Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Инновационные технологии

в современной образовательной организации»




Методическая разработка

коррекционного занятия по развитию речи.




Из всех знаний и умений самым

важным, самым необходимым

для жизненной деятельности является,

конечно, умение ясно, понятно,

красиво говорить на своём языке.

В.И. Чернышев




Подготовила:

Кудряшова Светлана Николаевна,

учитель начальных классов,

I квалификационная категория


г. Губкинский, 2015

Предмет: коррекционное занятие по развитию речи (русский язык)

Цель занятия: формирование, развитие и коррекция устной и письменной речи у детей с билингвизмом и ОНР, профилактика обусловленных этим трудностей в обучении.

Основные задачи:

  • обогащение и уточнение словарного запаса учащихся;

  • формирование навыков словообразования и словоизменения;

  • обучение правильному грамматическому оформлению предложений;

  • формирование связной речи;

  • развитие фонематического восприятия;

  • развитие внимания к языковым явлениям, памяти, мышления;

  • формирование навыков общения на русском языке;

  • воспитание терпимости и взаимоуважения в условиях межнационального общения.

Ход занятия.

Вводная часть

I. 1.Учитель показывает 4 полоски цветной бумаги: белую, зелёную, красную и желтую (оранжевую).

2.С каким временем года можно связать каждый цвет?

(белый - зима, зелёный - весна, красный - лето и желтый - осень)

Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи.Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи.Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи.Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи.3.Расположите слова в правильном порядке, начиная с самого холодного, лютого, морозного времени года (2, 4, 1, 3)

4. Какое сейчас время года? (Зима) Назовите зимние месяцы.

Предшествующее и последующее время года, название месяцев).

5.Объясните, как вы понимаете пословицу.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

II. Основное содержание.

  1. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

Ла-ла-ла, ла-ла-ла

В гости к нам зима пришла

Ра-ра-ра, ра-ра-ра

Очень рада детвора.

Ло-ло-ло, ло-ло-ло

Всем нам очень весело

Ры-ры-ры, ры-ры-ры

Дружно катимся с горы.

2.Выберите характерные признаки зимы.

Морозы, листопад, снегопад, замерзание водоёмов, появление молодой листвы, дожди, сокращение продолжительности дня.

3.Игра «Доскажи словечки»

Какие имена прилагательные могут охарактеризовать данные имена существительные?

Снег - …..(белый, пушистый, липкий)

Зима - ….( суровая, холодная, снежная);

Мороз - …(сильный, слабый, трескучий).

Составьте предложения с данными словосочетаниями.

4. Работа с деформированным текстом.

а) позёмка, улица, метёт, по (По улице метёт позёмка).

б) окно, мороз, узор, на, нарисовал (Мороз на окне нарисовал узор.)

5. Упражнение «Что лишнее и почему?»

Дождь, град, снег, зима.

Сентябрь, декабрь, январь, февраль.

6. Ответь полным предложением:

- Сколько всего времён года? (3, 4, 7, 12).

- Сколько в году месяцев? (7, 12, 24).

- Сколько месяцев у каждого времени года? (3, 4, 7, 12).

- Назови 1; 2; 3 зимний месяц?

.



7. Назовите зимующих птиц (сороку, ворону, голубя, воробья, синицу) а) Игра «Один - много»: синица - …(синицы), снегирь - …(снегири), воробей - …(воробьи), сова - …(совы)

б)Выучите с ребёнком стихотворение:

Снегирь, и сорока, и клёст, и синица -

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по - прежнему с нами ,

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи.8. Беседа

- За что вы любите зиму? (Игры в снежки, катание с горы, строительство снежной крепости, катание на лыжах и санках. )

- Игры в снежки, катание с горы,

строительство снежной крепости,

катание на лыжах и санках - это всё …?

(ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ)

-Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи. Подберите к слову ЗАБАВЫ похожие по смыслу слова. (ИГРЫ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ)

- Игры, развлечения, забавы - синонимы.

Синонимы - слова похожие по смыслу, но различные по звучанию и написанию.

9Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи.. К каждому снеговику подберите слова-синонимы, которыми можно их описать:

1.По настроению

ГМетодическая разработка коррекционного занятия по развитию речи.рустный - …весёлый

Печальный - …радостный

Унылый - … жизнерадостный

Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи.

