- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности Проектные задачи
Программа внеурочной деятельности Проектные задачи
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Швецова Е.М. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка Программа модуля внеурочной деятельности «Решение проектных задач» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Образовательной программы муниципального казённого образовательного учреждения «Верхнетуровская СОШ», пособия для учителей «Проектные задачи в начальной школе»(А. Б. Воронцов и др.), под ред. А. Б. Воронцова. - М. - Просвещение, 2009г., сборник рабочих программ «Школа России» по учебным предметам , 2011г . При составлении программы учтены пожелания родителей . Цель : формирование проектной деятельности учащихся начальных классов , развития личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Задачи:
- Предоставить возможность организации взаимодействия детей при решении поставленной ими самими задачи.
- Учить способу проектирования через специально разработанные задания.
- Создать условия для возможности осуществления «переноса» известных предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты , а иногда требуют переконструирования.
- Формирование позитивной самооценки , самоуважения.
- Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог , координировать свои действия с действиями партнеров; формирование социально адекватных способов поведения.
- Формирование способности к организации деятельности и управления ею: формирование навыка организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени .
- Формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
Режим занятий : Программа составлена для учащихся 1 класса и рассчитана на 33 часа (занятие 1 раз в неделю ) . Продолжительность занятий - 35 минут .
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ : Все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать знания , собирать необходимую информацию ,умение выдвигать гипотезы , делать выводы и умозаключения , учить способу проектирования через специально разработанные задания. ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ : Прообразом проектной деятельности для младших школьников становятся проектные задачи. Проектная задача носит групповой характер .
Проектная задача - задача , в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий , направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта») , и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача - это система заданий , направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Отличие проектной задачи от проекта - для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора ( или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных . Итак , проектные задачи в начальной школе есть шаг к проектной деятельности в средней школе . Эти задачи имеют творческую составляющую . Решая их , дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания , они вольны придумывать , фантазировать . Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность , дают возможность опробывания различных путей решения . Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга . Благодаря проектным задачам у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий , но и возможность проб по их использованию в квазиреальных ( модельных) ситуациях . Осваивается практика произвольности поведения : самоорганизация группы и каждого внутри ее , управление собственным поведением в групповой работе . Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий , средств и приемов не в стандартной ( учебной) форме , а в ситуациях , по форме и по содержанию приближенных к реальным . На такой задаче нет «этикетки» с указанием , к какой теме , какому предмету она относится . Итог решения задачи должен рассматриваться в двух аспектах : во - первых , это «реальный» продукт (текст , схема или макет прибора ,результат анализа ситуации , представленный в виде таблиц , диаграмм , графиков ), созданный детьми ; во - вторых , это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка . Проектная задача может быть предметной и межпредметной , одновозрастной и разновозрастной . Главное условие - это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию , где итогом будет реальный детский продукт . Цели проектных задач в начальных классах : Способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества . Выявление способности к переносу известных способов действий в новую квазиреальную (модельную ) ситуацию . Меняется подход к формулированию проектных задач . Учащиеся , пользуясь описанием проблемной ситуации ,должны сами сформулировать стоящую перед ними задачу . Исходя из предложенного несистематизированного набора заданий , справочных материалов , учащиеся должны сами планируют последовательность действий , ведущих к конечной цели .
