Рабочая программа по изобразительному искусству (4 класс, 8 вид)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 4 класса составлена в соответствии со следующими нормативными документами: -Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 23.07.2013 «203 ФЗ; -Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п.; -Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. Подготовительный, 1-4 классы, « Изобразительное искусство» Автор И.А. Грошенков -М.: «Просвещение», 2009. -Учебный план Копотиловской начальной общеобразовательной школы - филиала МАОУ Казанская СОШ на 2015 -2016 учебный год.

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Автор: И.А. Грошенков - М.: «Просвещение», 2009 .

  1. Л.А.Неменская. Каждый народ - художник: Учебник для 4 класса начальной школы/ Под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение. 2012

  2. Л.А.Неменская. Твоя мастерская: рабочая тетрадь для 4 класса начальной школы. - М.: Просвещение. 2012

  3. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М.Неменского : 1- 4 кл. М.: Просвещение, 2010

  4. Авторские презентации Power Point к урокам изобразительного искусства.

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Обучение изобразительному искусству носит элементарно-практический характер. В процессе изобразительного искусства осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентации, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении заданий.

Цель программы обучения:

использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук.

Задачи курса:

  1. способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

  2. находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

  3. содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;

  4. ориентироваться в здании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

  5. исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию;

  6. дать учащимся элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

  7. знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

  8. развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.


2.Учебно - тематическое планирование


раздела

Наименование раздела

Количество часов

1

Рисование с натуры.

15

2

Декоративное рисование.

8

3

Рисование на темы.

7

4

Беседы об изобразительном искусстве.

4

34


3.Календарно- тематическое планирование



урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Планируемый результат:

Формы и виды контроля

Знать

Уметь

1

03.09

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков(4-6 на листе бумаги).

1

Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги.

Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки

Текущий

2

10.09

Рисование с натуры листа дерева (раздаточный материал).

1

Знать названия листьев различных деревьев.

Уметь изображать с натуры лист дерева, анализировать форму и цвет листа дерева, применять среднюю (осевую) линию - главного направления формы листа.

Текущий

3

17.09

Рисование с натуры ветки рябины.

1

Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева.

Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве.

Текущий

4

24.09

Составление узора в квадрате из растительных форм.

1

Знать правила построения узора в квадрате.

Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геом. форме с учётом симметричного расположения элементов.

Текущий

5

01.10

Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим»(А. Пахомов Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).

1

Знать отличие картины от репродукции.

Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемых репродукций художественных произведений, переданных средствами изобразительного искусства

Текущий

6

08.10

Рисование геометрического орнамента (крышка для столика квадратной формы).

1

Знать правила построения узора в квадрате.

Уметь проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии.

Текущий

7

15.10

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля)

1

Знать понятие цилиндра.

Уметь изображать объемные предметы цилиндрической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги;

Текущий

8

22.10

Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).

1

Знать приёмы рисования простых геом. узоров

Уметь воспроизводить в рисунке ранее воспринятые иллюстрации к русским народным сказкам;

Текущий

9

29.10

Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).

1

Знать понятие «хохлома»; знать предназначение изделий народного промысла (посуды).

Уметь рассматривать изделия народных мастеров, рассказывать об особенностях рассматриваемых изделий народного промысла

Текущий

10

12.11

Рисование на тему «Моя любимая игрушка».

1

Знать названия игрушек, их предназначение

Уметь рисовать по памяти на основе наблюдений знакомые предметы - игрушки; повторять освоенные ранее изображения

Текущий

11

19.11

Рисование с натуры игрушки - автобуса

1

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (автобуса).

Уметь передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение;

Текущий

12

26.11

Рисование с натуры игрушки - грузовика (фургона).

1

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (грузовика).

13

03.12

Рисование на тему «Городской транспорт».

1

Знать виды транспорта, правила уличного движения.

Уметь рисовать по представлению после наблюдения группу предметов, объединив их единым содержанием; располагать предметы на листе бумаги с учётом пространства (земля, небо).

Текущий

14

10.12

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

1

Знать правила построения узора в квадрате.

Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части (8 частей).

Текущий

15

17.12

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

1

Знать правила построения узора в круге.

Уметь размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям.

Текущий

16

24.12

Рисование на тему «Зимние забавы детей»

1

Знать признаки зимы, зимние забавы детей.

Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденном.