2. По размеру

Большой - …маленький

Крупный - … небольшой

Огромный - ...крошечный

10. Слово. Предложение. Текст.

1. Найдите лишнюю картинку. Объясните свой выбор. (3)

2.Составьте текст из 3-4 предложений к картинкам.

Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи.Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи.

1 2

Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи.Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи.

3 4

11. Составление рассказа о подготовке к Новогоднему празднику.

Уровень 1

Игра «Соедини слова по парам» Верный вариант

Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи.праздник огромные красивый зал

ёлка красивый нарядная ёлка

дождь золотые разноцветные огоньки

колокольчики серебряный золотые колокольчики

зал нарядная серебряный дождь

шары весёлый огромные шары

огоньки разноцветные весёлый праздник

- Составить рассказ, используя данные словосочетания.

Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи.

Уровень 2


В красивом зале стоит ….. ёлка. Дети украсили её … огоньками, … колокольчиками, ….. дождем, …. шарами. Наступил … праздник!

Верный вариант В красивом зале стоит нарядная ёлка. Дети украсили её разноцветными огоньками, золотыми колокольчиками, серебряным дождем, огромными шарами. Наступил весёлый праздник!
12. На Новогоднем празднике Дед Мороз дарит всем детям подарки! Конфеты и, конечно же, фрукты.

Уровень 1 (подсказка - карточки) 1 группа обучающихся 2 группа обучающихся Опишите яблоко. Опишите мандарин.

Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи.

Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи.

Уровень 2

Нарисуй и расскажи о своем любимом фрукте по плану.

Я люблю _____, он (она)_____ цвета, ____ формы, ____ на вкус. Из него (нее) можно приготовить ______. А я люблю есть его (ее) _____ (сырым, в варенье, в компоте).

ФИЗМИНУТКА (В приложении)

14. Компетентностно-ориентированное задание №1

Компетентность: Информационная
Аспект: Извлечение первичной информации
Уровень: I

Сложность задания - 1

Структура задания

Стимул. В рамках работы над проектом «Моя Родина - Россия» ты получил задание - подготовить сообщение по теме «Животный мир Ямала», для этого ты должен узнать КАКИЕ животные обитают на Ямале, собрать о них информацию.

Задачная формулировка


  1. Просмотри изображения животных, отметь в бланках знаком «+» только тех животных, которые обитают на Ямале.

  2. В тексте «Северный олень» подчеркни подходящие по смыслу слова.

Источник

Изображения животных, энциклопедия « Животный мир Ямала»

Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи.Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи.леммингМетодическая разработка коррекционного занятия по развитию речи.

тигр бурый медведь

Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи.Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи.Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи.

полярная сова обезьяна белка

Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи.Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи.

Бланк ответов.

Отметь знаком «+» только тех животных, которые обитают на Ямале.

а) северный олень

б) полярная куропатка

в) бурый медведь

г) крокодил

д) жираф песец крокодил

е) песец

ж) белка

Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи.зМетодическая разработка коррекционного занятия по развитию речи.) тигр

и) обезьяна

к) полярная сова

л) белый медведь

м) леминг

Инструмент проверки - Модельный ответ

а) северный олень +

б) полярная куропатка +

в) бурый медведь +

г) крокодил

д) жираф жираф

е) песец +

ж) белка + куропатка

з) тигр

и) обезьяна

к) полярная сова +

л) белый медведь +

м) леминг +

Ключ: За каждый правильный знак «+» - 1 балл. 8 - 7 баллов - оценка «5» 6 - 5 баллов - оценка «4»

4Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи.Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи. - 3 балла - оценка «3»


Компетентностно-ориентированное задание № 2

Метапредметные результаты

Характеристика задания:

Ключевая компетентность: коммуникативная

Аспект: письменная коммуникация

Класс - 2

Предмет «Развитие речи»

Тема - Проект «Моя Родина - Россия». «Удивительный животный мир Ямала»
Уровень: I

Сложность задания - 1

Структура задания

Стимул. В рамках работы над проектом «Моя Родина - Россия» ты получил задание - подготовить сообщение по теме «Животный мир Ямала»

Текст к заданию :

I

У этого полярного гиганта

белоснежная, чуть золотистая на солнце,

густая шерсть. Даже подошвы лап

шерстяные. Под тёплой шкурой толстый

слой жира. Жир спасает его от лютой

стужи и обвальных метелей. Плотный,

могучий, с острыми когтистыми лапами,

белый бродяга проплывает в ледяной воде

десятки километров. На воле - там, во льдах,

её берегись!

