Пояснительная записка Окружающий мир 1 класс (УМК Школа России)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена на основе Примерной программы по окружающему миру в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, на основе авторской программы «Окружающий мир» А.А. Плешаков. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Школа России». М.:,«Просвещение». 2010 г., на основе интегрированного регионального курса краеведения «Мы - дети природы» Т.К. Орлова; Л.Г. Демус и др. Ханты-Мансийск.: ГУИПП, «Полиграфист».2003г.

Общая характеристика учебного предмета.

Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей целостного и системного представления о мире и месте человека в нём.

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

На достижение поставленной цели определены следующие задачи:

- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Предмет «Окружающий мир» помогает обучающемуся в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.

К ценностным ориентирам содержания учебного предмета относятся:

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий.

• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Изучается интегрированный курс краеведения «Мы - дети природы» за счёт включения материала данного курса в отдельные темы урока (темы курса выделены курсивом в КТП)

Место учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 66 часов в год, 2 часа в неделю, что соответствует БУП в 1 классах

Система контроля и оценки

Контроль и оценка результатов обучения осуществляется на основании методического письма Министерства образования № 1561/14-15 от 19.11.98.

В оценочной деятельности используются три вида оценивания:

• Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению.

• Текущее оценивание использует субъективные методы (наблюдение, самооценку и самоанализ) и объективизированные методы, основанные на анализе устных ответов, работ учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования.

• Итоговое оценивание происходит в конце обучения в 1 классе в форме целенаправленного сбора данных, в том числе, по итогам комплексной работы для 1 класса.

Предпочтительные формы организации учебного процесса: фронтальная, парная, индивидуальная.

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, в меньшей степени письменный опрос.

Виды

контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Тесты

3

2

1

1

Практическая работа

1

Самостоятельная работа

2

Проверочная работа по теме

1

1

1

1

Экскурсия

4

1

1

Контрольная работа

1

Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру к концу 1 класса.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;

  • понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;

  • понимание необходимости бережного отношения к природе; могут быть сформированы:

  • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;

  • понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;

  • понимание своей сопричастности к жизни страны и родного края;

  • понимание красоты окружающего мира.

  • оценивание жизненных ситуаций (поступков людей) с точки зрения общепринятых

  • норм и ценностей.

  • освоение начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

• название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

• государственную символику России: флаг, герб, гимн;

• государственные праздники;

• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

• уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

• вести наблюдения в природе.

• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; называть их роль в жизни человека;

• называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

• называть основные особенности каждого времени года, уметь определять свое отношение к миру; знать названия дней недели;

• вырабатывать соответствующие нормы и правила по экологической этике;

• выполнять посильную деятельность по охране окружающей среды;

• объяснить, какое значение имеет окружающая природа для людей;

• группы растений и животных; деревья, кустарники, травы; насекомых, рыб, птиц, зверей;

• различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами; отображать их на рисунке (схеме);

• различать овощи и фрукты;

• выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, домашними животными (кошкой, собакой);

• особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

• оценивать правильность поведения в быту (правила общения);

• правила ОБЖ, уличного движения: знать безопасную дорогу от дома до школы; знать важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы; знать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств) и соблюдать их;

• назначение основных средств передвижения: автомобиль, поезд, самолет, пароход;

• правила сохранения и укрепления здоровья.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Учащиеся научатся:

  • понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;

  • понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий

учебника;

  • замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя); выделять из темы урока известные знания и умения; планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что - потом).

  • проговаривать последовательность действий на уроке.

  • высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией

учебника.

  • работать по предложенному учителем плану.

  • выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемныхвопросов;

  • отличать верно выполненное задание от неверного.

  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  • технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Учащиеся научатся:

  • Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.); находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.

  • Анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков, проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям, устанавливать элементарные причинно-следственные связи, строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными норма- ми, проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания;

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Учащиеся могут научиться:

  • Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем.

  • Передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком - схемой.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно

  • Пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

  • Осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке

проектов;

  • Сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;

  • Группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные УУД:

Учащиеся научатся:


  • Формулировать ответы на вопросы

  • участвовать в диалоге при выполнении заданий;

  • Готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, учителя. и др.) по теме проекта.

  • Включаться в диалог с учителем и сверстниками. оценивать действия одноклассников.

  • Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник, договариваться и приходить к общему решению.

  • Работать в группах и парах.

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять взаимопроверку при работе в паре;

  • сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.

СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе на:

экскурсии

практические работы

1

Введение

1

2

Что и кто?

20

4

6

3

Как, откуда и куда?

12

3

4

Где и когда?

11

5

Почему и зачем?

21

1

6

Заключение

1

Итого

66

6

10

Задавайте вопросы (1 ч) .

Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

«Что и кто?» (20ч)

Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая Родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер?

Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?

«Как, откуда и куда?» (12ч)

Как живет семья? Проект «моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Как текут реки? Откуда берутся реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? Проверим себя и оценим свои результаты. Презентация проекта «Моя семья»

«Где и когда?» (11ч)

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа» Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми? Проверим себя и оценим свои результаты.

«Почему и зачем?» (22ч)

Почему солнце светит днем, а звезды ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать чистоту? Зачем мы спим ночью? Почему нужно много есть овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать чистоту? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса Для полноценной реализации учебного предмета необходимо учебно-дидактическое и методическое обеспечение образовательного процесса. Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.

1 класс

Состав УМК

1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Программа и планирование учебного курса 1-4 класса

2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 1-4 класса нач. шк. М.: Просвещение 2012

3. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 1-4 класса нач. шк. М.: Просвещение 2011;

4. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2010

5. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2010

6. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 кл. (ч.1,2)

8. Плешаков А.А.,Гара Н.Н., Назарова З.Д. «Тесты» (к учебнику «Окружающий мир») 1,2,3,4 классы;

9. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Проверим себя: тетрадь для учащихся 1,2,3,4 класса. - М.: Вита-Пресс, 2010

10. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Поурочные разработки. 1,2,3,4 кл.

11. Плешаков А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 1 класс» / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2012.

12. Плешаков А.А. Методическое пособие к учебнику «Мир вокруг нас.1класс». - М.:Просвещение,2012г

13. Плешаков, А. А. Методическое пособие к учебнику «Мир вокруг нас. 2 класс» / А. А. Плешаков, В. П. Александрова, С. А. Борисова. - М. : Просвещение, 2006.

14. Плешаков, А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 4 класс» / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2004

15. Плешаков А. А. Атлас. Окружающий мир: 1 - 4 класс. М.: АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2004

16. Левитан Е.П. Путешествие по Вселенной. Книга для чтения.

Дополнительная литература

1. Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. - СПб.: Литера, 2005

2. Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. - СПб.: Литера, 2005

3. Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. - СПб.: Литера, 2005

4. Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. - СПб.: Литера, 2006

5. Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. - СПб.: Литера, 2006

6. Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. - СПб.: Литера, 2005

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наглядные пособия:

1. натуральные живые пособия - комнатные растения;

2. изобразительные наглядные пособия - таблицы;

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектори др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- ивидеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Окружающий мир».

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

nsc.1september.ru/- 1 сентября. Начальная школа

babylib.by.ru/ - Библиотека маленького гения

nachalka.com/ - Начальная школа - детям, родителям, учителям

nachalka.info/ - Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия

s20murmansk.ucoz.ru/index/nachalnaja_shkola/0-40 - Начальная школа

it-n.ru - Сеть творческих учителей /... учителей и учеников начальной школы

Справочно- информационные программы

ru.wikipedia.org/ - электронная энциклопедия


© 2010-2022