Внеклассное мероприятие классного часа Город-герой Ленинград

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Внеклассное мероприятие на тему:

«Город-герой Ленинград»







Учитель: Барсукова Елена Валентиновна

ГБОУ СОШ №262











Санкт-Петербург

2013







Внеклассное мероприятие на тему:

«Город-герой Ленинград»

  1. Время: 40 - 45 минут

  2. Возраст: 9 - 11 лет

  3. Цель занятия: объяснить учащимся, что необходимо помнить и чтить подвиг ленинградцев, отстоявших наш город и заставить понять, как тяжела была их жизнь во время блокады.

  4. Задачи:

  1. Образовательная: рассказать о жизни ленинградцев во время блокады.

  2. Развивающая: способствовать развитию логики и внимания посредством заданий на соотнесение, решения ребусов и анаграмм, а также развитию быстроты реакции, посредством ассоциограммы.

  3. Воспитательная: способствует появлению духа патриотизма и бережному отношению к ветеранам и пожилым людям.

  1. Методы воспитания, используемые на мероприятии:

  1. Метод-рассказ

  2. Метод-беседа

  3. Метод-поощрения

  4. Метод-наглядность

  1. Оборудование: доска, указка, раздаточный материал, наглядность.





















Внеклассное мероприятие на тему:

«Город-герой Ленинград»

План мероприятия:

  1. Вступительная часть:

  1. Введение в тему занятия ……………………………….. 1 минута

  1. Основная часть:

  1. Самое страшное испытание двадцатого века ……….. 1 минута

  2. Дорога жизни …………………………………………….. 5 минут

  3. Первая остановка - ГОЛОД …………………………… 10 минут

  4. Физ. минутка ……………………………………………... 1 минута

  5. Вторая остановка - ПОДВИГ ………………………….. 15 минут

  6. Третья остановка - ПАМЯТЬ ………………………….. 8 минут

  1. Заключительная часть:

  1. Подведение итогов ……………………………………….. 2 минуты

  2. Награждения ………………………………………………..1 минута































Внеклассное мероприятие на тему:

«Город-герой Ленинград»

Ход урока:

  1. Вступительная часть:

  1. Введение в тему занятия:

У: Здравствуйте ребята. Я буду проводить у вас внеклассное занятие на тему…. А вот тему вы мне скажете сами. Сейчас я покажу вам несколько картинок, а вы попробуете догадаться, о чем же пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии. (учитель показывает картины блокады Ленинграда) У: Кто-нибудь уже догадался, о чем пойдет речь? (учащиеся высказывают свои ответы, осуществляется фронтальная форма работы) У: Молодцы! Правильно! Сегодня мы с вами поговорим о блокаде Ленинграда, о нашем славном городе-герое.
  1. Основная часть:
У: Итак, кто на сегодняшнем занятии будет самым активным, отвечать на вопросы с поднятой рукой, внимательно слушать, не выкрикивать с места, тот получит небольшие призы в конце занятия. После каждого правильного ответа на мой вопрос, вы будете получать жетоны.
  1. Самое тяжелое испытание двадцатого века:
У: Двадцатый век принес много испытаний жителям города на Неве. Самым тяжелым из них стала блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Она продолжалась почти 900 дней. У: Ребята, а когда началась блокада Ленинграда? (учащиеся предлагают свои ответы, осуществляется фронтальная форма работы)
  1. Дорога жизни
У: А сейчас послушайте, пожалуйста, известные строки Бронислава Кежуна, которые были выбиты у подножия вот этого мемориала (учитель показывает картинку мемориала «Разорванное кольцо»). Потомок знай! В суровые года Верны народу, долгу и Отчизне, Через торосы Ладожского льда Отсюда мы вели Дорогу жизни. Чтоб жизнь не умирала никогда.

