , к какой теме , какому предмету она относится . Итог решения задачи должен рассматриваться в двух аспектах : во - первых , это «реальный» продукт (текст , схема или макет прибора ,результат анализа ситуации , представленный в виде таблиц , диаграмм , графиков ), созданный детьми ; во - вторых , это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка . Проектная задача может быть предметной и межпредметной , одновозрастной и разновозрастной . Главное условие - это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию , где итогом будет реальный детский продукт . Цели проектных задач в начальных классах : Способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества . Выявление способности к переносу известных способов действий в новую квазиреальную (модельную ) ситуацию . Меняется подход к формулированию проектных задач . Учащиеся , пользуясь описанием проблемной ситуации ,должны сами сформулировать стоящую перед ними задачу . Исходя из предложенного несистематизированного набора заданий , справочных материалов , учащиеся должны сами планируют последовательность действий , ведущих к конечной цели .

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ 1. Анализ ситуации ( надо ли ее разрешить ) . Переформулирование ее в проблему ( в чем проблема ) . 2. Выявление дефицитов , их типов . Установление приоритетов ценностей (почему этих ценностей будем придерживаться ) . 3. Оценка необходимости выполнения дефицита . Формулирование принципов отбора целей (зачем двигаться в этом направлении) . 4. Быстрая и точная постановка цели действия . Выработка критериев постановки и достижения цели ( куда придем в итоге ) . 5. Поиск средств , возможных путей решения , перевод проблемы в задачу . 6. Выбор средств решения проблемы ( адекватных способов действий ) ( что будем делать и каким будет результат ) . 7. Решение проблемы ( под решением понимается реальное продуктивное действие , а не только предложения выхода из сложившейся ситуации ) . 8.Анализ полученного результата , соотнесение его с проблемой ( разрешили ли мы проблему ) . 9. Представление полученного результата . СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ КАК ПРООБРАЗА ПРОЕКТА Описание проблемы модельной ситуации , но не должна быть напрямую поставлена задача . Задача должна быть сформирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации . Проблемная ситуация должна быть такой , чтобы путей ее преодоления и возможных вариантов конечного « продукта» было несколько . Проектная задача должна содержать набор ( или систему ) в явном или скрытом виде действий ( заданий ), которые должны быть выполнены группой детей . Количество заданий в проектной задаче - это количество действий , которые необходимо совершить , чтобы задача была решена . Система заданий может требовать разных «стратегий» решения ( в одних задачах - обязательная заданная последовательность , в других - возможно выполнение заданий в любой последовательности , в третьих - требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учениками ) . Местом сборки «продукта» , оформление итогового результата является итоговое задание . Решение проектной задачи требует коллективно - распределительной деятельности учащихся , работа в малых группах . Проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материала . Описание жизненной ситуации может быть представлено в виде единого текста или отдельных отрывков с множеством различных данных , в том числе и избыточных . В то же время представленная информация может быть неполной , недостаточной , что вынуждает детей самостоятельно обращаться к справочной информации , содержащейся в приложении к проектной задаче или во внешних источниках , к собственному жизненному опыту . Решение задачи - создан реальный продукт , который можно представить публично и оценить .

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: В ходе решения проектных задач у школьников будут сформированы способности :

  1. Рефлексировать ( видеть проблему ; анализировать сделанное - почему получилось , не получилось , видеть трудности , ошибки ) .
  2. Планировать ( составлять план действий ) .
  3. Моделировать ( представлять способ действия в виде схемы - модели , выделяя существенное ) .
  4. Проявлять инициативу при поиске способа решения задачи .
  5. Взаимодействовать при решении задачи , отстаивать свою позицию принимать или аргументировано отклонять точки зрения других .
  6. Сформировать группу детей ( класс ) как учебное сообщество .
  7. Способствовать приобретению опыта учащимися выполнения функций , составляющие умение учиться .






ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Дата по плану

Дата по факту

Проектные задачи

Кол- во часов

1

Конструирование игровой площадки

1

2

Напиши другу рисуночное письмо

1

3

Путешествие на планету Математикус

1

4

Город Признакус

1

5

Город Относитикус

1

6

Город Величиния

1

7

Что мы узнали во время путешествия и что нам предстоит узнать

1

8

Мы исследуем школу . Ориентируемся в пространстве школы . Школа изнутри

1

9

Мы исследуем школу . Ориентируемся в пространстве школы . Школа снаружи

1

10

Отгадываем пространственные загадки

1

11

Считаем и измеряем . Числа в школе

1

12

Кто работает в школе

1

13

Школа глазами детей

1

14

Фруктовая азбука

1

15

Твое любимое число

1

16

Готовимся к Новогоднему празднику

1

17

Азбука для малышей

1

18

Одежда

1

19

Школьная форма

1

20

Кем я стану

1

21

Сказочная страна

1

22

Путешествие по сказочной стране

1

23

Мое любимое животное

1

24

Подарок малышам

1

25

Мое любимое время года

1

26

Мое любимое время года

1

27

Составление словаря на тему «Школа»

1

28

Путешествие по родному краю

1

29

Выставка любимых книг

1

30

Подготовка к конкурсу знатоков русского языка

1

31

Подготовка к конкурсу лучших знатоков природы

1

32

Как я проведу летние каникулы

1

33

Прощание с 1 классом ! Чему мы научились

1



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Верхнетуровская СОШ»

Утверждаю Согласовано Рассмотрено

Директор школы Завуч по УВР на заседании МО

_______________ _____________ ______________

Лопатина В . С .

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«Решение проектных задач»

1час в неделю (33 часа в год)

Класс -1

учитель начальных классов: Швецова Е. М.

2012 - 2013 уч. год

© 2010-2022