- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по изобразительному искусству (4 класс, 8 вид)
Рабочая программа по изобразительному искусству (4 класс, 8 вид)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Созонова Н.Л. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1.Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 4 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами: -Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 23.07.2013 «203 ФЗ; -Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п.; -Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. Подготовительный, 1-4 классы, « Изобразительное искусство» Автор И.А. Грошенков -М.: «Просвещение», 2009. -Учебный план Копотиловской начальной общеобразовательной школы - филиала МАОУ Казанская СОШ на 2015 -2016 учебный год.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Автор: И.А. Грошенков - М.: «Просвещение», 2009 .
-
Л.А.Неменская. Каждый народ - художник: Учебник для 4 класса начальной школы/ Под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение. 2012
-
Л.А.Неменская. Твоя мастерская: рабочая тетрадь для 4 класса начальной школы. - М.: Просвещение. 2012
-
Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М.Неменского : 1- 4 кл. М.: Просвещение, 2010
-
Авторские презентации Power Point к урокам изобразительного искусства.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Обучение изобразительному искусству носит элементарно-практический характер. В процессе изобразительного искусства осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентации, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении заданий.
Цель программы обучения:
использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук.
Задачи курса:
-
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
-
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
-
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;
-
ориентироваться в здании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
-
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
-
дать учащимся элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
-
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
-
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.
2.Учебно - тематическое планирование
№ раздела
Наименование раздела
Количество часов
1
Рисование с натуры.
15
2
Декоративное рисование.
8
3
Рисование на темы.
7
4
Беседы об изобразительном искусстве.
4
34
3.Календарно- тематическое планирование
№
урока
Дата проведения
Тема урока
Кол-во часов
Планируемый результат:
Формы и виды контроля
Знать
Уметь
1
03.09
Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков(4-6 на листе бумаги).
1
Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги.
Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки
Текущий
2
10.09
Рисование с натуры листа дерева (раздаточный материал).
1
Знать названия листьев различных деревьев.
Уметь изображать с натуры лист дерева, анализировать форму и цвет листа дерева, применять среднюю (осевую) линию - главного направления формы листа.
Текущий
3
17.09
Рисование с натуры ветки рябины.
1
Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева.
Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве.
Текущий
4
24.09
Составление узора в квадрате из растительных форм.
1
Знать правила построения узора в квадрате.
Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геом. форме с учётом симметричного расположения элементов.
Текущий
5
01.10
Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим»(А. Пахомов Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).
1
Знать отличие картины от репродукции.
Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемых репродукций художественных произведений, переданных средствами изобразительного искусства
Текущий
6
08.10
Рисование геометрического орнамента (крышка для столика квадратной формы).
1
Знать правила построения узора в квадрате.
Уметь проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии.
Текущий
7
15.10
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля)
1
Знать понятие цилиндра.
Уметь изображать объемные предметы цилиндрической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги;
Текущий
8
22.10
Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).
1
Знать приёмы рисования простых геом. узоров
Уметь воспроизводить в рисунке ранее воспринятые иллюстрации к русским народным сказкам;
Текущий
9
29.10
Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).
1
Знать понятие «хохлома»; знать предназначение изделий народного промысла (посуды).
Уметь рассматривать изделия народных мастеров, рассказывать об особенностях рассматриваемых изделий народного промысла
Текущий
10
12.11
Рисование на тему «Моя любимая игрушка».
1
Знать названия игрушек, их предназначение
Уметь рисовать по памяти на основе наблюдений знакомые предметы - игрушки; повторять освоенные ранее изображения
Текущий
11
19.11
Рисование с натуры игрушки - автобуса
1
Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (автобуса).
Уметь передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение;
Текущий
12
26.11
Рисование с натуры игрушки - грузовика (фургона).
1
Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (грузовика).
13
03.12
Рисование на тему «Городской транспорт».
1
Знать виды транспорта, правила уличного движения.
Уметь рисовать по представлению после наблюдения группу предметов, объединив их единым содержанием; располагать предметы на листе бумаги с учётом пространства (земля, небо).
Текущий
14
10.12
Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.
1
Знать правила построения узора в квадрате.
Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части (8 частей).
Текущий
15
17.12
Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).
1
Знать правила построения узора в круге.
Уметь размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям.
Текущий
16
24.12
Рисование на тему «Зимние забавы детей»
1
Знать признаки зимы, зимние забавы детей.
Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденном.