Текущий

17

14.01

Декоративное рисование панно «Снежинки».

1

Знать последовательность изображения снежинки.

Уметь передавать в графической форме некоторые природные явления

Текущий

18

21.01

Беседа по картинам на тему «Кончил дело - гуляй смело» (В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!»).

1

Знать отличие картины от репродукции.

Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемых репродукций худож. произведений, переданных средствами изобразительного искусства.

Текущий

19

28.01

Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов)

1

Знать понятие «осевая линия».

Уметь использовать осевые линии при построении рисунка. Подбирать соответствующие цвета для изображения предмета, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

Текущий

20

04.02

Рисование с натуры раскладной пирамидки.

1

Знать понятие «осевая линия»; понятие «конус».

Уметь рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии; определять величину рисунка по отношению к листу бумаги.

Текущий

21

11.02

Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура - раздаточный материал).

1

Знать понятие «осевая линия».

Уметь рисовать предметы, используя осевые линии; выявлять объём предметов средствами светотени.

Текущий

22

18.02

Рисование на тему: «День защитника Отечества».

1

Знать значение праздника.

Уметь соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием.

Текущий

23

25.02

Рисование с натуры игрушки сложной конструкции (подъемный кран или экскаватор).

1

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (подъемного крана или экскаватора).

Уметь передавать в рисунке характерные особенности формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение.

Текущий

24

03.03

Декоративное рисование открытки к 8 Марта.

1

Знать правила построения узора на листе бумаги.

Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги

Текущий

25

10.03

Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).

1

Знать понятие «осевая линия».

Уметь рисовать предметы прямоугольной, конической формы с использованием осевой линии; определять величину рисунка по отношению к листу бумаги.

Текущий

26

17.03

Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»)

1

Знать признаки весны.

Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоц-эстетические переживания от явлений действительности.

Текущий

27

24.03

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала

1

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета, их цвет, форму.

Уметь передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму, цвет, соблюдать приблизительные пропорции частей

Текущий

28

07.04

Рисование на тему «Космические корабли в полете»

1

Знать значение Дня космонавтики.

Уметь совмещать в изображении несколько геометрических фигур: прямоугольник и круг, квадрат и круг.

Текущий

29

14.04

Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные).

1

Знать части изображаемого предмета

Уметь передавать в рисунке строение предметов, формы, пропорции.

Текущий

30

21.04

Рисование с натуры в виде набросков(3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ).

1

Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги.

Уметь рисовать с натуры предметы несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний

Текущий

31

28.04

Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт)

1

Знать части (конструкцию) изображаемых предметов, их цвет, форму.

Уметь размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям

Текущий

32

05.05

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

1

Знать правила построения узора в круге.

33

12.05

Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек.

1

Знать понятия «симметрия», «ритм».

Знать правила построения узора в квадрате.

Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края;

Текущий

34

19.05

Обобщение тем за год.

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

1

Знать предназначение изделий декоративно - прикладного искусства.

Уметь рассматривать изделия декоративно-прикладного искусства, рассказывать об особенностях рассматриваемых изделий.

Текущий



4.Требования к уровню подготовки обучающихся


п/п

Наименование раздела

Знать/понимать

Уметь

1

Декоративное рисование

Знать правила построения узора в квадрате. Знать особенности татарского орнамента. Знать правила построения узора на листе бумаги. Знать правила построения узора в полосе.

Уметь рисовать узоры из геометрических фигур в квадрате, использовать осевые линии.

2

Рисование с натуры

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета

Уметь рисовать с натуры предмет несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги.

3

Рисование на тему

Знать элементарные правила изображения деревьев.

Уметь располагать изображения в определённом порядке (ближе, дальше), используя лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

4

Беседы об изобразительном искусстве

Знать о работе художника, её особенностях.

Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства.







5.Список литературы

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4классы. Автор: И.А. Грошенков - М.: «Просвещение», 2009.

  2. Л.А.Неменская. Каждый народ - художник: Учебник для 4 класса начальной школы/ Под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение. 2012

  3. Л.А.Неменская. Твоя мастерская: рабочая тетрадь для 4 класса начальной школы. - М.: Просвещение. 2012

  4. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М.Неменского : 1- 4 кл. М.: Просвещение, 2010

  5. Авторские презентации Power Point к урокам изобразительного искусства.

© 2010-2022