Больше технологий – больше разнообразия

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Больше технологий - больше разнообразия.


Слово "технология" применительно к воспитанию вошло в лексикон педагогической науки тогда, когда внимание специалистов обратилось к искусству воздействия на личность ребенка. В энциклопедическом словаре дается такое определение технологии: " …Задача технологии как науки - выполнение физических, химических, механических и др. закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономических производственных процессов ". С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Когда педагог строит воздействие на ребенка, он должен учитывать множество параметров: эмоционально-психологическое состояние, общий уровень культурного и возрастного развития, сформированность отношений, духовное и интеллектуальное развитие и др. В итоге на основе внешних проявлений формируется первоначальное представление о личности ребенка, которое во многом определяет характер педагогического воздействия. На данный момент в условиях современного образования существует множество разных педагогических технологий. В своей статье я расскажу о тех технологиях, которые применяю на своих уроках и, которые, помогают мне провести полноценное и продуктивное занятие. Одной из самых первых и важных технологий является традиционная педагогическая технология, которую применяют в своей практике большинство квалифицированных педагогов. Термин "традиционное обучение" подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения (учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию). Применение данной технологии позволяет педагогу организовать учебный процесс по уже отлаженной схеме, т.к. в сознании детей изначально заложено понятие о школе, как о месте, в котором получают знания определенным образом. Для практики каждого педагога в отдельности, особенно это касается молодых учителей, которые только что пришли работать, традиционные технологии помогают быстрее освоиться на новом месте и влиться в рабочий процесс, так как он имеет определенную схематичность, что является очень удобным. Вторая, не менее важная технология, которой стоит уделить особое внимание - это технология личностно-ориентированного образования. Правильнее говорить "индивидуально-ориентированное образование", потому что все педагогические технологии являются личностно-ориентированными, так как задаются целью развития и совершенствования личности ребенка. Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Отношения «учитель-ученик» всегда подразумевали, что учитель - командир, единственное инициативное лицо, а ученик в свою очередь является подчиненным объектом обучающих воздействий. Сейчас от этой традиции помогают нам отойти технологии личностно-ориентированного образования, которые позволяют общаться с учеником на равных, давая им возможность самим добывать информацию, узнавать то, что они хотят, а не то, что за них решили. Немаловажной практикой в преподавании является применение игровых технологий, особенно для учителей младшего звена, т.к. дети в данном возрасте наиболее восприимчивы к информации в игровом виде. Они пока еще не способны воспринимать большое количество даваемого на уроках материала без перерыва, им нужна смена деятельности и как нельзя лучше для этого подходит игра. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. Очень важно заметить, что в игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна. Стоит упомянуть и роль здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегащая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегашие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, что является неотъемлемой частью образовательного процесса. И, напоследок, хотелось бы отметить применение технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Цель данной технологии - не просто развить фантазию детей, но и научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки педагогам инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои проблемы. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов. На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Учащегося подводят к проблеме многофункционального использования объекта. Следующий этап - это выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Следующий этап - разрешение противоречий. На данном этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, ребенок учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения. Данные технологии в моей пока еще небольшой педагогической практике являются незаменимыми, т.к каждая из них помогает сделать учебный процесс интереснее, быстрее организовать работу и надолго сохранить концентрацию детей на том или ином задании. Помимо этого применение каждой из этих технологий делает весь учебный процесс целостным и в то же время разнообразным, интересным для учащихся, сохраняет тягу к получению знаний, а для учителей начального звена это является главной целью.

Анна Сычева

© 2010-2022