Текущий
17
14.01
Декоративное рисование панно «Снежинки».
1
Знать последовательность изображения снежинки.
Уметь передавать в графической форме некоторые природные явления
Текущий
18
21.01
Беседа по картинам на тему «Кончил дело - гуляй смело» (В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!»).
1
Знать отличие картины от репродукции.
Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемых репродукций худож. произведений, переданных средствами изобразительного искусства.
Текущий
19
28.01
Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов)
1
Знать понятие «осевая линия».
Уметь использовать осевые линии при построении рисунка. Подбирать соответствующие цвета для изображения предмета, передавая их объемную форму элементарной светотенью.
Текущий
20
04.02
Рисование с натуры раскладной пирамидки.
1
Знать понятие «осевая линия»; понятие «конус».
Уметь рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии; определять величину рисунка по отношению к листу бумаги.
Текущий
21
11.02
Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура - раздаточный материал).
1
Знать понятие «осевая линия».
Уметь рисовать предметы, используя осевые линии; выявлять объём предметов средствами светотени.
Текущий
22
18.02
Рисование на тему: «День защитника Отечества».
1
Знать значение праздника.
Уметь соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием.
Текущий
23
25.02
Рисование с натуры игрушки сложной конструкции (подъемный кран или экскаватор).
1
Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (подъемного крана или экскаватора).
Уметь передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение.
Текущий
24
03.03
Декоративное рисование открытки к 8 Марта.
1
Знать правила построения узора на листе бумаги.
Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги
Текущий
25
10.03
Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).
1
Знать понятие «осевая линия».
Уметь рисовать предметы прямоугольной, конической формы с использованием осевой линии; определять величину рисунка по отношению к листу бумаги.
Текущий
26
17.03
Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»)
1
Знать признаки весны.
Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоц-эстетические переживания от явлений действительности.
Текущий
27
24.03
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала
1
Знать части (конструкцию) изображаемого предмета, их цвет, форму.
Уметь передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму, цвет, соблюдать приблизительные пропорции частей
Текущий
28
07.04
Рисование на тему «Космические корабли в полете»
1
Знать значение Дня космонавтики.
Уметь совмещать в изображении несколько геометрических фигур: прямоугольник и круг, квадрат и круг.
Текущий
29
14.04
Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные).
1
Знать части изображаемого предмета
Уметь передавать в рисунке строение предметов, формы, пропорции.
Текущий
30
21.04
Рисование с натуры в виде набросков(3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ).
1
Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги.
Уметь рисовать с натуры предметы несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний
Текущий
31
28.04
Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт)
1
Знать части (конструкцию) изображаемых предметов, их цвет, форму.
Уметь размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям
Текущий
32
05.05
Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).
1
Знать правила построения узора в круге.
33
12.05
Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек.
1
Знать понятия «симметрия», «ритм».
Знать правила построения узора в квадрате.
Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края;
Текущий
34
19.05
Обобщение тем за год.
Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).
1
Знать предназначение изделий декоративно - прикладного искусства.
Уметь рассматривать изделия декоративно-прикладного искусства, рассказывать об особенностях рассматриваемых изделий.
Текущий
4.Требования к уровню подготовки обучающихся
№
п/п
Наименование раздела
Знать/понимать
Уметь
1
Декоративное рисование
Знать правила построения узора в квадрате. Знать особенности татарского орнамента. Знать правила построения узора на листе бумаги. Знать правила построения узора в полосе.
Уметь рисовать узоры из геометрических фигур в квадрате, использовать осевые линии.
2
Рисование с натуры
Знать части (конструкцию) изображаемого предмета
Уметь рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги.
3
Рисование на тему
Знать элементарные правила изображения деревьев.
Уметь располагать изображения в определённом порядке (ближе, дальше), используя лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
4
Беседы об изобразительном искусстве
Знать о работе художника, её особенностях.
Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства.
5.Список литературы
-
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4классы. Автор: И.А. Грошенков - М.: «Просвещение», 2009.
-
Л.А.Неменская. Каждый народ - художник: Учебник для 4 класса начальной школы/ Под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение. 2012
-
Л.А.Неменская. Твоя мастерская: рабочая тетрадь для 4 класса начальной школы. - М.: Просвещение. 2012
-
Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М.Неменского : 1- 4 кл. М.: Просвещение, 2010
-
Авторские презентации Power Point к урокам изобразительного искусства.