- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по музыке 1 класс
Рабочая программа по музыке 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузнецова И.Н. |
Дата | 28.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Предмет - музыка, класс 1
Количество часов: всего 33 ч, в неделю 1 ч. Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897), учебным планом МОУ «Гимназия имени Ю.А.Гарнаева г.Балашова Саратовской области», планируемыми результатами основного общего образования по музыке, на основании Примерной образовательной программы «Музыка 1-4 классы» по музыке, авторов программы Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной и ориентирована на работу по учебнику «Музыка» 1 класс
Целью изучения музыки во 1 классе является формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры; формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве; воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира; развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, художественного вкуса. Задачи: - воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров; - воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности; «развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего; - накопление тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; - воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений.
Общая характеристика учебного предмета Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира (в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей) предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, и изустных и письменных форм бытования музыки, как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который даёт возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры. Программа помогает обучающимся продолжать исследовать характер русской музыки. Перед ними раскроется все богатство выразительных возможностей музыкальных языков выдающихся произведений русских и зарубежных композиторов. Через систему творческих заданий в учебниках обучающие смогут реализовать принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, поэтому ученик сможет применять полученные на уроке знания, умения и навыки в жизни. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления в интонационно-временную природу музыки её жанрово-стилистические особенности, формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, введение их в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию. Место учебного предмета в учебном плане Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п.11.6 и п.18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, в том числе изучение предмета «Музыка». Настоящая программа предусматривает возможность изучение предмета «Музыка» в объёме 1 учебного часа в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета заключаются в формировании целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
- формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
- начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
- приобретение знаний и умении;
- овладение УУД
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, лицея, города и др.; -продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально - творческих задач;
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке; - наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Предметные результаты отражают опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: - формирование основ музыкальной культуры, как части общей духовной культуры, как способа познания жизни и средства организации общения на примерах музыкальной культуры родного края; - развивать художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; - приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах музыкального искусства (песня, танец, марш, опера, балет и другие); - формировать устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально - творческой деятельности; - развивать потребность в общении с произведениями музыкального искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; - формировать активное отношение к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; -элементарные умения и навыки различных видах учебно - творческой деятельности.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. «Музыка вокруг нас» Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор - исполнитель - слушатель. Песни, танцы и марши - основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия - душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет. Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Раздел 2. «Музыка и ты» Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.
Планируемые результаты
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая свое
- приводить примеры имен известных русских и зарубежных композиторов,
- понимать содержание музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) ;
- сохранить знания об интонационной природе музыки, приемах её развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
- развивать умения и навыки хорового пения (выработка унисона, кантилены, дыхание, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др);
- расширять умения и навыки пластического интонирования музыки и её исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
- включать в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
- использовать сведения из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.
Учебно - методическое обеспечение
Программно-методическое обеспечение учебного процесса Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для общеобразовательных учреждений. В комплекты входят следующие издания: Для ученика
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.1 класс»: Учебник для учащихся 1 класса,М., Просвещение, 2014.
- Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 кл.: Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М., Просвещение, 2014;
- Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.1 класс» - (CD mp3,М.,Просвещение, 2013)
- Методика работы с учебниками «Музыка».1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2013.
Рекомендуемая литература для учащихся
Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. - М., 1973.
Кабалевский Д.Б. Сила искусства. - М., 1984.
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М., 2005.
Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в общеобразовательной школе (младшие классы). - М., 2004.
Рекомендуемая литература для учителя Музыкальное образование в школе / под редакцией Л.В.Школяр. - М., 2001. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно - правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана - Граф»,2008г. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г. Используемые ЭОР и ЦОР
- CD / «Русская классика» - Библиотека классики - М., 2004.
- CD / «Балеты» - Библиотека классики -М.. 2005
- CD / «Вальсы» -Библиотека классики -М.,2005
- CD / «Шедевры мировой классической музыки» -М.,2004
Тематическое планирование
№ п/п
Тема раздела программы.
