- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа курса «Азбука нравственности»
Рабочая программа курса «Азбука нравственности»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ибрагимова Е.В. |
Дата | 07.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования РФ
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1г.п.п. Чистые Боры
Буйского муниципального района
Костромской области
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю: МО учителей Зам. директора по УВР Директор школы___________ начальных классов ________________ /Лазарева М.Л./ Протокол №___ Соболева Т.А. Приказ № _____ . «___»________2012г. «___»__________2012г «___» _________2012
Рабочая программа
курса «Азбука нравственности»
( духовно-нравственное направление)
1аб классы
Руководитель курса:
Ибрагимова Елена Васильевна,
учитель немецкого языка,
высшая квалификационная категория
2012-2013 учебный год
Человек начинается с детства. Именно в детстве делается посев добра. Взойдёт он лишь через годы, и тогда будет видно, взошёл ли посев добра или же сорняки зла заглушили его. Будет видно, какой человек вошёл в жизнь и стал членом общества. С. Михалков
-
Пояснительная записка
- требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 г.) к организации внеурочной деятельности;
- программы формирования универсальных учебных действий обучающихся;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №1 г.п.п. Чистые Боры
- Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, З.И. Курцева. Программа духовно-нравственного развития и воспитания в образовательной системе «школа 2100». М.: Баласс, 2011
- Шорр В. Введение в христианскую этику. Программа курса для детей младшего школьного возраста. Международная школьная программа. М.:Троада, 1996
- С. Овсяников.Ю. Табак. Библия в пересказе для детей. Ветхий и Новый завет. Москва, Росийское библейское общество, 1995.
- Библия для детей. Санкт-Петербург, Христианское издательство,1991.
- Учить правильному общению, содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между детьми
- Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков
- Развивать умение взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали
- Развивать творческие способности детей
- Расширять кругозор детей, используя исторические данные
Особенности обучения в данных классах: общеобразовательные, по ОС «Школа 2100» Краткая характеристика класса - (см. Приложение 1)
-
Описание места курса в учебном плане
-
Общая характеристика курса
- Деятельностный подход - основной способ получения знаний.
- Наличие содержания, обеспечивающее формирование универсальных учебных действий.
- Формирование навыков использования знаний
- Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через:
- решение проблемных ситуаций
- выполнение творческих заданий
- постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.
Занятия по данной программе строятся на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы, методы наблюдения, исследования.
В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий, таких, как: заверши рисунок, изготовь поделку, нарисуй, составь правила поведения и т. д.
На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в работе и обсуждениях.
-
Основные содержательные линии
Разделы
Темы Раздел 1. Начало начал
Мудрое устройство мира. Первые люди. Заповеди, данные нам Богом.
Раздел 2. Сострадание Любовь и забота Умение сострадать
IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
V.Содержание курса «Азбука нравственности» Раздел 1. Начало начал Мудрое устройство мира (2 часа). Красота и гармония природы. История шести дней творения. Благодарность за радость от общения с природой. Бережное отношение к природным богатствам. Правила поведения в природе. Задания учащимся на сообразительность: что можно, а чего нельзя делать в природе. Бережное отношение к окружающему миру. Первые люди (2 часа). Разные версии возникновения человечества. Человек- венец творения. Уникальность человека, отличие его от животного мира. Добро и зло. Грех Адама и Евы. Причины и последствия греха. Плохое чувство, живущее в человеке, всегда развивается, если его не искоренить сразу. Всякий грех опасен. Заповеди, данные нам Богом. (2 часа). Назначение известных детям законов и правил. Основные нравственные законы, которые Бог, согласно Библии, дал людям. 10 заповедей. Конкретные примеры (не)выполнения заповедей. Проблемные ситуации Раздел 2. Сострадание
Любовь и забота (2 часа). Взаимопомощь в семье. Правильное выстраивание взаимоотношений в семье. Отрывок из Нового завета о дочери Иаира. Великое обещание: библейский сюжет о рождении Иисуса Христа. Умение сострадать (2 часа). Отношение к чужому горю и страданию. Организация «Красный крест». Практические поступки по проявлению сострадания и внимания к окружающим: составление письма «Друг друга понимать», оформление стенда «Сострадание» Повторение (2 часа)
VI. Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами изучения курса «Азбука нравственности» является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания, обеспечивающие 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Азбука нраственности» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
-
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему, инсценировать небольшие тексты.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, обеспечивающие 1-ю линию развития - умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
-
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или нескольких предложений).
-
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
-
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах
Предметными результатами изучения курса «Азбука нравственности» является сформированность следующих умений. 1-я линия развития - уметь объяснять мир:
-
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
-
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
-
оценивать правильность поведения людей в природе;
-
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, совместной деятельности).
VII. Календарно-тематическое планирование
( Приложение 2)
VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса Список литературы для учащихся: Рабочие странички по темам
Список методической литературы для учителя:
1.Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, З.И. Курцева. Программа духовно-нравственного развития и воспитания в образовательной системе «школа 2100». М.: Баласс, 2011
2. Шорр В. Введение в христианскую этику. Программа курса для детей младшего школьного возраста. Международная школьная программа. М.:Троада, 1996
- С. Овсяников.Ю. Табак. Библия в пересказе для детей. Ветхий и Новый завет. Москва, Росийское библейское общество, 1995.
- Генри Г. Геллей. Краткий библейский толкователь. Мировая христианская миссия, 1989
- Э. Нюстрем. Библейский словарь. Мировая христианская миссия, 1989
База творческих заданий: Заверши рисунок, нарисуй… Изготовь поделку Составь правила поведения Исследование: зачем нужна кожура плодам? Творческая работа: изготовление кукол-зверюшек Заполни таблицу: «Законы и признаки несовершенства нашего мира» Головоломка: «Сложи паззл» Кроссворды по темам Инсценировки
Приложение 1.
Краткая характеристика класса
Приложение 2. Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Дата
Основные виды учебной деятельности учащихся:
(Н) - на необходимом уровне, (П) - на программном уровне
по
плану
фактически Раздел 1. Начало начал
1-2 Мудрое устройство мира
2
Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы по отношению к природе, во взаимоотношениях друг с другом и с окружающими (Н). Приводить примеры особенностей человека как разумного существа (Н). Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире (П). Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями (Н). Моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями (П). Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире (П).
3-4 Первые люди.
2
5-6 Заповеди, данные нам Богом
2
Раздел 2. Сострадание
7-8 Умение сострадать
2
Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных (Н) Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и в школе (Н). Объяснять, какую роль играют родители, учителя и книги в становлении и обучении человека (Н). Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста (Н).
9-10 Любовь и забота
2
11-12 Повторение
2
Обсуждение, анкетирование, выставка творческих работ