Рабочая программа курса «Азбука нравственности»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования РФ

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1г.п.п. Чистые Боры

Буйского муниципального района

Костромской области



Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю: МО учителей Зам. директора по УВР Директор школы___________ начальных классов ________________ /Лазарева М.Л./ Протокол №___ Соболева Т.А. Приказ № _____ . «___»________2012г. «___»__________2012г «___» _________2012



Рабочая программа

курса «Азбука нравственности»

( духовно-нравственное направление)

1аб классы

Руководитель курса:

Ибрагимова Елена Васильевна,

учитель немецкого языка,

высшая квалификационная категория





2012-2013 учебный год



Человек начинается с детства. Именно в детстве делается посев добра. Взойдёт он лишь через годы, и тогда будет видно, взошёл ли посев добра или же сорняки зла заглушили его. Будет видно, какой человек вошёл в жизнь и стал членом общества. С. Михалков



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Азбука нравственности» является авторской, реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе и разработана на основе:
  • требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 г.) к организации внеурочной деятельности;
  • программы формирования универсальных учебных действий обучающихся;
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №1 г.п.п. Чистые Боры
Учебная литература
  1. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, З.И. Курцева. Программа духовно-нравственного развития и воспитания в образовательной системе «школа 2100». М.: Баласс, 2011


  1. Шорр В. Введение в христианскую этику. Программа курса для детей младшего школьного возраста. Международная школьная программа. М.:Троада, 1996



  1. С. Овсяников.Ю. Табак. Библия в пересказе для детей. Ветхий и Новый завет. Москва, Росийское библейское общество, 1995.



  1. Библия для детей. Санкт-Петербург, Христианское издательство,1991.
Цель курса «Азбука нравственности» - освоение учащимися нравственных норм социального поведения через знакомство с нравственно-этическим литературным наследием - библейскими сюжетами Задачи:
  1. Учить правильному общению, содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между детьми
  2. Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков
  3. Развивать умение взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали
  4. Развивать творческие способности детей
  5. Расширять кругозор детей, используя исторические данные


Особенности обучения в данных классах: общеобразовательные, по ОС «Школа 2100» Краткая характеристика класса - (см. Приложение 1)
  1. Описание места курса в учебном плане

В соответствии со школьным компонентом учебного плана курс «Азбука нравственности» изучается в первом классе один час в неделю. Изучение материала спланировано по разделам, временные сроки освоения разделов - один триместр. Общий объём учебного времени составляет 12 часов в год.

  1. Общая характеристика курса

Структура курса, его специфика Курс состоит из разделов, каждый из которых является самостоятельной структурной единицей общей программы. Каждый раздел включает в себя несколько занятий. Элективный курс носит информативный характер, составлен с учетом реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений и предполагает сотрудничество с родителями. Знакомство с нравственными нормами поведения и формирование оценочного, эмоционального отношения к ним - важнейшие линии развития личности ученика средствами данного курса Важнейшие понятия курса: Добро и зло, сострадание, прощение, уважение, любовь и забота, нравственные нормы, заповеди. Общеучебные умения, навыки, способы деятельности
  1. Деятельностный подход - основной способ получения знаний.
  2. Наличие содержания, обеспечивающее формирование универсальных учебных действий.
  3. Формирование навыков использования знаний
  4. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через:
  • решение проблемных ситуаций
  • выполнение творческих заданий
  • постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.

Занятия по данной программе строятся на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы, методы наблюдения, исследования.

В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий, таких, как: заверши рисунок, изготовь поделку, нарисуй, составь правила поведения и т. д.

На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в работе и обсуждениях.

