Имя прилагательное как часть речи

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: Имя прилагательное как часть речи. Цели:

1.Обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном.

2. Способствовать развитию познавательных, мыслительных, коммуникативных способностей учащихся.

3. Формировать умение точно употреблять в речи имена прилагательные.

4. Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать.

5. Воспитывать интерес к слову, внимательное отношение к своей речи, умение ценить красивую, правильную речь, воспитывать толерантность.

6. Применять на уроке здоровьесберегающие технологии.

Ход урока:

1.Орг. момент

(Улыбнулись друг другу и нашим гостям, настроились на плодотворную работу.)

2.Сообщение темы и целей урока:

На доске текст: (Я читаю отрывок из сказки)

- Послушайте отрывок и скажите из какой он сказки:

Воротился старик ко старухе

Рассказал ей великое чудо:

«Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась чем только пожелаю.

Не посмел я взять с неё выкуп;

Так пустил её в синее море.»

- Кто автор этой сказки? Накануне вам дано было задание перечитать сказку и сегодня на уроке мы будем работать используя текст этой сказки.

- Прочитайте выделенные слова и скажите о какой части речи мы будем говорить на уроке?

Имя прилагательное (начало кластера)

- Докажите, что все эти слова относятся к имени прилагательному.

(признак предмета, вопросы - кластер)

- На нашем уроке речь пойдет об имени прилагательном, мы повторим все, что знаем об этой части речи: лексическое значение, грамматические признаки, изменение прилагательных и с какой частью речи связано.

3.Творческая работа.

- Почитайте слова, записанные на доске.

На доске:

Землянка

Море

Рыбка

Откуп

Слово

Сапожки

- Какой части речи эти слова?(имена существительные)

- Запишите эти слова в тетрадь (в столбик) и подберите к ним подходящие прилагательные из сказки. Даю вам 2 минуты и потом проверим.

Землянка (ветхая), море (синее), рыбка (золотая), слово (ласковое), откуп (дорогой), сапожки (красные).

- Прочитайте получившиеся словосочетания.

- Давайте выясним значение подобранных вами прилагательных, задумаемся над их образностью.

1. Землянка ветхая

- Что значит «ветхая» землянка? А как сказать по-другому? (давайте обратимся к словарю «Синонимов и антонимов»)

- А землянка не ветхая как называется? (новая)

- Прилагательное новая противоположно ветхому или старому?

( Да, но А.С. Пушкин имел в виду еще и бедное жилище)

2. Море синее

- А какое еще может быть море? (…)

- В словаре эпитетов русского языка можно найти 138 эпитетов к слову «море».

3. Рыбка золотая

-Что имел в виду автор используя, прилагательное «золотая»? (Дорогая, ценная)

- Давайте, обратимся к толковому словарю. ( Настя зачитывает несколько значений слова «золотая»)

- Вспомните, какое прилагательное автор употребил для уточнения значения «золотая»? («Я сегодня поймал было рыбку, золотую рыбку, не простую»)

4. Слово ласковое

- Отпустил он золотую рыбку и сказал ей ласковое слово. Это хорошее качество?

- Назовите противоположное? (грубое)

5. Сапожки красные

- В каких еще значениях употребляется прилагательное «красный»? (красивый)

- Какие признаки может обозначать прилагательное?

(цвет, запах, форма, вкус, принадлежность)- кластер

- А так же, прилагательные могут быть синонимами (сходными по значению) и антонимами (противоположными по значению).

Антонимы, синонимы - кластер

- С какой целью А.С.Пушкин использовал в сказке прилагательные?

(чтобы точно, ярко, ясно и выразительно выразить свои мысли)

(точность, описание- кластер)

- А сейчас подведём итог:

-Что такое имя прилагательное?

-Что оно обозначает?

-На какие вопросы отвечает?

ФИЗМИНУТКА (двигательная)

4. Упражнение в определении признаков прилагательных как части речи.

1) Упражнение в определении роли прилагательного в предложении. Запись под диктовку предложения.

Спишите предложение:

«Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово»

- Разберем предложение по составу.(1 чел. у доски)

-Каким членом предложения является прилагательное?

(определение - кластер)

-С какой частью речи связано прилагательное?

(сочетается с существительным)

2)

- Какие грамматические признаки определяем мы у прилагательных?

(число: ед. и мн. и род: ж.р, м.р, с.р.)

