Программа по математике для 3 класса

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования; Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»; Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»; Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего образования»; Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004 г.№ 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений, реализующих программы общего образования»; Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Приказа департамента образования и науки Брянской области от 26.03.2015 г. №776 «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Брянской области на 2015 -2016 учебный год»; Письма департамента образования и науки Брянской области от 26.03.2015 г. №1905 -04-0 «О примерном учебном плане 1-4 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2015-2016 учебный год». Начальный курс математики - курс интегрированный: в нём объединён арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами. Основными целями начального обучения математике являются:

  • Математическое развитие младших школьников.
  • Формирование системы начальных математических знаний.
  • Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
  • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  • развитие пространственного воображения;
  • развитие математической речи;
  • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
  • формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
  • развитие познавательных способностей;
  • воспитание стремления к расширению математических знаний;
  • формирование критичности мышления;
  • развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний. Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:
  • сознательное усвоение детьми различных приёмов вычислений обеспечивается за счёт использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приёма; предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приёмов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием и др.);
  • рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребёнка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
  • система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени.
Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами в начальной школе. Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Моро М.И., Волкова С.И. Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х ч.- М.: Просвещение, 2013. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по математике. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Тематический контроль по математике проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приёмы устных вычислений, измерение величин и другие проверочные работы. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работы учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из её целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по математике в третьем классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал. Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой - содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования. Основа арифметического содержания - представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами. Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними. Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения. Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым. Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи. Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни. При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий. Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе. Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности - на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия. Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий. Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью. В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета. Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся. Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации. Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин. Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства. Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира. Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.


МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе - 132 ч (33 учебные недели), во 2-4 классах - по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Результаты изучения учебного предмета Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3-м классе является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
  • В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3-ем классе являются формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД:
  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Коммуникативные УУД:
  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих умений. Учащиеся должны уметь: - использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1 000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
  • объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
  • использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), массы (кг, центнер), площади (см2, дм2, м2), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
  • использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);
  • пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией;
  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000;
  • представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
  • выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком);
  • выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;
  • осознанно следовать алгоритмам устных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и алгоритмам письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении чисел в остальных случаях;
  • осознанно следовать алгоритмам проверки вычислений;
  • использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;
  • читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;
  • решать задачи в 1-2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
  • находить значения выражений в 2-4 действия;
  • использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника (квадрата) при решении различных задач;
  • использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида а ± х = b; а ∙ х = b; а : х = b;
  • строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;
  • сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения;
  • определять время по часам с точностью до минуты;
  • сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму.



содержание УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Числа и операции над ними. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (продолжение). Устные и письменные приёмы сложения и вычитания. Табличное умножение и деление. Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число). Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Изменение результатов умножения и деления в зависимости от изменения компонент. Дробные числа. Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле. Числа от 1 до 1 00. Внетабличное умножение и деление. Нумерация. Числа от1 до 1000. Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел. Сложение и вычитание чисел. Числа от 1 до 1000. Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1 000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел. Умножение и деление чисел в пределах 1000. Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 100. Письменные приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначное. Запись деления «уголком». Величины и их измерение. Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Соотношения между единицами измерения времени. Календарь. Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины. Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы. Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние. Текстовые задачи. Решение простых и составных текстовых задач. Элементы алгебры. Решение уравнений вида: х ± а = с ± b; а - х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а - х = с : b; х : а = с±b;а ∙ х = с±b;а : х = с ∙ b и т.д. Занимательные и нестандартные задачи. Логические задачи. Итоговое повторение.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс (136 ч) № п/п Название раздела Кол-во часов Основные виды учебной деятельности обучающихся 1. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание 9 ч Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100. Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании. Обозначать геометрические фигуры буквами. Выполнять задания творческого и поискового характера 2. Табличное умножение и деление 55 ч Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. Вычислять значения числовых выражений и два-три действия со скобками и без скобок. Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях). Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действий для решения. Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения. Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи. Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в её решении. Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и вычислительного вычислительного характера, допущенные при решении. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2, 3, 4, 5, 6, 7. Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного. Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план успешной игры. Составлять сказки, рассказы с использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел, геометрических фигур, математических терминов. Анализировать и оценивать составленные сказки с точки зрения правильности использования в них математических элементов. Собирать и классифицировать информацию. Работать в паре. Оценивать ход и результат работы. Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений. Сравнивать геометрические фигуры по площади. Вычислять площадь прямоугольника разными способами. Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0. Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Моделировать различное расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. Находить долю величины и величину по её доле. Сравнивать разные доли одной и той же величины. Описывать явления и события с использованием величин времени. Переводить одни единицы времени в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Выполнять задания творческого и поискового характера. Дополнять задачи-расчёты недостающими данными и решать их. Располагать предметы на плане комнаты по описанию. Работать (по рисунку) на вычислительной машине, осуществляющей выбор продолжения работы. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. 3. Внетабличное умножение и деление 29 ч Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление. Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результата. Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Выполнять задания творческого и поискового характера: задания, требующие соотнесения рисунка с высказываниями, содержащими логические связки: «если не то», «если не то не ...»; выполнять преобразование геометрических фигур по заданным условиям. Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами. Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их. Составлять план решения задачи. Работать в парах, анализировать и оценивать результат работы. Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. 4. Числа от 1 до 1000. Нумерация 13 ч Читать и записывать трёхзначные числа. Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения. Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию. Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их. Выполнять задания творческого и поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел. Читать записи, представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков. Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и cnoсобов действий. 5. Числа от 1 до 1 000. Сложение и вычитание
12 ч Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные Приёмы проверки правильности вычислений. Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных - равносторонние) и называть их. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника 6. Умножение и деление 14 ч Использовать различные приёмы для устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить их в более сложных фигурах. Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора 7. Итоговое повторение 4ч Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании. Решать простые и составные задачи. Обозначать геометрические фигуры буквами. Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника Выполнять задания творческого и поискового характера







МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Библиотечный фонд.
«Школа России» Сборник рабочих программ. 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2011 Моро М.И., Волкова С.И. Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х ч.- М.: Просвещение, 2013. Волкова С.И. Математика. Проверочные работы. 3 класс; С.И. Математика. Устные упражнения. 3 класс; О.А.Мокрушина «Поурочные разработки по математике». 3 класс. Москва «ВАКО» 2005
  1. Печатные пособия.
Волкова С.И. Математика. Комплект таблиц для начальной школы. 3 класс. наборное полотно.
  1. Экранно-звуковые пособия.
мультимедийные образовательные ресурсы (диски по предметам).
  1. Технические средства обучения (средства ИКТ)
персональный компьютер; мультимедийный проектор; экран; принтер.
  1. Игры и игрушки.
наборы счётных палочек; демонствационная оцифрованная линейка; демонстрационный чертёжный треугольник; демонстрационный циркуль; палетка.

















































Календарно-тематическое планирование уроков математики в 3 классе



п/п

Дата




Тема урока



Домашнее задание

по плану

фактически



Первая четверть (36 ч)



Числа от 1 до 100

Сложение и вычитание (9ч) 1

Повторение. Нумерация чисел. С.4, №3 2

Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания. С.5, №5,9 3

Выражения с переменной. С.6, №6,8 4

Решение уравнений. Связь между компонентами и результатом действия при сложении. С.7, №4 5

Решение уравнений. Связь между компонентами и результатом действия при вычитании. С.9, №5,6 6

Обозначение геометрических фигур буквами. С.10, №3 7

Странички для любознательных. Числовые ряды и ряды геометрических фигур. С.15, №11,15 8

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание». Входной контроль.
9

Анализ контрольной работы. Повторение пройденного по теме «Сложение и вычитание» С.14, №9, с.16, №18(1)

Числа от 1 до 100.

Табличное умножение и деление (55 ч) 10

Связь умножения и сложения. С.18, №5 11

Связь между компонентами и результатом умножения. С.19, №5,7 12

Четные и нечетные числа. С.20, №5,6, выучить правило 13

Таблица умножения и деления с числом 3. С.21, №5,8 14

Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость». С.22, №3 15

Решение задач с понятиями «масса» и «количество». С.23, №5,7 16

Порядок выполнения действий. С.25, №7,8 17

Порядок выполнений действий. Закрепление. С.26, №4,6(3) 18

Порядок выполнений действий. Обобщение. С.27, №4 19

Странички для любознательных. Задачи комбинаторного характера. Повторение по теме «Порядок действий в выражениях». С.30, №10,12 20

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3».
21

Анализ контрольной работы. Таблица умножения и деления с числом 4. С.34, №4, выучить таблицу 22

Закрепление таблицы умножения и деления с числами 2, 3, 4. С.35, №5, задание на полях (1) 23

Задачи на увеличение числа в несколько раз. С.36, №2 (1), 6 (устно) 24

Задачи на увеличение числа в несколько раз. Закрепление. С. 37, №5 25

Задачи на уменьшение числа в несколько раз. С.38, №5 26

Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. С.39, №3 27

Таблица умножения и деления с числом 5. С.40, №2,4, выучить таблицу 28

Задачи на кратное сравнение. С.41, №2, 4 (3-4 столбик) 29

Задачи на кратное сравнение. Закрепление. С.42, №3, выучить правило 30

Задачи на кратное и разностное сравнение. Проверочная работа по теме «Табличное умножение и деление» (тестовая форма). С.43, №3 31

Таблица умножения и деления с числом 6. С.44, №5, выучить таблицу 32

Решение задач при помощи схематического чертежа. С.45, №5 33

Итоговая контрольная работа за I четверть.
34

Анализ контрольной работы. Задачи на приведение к единице. С.46, №4,5 35

Решение задач изученных видов. Закрепление. С.47, №6, 8 (устно) 36

Таблица умножения и деления с числом 7. Выучить таблицу

Вторая четверть (28 ч)
37

Странички для любознательных. Математические игры. Проект «Математические сказки» С.50-51, начать работу над проектом 38

