Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ковылкинская средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

1 класс



Составитель: Широкова Т.Л.









Пояснительная записка.

Общая характеристика предмета.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интел­лектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе :

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);

  • «Базисного учебного плана ; М., Просвещение, 2010г. ;

  • «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой) М., Просвещение, 2010г. ;

  • «Примерных программ начального общего образования». Начальная школа/ (составитель Е.С.Савинов)-М., Просвещение, 2010г. ;

  • Авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО Б.М.Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2009г.)

Цели курса: • воспитание эстетических чувств, интереса к изобрази­тельному искусству; обогащение нравственного опыта, пред­ставлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусст­во; • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприя­тию искусства и окружающего мира, умений и навыков со­трудничества в художественной деятельности; • освоение первоначальных знаний о пластических искус­ствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества; • овладение элементарной художественной грамотой; фор­мирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятель­ности, разными художественными материалами; совершен­ствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; • развитие способности видеть проявление художествен­ной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

• формирование навыков работы с различными художест­венными материалами.

Основные содержательные линии Учебный материал в примерной программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуни­кативно-нравственную сущность художественного образова­ния: «Виды художественной деятельности», «Азбука искус­ства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-твор­ческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содер­жание учебного материала, второй даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает ду­ховно-нравственную эмоционально-ценностную направ­ленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную и деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют практически на каж­дом уроке. Например, подтема «Восприятие искусства» перво­го блока подразумевает отнесение воспринимаемых произве­дений к тому или иному виду и жанру искусства, выполнение художественно-творческого задания на тему, связанную с окружающим миром и его ценностями, понимание того, как его выполнять. В комплексе все блоки направлены на реше­ние задач начального художественного образования и воспи­тания. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, по-раз­ному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время на его изу­чение.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Уникальность и значимость курса определяются нацелен­ностью на духовно-нравственное воспитание и развитие спо­собностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуи­ции. У младших школьников развивается способность воспри­ятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оцени­вания. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к ми­ру, его духовно-нравственное воспитание. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут млад­шим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в даль­нейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подхо­ды в обучении искусству диктует необходимость эксперимен­тирования ребёнка с разными художественными материалами, пони мания их свойств и возможностей для создания вырази­тельного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес уча­щихся к художественному творчеству.

Место предмета в учебном плане В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства· в 1 классе начальной шко­лы отводится по 1 ч в неделю, всего 33ч.

Результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты: • в ценностно-эстетической сфере - эмоционально-цен­ностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, при­роде, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; ху­дожественный вкус и способность к эстетической оценке про­изведений искусства, нравственной оценке своих и чужих по­ступков, явлений окружающей жизни; • в познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира; умение применять получен­ные знания в собственной художественно-творческой деятель­ности; • в трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное ис­кусство, художественное конструирование); стремление ис­пользовать художественные умения для создания красивых ве­щей или их украшения.

Метапредметные результаты: • умения видеть и воспринимать проявления художествен­ной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитек­тура, дизайн, скульптура и др.); • желание общаться с искусством, участвовать в обсужде­нии содержания и выразительных средств произведений искусства; . • активное использование языка изобразительного искус­ства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.); • обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием; • формирование мотивации и умений организовывать са­мостоятельную художественно-творческую и предметно-про­дуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; • формирование способности оценивать результаты худо­жественно-творческой деятельности, собственной и одноклас­сников.

Предметные результаты: • в познавательной сфере - понимание значения искус­ства в жизни человека и общества; восприятие и характерис­тика художественных образов, представленных в произведе­ниях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сфор­мированность представлений о ведущих музеях России и ху­дожественных музеях своего региона; • в ценностно-эстетической сфере - умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности харак­тер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоцио­нально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к ху­дожественным традициям своего народа и других народов; • в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональ­ных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; • в трудовой сфере - умение использовать различные ма­териалы и средства художественной выразительности для пе­редачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации извест­ных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики). Результаты обучения В конце 1 класса учащиеся должны знать:

  • три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную.

  • названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);

  • правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;

  • элементарные правила смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый;

  • синий + жёлтый = зелёный) и т. д.

  • простейшие приёмы лепки.

В конце 1 класса учащиеся должны уметь:

  • верно держать лист бумаги, карандаш;

  • правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;

  • выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;

  • передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

  • применять элементы декоративного рисования кистью;

  • применять простейшие приёмы лепки.

