- Преподавателю
- Начальные классы
- Из опыта работы. Круглый стол «Совместная работа педагогов кабинета психолого-педагогической коррекции и социальных работников детского отделения при «ОЗиСП» по социально-бытовой ориентировке детей с легкой интеллектуальной недостаточностью»
Из опыта работы. Круглый стол «Совместная работа педагогов кабинета психолого-педагогической коррекции и социальных работников детского отделения при «ОЗиСП» по социально-бытовой ориентировке детей с легкой интеллектуальной недостаточностью»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мехова Л.С. |
Дата | 11.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Заседание круглого стола
«Совместная работа педагогов кабинета психолого-педагогической коррекции и социальных работников детского отделения при «ОЗиСП» по социально-бытовой ориентировке детей с легкой интеллектуальной недостаточностью».
1 апреля 2010 года, место проведения ГУ «КППК» г. Риддера
Задача:
- Объединить усилия педагогов КППК и социальных работников детского отделения при «ОЗиСП» в реабилитации детей инвалидов детства и подготовке их к самостоятельной жизни.
Демонстрационный материал:
1.Выставка детских работ по СБО, по ИЗО деятельности.
-
Фотоматериал с занятий и с праздников КППК.
-
ИРП на детей инвалидов, посещающих КППК.
-
Учебный план КППК и расписание занятий детей инвалидов.
Участники круглого стола:
-
Педагогический коллектив КППК.
-
Представители детского отделения при ГУ «ОЗиСП», обслуживающие детей инвалидов детства, которые посещают КППК.
-
Представители СМИ город.
План проведения.
-
Вступительное слово заведующей, педагога дефектолога КППК Меховой Л.С.
Дети с ограниченными возможностями в силу своих индивидуальных особенностей находятся в особо трудных условиях, являются наименее защищенной частью населения.
На сегодняшний день в Восточно-Казахстанской области более двух с половиной тысяч детей обучается в 14 коррекционных учреждениях всех видов. Свыше тысячи детей обучаются на дому и более тысячи детей не подлежат обучению. Во исполнение Закона РК от 11 июля 2002 года № 343- П «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» в области в 11 районных центрах открыты кабинеты психолого-педагогической коррекции. С 2004 года эти дети имеют возможность получать адекватную коррекционную помощь в коррекционных учреждениях нового типа, кабинетах психолого-педагогической коррекции. В городе Риддер 15 октября 2004 года открыто Государственное учреждение «Кабинет психолого-педагогической коррекции», прошедшее регистрацию в Департаменте Юстиции ВКО и получившее учредительные документы, государственную лицензию дающие право осуществлять коррекционную работу с детьми в рамках РК. В своей деятельности ГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции» руководствуются Конституцией Республики Казахстан, Конвенцией ООН о правах ребенка, Законами РК «Об образовании», «О правах ребенка в РК», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», положением о кабинетах психолого-педагогической коррекции, и другими нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность организации образования РК. В ГУ «КППК» г. Риддера работают 9 специалистов, из них 2 по совместительству на 0,5 ставки. Все имеют специальное образование. ГУ «КППК» занимает часть двухэтажного здания общей площадью 225 кв.м., имеются шесть учебных кабинетов: логопеда (14 кв.м), психолога (21 кв.м), педагога по развитию движений (54 кв.м), социального педагога (16 кв.м.), педагога-дефектолога (18 кв.м), игровая комната (25 кв.м). Все помещения ГУ «КППК» соответствуют санитарным требованиям и оборудованы мебелью, выполненной на заказ согласно специфике. КППК оказывает комплексную психолого-педагогическую помощь детям в возрасте от 3 до 18 лет с ограниченными возможностями в развитии и детям, обучающимся в общеобразовательных школах, имеющие трудности в освоении школьных навыков. Дети-инвалиды города Риддера, ранее никогда не получавшие необходимой помощи, с открытием кабинета, имеют такую возможность. Давайте посмотрим отчетную информацию по детям инвалидам за последние 4 года: 2006 год - 34 ребенка- инвалида зачислены и приступили к занятиям в ГУ «КППК». Из них 18 детей - инвалидов детства, имеющие тяжелые и глубокие нарушения в умственном и психическом развитии, нарушения опорно-двигательного аппарата, не подлежащие обучению в общеобразовательных школах, 16 инвалидов детства, имеющие нарушения в умственном и психическом развитии, нарушения опорно-двигательного аппарата, обучающиеся на дому. 8 детей в возрасте 3-7 лет, 26 в возрасте 7-18 лет. Из них 2 первично. 