I I На дальнем …… (юге, севере, западе, востоке) крепкие морозы да

бескрайние снега, обвальные метели да долгие

полярные … (дни, ночи). А лето очень ….( короткое, длинное).

Здесь не встретишь лошадей и коров, зато раздолье …….

(овцам , северным оленям, лосям). У них густая и волнистая

шерсть, короткие ноги, красивые ветвистые рога.

Благодаря широким копытам они и в сугробы не проваливаются, и в топких болотах не вязнут.

Сама природа создала этих животных для севера. Они неутомимые в езде, мясо у них вкусное, молоко жирное, а из их шкур шьют тёплые ягушки, малицы, кисы.

Задачная формулировка:

  1. Раздел «Получение, поиск и фиксация информации».

Планируемый результат: осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.

1)Прочитай текст и узнай, о каких животных говорится в I и I I текстах ?

2)Выбери и подчеркни правильный ответ:

АМетодическая разработка коррекционного занятия по развитию речи.Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи.) як б) белый медведь в) лось г)северный олень

2. Раздел «Понимание и преобразование информации». Планируемый результат: делить текст на части, составлять простой план текста.

Формулировка задания: Раздели данный текст на законченные смысловые части. Каждую часть озаглавь и запиши в виде плана.

План.

1. __________________________

2. __________________________

3. __________________________

3.Раздел «Понимание и преобразование информации».

Планируемый результат: Понимать информацию, представленную в неявном виде.


Формулировка задания:

Закончи предложение: Северные олени - это животные… (отметьте )

 Всеядные;

 Хищники;

 Растительноядные

4.Раздел «Понимание и преобразование информации» Планируемый результат: делать выписки из используемых источников информации

Формулировка задания:

Используя текст, напиши какую пользу приносит это животное человеку?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы к приведенным заданиям:

1) Выбери и подчеркни правильный ответ:

  1. А) як б) Белый медведь в) лось г) северный олень

2).Примерный план:

  1. Суровая Полярная ночь.

  2. Описание северного оленя.

  3. Помощник человека.

3.Закончи предложение: Северные олени - это животные… (отметьте )

 Всеядные;

 Хищники;

√ Растительноядные

4.Транспорт, пища, из шкур шьют одежду, покрытие на чум.

Итог урока. (Коллективная работа)

Составить рассказ о зиме.

Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи.

Приложение.

Физкультминутка (с движениями)

а) «Идём по лесу» - следы.

- Давайте посмотрим, кто тут пробежал (присели). Следы петляют. (Заяц.)

б) «Идём дальше».

- Кто это? Серый гонится за белым, хочет белым пообедать. (Волк.)

в) «Идём дальше».

Что это на снегу? (шишки)

Кто же здесь обедал? Чей это хвост пушистый мелькнул среди ветвей? (Белка.)

Г) А здесь чья столовая? Кора содрана снизу доверху на осинах.

Ходит по лесу красавец ,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось.)

Литература:

1. Аврорин В.А. Двуязычие и школа.// Проблема двуязычия и многоязычия. М., 1972. - С. 49-62.

2. Амшоков Х.Х. Теоретические основы двуязычия и практика взаимосвязанного обучения устной речи на родном и русском языках: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1999.

3. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. // Известия АПН РСФСР. Вып. 70. - 1995. - С. 105-149.

4. Андреопулу Атанасия Типология специфических ошибок письма у греческих школьников: Автореф. дис. . канд.пед. наук. -М., 2002.

Интернет-ресурсы

1. rusedu.ru/detail_10450.html - Иллюстрация «Снеговики»

2. priroda.inc.ru/prazdnik/anima/anima2.html - иллюстрация «Ёлка» \

3. Рисунки (Времена года. Описание фруктов.) Ткаченко Т.А., Готовимся к школе. М., РОСМЭН, автор, 2008



© 2010-2022