- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по письму на тему Правописание ЖИ-ШИ
Конспект урока по письму на тему Правописание ЖИ-ШИ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шабалина Н.В. |
Дата | 29.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Письмо и развитие речи.
Тема: Правописание ЖИ-ШИ.
Цель: Дать понятие о правописании сочетания ЖИ - ШИ в словах.
Задачи:
1. Закрепить умения учащихся в правописании слов с данными сочетаниями;
2. Способствовать развитию и коррекции орфографической зоркости, памяти, речи, мышления через выполнение занимательных упражнений, развитию навыка письменной речи путем выполнения письменных упражнений;
3. Воспитывать мотивацию к урокам письма, чувство взаимовыручки, любознательность.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, тетради, учебники.
Тип урока: сообщение новых знаний с применением ИКТ.
Класс: 4.
Ход урока:
1. Организация класса.
Психологический настрой на работу.
Пожелание друг другу удачи. Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка?
2 . Сообщение темы и цели. Учитель: - Сегодня мы повторим правописание шипящих с гласными буквами. Чтобы правильно выполнить все задания, надо знать, как пишутся сочетания жи- ши; думать, правильно говорить.
3. Минутка чистописания. 1.Гимнастика для пальчиков. Этот пальчик в лес пошёл, Этот пальчик гриб нашёл, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик всё съел, От того и потолстел.
2. Прописать сочетания ЖИ, ШИ в тетради.
3. Составить и записать по 2 слова с этими сочетаниями.
(Проверка выполнения)
4. Подготовка к изучению нового.
Отгадай загадки и запиши отгадки (Один учащийся работает у доски, остальные в тетради. Проверка выполнения. ):
1.Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней? (машина)
2. Белые горошки на зеленой ножке.(ландыши)
3.Мы - проворные сестрицы
Быстро бегать мастерицы,
В дождь - лежим,
В снег - бежим,
Уж такой у нас режим. (лыжи)
4. Он высокий и пятнистый,
С длинной - длинной шеей,
И питается он листьями -
Листьями деревьев. (жираф)
Слайд3
Учитель: - Что общего в этих словах ?
Дети: - В отгадках встречаются слова с - жи, шии.
Учитель: - Как вы думаете, над чем будем работать на уроке?
Дети: - мы будем работать над правописанием - ЖИ, ШИ.
5. Работа над новым материалом.
Слай 4
Учитель: К нам на урок пришла Василиса Премудрая со своим волшебным сундучком. В нем задания для вас.
Задание 1
слайд 5
Учитель: - Назовите, кто изображен на картинках? На какой вопрос отвечают слова? Образуйте множественное число. Назовите орфограмму.
(Ответы детей)
Задание 2:
Учитель: -Найдите слова с новой орфограммой на слух.
Хорошо на свете ЖИТЬ!
И с ребятами ДРУЖИТЬ.
Дружба в ЖИЗНИ помогает,
Много счастья доставляет.
(Ответы детей)
-А вы знаете почему Ж и Ш дружат с буквой И
и не дружат с буквой Ы?
Послушайте сказку.
СКАЗКА О СОЧЕТАНИЯХ ЖИ И ШИ.
Был жаркий летний день. Согласные буквы Ж и Ш пошли купаться на местное озеро. Доплыли они до середины, улеглись на мель, плещутся. Весело им. И вдруг, откуда ни возьмись, набежала тучка, потемнело небо, грянул гром, побежали легкие волны по озеру. Они накрыли Ж и Ш. Испугались
бедные Ж и Ш, кричат: «Помогите!» А на берегу сидела важная и сытая буква Ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающиеся в воде буквы и
спокойно укрылась под грибком. Волна вот - вот накроет Ж и Ш с головой, но, к счастью, их крик услышала гласная И. Она смело кинулась в воду,
подплыла к ним. Одну свою руку она протянула букве Ж, другую - букве Ш и вытащила их на берег. С тех пор согласные Ж и Ш дружат только
с буквой И. Помните об этом, ребята!!!
Задание 3:
Слайд 6
Учитель: - Прочитайте слова, составьте предложение из слов.
ПОД , ЕЖИ, ЖИЛИ, ЕЛКОЙ
Найдите слова с орфограммой.
Дети: - Под елкой жил ежик.
Задание 4:
Игра « Кто - где живет?»
Учитель: - На карточке в левом столбике написаны слова - животные. Соедините стрелочками с другими словами из правого столбика.
Ежи в реке.
Мыши в небе.
Ужи в поле.
Стрижи в болоте.
Ерши в лесу.
Самостоятельная работа учащихся. Взаимопроверка выполнения, озвучивание.
Задание 5:
Слайд 7
Учитель: - Поработаем устно. Вставьте пропущенные буквы.
ма..на, ..тель, сне..нка, пу..нка, ..шка,
пру..на, ..повник
6.Физминутка.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
И как зайки поскакали.
И за кустики пропали.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
7.Закрепление
Задание 6:
Учитель: - Напишите предложения под диктовку.
В небе чижи. В болоте ужи. В воде ерши.
Проверка выполнения по слайду.
Слайд 8
Задание 7: Учитель: - проведем игру « Волшебный колодец». У вас на карточках - написаны слова с пропущенными буквами. Вам нужно выбрать нужную букву - ы или и.
Около волшебного колодца стоят два ведра.
Одно с буквой Ы, а другое с буквой И.
Колодец откроется и угостит водичкой, если
возьмете ведро с нужной буквой.
Задание 8. Составление рассказа по иллюстрации.
Слайд 9
Учитель: - Составьте небольшой рассказ по картинке (ответы детей).
Задание 9. Работа с деформированным предложением.
Слайд 10
Учитель: прочитайте незаконченные предложения. Выберите из слов для справок слова, подходящие по смыслу. Закончи предложение, допиши слово.
-
Высоко летают … .
-
Красиво поют … .
-
Быстро едет … .
-
Длинная шея у … .
Слова для справок: чижи, машина, стрижи, жираф.
Учитель: - Молодцы, ребята, хорошо выполнили задания Василисы Премудрой. Она приготовила вам угощение. (сладкие призы всем детям) 8.Домашняя работа. Учитель: - Вспомнить или придумать 10 слов с сочетаниями жи-ши.
9.Итог урока.
-Что запомнили на уроке? -Что понравилось на уроке? -Чему вы научились на уроке? -Кто теперь не допустит ошибки на эти правила? -Как пишутся сочетания жи- ши?
-Где вы можете применить эти занния?
(Ответы учащихся)
Слайд 11
ВЫВОД: ЧИЖИ, УЖИ, ЕЖИ, СТРИЖИ,
ЖИРАФЫ, МЫШИ И МОРЖИ,
МАШИНЫ, ШИНЫ, КАМЫШИ-
ЗАПОМНИ СЛОГИ ЖИ И ШИ.
10.Оценка деятельности учащихся.
- Кто на уроке был самым активным?
-как вы думаете. Кому можно поставить оценку «5»?