- Как определить число и род? (по существительному с которым сочетается)

- Что можно сказать об изменении имён прилагательных по родам?( в каком роде имя существительное с которым сочетается имя прилагательное)

-Определите род и число прилагательных в записанных словосочетаниях.

- У каких прилагательных не определили род? Почему?(«Красные сапожки» т.к. словосочетание во мн.числе.)

Землянка (ветхая), море (синее), корыто (новое), рыбка (золотая), слово (ласковое), откуп (дорогой), сапожки (красные).

  • -Какие еще могут быть окончания у прилагательных м., ж., с. р. и во мн. числе?

м.р. - ой, -ый, -ий.
ж.р. - ая, -яя, .
с.р. - ое, -ее, .
мн.ч. -ые, -ие. (кластер)

- Подведём итог:

- С какой частью речи связаны прилагательные? (с именем существительным)

- Как изменяются имена прилагательные? (по числам и родам)

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

5. Работа над значением поговорок.

- В «Сказке о рыбаке и рыбке» встречаются много поговорок, прочитайте одну из них на доске и скажите, что она означает?

Остаться у разбитого корыта.

(Остаться ни с чем; потерять все, что было приобретено).

-Прочитайте еще раз и постарайтесь запомнить.

- Запишите поговорку по памяти, подчеркните прилагательное, которое встретилось вам , укажите связь с существительным.(1 человек у доски)

-Вы должны были найти в сказке строки, где А.С. Пушкин использовал одну из русских поговорок.

Найдите, пожалуйста, в тексте сказки

Поделом тебе старый невежа.
Впредь тебе невежа наука.
Не садися не в свои сани!

Смысл? (Не пытайся равняться с тем, кто принадлежит к более высокому обществу).

- Есть ли прилагательное в этой поговорке? Назовите, с каким существительным связано?

- В каком роде и числе стоит?

Давайте подумаем, в каких случаях эти поговорки можем мы употребить в речи?

- Молодцы, а теперь я хочу проверить, насколько вами усвоен пройденный материал? (выполним тест)

7. Тест.

1. Что такое имя прилагательное?

1) Слово.

2) Часть речи.

3) Часть предложения.

2. Имена прилагательные отвечают на вопросы...

1) кто? что?

2) какой? какая? какое? какие?

3) что делает? что сделает?

3. Какая часть речи обозначает признак пред­мета?

1) Имя существительное.

2) Имя прилагательное.

3) Глагол.

4. С какой частью речи связано имя прилагатель­ное?

1) С именем существительным.

2) С глаголом.

3) С местоимением.

5. Как изменяется имя прилагательное?

1) По родам.

2) По числам.

3) По падежам.

6. Укажи имена прилагательные.

1) закинул 4) старуха 7) сказуемое

2) морской 5) сварливая 8) большинство

3) рыбка 6) подлежащее 9) дубовые

7. Какие окончания у имен прилагательных женс­кого рода?

1)-ой (-ый, -ий)

2) -ая (-яя)

3) -ое (-ее)

8. Если имя прилагательное имеет окончание -ое (-ее), то какого оно рода?

1) Мужского рода.

2) Женского рода.

3) Среднего рода.

9. Как узнать род имени прилагательного?

1) По роду имени существительного, с которым связано имя прилагательное.

2) По окончанию имени существительного.

3) По окончанию имени прилагательного

- Проведем проверку: Ни одной ошибки «5», 1-2 ошибки- «4», 3-4 ошибки - «3».

- Оцените себя.


8.Итог урока.

- Подведём итог нашего урока с помощью кластера. С приведением примеров на каждом этапе.

9. Рефлексия.


- А сейчас покажите как вы оцените свою работу на уроке (рыбки на партах) Имя прилагательное как часть речи-если урок прошел для вас интересно, без затруднений, и вы хорошо работали, то покажите красную рыбку: Имя прилагательное как часть речи
- если у вас пока еще есть затруднения, проблемы, то покажите желтую рыбку; Имя прилагательное как часть речи
- если еще возникают трудности в работе с прилагательными, то покажите зеленую рыбку. Оценивание учащихся - Большое спасибо за урок.

Урок окончен. Благодарю за работу.

10. Домашнее задание:

Я предлагаю вам на выбор два задания:

1. На карточке.

2. Записать 10 строк из сказки, указать связь прилагательных с существительными, обозначить род и число прилагательных, выделить окончание.

- Кто желает может выполнить два задания.

© 2010-2022