У: Ребята, о чем же это стихотворение? (осуществляется фронтальная форма работы) У: Правильно! Молодцы! Это стихотворение о Дороге жизни, а «Разорванное кольцо» символизирует ее. А что вы знаете о Дороге жизни? Зачем она была нужна? (осуществляется фронтальная форма работы) У: Да! Действительно это был единственный путь, который связывал блокадный Ленинград с большой землей. По нему, не смотря ни на что, перевозили продовольствие. А на месте где сейчас стоит мемориал «Разорванное кольцо» машины сходили на лед Ладожского озера. По льду была проложена трасса. Вдоль нее располагались ремонтные мастерские, на каждом километре стояли регулировщики, через каждые 5 км были расположены пункты забора воды. Зенитная артиллерия и истребители защищали небо над магистралью, дорожники перекрывали трещины во льду и воронки от вражеских бомб деревянными мостами. Дорога жила своей жизнью и давала жизнь стоящему за ее спиной огромному городу. У: А сейчас я предлагаю вам отправиться со мной в путешествие по дороге жизни. Посмотрите на доску. Здесь карта. Именно так мы будем двигаться. У: Ну что поехали. Вот наша машина с продовольствием. На ней мы и отправимся в наше путешествие (учитель показывает небольшую, вырезанную картинку машины полуторки и прикрепляет ее к карте). У: Ну что, поехали? Давайте! Мы аккуратно спускаемся на лед. И начинаем движение. Где-то недалеко слышно, как разрываются снаряды. Но нам не страшно мы должны привести еду людям в пункт назначения, хотя до него еще далеко. И мы должны преодолеть много испытаний, прежде чем доберемся до конца.
  1. Первая остановка - ГОЛОД
У: А вот и наша первая остановка (на карте это место закрыто листком со знаком вопроса). Смотрите, она под знаком вопроса. И чтобы узнать что под ним, нам нужно решить анаграммы, то есть переставить буквы в этих непонятных словах, так, чтобы они стали понятными. Это задание нужно делать в парах. (учитель раздает задания) ШОНСТАР СТРАШНО ЕТН ДОВЫ НЕТ ВОДЫ ТЕН ДЫЕ НЕТ ЕДЫ ЧКОТИРАК КАРТОЧКИ АМОНР БЛАХЕ НОРМА ХЛЕБА У: А теперь давайте посмотрим на эти слова и подумаем, как же называется наша остановка? (учащиеся предлагают свои ответы, осуществляется фронтальная форма работы) У: Правильно! Она называется ГОЛОД! (учитель снимает знак вопроса, открывая первую станцию и показывает картину, на которой изображен голодный человек) У: Ребята, а вы знаете, что такое голод? (учащиеся предлагают свои ответы, осуществляется фронтальная форма работы) У: Во время блокады Ленинграда тысячи людей умирали от страшного голода. В колхозах и совхозах блокадного кольца с полей и огородов собирали все, что могло пригодиться в пищу. Однако все эти меры не могли спасти от голода. 20 ноября - в пятый раз населению и в третий раз войскам - пришлось сократить нормы выдачи хлеба. Воины на передовой стали получать 500 граммов в сутки, рабочие - 250 граммов, служащие, иждивенцы и воины, не находящиеся на передовой, - 125 граммов. И кроме хлеба, почти ничего. В блокированном Ленинграде начался голод. У: Посмотрите на эти картинки: на первой изображена продовольственная карточка, по которой выдавался паек, на второй, какая была норма хлеба, а на третьей, видите, такой маленький кусочек хлеба и это все, что они ели за один день. (учитель показывает фотографии) У: Но даже этот хлеб было есть практически невозможно. Он на половину состоял из несъедобных примесей. Например, шелухи и целлюлозы. У: Ну а теперь, когда мы столько узнали про голод, когда вы сами мне говорили, что это такое, давайте вместе выполним ассоциограмму: «Каким я вижу голод». На доске в центре написано слово голод (или висит напечатанное слово). Вы будете называть ассоциации, т.е. ваши чувства, связанные с этим словом, а я буду их записывать на доску. И помните за ваши ответы и предложения, я выдаю вам жетончики. (учащиеся предлагают свои ответы, осуществляется фронтальная форма работы, учитель записывает ответы учащихся на доску)
  1. Физ. минутка
У: Все вы просто молодцы! Ну а теперь пора отправляться дальше. Но впереди опасная зона (на карте она выделена красным). И если вы будете меня внимательно слушать, мы преодолеем ее без потерь. Вставайте со своих мест. Я буду давать команды, а вы постараетесь выполнять их, иначе кто-нибудь может пострадать. Слушайте, вот такие команды: ПРИГНИСЬ ФУГАСКА - вы должны присесть, обхватив голову руками; БЕГИ - вы должны бежать на месте; ЗАМРИ - вы должны замереть на месте и ТИХО НА ЦЫПОЧКАХ - вы должны тихо встать на цыпочки и идти на месте (учитель показывает все правила и повторяет дважды). Давайте один раз попробуем (учитель пробует один раз с учащимися). У: Итак, начали: ТИХО НА ЦЫПОЧКАХ - БЕГИ - ЗАМРИ - БЕГИ - ПРИГНИСЬ ФУГАСКА - ТИХО НА ЦЫПОЧКАХ - ЗАМРИ - БЕГИ - ПРИГНИСЬ ФУГАСКА - БЕГИ - ЗАМРИ - ПРИГНИСЬ ФУГАСКА - ТИХО НА ЦЫПОЧКАХ - ЗАМРИ.
  1. Вторая остановка - ПОДВИГ
У: Отлично! Молодцы! Мы удачно преодолели опасную зону, благодаря вам. А вот и наша вторая остановка. Но она тоже под вопросом и, чтобы узнать, что скрывается под ним, вы должны отгадать загадки. Отгадки я буду вывешивать на доску, после того, как вы отгадаете слово, а затем, сложив все первые буквы отгадок, вы получите слово, которое и является названием нашей остановки. Все поняли задание? И не забывайте, за каждый правильный ответ вы получаете жетон. Итак, давайте начнем:

  1. Любой профессии военной
Учиться надо непременно Чтоб быть опорой для страны Чтоб в мире не было … (войны)
  1. Накормишь - живет
Напоишь - умрет. (огонь)
  1. Хоть зовут меня ручная,
Но характер колкий, Будет помнить навсегда, Враг мои осколки. (граната)
  1. Шагает мастерица
По шелку, да по ситцу Как мал ее шажок Зовется он - стежок. (игла)
  1. Стоят три старушки
Вздохнут они, да охнут Вблизи все люди глохнут (пушки)
  1. В нем живет моя родня,
Мне без нее не жить ни дня. В него стремлюсь всегда и всюду К нему дорогу не забуду Я без него дышу с трудом Мой кров, родимый, теплый … (дом) У: Ну-ка давайте сложим первые буквы отгадок. И что же у нас получается? Все вместе хором. Уч-ся: ПОДВИГ. У: Правильно! Молодцы! (учитель снимает второй вопросительный знак) Ребята, а как вы думаете, что такое подвиг? Какой поступок может считаться подвигом? (учащиеся высказывают свои ответы, осуществляется фронтальная форма работы) У: В блокадном Ленинграде было очень много детей, примерно вашего возраста и младше. Как вы думаете, могли ли они совершать подвиги? И на какие подвиги заставляла идти их жизнь? (учащиеся высказывают свои ответы, осуществляется фронтальная форма работы) У: Да вы правы, все старались выжить и спасти своих близких и родных, а порой даже чужих, незнакомых людей. Даже дети. И сейчас я хотела бы рассказать вам одну реальную историю, про очень смелого мальчика, который до последнего защищал больницу от зажигательных бомб. Итак, слушайте: «…Во время бомбежек я выполнял роль связного. Поскольку я был проворным и подвижным, я с успехом оповещал старших о возникших повреждениях, пожарах и сообщал, где именно требуется срочная помощь. Дежурство проходило на чердаке.… …Когда бомба падала на крышу, она крышу пробивала и попадала на чердак, ее было необходимо немедленно засунуть в кучу песка и тем самым погасить. На чердаке через равные интервалы были насыпаны кучи песка и стояли бочки с водой (когда она была). В дальнейшем гасили зажигалки только песком. Везде стояли щиты, снабженные щипцами, топориками, брезентовыми рукавицами, лопатками и ведрами. Во время бомбежек и обстрелов мое присутствие на чердаках и крыше было небезопасно. Осколки бомб и снарядов проносились над нами со свистом, и только счастливая случайность избавила меня от ранения. Я носился по чердаку с маленьким фонариком, которым меня снабдили в целях безопасности (на чердаках было темно). За это меня прозвали «светлячком». Я должен был высматривать зажигалки, а также и ракетчиков на близлежащих крышах, окружающих больницу…. …Однажды взрывной волной меня опрокинуло на пол чердака (снаряд попал в соседний дом) меня слегка контузило…. …Зимой 1943 года, после прорыва блокады, в огромном, пустом и холодном актовом зале больницы состоялось торжественное награждение медалью «За оборону Ленинграда» персонала больницы имени Раухфуса…. …Вместе со взрослыми был награжден и я, как связист-доброволец. Мне было тогда 11 лет….» (Кирилл Петров-Полярный, в годы блокады школьник) У: И много было таких случаев, когда люди: и взрослые, и дети помогали друг другу, как могли и чем могли. Понравилась вам история? Как вы думаете, смогли бы вы так же, не смотря ни на что, охранять больницу? Ведь там было очень страшно. (учащиеся высказывают свои ответы, осуществляется фронтальная форма работы) У: Ну а теперь давайте немного поиграем. Я буду говорить ситуацию. А вы будете хлопать, если вы считаете эту ситуацию - подвигом, и топать, если нет. Все поняли? Тогда начнем:
  1. Прохожий вынес ребенка из горящего дома. (хлопают)
  2. Мужчина перебежал улицу на красный свет. (топают)
  3. Собака вытащила утопающего из воды. (хлопают)
  4. Мальчик вступился за девочку, которую все обижали. (хлопают)
  5. Женщина ударила собаку, на глазах у детей. (топают)
  6. Двое мужчин ограбили банк, прихватив с собой заложника. (топают)
  7. Мужчина закрыл свою жену от пули, получив смертельное ранение. (хлопают)
  1. Третья остановка - ПАМЯТЬ
У: Молодцы, ребята! Можете вы отличить подвиг от хулиганства или преступления. Но нам пора двигаться дальше. Поехали (учитель ведет машину по карте, имитируя движение). Осталось совсем немного. Еще одна остановка и сразу за ней пункт назначения. И вот мы у третьей станции, но она тоже под вопросом, как и две предыдущие. И чтобы узнать, что там, нам нужно будет разгадать ребус. Сейчас я раздам вам задание одно на двоих, а вы вместе со своим соседом по парте постараетесь решить его. Кто справиться с задание быстрее всех получит жетончик. (учитель раздает задания, осуществляется парная форма работы) У: Ну и какое же слово у вас получилось? Давайте хором, все вместе. Уч-ся: ПАМЯТЬ! У: Умнички! А теперь послушайте, пожалуйста, стихотворение Олега Цакунова, который в годы блокады был еще ребенок-детсадовец: «Не забыть» И потому, что с хлебушком живем,