2007 год - 38 детей инвалидов, 11 в возрасте 3-7 лет, а 27 в возрасте от 7 до 18 лет. Из них 13 обучаются на дому, 17 детей - инвалидов детства, имеющие тяжелые и глубокие нарушения в умственном и психическом развитии, нарушения опорно-двигательного аппарата, не подлежащие обучению в общеобразовательных школах , первично 10 детей инвалидов. 2008 год - 38 детей инвалидов, 16 дошкольников и 22 школьного возраста, из них 12 первично, 6 обучение на дому,15 по состоянию здоровья не обучаются в школах. 2009 год - 39 детей инвалидов, 10 в возрасте 3-7 лет, 29 в возрасте 7-18 лет. Из них 15 обучение на дому, 8 не обучающихся инвалидов, первично 6 детей инвалидов. Из приведенных данных видно, что число детей инвалидов, посещающих КППК, не уменьшается. Для начала стоит вдуматься в само слово "инвалид". Согласно ст. 1, главы 1 Закона Республики Казахстан «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» инвалид - это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Следовательно, общество уже официально не считает инвалидов вычеркнутыми из своего списка, но всего лишь ограниченными в возможностях и требующими защиты. Но воплощается ли в жизнь эта официальная точка зрения? Отношение к людям, обделенным судьбой, определяет степень цивилизованности общества. Право на образование - право, данное абсолютно всем гражданам, долгое время нарушалось по отношению к инвалидам. И даже на сегодняшний день у нас есть дети инвалиды детства школьного возраста, не обучающиеся в школах по состоянию здоровья, но теперь имеющие возможность посещать коррекционно-развивающие занятия в КППК. Это Бакланова Алена, Липский Владислав, Антропов Александр, Андреева Анастасия, Пунгин Кирилл. Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со специальными образовательными стандартами в различных образовательных учреждениях или на дому. В течение 20 века складывалась система специальных (коррекционных) образовательных учреждений, которые являются преимущественно школами-интернатами. И все, кто работает с детьми с ОВР, должны знать о системе специального образования. В настоящее время существует восемь основных видов специальных школ для детей с различными нарушениями развития. В нормативно-правовых документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру: 1. специальное образовательное учреждение 1 вида (школа-интернат для глухих детей) 2. специальное образовательное учреждение 2 вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей) 3. специальное образовательное учреждение 3 вида (школа-интернат для незрячих детей) 4. специальное образовательное учреждение 4 вида (школа-интернат для слабовидящих детей) 5. специальное образовательное учреждение 5 вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи) 6. специальное образовательное учреждение 6 вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) 7. специальное образовательное учреждение 7 вида (школа-интернат для детей с трудностями в обучении-задержкой психического развития) 8. специальное образовательное учреждение 8 вида (школа-интернат для детей с умственной отсталостью). А кабинеты психолого-педагогической коррекции являются новым типовым учреждением специального образования и оказывают комплексную медико-педагогическую и социально-психологическую реабилитацию детям и подросткам с ограниченными возможностями. Организация коррекционно-развивающего процесса в кабинете регламентируется учебным планом, рекомендованным Республиканским учебно-методическим советом, а также годовым календарным планом и расписанием занятий, разработанными специалистами ГУ «КППК» и утвержденными заведующей. Содержание обучения в КППК определяется индивидуальной коррекционно-развивающей программой (ИРП), которая разрабатывается с учетом особенностей, возможностей и потребностей каждого ребенка, получающего коррекционную помощь в кабинете на основе командной оценки психофизического состояния ребенка. Об этом более подробно скажут специалисты КППК. Доработка и изменение задач коррекционной работы проводится в течение учебного года два раза в ходе повторных командных оценок. Коррекционно-развивающее обучение осуществляется в форме индивидуальных, подгрупповых (2-4 человека), групповых занятий в зависимости от степени тяжести и характера нарушения. В КППК подгруппы и группы кратковременного пребывания скомплектованы по одновозрастному и разновозрастному принципу. В среднем на одного ребенка инвалида приходится 6-8 коррекционных занятий (психолога, логопеда, дефектолога, педагога по развитию движений, социального педагога). Дополнительно дети получают лечебно-оздоровительный массаж по показаниям.