Оборудование: Компьютер, экран, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Используемые диски:

1С образовательная коллекция «Рисуем и играем»;

«Азбука искусств» 110106000000204;

МХК 110104000000101;

«Дворцы и замки Европы»110104000000203.

Таблицы:

«Цветоведение»; «Композиция орнамента»;»Коллаж»; «Аппликация»; «Орнамент. Виды симметрии орнаментальных лент»; «Хохломская роспись»; «Вологодское кружево»; «Павлово-пасадские платки».

Ссылки на ЦОР по ИЗО:

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000699-1000-4ddd-5a84-6000475547d8/i02_29_30_08.swf - узор, орнамент

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000666-1000-4ddd-962e-2d00475520d9/i02_19_20_04.swf - кисти

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000677-1000-4ddd-1ec6-410047552e66/index.htm - интерактив «Составь узор»

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000125-1000-4ddd-5543-2b00469b3d4d/index.htm - интерактив «Дорисуй рисунок»

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000065e-1000-4ddd-3245-1c00475515ea/i02_17_18_05.swf - линия, пятно.

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000000e7-1000-4ddd-a09c-520046976af8/i01_11_01.swf - скульптура, архитектура

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000101-1000-4ddd-0915-0300469b3136/i02_03_07.swf - животное из бумаги



Календарно-тематическое планирование учебного курса «Изобразительное искусство» составлено на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» (авторы Б.М. Неменский, В.Г. Горячев и др.), обязательного минимума, в соответствии с Базисным учебным планом.

Тематическое планирование.

№п/п

Раздел: тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Характеристика деятельности учащихся

(УУД)

Вид контроля

Использование современных технологий, элементы дополнительного содержания

Дата проведения


План

Факт

1

2

3

4

5

6


7

8


9

1 четверть Виды художественной деятельности (9).










1 Изображения всюду вокруг нас

1

Введение новых знаний


Изображения в жизни человека. Изображая мир, учимся его видеть и понимать. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Формирование поэтического видения мира. Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Кабинет искусства - художественная мастерская. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. Знакомство с Мастером Изображения.

Иметь представление о доступных для младших школьников материалах для изображения; о роли изобразительной деятельности в жизни людей.

Проявлять интерес к изобразительному творчеству.

Уметь нарисовать то, что им хочется, то, что они умеют и любят рисовать. Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Познавательные: -проявлять интерес к окружающему миру, к изобразительной деятельности, -умение сравнивать, сопоставлять произведения, объекты окружающего мира. -умение обрабатывать и использовать полученную информацию. Регулятивные: -осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. -умение планировать необходимые действия, действовать по плану. -адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные: -умение задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. -умение строить небольшие монологические высказывания. -умение осуществлять совместную работу в парах, в группах. Личностные: -чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; -уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; -понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; -сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; -сформированность эстетических потребностей - практической творческой деятельности.

Текущий

Роль изобразительного искусства в повседневной жизни. Использование ИКТ - «материалы для уроков изобразительного искусства»

2 Мастер Изображения учит видеть

1

Введение новых знаний Красота и разнообразие окружающего мира природы. Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы. Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев. Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах (например, из каких простых форм состоит тело у разных животных).

Уметь передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов. Уметь видеть и рисовать, сравнивать предметы между собой и видеть их форму.


Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное). Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья).

Текущий. Самостоятельная работа

Использование ИКТ

Диск 1С: образовательная коллекция «Рисуем и играем» средства художественной выразительности files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000655-1000-4ddd-4432-43004753f6b4/i01_33_03.swf

3 Изображать можно пятном

1

Введение новых знаний Развитие способности целостного обобщенного видения. Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы. Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.). Образ на основе пятна в иллюстрациях известных художников (Т. Маврина, Е. Чарушин, В. Лебедев, М. Митурич и др.) к детским книгам о животных.

Уметь увидеть в любых пятнах и их подтеках то, что напоминает изображения.


Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору -находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания пятна (кляксы).

Самостоятельная работа по образцу

Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров

Диск 1С: образовательная коллекция «Рисуем и играем» приемы художественной выразительности

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000666-1000-4ddd-962e-2d00475520d9/i02_19_20_04.swf

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000065e-1000-4ddd-3245-1c00475515ea/i02_17_18_05.swf

4 Изображать можно в объеме

1

Введение новых знаний Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, т. е. образные (похожие на кого-то), объемные объекты в природе (пни, камни, коряги, сугробы и др.). Развитие наблюдательности и фантазии при восприятии объемной формы. Целостность формы. Приемы работы с пластилином. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Превращения (изменение) комка пластилина способами вытягивания и вдавливания. Лепка птиц и зверей.

