Конспект урока русского языка в 3 классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Куйбышевского района «Средняя общеобразовательная школа №3»











Материалы на всероссийский творческий конкурс

"Мастерская гения"

Разработка учебного занятия по русскому языку ТЕМА: Безударные гласные в окончаниях существительных первого склонения (3 класс).











Гаас Татьяны Александровны,

учителя начальных классов,

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ №3








город Куйбышев Новосибирская область


2015 год

ТЕМА: Безударные гласные в окончаниях существительных первого склонения. Цель: Развитие навыка правописания падежных окончаний имен существительных 1-го склонения (предметные и метапредметные результаты см. в приложении к уроку). Задачи:

  1. развивать орфографическую зоркость учащихся, умение распознавать склонение и падежи существительных и действовать по алгоритму написания безударных падежных окончаний существительных 1-го склонения;
  2. формировать учебно-познавательную мотивацию;
Оборудование: 1. интерактивная доска (SMART Board), презентация - слайды; 2. дидактический материал к уроку: 3.карточки с заданиями; 4.цветовые сигнальные карточки; 5.схема «Улыбка» 6.цветовая схема «Таблица успеха».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк.

Начинаем наш урок.

Учитель.

- Посмотрите на своё рабочее место и потихонечку сядут те, у кого всё готово к началу урока. С чего мы обычно начинаем наш урок?

Ученики:

- С создания хорошего настроения, как залога успешной работы.

Учитель (работа по схеме «Улыбка» ).

- Итак, улыбнись себе! Улыбнись соседу! Подари улыбку всем! (слайд 1) II. Разминка - мозговой штурм. Словарно-орфографическая работа. Работа на интерактивной доске (SMART Board). слайд 2 Учитель.

- Прочитайте слова, написанные на доске.

п*шеход, пч*ла, с*бака, тр*пинка, к*нура, улей, транспорт - Какое задание вы можете предложить по данной записи? Ученики: - Вставить в слова пропущенные буквы, разделить их на группы по разным признакам. Учитель. - На какую орфограмму пропущенные буквы в словах? Учитель. - Объясните написание проверяемых безударных гласных. Учитель. - Есть ли способ запомнить написание непроверяемой безударной гласной о в словах собака и конура? слайд 3 Ученики: - Да, можно по ассоциации. Вход в конуру имеет форму круга и напоминает букву о, а собака живёт в конуре и каждый раз попадает в неё через этот вход. Так запомнить легко. Учитель. - На какие группы вы бы разделили эти слова и по каким признакам? Обоснуйте свой ответ, сделав соответствующую разметку. Ученики:

  • слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы;
  • слова, состоящие из двух и из трёх слогов;
  • слова 1 и 2 склонения;
  • по местоположению ударения:
3слова - со вторым ударным слогом , 2 слова - с третьим ударным слогом и 2 слова - с ударным первым слогом. Учитель. - Какое слово может быть лишним и почему? Ученики:
  • Слово улей, так как оно начинается с гласной, а остальные слова с согласных букв;
  • Слово пешеход, так как оно сложное и состоит из двух корней, а остальные имеют только один корень.
Учитель. - Прочитайте вдумчиво слова ещё раз. Может быть, вы заметите что-то интересное.

Ученики:

- Из слов можно образовать логические пары по смыслу.

Учитель.

- Давайте запишем эти пары и посмотрим, что у нас получится.

Ученики:

улей - пчела

конура - собака

тропинка - пешеход

? - транспорт

- А слово транспорт у нас осталось без пары. Учитель. - Подобрав пару к слову транспорт, используя смысловую связь, вы узнаете наше новое словарное слово. Какое же это слово? Ученики: - Дорога. Учитель. - Как вы понимаете смысл этого слова? Учитель. - Для чего служит дорога? Найдите лексическое значение этого слова в словаре и прочитайте. слайд 4 Учитель. - А знаете ли вы, до сих пор происхождение этого слова остаётся неясным. Одни учёные считают, что слово дорога происходит от общеславянского слова дорога, которое в свою очередь является однокоренным к словам дёргать и драть. Дорогой мог быть назван и проход, расчищенный в лесу от деревьев или просека с вывороченными, выдранными деревьями. Другие учёные утверждают, что на открытых местах любая тропа или колея быстро превращалась в размытые водами лощины- «дороги». - Запишите слово дорога и составьте схему этого слова по системе СУО (слог, ударение, орфограмма).

