Сочинение «Осенний отлёт птиц»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Сочинение: Осенний отлёт птиц. Цель: развитие умения составлять повествовательный текст с элементами описания. Задачи:
  • формировать умение составлять повествовательный текст с элементами описания по плану;
  • развивать умение употреблять в письменной речи точные и выразительные слова и словосочетания;
  • воспитывать чувство переживания к трудному перелету птиц.
Ход урока. І. Организационный момент. Учитель читает стихотворение. Е. Благинина.

Скоро белые метели Снег подымут от земли. Улетают, улетели, Улетели журавли. Не слыхать кукушки в роще, И скворечник опустел. Аист крыльями полощет - Улетает, улетел. Лист качается узорный В синей луже на воде. Ходит грач с грачихой черной В огороде на гряде. Осыпаясь, пожелтели Солнца редкие лучи,























Улетают, улетели, Улетели и грачи.



- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? ІІ. Сообщение цели урока. - Ребята, какие ассоциации у вас вызывает словосочетание птицы осенью? (составление ассоциаций) - Сегодня на уроке мы напишем сочинение «Осенний отлёт птиц». Слайд №1 Просмотр фильма. - Что вы почувствовали, просмотрев этот фильм? - Что вы знаете о перелетных птицах? (улетают осенью, мало корма, дни становятся короче, ночи холоднее) - Какие птицы отправляются в теплые края? Улетают грачи, скворцы, ласточки, журавли и т. д. - Как мы узнаем, что летят птицы? Летят с прощальным криком, прощаются с родными местами. Учитель: Птицы летят по-разному. Они летят стаей, клином, цепью. Стаей летят в основном певчие птицы: ласточки, скворцы. Цепью и косяком - журавли, гуси, утки, лебеди. Впереди всегда летят опытные птицы - вожаки. Слайды № 2,3 II. План. Слайд № 4 1. Пора прощания. 2. В путь. а) отлет птиц б) описание действия полёта птиц 3. До скорой встречи! Слайд № 5 Задание: найти, выписать эпитеты описания осени. Октябрь Осень пришла в лес. Листья раскрасились в яркие цвета. Лес был очень красив. Подули сердитые ветры. Они срывали жёлтые, красные, бурые листья с веток, носили их по воздуху и швыряли на землю. Скоро лес поредел. Ветки стали голыми. Земля под деревьями покрылась разноцветным ковром. Стаи перелётных птиц неслись к югу. Но были и погожие, ясные дни. Нежаркое солнце светило ласково. Оно прощалось с лесом. Листья становились жесткими и хрупкими. Тут и там под листьями виднелись грузди, маслята. Эпитеты с прилагательными: в яркие цвета, сердитые ветры, разноцветным ковром, нежаркое солнце. Эпитеты с глаголами: швыряли на землю, стаи неслись, прощалось с лесом. - Первый пункт плана «Пора прощания». - Как можно начать сочинение? (Пришла осенняя пора.) - Составьте 1-2 предложения описания осени. - С чем прощаются птицы? (Птицы прощаются с родными местами.) ІII. Работа в группах. Задание: 1 группа: Отрывок из рассказа Д. Н. Мамина - Сибиряка «Серая Шейка» -Найти слова и словосочетания, которые рассказывают о подготовке птиц к дальнему перелету. Первый осенний холод, от которого пожелтела трава, привёл всех птиц в большую тревогу. Все начали готовиться в далёкий путь, и все имели такой серьёзный, озабоченный вид. Да, нелегко перелететь пространство в несколько тысяч вёрст.… Сколько бедных птиц дорогой выбьются из сил, сколько погибнет от разных случайностей, - вообще было о чём серьёзно подумать. Лебеди, утки и гуси готовились к отлёту. Старые птицы учили молодых. Каждое утро молодёжь делала прогулки. Она укрепляла крылья для далёкого перелёта. Умные вожаки обучали отдельные стаи и потом всех вместе. Сколько было крика, веселья, радости! Большая тревога, готовиться в далёкий путь, укрепляла крылья, молодёжь делала прогулки, обучали отдельные стаи, старые птицы учили молодых. 2 группа: Отрывок из рассказа Л. Толстого «Лебеди» - Найти отрывки, где описывается картина полета лебединой стаи. - Как писатель передаёт крайнюю усталость молодого лебедя. Лебеди летели из холодной страны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь; и другой день и другую ночь они летели, не отдыхая, над водою. … Все лебеди уморились, махая крыльями, но они не останавливались и летели дальше. Впереди старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу. Он ближе и ближе спускался к воде; а его товарищи дальше и дальше белелись в месячном свете. Лебедь опустился на воду и сложил крылья… 3 группа: - Подобрать синонимы к словам: старые - … (опытные), тревога - … (волнение), косяк - … (стая), грустно - … (печально), потянулись - … (полетели), песни - … (голоса), в тёплые края - … (на юг, с севера на юг, в теплые страны).

- Используя выбранные слова и словосочетания из предложенных текстов, каждая группа расскажет свой вариант основной части. - О чем пойдет речь? - Куда летят птицы? Птицы летят с севера на юг. Птицы летят в тёплые края. - Что слышится высоко в небе? Высоко в небе слышатся их прощальные песни. - Как ещё можно назвать перелетных птиц? Их называют летние гости. - Все ли птицы долетят до места? Почему? Не все птицы долетят до места. Многие из них погибнут в дороге. Долетят самые сильные и опытные птицы. - Почему становится грустно?

- Третий пункт плана «До скорой встречи!» - Каким предложением закончим сочинение? - Какое оно будет по цели высказывания? IV. Орфографическая работа. Приставки Окончания Непроизносимые Безударные гласные перелёт осенняя согласные пот..нулись пришла летние сер..це р..дными погибнут грус..но жур..влей к…сяк -тся, -ться: слышатся, становится, выбьются - Какие слова мы будем употреблять с безударной гласной в корне? - Назови слово, которое вы не знаете как написать? V. Рефлексия.







© 2010-2022