Знать простейшие приёмы лепки.

Уметь применять простейшие приёмы лепки.

Уметь видеть образ в целом объеме, развивая и уточняя его форму. Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова). Овладевать первичными навыками изображения в объеме.

Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).

Текущий. Ответы на вопросы

Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображенных предметов.

Диск 1С: образовательная коллекция «Рисуем и играем» приемы рисования

5

Изображать можно линией

1

Введение новых знаний. Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия - рассказчица).

Знать о выразительном характере линии.

Уметь пользоваться линией и смелее выполнять дальнейшие рисунки.


Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.

Текущий. Самостоятельная раболта.

Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей по памяти и представлению. Первое знакомство с природными особенностями глины и пластилина, с правилами лепки Диск 1С: образовательная коллекция «Рисуем и играем» приемы рисования files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000065e-1000-4ddd-3245-1c00475515ea/i02_17_18_05.swf

6 Разноцветные краски

1

Комбинированный Знакомство с цветом. Краски гуашь. Навыки работы гуашью. Организация рабочего места. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). Проба красок. Ритмическое заполнение листа (создание красочного коврика).

Уметь смешивать краски для появления нового цвета. Уметь правильно организовать рабочее место; пользоваться гуашью; правильно называть цвета. Овладевать первичными навыками работы гуашью. Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.

Самостоятельная работа

Диск 1С: образовательная коллекция «Рисуем и играем» приемы рисования

Таблица «Цветоведение»

7 Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

1

Комбинированный Выражение настроения в изображении. Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (невидимый мир). Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Какое настроение вызывают разные цвета? Как изобразить радость и грусть? (Изображение с помощью цвета и ритма может быть беспредметным.)

Знать, что изобразить можно не только предметный мир, но и мир наших чувств. Уметь выражать образ, настроение с помощью красок. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.). Изображать радость или грусть (работа гуашью).

Текущий. Работа по образцу

Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре.

8 Художники и зрители (обобщение темы).

1

Комбинированный Художники и зрители. Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности. Учимся быть художниками, учимся быть зрителями. Итоговая выставка детских работ по теме. Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников. Начальное формирование навыков восприятия станковой картины. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей.

Овладеть первичными навыками восприятия произведения искусств. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).

Самостоятельная работа

Использование ИКТ. Диск «Азбука искусств»; диск «МХК»

Формирование элементарных представлений о красоте народной росписи.

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000000e7-1000-4ddd-a09c-520046976af8/i01_11_01.swf


Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч)


9 Мир полон украшений

1

Комбинированный Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Знакомство с Мастером Украшения. Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы. Цветы - украшение Земли. Цветы украшают все наши праздники, все события нашей жизни. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей.

Уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему Приобрести опыт эстетических впечатлений.

Уметь создавать простейшие узоры гуашью. Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы. Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).

Самостоятельная работа

Рисование на основе наблюдений или по представлению

Таблица «Композиция орнаментов»

2 четверть


10 Красоту надо уметь замечать

1

Комбинированный Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками, цветом. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна). Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок и т. д.). Выразительность фактуры. Соотношение пятна и линии. Объемная аппликация, коллаж, простые приемы бумагопластики. Предлагаемые сюжеты заданий: «Узоры на крыльях бабочек», «Красивые рыбы», «Украшения птиц».

Уметь эстетически воспринимать произведения искусства. Овладеть техникой одноцветной монотипии. Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д.

Познавательные: -проявлять интерес к окружающему миру, к изобразительной деятельности, -умение сравнивать, сопоставлять произведения, объекты окружающего мира. -умение обрабатывать и использовать полученную информацию. Регулятивные: -осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. -умение планировать необходимые действия, действовать по плану. -адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные: -умение задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. -умение строить небольшие монологические высказывания. -умение осуществлять совместную работу в парах, в группах. Личностные: -чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; -уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; -понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; -сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; -сформированность эстетических потребностей - практической творческой деятельности.