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ 1. Анализ ситуации ( надо ли ее разрешить ) . Переформулирование ее в проблему ( в чем проблема ) . 2. Выявление дефицитов , их типов . Установление приоритетов ценностей (почему этих ценностей будем придерживаться ) . 3. Оценка необходимости выполнения дефицита . Формулирование принципов отбора целей (зачем двигаться в этом направлении) . 4. Быстрая и точная постановка цели действия . Выработка критериев постановки и достижения цели ( куда придем в итоге ) . 5. Поиск средств , возможных путей решения , перевод проблемы в задачу . 6. Выбор средств решения проблемы ( адекватных способов действий ) ( что будем делать и каким будет результат ) . 7. Решение проблемы ( под решением понимается реальное продуктивное действие , а не только предложения выхода из сложившейся ситуации ) . 8.Анализ полученного результата , соотнесение его с проблемой ( разрешили ли мы проблему ) . 9. Представление полученного результата . СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ КАК ПРООБРАЗА ПРОЕКТА Описание проблемы модельной ситуации , но не должна быть напрямую поставлена задача . Задача должна быть сформирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации . Проблемная ситуация должна быть такой , чтобы путей ее преодоления и возможных вариантов конечного « продукта» было несколько . Проектная задача должна содержать набор ( или систему ) в явном или скрытом виде действий ( заданий ), которые должны быть выполнены группой детей . Количество заданий в проектной задаче - это количество действий , которые необходимо совершить , чтобы задача была решена . Система заданий может требовать разных «стратегий» решения ( в одних задачах - обязательная заданная последовательность , в других - возможно выполнение заданий в любой последовательности , в третьих - требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учениками ) . Местом сборки «продукта» , оформление итогового результата является итоговое задание . Решение проектной задачи требует коллективно - распределительной деятельности учащихся , работа в малых группах . Проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материала . Описание жизненной ситуации может быть представлено в виде единого текста или отдельных отрывков с множеством различных данных , в том числе и избыточных . В то же время представленная информация может быть неполной , недостаточной , что вынуждает детей самостоятельно обращаться к справочной информации , содержащейся в приложении к проектной задаче или во внешних источниках , к собственному жизненному опыту . Решение задачи - создан реальный продукт , который можно представить публично и оценить .
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: В ходе решения проектных задач у школьников будут сформированы способности :
- Рефлексировать ( видеть проблему ; анализировать сделанное - почему получилось , не получилось , видеть трудности , ошибки ) .
- Планировать ( составлять план действий ) .
- Моделировать ( представлять способ действия в виде схемы - модели , выделяя существенное ) .
- Проявлять инициативу при поиске способа решения задачи .
- Взаимодействовать при решении задачи , отстаивать свою позицию принимать или аргументировано отклонять точки зрения других .
- Сформировать группу детей ( класс ) как учебное сообщество .
- Способствовать приобретению опыта учащимися выполнения функций , составляющие умение учиться .
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
№
Дата по плану
Дата по факту
Проектные задачи
Кол- во часов
1
Конструирование игровой площадки
1
2
Напиши другу рисуночное письмо
1
3
Путешествие на планету Математикус
1
4
Город Признакус
1
5
Город Относитикус
1
6
Город Величиния
1
7
Что мы узнали во время путешествия и что нам предстоит узнать
1
8
Мы исследуем школу . Ориентируемся в пространстве школы . Школа изнутри
1
9
Мы исследуем школу . Ориентируемся в пространстве школы . Школа снаружи
1
10
Отгадываем пространственные загадки
1
11
Считаем и измеряем . Числа в школе
1
12
Кто работает в школе
1
13
Школа глазами детей
1
14
Фруктовая азбука
1
15
Твое любимое число
1
16
Готовимся к Новогоднему празднику
1
17
Азбука для малышей
1
18
Одежда
1
19
Школьная форма
1
20
Кем я стану
1
21
Сказочная страна
1
22
Путешествие по сказочной стране
1
23
Мое любимое животное
1
24
Подарок малышам
1
25
Мое любимое время года
1
26
Мое любимое время года
1
27
Составление словаря на тему «Школа»
1
28
Путешествие по родному краю
1
29
Выставка любимых книг
1
30
Подготовка к конкурсу знатоков русского языка
1
31
Подготовка к конкурсу лучших знатоков природы
1
32
Как я проведу летние каникулы
1
33
Прощание с 1 классом ! Чему мы научились
1
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Верхнетуровская СОШ»
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор школы Завуч по УВР на заседании МО
_______________ _____________ ______________
Лопатина В . С .
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Решение проектных задач»
1час в неделю (33 часа в год)
Класс -1
учитель начальных классов: Швецова Е. М.
2012 - 2013 уч. год