Бесслезней вспоминается блокада,

И потому, что дальше с каждым днем

От взрывов и коптилочного газа.

И тех, кто помнит, меньше среди нас, И пафосней о прошлом говорится… Вот почему так нужен нам сейчас Рассказ исповедальный очевидца. Не все еще исписано пока… И в числах нам известных - есть сомненье. Да, «…не забыт» - прекрасная строка, Но люди рядом с нами есть в забвенье. Им в коммуналках трудно жить одним В блокаде равнодушья ледяного, И надо поспешить на помощь к ним, Согреть заботой, И прийти к ним снова. Нам надо их доверье заслужить И слушать, слушать истинности ради, Чтобы крупицы памяти сложить В одну большую правду о блокаде.

У: Понравилось вам это стихотворение? А кто мне скажет, о чем оно? (учащиеся предлагают свои ответы, осуществляется фронтальная форма) У: Правильно! Мы не должны забывать о том, что случилось тогда. Мы должны заботиться о тех «детях» войны и внимательно слушать их, для того, чтобы передать всю правду о блокаде следующим поколениям. И сейчас отдать дань памяти погибшим мы можем на Пискаревском кладбище, где похоронены все: и старики, и дети, и женщины, и мужчины. (учитель показывает фотографию монумента «Родина-Мать») У: Вот посмотрите, это фотография монумента «Родина-Мать» на Пискаревском кладбище, где можно возложить цветы, чтобы почтить память погибших.

  1. Заключительная часть:
  1. Подведение итогов:
У: Ну вот мы и преодолели все препятствия, попадающиеся нам на пути, и привезли продовольствие в пункт назначения. Какие же мы все молодцы! А у меня остался последний вопрос: Когда же произошло полное снятие блокады Ленинграда? (учащиеся отвечают на вопрос) У: Правильно! Оно произошло 27 января 1944 года. Понравилось вам наше сегодняшнее занятие? Что нового вы узнали сегодня?
  1. Награждения:
У: Спасибо всем огромное! Все очень хорошо работали. А теперь подсчитайте, пожалуйста, свои жетончики. И мы посмотрим, кто же оказался самым активным. (самый активный получает приз) У: Еще раз всем спасибо! Не забывайте то, о чем мы с вами сегодня говорили. До свидания!




































Источники:

  1. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Пособие по истории города с вопросами и заданиями для начальной школы. - СПб.: КОРОНА принт, 2006. - 78 с.

  2. Колпакова Д. Ничто не забыто: 320 страниц о 900 днях блокады Ленинграда. - СПб.: ДЕТГИЗ-Лицей, 2005. - 320 с.

  3. otvet.mail.ru/question/23623802

  4. piter3.ru/2010/05/ring.html

  5. ru.wikipedia.org/wiki/%C1%EB%EE%EA%E0%E4%E0_%CB%E5%ED%E8%ED%E3%F0%E0%E4%E0

  6. umniki-razumniki.ru/viewtopic.php?f=47&t=106

  7. bibliotekar.ru/auto2/27.htm

  8. solnet.ee/sol/002/z_094.html

  9. vsezagadki.ru/2011/04/zagadki-pro-vojnu-ko-dnyu-pobedy/

  10. sunhome.ru/poetry/169042


© 2010-2022