Основным условием коррекционно-развивающего обучения в кабинете коррекции является его оснащенность техническими и компенсаторными средствами, коррекционно-развивающим оборудованием.
На сегодняшний день имеется достаточное количество коррекционно-развивающего материала, пособий, разработанных зарубежными авторами и специалистами центра «САТР» г. Алматы.
II. Основная часть. 1. ГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции» работает совместно с различными социальными службами, организациями и учреждениями. Особенно теплые отношения сложились с отделением социально-педагогической помощи на дому, детям с ограниченными возможностями при ГУ «ОЗиСП».
- Cлово заведующей детским отделением ОЗиСП Шешуковой Т.А.
- Слово социальному педагогу КППК Савельева Е.А.
3. Продолжением работы в этом направлении в семье с ребенком инвалидом детства является работа специалистов детского отделения при «ОЗиСП».
- Слово социальным работникам.
4. Все дети инвалиды детства посещают группы кратковременного пребывания с 9-00 до 12-30. Наполняемость групп установлена в зависимости от категории детей и их возраста, и в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующих деятельность КППК. Например, в понедельник группа кратковременного пребывания детей-инвалидов детства с нарушениями интеллекта в возрасте 9-17 лет и умеренными двигательными нарушениями; во вторник разновозрастная группа кратковременного пребывания детей со сложными дефектами (два и более) с интеграцией слабослышащих детей и с нарушением ОДА в возрасте 6-12 лет; в среду младшая группа детей с ЗПР с интеграцией детей инвалидов с синдромом Дауна и с ДЦП в возрасте 3-6 лет; в четверг разновозрастная группа детей с нарушением интеллекта с интеграцией детей с ОДА и с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 5-18 лет; В пятницу группа детей со сложными дефектами в возрасте от 3 до 18 лет. По возможности некоторые дети инвалиды посещают занятия 2 раза в неделю. Это Гилева, Голышева, Черкасова, Оспанова, Гридякина, Зубова, Ищенко, Расянков, Пунгин, Тлеукабыл, Куликов. А это значит часть своего времени дети инвалиды проводят в игровой с воспитателем.
- Слово воспитателю КППК Терещенко Н.И.
- Слово социальному работнику.
- Слово педагогу-логопеду КППК Труновой Л.И.
- Слово социальному работнику.
6. Все воспитанники ГУ «КППК» освобождены от занятий физкультурой. Между тем она им необходима, так как они большую часть времени проводят дома, сидя за столом или у телевизора. Гиподинамия, отсутствие регулярных физических нагрузок отрицательно влияют на состояние здоровья и нервную систему больного ребенка, снижают сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, неблагоприятно влияют на развитие всех систем организма и нервно-психической деятельности.
- Слово педагогу по развитию движений КППК Жабиной О.Н.
- Слово социальному работнику.
7. До настоящего времени в штатном расписании кабинетов не предусмотрена должность музыкального руководителя. Однако опыт работы в кабинете коррекции показывает необходимость введения музыкальных занятий для сенсорного развития умственно отсталых детей, детей с ДЦП, посещающих КППК. Подарком воспитанникам ГУ «КППК» к новому 2006-2007 учебному году стала ставка музыкального работника, выделенная «Отделом занятости и социальных программ».
- Слово музыкальному руководителю КППК Зорченко Л.В.
- Слово социальному работнику
-
Подведение итогов работы.