Тема урока
Кол-во часов,
дата
Тип урока
Элементы
содержания
Планируемые результаты освоения
программы
Характеристика деятельности обучающихся (УДД)
Вид контроля
Домашнее задание
Музыка вокруг нас
16
1.
« И Муза вечная со мной!»
1
ОНЗ Знакомство с миром музыки. Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза - волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор - исполнитель - слушатель. Знать и объяснять понятия композитор, исполнитель, слушатель; мелодия - это основа музыки; участвовать в коллективном пении. Певческую установку. Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений. Определять на слух основные музыкальные жанры Устный Запомнить произведение М.П.Мусоргского «Рассвет на Москва-реке»
2
Хоровод муз
1
ОНЗ Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Знакомство с понятием "хор", "хоровод", Сможет узнавать на слух основную часть муз произв, эмоционально откликаться на муз произведение и выражать свое впечатление в пении
Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений. Формирование навыков развернутого речевого высказывания
Устный
Запомнить слова: вокальная, инструментальная, мелодия, оркестр
3
«Повсюду музыка слышна…»
1
ОУР Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы.
Знать/понимать: слова и мелодию Гимна России. Исполнять Гимн России. Определять жизненную основу муз интонаций, передавать в собственном исполнении различные музобразы.
Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание, опираясь на особенности жанра песни. Умение отвечать на вопросы; воспринимать информацию
Устный
Выучить слова 1 куплета Гимна России
4
Душа музыки- мелодия
1
ПСЗ Мелодия - главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа.Опираясь на простые жанры - песню, танец, марш выявить их характерные особенности. Знать/понимать: смысл понятий: «композитор», «исполнитель», популярные в России муз инструменты (фортепиано), названия динамических оттенков: форте и пиано. названия танцев: вальс, полька, тарантелла, мазурка.
Выявлять общее и отличия народных и композиторских произведений
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений, откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.
Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание опираясь на особенности жанра танца
Устный
Запомнить динамические оттенки «форте, пиано», названия изученных произведений
5
Музыка осени
1
ОУР Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен.
Определяя средства муз. выразительности, выявлять изобразительные интонации. Воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни,
Вырабатывать исполнительский план, исходя из отражения в нем законов развития музыки и жизни. Определять роль средств муз. выразительности, при создании образа природы
Устный
Проиллюстрировать музыкальные произведения (рисунок, стихи)
6
Сочини мелодию
1
ОНЗ
Сходство и различие. Региональные музыкально - поэтические традиции. Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Уметь выявлять особенности отдельных танцев. Запомнить названия и их авторов
Определять средства музыкальной выразительности и их роль в музыкальных произведениях (танцах)
Кроссворд
Танцевать разные танцы (запомнить движения)
7
«Азбука, азбука каждому нужна!..»
1
ОНЗ Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Уметь выявлять особенности маршевой музыки. Запомнить названия и их авторов
Выявлять изобразительные возможности в муз произведениях и рассуждать о их связях с внутренним миром человека (жанр марш)
Кроссворд
Подобрать песни маршевого характера (исполнять)
8
Музыкальная азбука
1
ОУР Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.
Определяя средства муз. выразительности, выявлять общее и отличия муз. произведений. «Слышать» картины великих художников
Выявлять выразительные возможности музыки. Размышлять о муз. интонациях, как художественном воспроизведении человеческой речи
Устный опрос
Придумать сказку о нотах
9
Музыка вокруг нас
1
ПСЗ
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Исполнение песен. Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения.
Уметь определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш), определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности Знать названия произведений и авторов Размышлять о музыкальной интонации, как главном замысле автора. Вырабатывать исполнительский план вокального произ, исходя из отражения в нем муз. образов
Фронтальный
Петь колыбельные авторские (сочинить самим)
10
Музыкальные инструменты
1
ОУР Народные муз. традиции Отечества. Региональные музыкальные традиции. Музыкальные инструменты русского народа - свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». Сходства и различия инструментов разных народов, их тембровая окраска. Объяснять понятие духовная музыка. Знать особенность духовной музыки Размышлять о роли музыки в церкви. Знать особенности музыкальной и речевой интонации Развивать эмоциональное и осознанное отношение к религиозной музыке Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи. Находить истоки разговорной и музыкальной интонации
Устный опрос
Рисунок, поделка или стихи о колоколе
11
«Садко». Из русского былинного сказа.
