Конспект урока по русскому языку на тему Звук [ч], буква Ч, ч

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 1-м классе "Звук [ч'], буква Ч, ч"

Цели:

создать условия для работы в парах, при изучении нового материала;

развивать интеллектуальные умения: анализировать, систематизировать, делать выводы;

познакомить с новым звуком и буквой;

развивать речевые умения, наблюдательность, творческие способности;

воспитывать интерес к родному языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология: дифференцированная, мультимедиа.

Методы: эвристический, словесный, наглядный.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, буквари, прописи, книга Э.Успенского "Крокодил Гена и его друзья".

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 1)

Прозвенел веселый звонок

Мы начинаем наш урок

Я знаю, что вы любознательные дети

Обо всем хотите узнать на свете.

Ребята, улыбнитесь друг другу,

Ведь хорошее настроение - залог успеха.

II. Актуализация знаний. (Слайд 2)

На доске буквы: а, у, е, и, е, я, ш.

- Назовите буквы.

- Какая буква лишняя? Почему?

- Назовите гласные.

- На какие группы их можно разделить?

III. Изучение нового. (Слайд 3)

- Сегодня к нам на урок пришли герои одного мультфильма. Посмотрите внимательно отрывок.

- Как вы думаете, с каким новым звуком хочет нас познакомить Чебурашка?

- Почему?

- Давайте сформулируем тему урока. (Слайд 4)

- Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока. Я буду начинать, а вы, отталкиваясь от темы урока, попытайтесь продолжить мою мысль.

- Рассмотрите картинки. (Слайд 5)

- Какое слово лишнее? Почему?

- Какой первый звук в этих словах?

- Произнесем хором.

- Дадим характеристику звуку.

- Гласный или согласный?

- Звонкий или глухой? (Закроем ушки произнесем 1 раз.)

- Твердый или мягкий? (Произнесем сначала мягко, теперь твердо, есть ли отличия?)

- Как же оденем звуковичка? (Слайд 6) Куда его поселим? Есть ли у него пара?

Доскажите словечко:

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Целый день по пашне вскачь,

А зовется птица… (грач). (Слайд 7)

- Выполните звуковой анализ слова.

Отгадайте загадку:

Пушистая вата плывет куда-то

Чем вата ниже, тем дождик ближе (Туча.) (Слайд 8)

- Чебурашка решил нам помочь и составил схему этого слова.

- Давайте ее проверим. О чем забыл Чебурашка?

- Буква, которая обозначает звук [ч], называется буква ЧЕ.

- Откройте буквари. Рассмотрите эту букву. На что она похожа?

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем как четыре

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя! (Слайд 9)

- Познакомим букву Ч с гласными. Прочитаем слоги. (Слайд 10)

- С какими гласными буквами не составили слогов? (я, ю) Вот об этом нас и хочет предупредить буква Ч.

- Послушайте сказку и подумайте, какие правила нам приготовила Ч? (Слайды 11-15)

Сказка: Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит Ю и Я ,как ни в чем не бывало, сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась. С тех пор Ча и Чу пишутся только с А и У.

Итак, буква Ч - особенная. Она приготовила 2 правила:

ЧА - пиши с А,

ЧУ - пиши с У.

- Прочитаем слова в букваре цепочкой. Какие родственные слова встретили?

Работа в прописи:

- Напишите ч.

Зарядка:

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке будут буковки писать

- Прочитаем слоги.

- Какое соединение у всех слогов?

- На какие слоги надо обратить особое внимание? Напишите.

- Прочитаем обратные слоги. Какое соединение будет с ч? (Верхнее.)

IV. Физкультминутка.

Однажды крокодил Гена и Чебурашка решили посадить цветы. Давайте им поможем. Встаньте в проходы.

Мы в саду цветы сажаем,

Их из лейки поливаем.

Я буду перечислять названия цветов. Если в них есть звук [ч], изображайте, как вы их поливаете, если нет, поднимайте руки вверх и хлопайте:

Одуванчик, василек, розочка, георгинчик, астра, ландыш, колокольчик, ромашечка, мак, иван-чай.

- Молодцы, Теперь цветочки обязательно вырастут.

V. Задание в парах.

- Прочитайте слова на листочках и вставьте пропущенные буквы.

- Проверим с объяснением на слайде. (Слайд 16)

VI. Работа над лексическим значением слова.

1) - Чебурашка хорошо учился в школе, но однажды прочитал слово и задумался. (Слайды 17-18)

- Давайте поможем ему определить значение.

- Какое это слово? (Многозначное.)

- Составим предложения с этим словом.

- Запись предложений с комментированием. (Слайд 19)

2) - Послушайте еще одну загадку:

На стене висит тарелка,

По тарелке ходит стрелка.

Стрелка там не для красы -

Время скажут вам… (Часы.) (Слайды 20-29)

Стихотворение читает подготовленный ученик:

Говорят: часы стоят.

Говорят: часы спешат.

Говорят: часы идут.

Но немножко отстают.

М смотрели с Мишкой вместе

А они висят на месте.

(В.Орлов)

- О чем идет речь? (О времени.)

- Какая орфограмма спряталась в отгадке?

- Есть часы разные: башенные, настенные, уличные, вокзальные, корабельные. Есть часы карманные, но чаще наручные. Бывают даже песочные часы. Но все они должны показывать точное время.

VII. Итог.

- Вот и время нашего урока подходит к концу. Наши герои Чебурашка и крокодил Гена решили к себе пригласить гостей. А чем угощать не знают. Давайте подберем угощения, в которых будет звук [ч]: чай, печенье, чебуреки, чернослив, черешня, черника, сочник, чипсы, чупа-чупс, калачи и т.д. (Слайд 30)

- Молодцы!

- Достигли мы поставленных целей?

- Какие эмоции вызвал у вас сегодняшний урок? Выберите и покажите.

- Чебурашка и крокодил Гена тоже довольны вашей работой и говорят вам: "Чудесно! Очаровательно! Умнички! До встречи!" И ждут с вами встречи на страницах книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". (Слайд 31)

© 2010-2022