Урок русского языка, 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка, 2 А класс

Тема: Наблюдение над однокоренными словами.

Определение корня слова. Цели: Образовательные:

  1. Познакомить с признаками однокоренных слов;
  2. Научить определять корень слова;
  3. Повторить ранее изученные орфограммы.


Развивающие:
  1. Развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
  2. Развивать логическое мышление.


Воспитательные:
  1. Воспитывать любовь к природе, к родному краю.
Оборудование: Демонстрационный материал: ПК, проектор, экран, презентация, толковый словарь, книга «Мой Когалым». Для индивидуальной работы: дидактический материал, учебник, карточки для работы в парах, карточки для самооценки, цветные ручки.









Ход урока.
  1. Организационный момент урока.
- Проверьте своё рабочее место: всё ли в порядке? - Настроились на работу. Сегодня у нас на уроке много гостей. Надеюсь на активную и плодотворную вашу работу.

  1. Актуализация знаний.
- Повторим то, что мы изучали на предыдущих уроках, то, что мы уже с вами знаем. - Из чего состоит наша речь? - Из чего состоят предложения? - Как слова связаны в предложении между собой? - Что мы знаем о словах, какими они бывают? (слова-предметы, слова-признаки, слова-действия)
  1. Минутка чистописания.
- Открываем тетради, проверяем наклон. Запишем сегодняшнее число, выделяя в названии месяца «опасные» места. - Что можете сказать мне об орфограммах, которые выделили? - Какое слово является проверочным для безударной гласной А?

(декабрь) - Что можете сказать о безударной Е? (непроверяемая) СЛАЙД 2 (название месяца) - Чтобы правильно определить, написание какой буквы мы сегодня будем повторять, послушайте, пожалуйста, задание. - Эта буква находится в последнем слоге в названии месяца, она обозначает согласный, мягкий, звонкий, непарный в этом слове. О какой букве идет речь? (Р) - Вспомним, из каких элементов она состоит? (длинная прямая, наклонная линия, «крючок» - короткая линия с закруглением вверху и внизу). - Прежде чем начинать работу, подготовим наши пальчики. Пальчиковая гимнастика «Дети любят всех зверей» - Теперь, внимание, запишем пол строки заглавной и строчной буквы Р. СЛАЙД (с минуткой чистописания)-ПО ЩЕЛЧКУ - Назовите слог о котором шла речь?

ря - Пропишите слог до конца строки (по образцу в тетради).

  1. Словарная работа.
- С нами сегодня наш друг и помощник «Толковый словарь». Сейчас я прочитаю вам статью из толкового словаря, а вы попробуете назвать мне о чем идет в ней речь? «Дерево с собранными в кисти горьковатыми красно-оранжевыми ягодами»

рябина СЛАЙД (с иллюстрацией) - Давайте произнесем слово так, чтобы в нём было слышно ударение. - На какой слог падает ударение? - Назовите «опасное» место в слове. СЛАЙД (со словом) - Запишем слово в следующей строке один раз, а я на доске, выделяя «опасное» место. Ставим на второй слог ударение. Звукобуквенный анализ слова - Приготовили цветные ручки для звукобуквенного анализа слова.

(один ученик будет выполнять задание на обратной стороне доски, остальные на местах) - Назовите, сколько в слове букв, сколько звуков? - Дайте характеристику каждому звуку в слове. - Как определяем количество слогов в слове? (по колич. гл.) V. Повторение пройденного. - Продолжаем работу. - Что можете сказать об этом слове? (слово-предмет, существит., ед.ч., женский род, неодуш., нарицат.) - Что можно сделать со словом? - Измените слово так, чтобы оно стало словом-признаком.

(какой? Рябиновый) СЛАЙД (слово-с большой буквы) - Как вы думаете, почему на экране появилось слово, написанное с заглавной буквы? (имя собственное, у нас в городе есть Рябиновый бульвар) - А почему это имя собственное? СЛАЙД (фотография Рябинового бульвара) - Это одно из достопримечательностей нашего города, замечательное место для отдыха и прогулок горожан. Открыли его к двадцатилетию города. А сколько лет исполнилось в этом году нашему городу? - В связи с этой датой издали книгу посвящённую двадцатипятилетию города и пятнадцатилетию «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь». На одной из страниц (стр.136) этой книги есть фотография Рябинового бульвара.

(показываю страницу книги). - А ещё, 10 декабря исполняется 80 лет нашему Ханты-Мансийскому автономному округу. - А теперь, запишем слово «Рябиновый» рядом со словом «рябина».

(пишу рядом со словом РЯБИНА) - Что общего между словами? - Назовите общую часть в словах. - Выделите ее дугой. - Как мы называем слова с общей одинаковой частью? VI. Сообщение темы и цели урока. - В связи с этим у меня возникает вопрос: о чём мы сегодня на уроке поведём речь? - Да, ребята, сегодня мы будем учиться находить общую часть в однокоренных словах. VII. Наблюдение над однокоренными словами. - Где вы еще видели корень? СЛАЙД (с изображением корней) - Если обратиться к Толковому словарю, вот что мы узнаем о слове «КОРЕНЬ»:

  1. Подземная часть растений;
  2. Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса;
  3. Корень уравнения;
  4. В словах (в языкознании: основная, значимая часть слова)
  5. Начало, источник, истоки чего-нибудь.
- Вот сколько значений имеет слово «КОРЕНЬ». - Что можно про него сказать?