1
ОНЗ
Знакомство с народным былинным сказом "Садко". Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен - колыбельные, плясовые. Дать понятие «композиторская музыка». Знать понятия Кантата, народные песнопения, икона, житие, молитва, церковные песнопения.
Откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.
Устный опрос
Называть имена святых
12
Музыкальные инструменты Звучащие картины
1
ОУР
Сопоставление звучания народных инструментов со звучаниемпрофессиональныхсвирель - флейта, гусли - арфа - фортепиано. Народная и профессиональная музыка. Расширение впечатлений, развитие ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на представление где картины "звучит" как народная музыка, где как - композиторская. Понять смысл подвигов Святых. Исполнять песнопение и знать его характеристику. Размышлять и роли святых для человека в наши дни. Различать интонационно-мелодические особенности духовной музыки
Устный опрос
Вспомнить добрые дела и поступки С.Радонежского
13
Разыграй песню
1
ПСЗ Многозначность муз речи, выразительность и смысл. Постижение закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки.
Выразительное исполнение Выявление этапов развития сюжетов. Осознать деление мелодии на фразы, осмыслить фразировки. Основы понимания развития музыки Знать особенность духовной музыки Размышлять о роли музыки в церкви. Развивать эмоциональное и осознанное отношение к религиозной музыке. Уметь строить монологическое высказывание
текущий
Знать названия изученных произведений, авторов
14
«Пришло Рождество, начинается торжество»
1
ОНЗ Народные музыкальные традиции Отечества. Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями.
Научатся: выразительно, интонационно-осмысленно исполнить песни; Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения. Размышлять о специфических особенностях духовной музыки. Участвовать в воспроизведении основных моментов русских обрядов
Устный опрос
Рассказать, как празднуют Рождество дома. Сделать Рождественскую открытку
15
Родной обычай старины
1
ОНЗ Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок. Смогут понять образцы муз фол-ра (народные славянские песнопения), народные муз традиции родного края (праздники и обряды). Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных муз. образов.
Устный опрос
Петь новогодние песни
16
Добрый праздник среди зимы
1
ПСЗ Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре - балет. Балет ведет детей в мир чудес, волшебства, Знать названия изученных произведений и их авторов, образцы муз фол-ра, народные муз традиции (праздники и обряды). Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, пении и др. Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений.
Ф ронтальный
Сделать новогодние открытки
Музыка и ты
17
17
Край, в котором ты живешь
1
ОНЗ Сочинения отечественных композиторов о Родине Россия - Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие "Родина" - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства.
Знать понятия: Родина, малая Родина
Уметь объяснять их,
-исполнять песню с нужным настроением,
-высказываться о характере музыки
Рассуждать какие чувства возникают когда поешь о России Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений
Стихи, рисунки о Родине
18
Художник, поэт, композитор
1
ОНЗ Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Ср. муз выраз.У каждого вида искусства - свой язык. Жанр пейзажа, в разных видах искусства.
Искусство имеет общую основу- саму жизнь, но у каждого вида искусства свой язык Знать разные
виды искусства. Находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже
Разучивать и исполнять образцы музыкальнопоэтического творчества Определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в произведениях разных видов искусства
Найти стихи к картиине
19
Музыка утра
1
ОУР
Интонационно - образная природа муз. ис-ва. Выразительность и изобразительность в музыке. Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений про утро. Музыка без слов передаёт чувства, мысли, характер человека, состояние природы.
Проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (чувства, характер, настроение). Понимать как музыка рассказывает о природе
Определять роль средств муз. выразительности, при создании образа природы Вырабатывать исполнительский план, исходя из отражения в нем законов развития музыки и жизни
Нарисовать утро
20
Музыка вечера
1
ОНЗ Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация - источник элементов музыкальной речи. Вхождение в тему через жанр - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.
Проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (чувства, характер, настроение)
Вырабатывать исполнительский план вокального произ, исходя из отражения в нем музыкальных образов природы
Нарисовать вечер
21
Музыкальные портреты
1
ПСЗ Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Сходство и различие музыки и разговорной речи Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Знать понятие портрет рассказывать о понравившейся музыке. Размышлять о музыкальной интонации, как главном замысле автора Развивать эмоциональное и осознанное отношение к музыке
Словами описать портрет мамы
22
Разыграй сказку.
1
ОНЗ Музыкальный и поэтический фольклор России: игры - драматизации. Развитие музыки в исполнении. Встреча с образами русского народного фольклора.
Передавать настроение музыки и: в пении, музыкально-пластическом движении, изображая образ героев Исполнять музыкальные произведения пластическими движениями, участвовать в коллективной творческой деятельности.
Придумать сказу о музыке
23
Музы не молчали.
1
ПСЗ Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества.
Объяснять понятия: отечество, подвиг, память. Приводить пример музыкальных произведений соответствующего характера Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, аргументировать свое мнение
Приготовить стихи об Отечестве
24
Мамин праздник
1
ОУР Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки Уметь выявлять особенности произведений. Запомнить названия и их авторов
Вырабатывать исполнительский план вокального произ, исходя из отражения в нем муз. образов. Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.
Исполнять песню о маме
25
Музыкальные инструменты У каждого свой музыкальный инструмент
1
ОУР Музыкальные инструменты. Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов. Знать понятия: старинные и современные инструменты Определять на слух звучание лютни, гитары, клавесина и фортепиано Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.
Приготовить рисунки с инструментами
26
Музыкальные инструменты. (арфа, флейта)
1
ОУР Музыкальные инструменты. Встреча с музыкальными инструментами - арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавеснн. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта. Знать историю создания флейты, арфы. Определять по звучанию инструменты Воплощение собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов; Наблюдать за использованием музыки в жизни человека
Придумать сказку про инструменты
27
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.
1
ОНЗ Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Знакомство с муз. инструм. Лютня. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Знать особенность инструменты лютня. Выявлять характер музыки и ее соответствие настроению картины. Объяснить понятие художественный образ. Размышлять о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия.
Читать сказки о музыке
28
Музыка в цирке Опера-сказка
1
ПСЗ Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.
Разучивать и исполнять образцы музыкальнопоэтического творчества
29
Дом, который звучит «Ничего на свете лучше нету…»
1
ПСЗ Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость.. Музыкальный театр. Пение и танец объединяет музыка. Сюжеты опер и балетов народные сказки. В операх и балетах "встречаются" песенная, танцевальная и маршевая музыка. Знать что такое балет и опера Различать в музыке песенность, маршевость, танцевальность Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
30
Опера-сказка.
1
ОНЗ Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Музыка: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Знакомство с понятиями солист, хор, в эпизодах звучит инструментальная музыка. Особенности музык жанров опера, Рассказывать сюжеты литературных произведений положенных в основу знакомых опер Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музык образам оперы. Формирование отношения к творчеству и ис-ву как созиданию красоты
Нарисовать костюм героев
31
«Ничего на свете лучше нету».
1
ОУР Музыка для мультфильмов. Знакомство с композит, песенниками, создающими музыкальные образы. Уметь выразительно исполнять фрагменты из музыки к мультфильму. Характеризовать произведения, используя знания (характер, ср.муз.выраз). Размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музык. явлениям Делать самостоятельный разбор муз произведений
Смотреть мультфильмы о музыке
32
Музыка и ты
1
ОУР Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель, музык. азбука, основные жанры, мелодия, аккомпанемент, старинные и современные музык. инструменты Размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений
Составить афишу для концерта из любимых произведений
33
Всюду музыка живет
1
Концерт из любимых произведений Сопоставлять народную и композиторскую музыку, выявлять выразительность и изобразительность в музыка Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства; выступать в роли слушателей. Участвовать в коллективной творческой деятельности
Слушать музыку, окружающую нас