  1. Основные содержательные линии


Разделы

Темы Раздел 1. Начало начал
Мудрое устройство мира. Первые люди. Заповеди, данные нам Богом.
Раздел 2. Сострадание Любовь и забота Умение сострадать





IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

V.Содержание курса «Азбука нравственности» Раздел 1. Начало начал Мудрое устройство мира (2 часа). Красота и гармония природы. История шести дней творения. Благодарность за радость от общения с природой. Бережное отношение к природным богатствам. Правила поведения в природе. Задания учащимся на сообразительность: что можно, а чего нельзя делать в природе. Бережное отношение к окружающему миру. Первые люди (2 часа). Разные версии возникновения человечества. Человек- венец творения. Уникальность человека, отличие его от животного мира. Добро и зло. Грех Адама и Евы. Причины и последствия греха. Плохое чувство, живущее в человеке, всегда развивается, если его не искоренить сразу. Всякий грех опасен. Заповеди, данные нам Богом. (2 часа). Назначение известных детям законов и правил. Основные нравственные законы, которые Бог, согласно Библии, дал людям. 10 заповедей. Конкретные примеры (не)выполнения заповедей. Проблемные ситуации Раздел 2. Сострадание
Любовь и забота (2 часа). Взаимопомощь в семье. Правильное выстраивание взаимоотношений в семье. Отрывок из Нового завета о дочери Иаира. Великое обещание: библейский сюжет о рождении Иисуса Христа. Умение сострадать (2 часа). Отношение к чужому горю и страданию. Организация «Красный крест». Практические поступки по проявлению сострадания и внимания к окружающим: составление письма «Друг друга понимать», оформление стенда «Сострадание» Повторение (2 часа)

VI. Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностными результатами изучения курса «Азбука нравственности» является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания, обеспечивающие 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру.



Метапредметными результатами изучения курса «Азбука нраственности» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему, инсценировать небольшие тексты.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, обеспечивающие 1-ю линию развития - умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или нескольких предложений).

  • Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах

Предметными результатами изучения курса «Азбука нравственности» является сформированность следующих умений. 1-я линия развития - уметь объяснять мир:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;

  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;

2-я линия развития - уметь определять своё отношение к миру:
  • оценивать правильность поведения людей в природе;

  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения, совместной деятельности).


VII. Календарно-тематическое планирование

( Приложение 2)

VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного
процесса Список литературы для учащихся: Рабочие странички по темам
Список методической литературы для учителя:
1.Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, З.И. Курцева. Программа духовно-нравственного развития и воспитания в образовательной системе «школа 2100». М.: Баласс, 2011

2. Шорр В. Введение в христианскую этику. Программа курса для детей младшего школьного возраста. Международная школьная программа. М.:Троада, 1996

  1. С. Овсяников.Ю. Табак. Библия в пересказе для детей. Ветхий и Новый завет. Москва, Росийское библейское общество, 1995.
  2. Генри Г. Геллей. Краткий библейский толкователь. Мировая христианская миссия, 1989
  3. Э. Нюстрем. Библейский словарь. Мировая христианская миссия, 1989

База творческих заданий: Заверши рисунок, нарисуй… Изготовь поделку Составь правила поведения Исследование: зачем нужна кожура плодам? Творческая работа: изготовление кукол-зверюшек Заполни таблицу: «Законы и признаки несовершенства нашего мира» Головоломка: «Сложи паззл» Кроссворды по темам Инсценировки

Приложение 1.

Краткая характеристика класса



Приложение 2. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности учащихся:

(Н) - на необходимом уровне, (П) - на программном уровне

по

плану

фактически Раздел 1. Начало начал

1-2 Мудрое устройство мира

2



Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы по отношению к природе, во взаимоотношениях друг с другом и с окружающими (Н). Приводить примеры особенностей человека как разумного существа (Н). Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире (П). Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями (Н). Моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями (П). Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире (П).

3-4 Первые люди.

2



5-6 Заповеди, данные нам Богом

2



Раздел 2. Сострадание

7-8 Умение сострадать

2



Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных (Н) Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и в школе (Н). Объяснять, какую роль играют родители, учителя и книги в становлении и обучении человека (Н). Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста (Н).

9-10 Любовь и забота

2



11-12 Повторение

2



Обсуждение, анкетирование, выставка творческих работ




© 2010-2022