УКонспект урока русского языка в 3 классеКонспект урока русского языка в 3 классеченики: Конспект урока русского языка в 3 классе О / - В этом слове 3 слога: до, ро, га; второй слог ударный; безударная непроверяемая гласная - о. Учитель. - Что ещё вы можете сказать о слове дорога, как о части речи? Учитель. - Составьте правильные предложения с новым словом: у первого варианта слово должно стоять в именительном падеже, а у второго варианта в винительном. Разберите их по членам и подпишите части речи. Учитель. - Какими членами предложения является слово дорога в каждом варианте?.

Физминутка. Мозговая гимнастика (комплекс упражнений по методике Н.Локаловой, кандидата психологических наук, старшего научного сотрудника Психологического института Российской академии образования), (см. в приложении к уроку). III. Определение темы и цели урока через создание проблемной ситуации. (Работа на интерактивной доске (SMART Board). слайд 5 Учитель. - Я тоже выписала на доску несколько предложений с нашим новым словом. Добрая слава за печкой сидит, а худая по дорог_ бежит. Пробить себе дорог_ . Идти плохой дорог_ . С песней в дорог_ идти веселей. В иное место дорог_ широка, да назад узка. - Прочитайте их. Что вы можете сказать об этих записях? Ученики: - На доске записаны пословицы и фразеологизмы. Учитель. - Распределите предложения по группам. (Работа на интерактивной доске. Дети распределяют в одну группу пословицы, а в другую фразеологизмы). Учитель. - Объясните смысл пословиц и значение фразеологических оборотов. - Заметили ли вы ещё что-то интересное? Ученики: - У словарного слова пропущены окончания. Учитель. - Что вы можете сказать об этих окончаниях? Ученики: - Окончания находятся в слабой позиции - безударные, а значит это орфограмма и она создаст ошибкоопасное место при письме. Учитель. - Кто может определить тему нашего сегодняшнего урока. Ученики: слайд 6 - Безударные гласные в окончаниях существительных первого склонения. Учитель. - Сегодня на уроке мы будем применять те ваши знания и умения, которые помогут вам научиться правильно писать существительные с безударными падежными окончаниями и стать грамотными уважаемыми людьми. - Давайте вспомним, что вы уже знаете исходя из темы урока и, что поможет нам в разрешении нашей проблемы. Ученики: (смотрят на формулировку темы урока и объясняют по смысловой очереди значения тех понятий, с которыми они уже знакомы , выходя на новое знание через алгоритм «Матрешка» с использованием принципа спирали, который предполагает последовательное объяснение и разъяснение учебного материала «от большего понятия к меньшему» через рассмотрение связей между ними. слайд 6 5 4 1 3 2 Безударные гласные в окончаниях существительных первого склонения.
- Существительное- слово, обозначающее предмет и отвечающее на вопросы кто? что? Существительные изменяются по падежам и это называется склонением. Существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я относятся к первому склонению. В процессе склонения окончания существительных могут быть ударными или безударными. Если окончание безударное, то это ошибкоопасное место, а значит - орфограмма. Учитель. - Ответ на какой вопрос нам предстоит найти в течение урока? Ученики: - Как правильно писать безударные падежные окончания у существительных первого склонения.Что надо делать, чтобы определить, какую букву писать в слабой позиции в окончании имени существительного. IV. Сообщение нового материала. Работа в исследовательских группах. Выведение алгоритма проверки безударных окончаний существительных проводится самими учениками, используя свои уже имеющиеся знания. Учитель. - Как же определить, какое окончание писать? Какие шаги необходимо предпринять? Подумайте над этими вопросами в группах, посовещайтесь, а потом каждая группа выскажет своё мнение. Время на обсуждение 4 минуты. Ученики первой группы работают самостоятельно, второй - по схеме - опоре (приложение 1) и третьей - по вопросной памятке - опоре), (приложение 2). Рассуждения учеников в процессе создания алгоритма (см. в приложении к уроку). (по истечение времени заслушиваются ответы представителей каждой группы и делается общий вывод - создаётся алгоритм написания безударного падежного окончания существительных первого склонения) слайд7-8 Учитель. - В очередной раз вы самостоятельно сумели разобраться с новым материалом без моей помощи. Молодцы! Я горжусь вами! (Если при обсуждении ни у кого из учеников не возникло другого, более простого, дополнительного способа варианта проверки безударного окончания существительного, то вывожу на него сама). Учитель - А что же делать, если забыл падежные окончания и не можешь вспомнить? Давайте рассуждать логически. Как мы проверяем безударные гласные в корне слова? Ученики: -Подбираем проверочное слово, в котором безударный станет ударным. - Значит, как можно проверить по аналогии безударные падежные окончания? Ученики: -Может быть тоже ударением. Учитель. - Попробуйте подобрать существительное 1-ого склонения, у которого ударные падежные окончания. (Дети приводят свои примеры таких слов, как: рука, земля, сестра, и т.д.) Учитель. - Запомните эти слова-помощники и вы сможете использовать их в работе для проверки безударных окончаний, если вдруг забыли правило или нужно сделать проверку выполненного задания. - А теперь вернёмся к нашим предложениям и, используя алгоритм, определим безударные падежные окончания у существительного первого склонения дорога. (Ученики по одному рассуждают у доски. Для повышения активности, мотивации учения и работоспособности учащихся, использую интерактивную доску). Динамическая пауза. Упражнения на релаксацию. (см. в приложении к уроку). V. Закрепление изученного материала