(МНОГОЗНАЧНОЕ) - А каким значком выделяется в словах корень? - Я вам расскажу одну историю. Много-много лет назад появилось на свете слово ХОД. СЛАЙД (с первым словом) - Нашли его люди и стали думать, что с ним делать? А слово это им и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово ХОД, и стало оно расти. ЩЁЛКАЮ СЛАЙДЫ (со словами) - Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова ХОД. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. СЛАЙД (с деревом) ЧИТАЮ стихотворение: - Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым - Был он только словом. Это слово, слово - корень Разрастаться стало вскоре. И плоды нам принесло - Стало много новых слов. - Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди, общую часть родственных слов называть корнем. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова. - Давайте сделаем вывод: что же называется корнем? СЛАЙД (Корень - это общая часть родственных слов) - Как пишется корень в разных словах? ФИЗМИНУТКА (гимнастика для глаз) - Скажите, детки, какой всеми любимый праздник приближается? - Давайте вместе глазками нарядим нашу новогоднюю ёлочку. Следим глазками за движущимися предметами.

(выполняем гимнастику для глаз) - А теперь мне бы очень хотелось, чтобы вы посадили своё волшебное дерево с корнем слова ЛЕС. Посадить его надо так, чтобы оно пустило много новых однокоренных слов. - Записываем в тетради корень ЛЕС, ставим тире. Будем писать на доске и в тетрадях. (вызываю к доске ученика, дети диктуют слова) - Мы записали такие слова, а что-же выросло у меня на экране, давайте посмотрим. СЛАЙД (со словами и деревом: лес, лесник, лесной, лесничий, лесок) - Как мы называем все эти слова? - Как называется общая часть родственных слов? - Назовите эту общую часть в наших словах. - А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли будет смысл слова без корня? - Как написали корень в однокоренных словах? - Замечательно. VIII. Усвоение новых знаний. - Сейчас я предлагаю вам послушать диалог «Родня ли гусеница гусю?» СЛАЙД (гусеница, гусь) - Вы кто такие? - Я гусь, это гусыня, а это наши детки гусята. А ты кто? - А я ваша тётка - гусеница. - Задание: есть ли в этом рассказе «Родственники»? - Назовите их. - Какое слово оказалось лишним? Почему? (слово «гусеница» имеет другое смысловое значение) - Какие слова можно называть однокоренными? СЛАЙД (Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем). - Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове? СЛАЙД (Алгоритм нахождения корня в слове) «Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей». IX. Первичное закрепление. Работа в парах. - У вас на листах - текст-стихотворение С.Погореловского «Снежная страна» Читаю: Поплясали по снегам снежные метели. Снегири снеговикам песню просвистели. У заснеженной реки в снежном переулке Звонко носятся снежки, режут снег снегурки. - Работаете в парах. Обсуждаете шепотком. Находите в тексте однокоренные слова, выделяете в них общую часть, корень. Самостоятельная работа в парах. - Проверяем. Назовите однокоренные слова, которые выделили. - Что объединяет все эти слова? - Как же мы их называем? - Прочитайте еще раз записанные слова. Что интересного заметили, выделяя корни? (чередование снег/снеж) X. Самостоятельная работа (по учебнику) СЛАЙД (по учебнику Р.Н.Бунеева, с. 74-75, упр. 117) - Запишите слова. Найдите и обозначьте в них корень. Подумайте, что нужно сделать, чтобы правильно выделить в словах корень? - Проверяем работу. Прочитайте выписанные вами слова. Назовите в них корень. Как определили, что именно МОРОЗ- является корнем? XI. Итог урока. - Поработали. А теперь подведем итог нашего урока. Посмотрите на слайд: определите, кто из сказочных героев прав?- Красная Шапочка, Буратино или Золушка. Прочитайте их утверждения. - Итак. Корень - это общая часть родственных слов. - Какие слова мы называем однокоренными? - Как пишутся корни в однокоренных словах? XII. Домашнее задание. СЛАЙД (с заданием) и Умным Сверчком живущим в коморке папы Карло. Для всех - упр.101 на стр.48 (из дидактического материала), ну, а те ребята, которые хотят быть такими же умными, как Сверчок - ещё упр. 103. XIII.Самооценка СЛАЙД (для самооценки)- читаю. - А теперь давайте оценим нашу работу. - Спасибо за работу. Молодцы! Дополнительное задание: (на слайде) -Назови лишнее слово, обоснуй ответ, запишите, выделяя корень. Лиса, лисичка, лисица, лист, лисёнок.

11


© 2010-2022