Работа по образцу

Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды. files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000649-1000-4ddd-27ec-36004753eecd/i01_31_32_01.swf

Таблица «Коллаж», «Аппликация»

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000677-1000-4ddd-1ec6-410047552e66/index.htm

11 Красоту надо уметь замечать

Знать правила и технику выполнения орнамента

Уметь выделять элементы узора

Показ презентации Серикова сказка; files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000649-1000-4ddd-27ec-36004753eecd/i01_31_32_01.swf

12

Узоры, которые создали люди

1

Комбинированный Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека. Мастер Украшения - мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте. Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. Где можно встретить орнаменты? Что они украшают?

Уметь выполнять многоцветные фактурные отпечатки, которые дорисовываются графическими материалами. Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

Работа по образцу

Наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги

Таблица «Композиция орнаментов», «Орнамент. Виды симметрии», files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000699-1000-4ddd-5a84-6000475547d8/i02_29_30_08.swf

13

Узоры, которые создали люди

1

Уметь рисовать сразу кистью, на весь лист, по впечатлениям.

Диск 1С: образовательная коллекция «Рисуем и играем», орнамент;

Таблица «Хохломская роспись»

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000699-1000-4ddd-5a84-6000475547d8/i02_29_30_08.swf

14 Как украшает себя человек

1

Комбинированный Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Какие украшения бывают у разных людей? Когда и зачем украшают себя люди? Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения.

Знать, для чего нужны украшения, и уметь их изображать Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).

Самостоятельная работа

Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально.

Диск 1С: образовательная коллекция «Рисуем и играем», орнамент;

Таблица «Вологодское кружево», «Павлово-пасадские платки»

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000125-1000-4ddd-5543-2b00469b3d4d/index.htm

15 Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы)

1

Комбинированный Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Традиционные новогодние украшения. Новогодние гирлянды, елочные игрушки. Украшения для новогоднего карнавала.

Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы.


Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).

Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.

Работа по образцу

Самостоятельное выполнение растительных и геометрических узоров. Формирование представлений о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении игрушек, одежды. Таблица «Вологодское кружево», «Павлово-пасадские платки» files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000125-1000-4ddd-5543-2b00469b3d4d/index.htm

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч)

16 Постройки в нашей жизни

1

Комбинированный Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму - удобную и красивую. Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или вещи, для кого их строить и из каких материалов.

Уметь выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков, изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. Иметь представления о конструктивной художественной деятельности.

Уметь изобразить дом и украсить его. Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов.

Текущий.

Рисование на основе наблюдений или по представлению. Передача в рисунке смысловой связи между предметами, формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

Диск «Дворцы и замки Европы»


Использование ИКТ. Диск 1С: образовательная коллекция «Рисуем и играем» аппликация


3 четверть

17 Дома бывают разными

1

Комбинированный Многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Из каких частей может состоять дом? Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т. д.) и разнообразие их форм.

Иметь представление об архитектурных произведениях.

Уметь продумывать форму и соотношения всех деталей. Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей состоят дома. Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью).

Познавательные: -проявлять интерес к окружающему миру, к изобразительной деятельности, -умение сравнивать, сопоставлять произведения, объекты окружающего мира. -умение обрабатывать и использовать полученную информацию. Регулятивные: -осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. -умение планировать необходимые действия, действовать по плану. -адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные: -умение задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. -умение строить небольшие монологические высказывания. -умение осуществлять совместную работу в парах, в группах. Личностные: -чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; -уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; -понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; -сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; -сформированность эстетических потребностей - практической творческой деятельности.

18 Домики, которые построила природа

1

Комбинированный Природные постройки и конструкции. Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т. п.), их формы и конструкции. Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков. Соотношение форм и их пропорций.

Знать об устройстве домика, уметь выявить его внутреннее соотношение форм и пропорций. Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции. Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п.

19 Дом снаружи и внутри

1

Комбинированный Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома.

Уметь рисовать внешнее устройство дома, точно передавая характерные особенности - форму, величину. Уметь подумать и нарисовать, как устроен внутри их дом, квартира. Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).


20 Строим город

1

Комбинированный Конструирование игрового города. Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора. Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета.

Уметь придумать и изобразить на выбор свой городок или село по впечатлению. Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка.

Самостоятельная работа

Использование ИКТ. Рисование на интерактивной доске с помощью инструментов рисования.

21 Строим город

1

Комбинированный

Уметь выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранный сюжет

Текущий.

Работа по образцу

Использование ИКТ. Рисование на интерактивной доске с помощью инструментов рисования.

22 Строим город

1

Комбинированный

Знать элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца Уметь выполнять городецкий узор различными приемами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием , приемом тычка

Текущий.