  1. Коллективная работа на интерактивной доске
Игра «Забей слово - мяч в нужные ворота». слайд 9 Приглашаю к доске ребят, которые испытывают затруднения в написании безударных окончаний существительных, с целью формирования позитивного отношения к учению и снижения уровня ситуативной тревожности ученика, для создания ситуации успеха) и возможности исправления своих ошибок.
  • В это время учащиеся высокого уровня работают по карточкам.
ККонспект урока русского языка в 3 классеКонспект урока русского языка в 3 классеКонспект урока русского языка в 3 классеарточка: Поставь существительные в нужный падеж и определи у них безударные падежные окончания. Обоснуй свой выбор, сделав необходимую разметку (обозначение над существительным рода, склонения, падежа и выделение окончания).
Поселился в (чащоба), метнулась по (берёза), топтались возле(тропинка ), запах (грязь), сидела на (черёмуха), вынес в (шапка), бросил в (речка),вцепилась в горло (собака), каталась по (крапива), зубы (полёвка), живут в(деревня). Ты молодец! У тебя всё получится!
Конспект урока русского языка в 3 классе
2.Устная творческая работа по группам на интерактивной доске. слайд10 Игра «Зоркий глаз, пытливый ум». - Укажите лишние существительные в данных столбиках. (см. в приложении к уроку). -Существительные либо не1-ого склонения, либо не данного падежа. VI. Итог урока. Рефлексия. Методика «КИМ». слайд11 Ключевые моменты урока нужно повторить Интересные моменты на уроке Мешало усвоить учебный материал … Показ результативности урока (через цветовое табло, исходя из «Таблицы успеха») (см. в приложении к уроку). слайд 12. VII. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
  • основное задание:
выучить алгоритм написания безударных падежных окончаний существительных первого склонения;
  • по выбору
выписать из учебника по чтению 5 существительных с окончанием - е, и 5 существительных - с окончанием -и или. составить текст из 5-и предложений, подчеркнуть существительные, определить у них склонение и падеж.


© 2010-2022