Работа по образцу

Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении посуды

Использование ИКТ. Рисование на интерактивной доске с помощью инструментов рисования.

23 Все имеет свое строение

1

Комбинированный Конструкция предмета. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен. Любое изображение - взаимодействие нескольких простых геометрических форм.

Уметь видеть соотношения форм, выявлять конструкцию, изображать с помощью геометрических фигур. Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации.

Текущий.

Самостоятельная работа

Создание зверей из разных форм.

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000101-1000-4ddd-0915-0300469b3136/i02_03_07.swf

24 Строим вещи

1

Комбинированный Конструирование предметов быта. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи. Как наши вещи становятся красивыми и удобными?

Уметь проявлять свои вкусовые пристрастия и выдумку. Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть. Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.

Текущий.

Творческая работа

Выполнение из цветной бумаги веселой сумки для карандашей

25


Город, в котором мы живем (обобщение темы)

1

Обобщающий Создание образа города. Прогулка по родному городу или селу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы). Первоначальные навыки коллективной работы над панно (распределение обязанностей, соединение частей или элементов изображения в единую композицию). Обсуждение работы.

Уметь рисовать кистью гуашью, выполнять аппликационные работы. Научиться чувствительному познанию и эмоциональному выражению. Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу. Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления. Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц. Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя.

Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.

Самостоятельная коллективная работа


4 четверть

26 Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе

1

Комбинированный Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Три вида художественной деятельности участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства. Три вида художественной деятельности (три Брата-Мастера) как этапы, последовательность создания произведения. Три Брата-Мастера неразлучны. Они постоянно помогают друг другу, но у каждого Мастера своя работа, свое назначение (своя социальная функция). В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы, т.е., что это - изображение, украшение или постройка. Выставка лучших работ учащихся. Обсуждение выставки.

Уметь распознавать все три вида изобразительно художественной деятельности. Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.

Познавательные: -проявлять интерес к окружающему миру, к изобразительной деятельности, -умение сравнивать, сопоставлять произведения, объекты окружающего мира. -умение обрабатывать и использовать полученную информацию. Регулятивные: -осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. -умение планировать необходимые действия, действовать по плану. -адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные: -умение задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. -умение строить небольшие монологические высказывания. -умение осуществлять совместную работу в парах, в группах.

Личностные: -чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; -уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; -понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; -сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; -сформированность эстетических потребностей - практической творческой деятельности.

Выставка работ

27-28 «Сказочная страна». Создание панно

2

Комбинированный Создание коллективного панно. Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Коллективная работа с участием всех учащихся класса. Выразительность размещения элементов коллективного панно.

Уметь разукрашивать разноцветными цветами, исходя из своей фантазии. Уметь создавать коллективную композицию. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира.

Коллективная работа

Иллюстрирование сказки.

Использование ИКТ. Работа на интерактивной доске - свободное творчество

29-30 «Праздник весны». Конструирование из бумаги

2

Комбинированный Конструирование из бумаги объектов природы. Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Весенние события в природе (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. д.). Конструирование из бумаги объектов природы (птицы, божьи коровки, жуки, стрекозы, бабочки) и украшение их.

Уметь рисовать объекты природы и их украшения. Наблюдать и анализировать природные формы. Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов.

Самостоятельная работа

Родная природа в творчестве русских художников.

31
Урок любования. Умение видеть

1

Комбинированный

Комбинированный Восприятие красоты природы. Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров. Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые). Повторение темы «Мастера Изображения, Украшения и Постройки учатся у природы». Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено).

Уметь передавать свои наблюдения и переживания в рисунке. Уметь наблюдать за природой с точки зрения работы трех Братьев-Мастеров. Уметь повторить и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание). Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.

Текущий.

Самостоятельная работа

Использование ИКТ.

Рисование на основе наблюдений или по представлению. Передача в рисунках смысловой связи между предметами.

32-33 Здравствуй, лето! (обобщение темы)

2

Комбинированный Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники. Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. Умение видеть. Развитие зрительских навыков. Создание композиции по впечатлениям от летней природы.

Уметь последовательно проводить работу над рисунком по представлению, использовать линию симметрии в построении рисунка, изображать характерные очертания бабочек. Уметь рассказать о своих произведениях и о рисунках своих товарищей. Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке. Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.

Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью).

Самостоятельная работа

Выполнение набросков по памяти и представлению различных объектов действительности.



© 2010-2022