Решение простых и составных задач. Закрепление изученных случаев умножения и деления. С.53, №10 (1-2 столбик), 55, №27 39

Площадь. Сравнение площадей фигур. С.57, №4 40

Квадратный сантиметр. С.59, №8, задание на полях 41

Площадь прямоугольника. С.61, №5, выучить правило 42

Таблица умножения и деления с числом 8. С.62, №5,6, выучить таблицу 43

Таблицы умножения и деления с числами 2-8. Закрепление. С.63, №4 (2), 5 44

Решение задач изученных видов. С.64, №3,5 45

Таблица умножения и деления с числом 9. С. 65, №4,6 (1), выучить таблицу 46

Квадратный дециметр. С.67, №4, задание на полях 47

Таблица умножения. Закрепление. С.68, №3, повторить таблицу 48

Повторение по теме «Табличное умножение и деление». С.69, №3 49

Квадратный метр. С.71, 4, 5 (1) 50

Решение текстовых задач. С.72, №2,7 51

Странички для любознательных. Задачи-расчеты. С.77, №11,17 52

Решение текстовых и геометрических задач. Повторение. С.78, №20, с.79, №29 53

Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление на 8,9. Площадь».
54

Анализ контрольной работы. Умножение на 1. С.82, №2, 4, выучить правило 55

Умножение на 0. С.83, №4,5, выучить правило 56

Умножение и деление с числами 1,0. С.84, №5, выучить правило 57

Деление нуля на число. С.85, №5, 6 (2) 58

Решение задач на нахождение суммы двух произведений. С.86, №5, с.87, №8 (1) 59

Доли. С.93, №3, 6 (1) 60

Окружность. Круг. С.95, №6 61

Контрольная работа за первое полугодие.
62

Анализ контрольной работы. Диаметр окружности (круга). С.97, №3,7 63

Единицы времени. С.100, №3,4 64

Странички для любознательных. Задачи в картинках.


Третья четверть (40 ч)



Числа от 1 до 100.

Внетабличное умножение и деление (29 ч) 65

Умножение и деление круглых чисел. С.4, №6 66

Деление вида: 80:20. С.5, №5,7 67

Умножение суммы на число. С.6, №2,3 68

Умножение суммы на число. Закрепление. С.7, №5 69

Умножение двузначного числа на однозначное. С.8, №3,5 70

Умножение двузначного числа на однозначное. Закрепление. С.9, №6, 8 (первая строка) 71

Закрепление изученных приемов умножения и деления. С.11, №2,4 72

Деление суммы на число. С.13, №5, задание на полях (1) 73

Деление суммы на число. Закрепление. С.14, №3,5 74

Деление двузначного числа на однозначное. С.15, №3,5 75

Делимое. Делитель. С.16, №3,5, выучить правила 76

Проверка деления. С.17, №4,6 77

Случаи деления вида 87:29. С.18, №6, задание на полях 78

Проверка умножения. С.19, №,5,7 79

Решение уравнений. С.20, №4,7 80

Решение уравнений. Закрепление. С.21, №6, 8 (3-4 столбик) 81

Странички для любознательных. Логические задачи. С.25, №13 82

Решение задач изученных видов. Закрепление. С. 24, №6 83

Контрольная работа по теме «Решение уравнений»
84

Анализ контрольной работы. Деление с остатком. С.26, №4,5 85

Деление с остатком с помощью схематических рисунков. С.27, №4 86

Деление с остатком разными способами. С.28, №4, 6 87

Деление с остатком методом подбора. С.29, №5, 6 (устно) 88

Решение задач на деление с остатком. С.30, №4 89

Случаи деления, когда делитель больше делимого. С.31, №5 (2) 90

Проверка деления с остатком. С.32, №3, 5 (3-4 столбик) 91

Деление с остатком. Закрепление. С.33, №7, с.35, №19 92

Проект «Задачи-расчеты» С.36-37, начать работу над проектом. 93

Контрольная работа по теме «Деление с остатком»


Числа от 1 до 1000.

Нумерация (13 ч) 94

Анализ контрольной работы. Тысяча. С. 42, №5,6 95

Образование и называние трехзначных чисел. С.43, №5 96

Запись трехзначных чисел. С.45, №8,9 97

Письменная нумерация в пределах 1000. С.46, №7,8 (1) 98

Увеличение и уменьшение чисел в 10, 100 раз. С.47, №6 99

Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. С.48, №3,6 100

Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений. С.49, №5,7 101

Сравнение трехзначных чисел. С.50, №5,6 102

Итоговая контрольная работа за III четверть.
103

Анализ контрольной работы. Письменная нумерация в пределах 1000. Закрепление. С.51, №6 (1), 7 104

Странички для любознательных. Обозначение чисел римскими цифрами.


Четвертая четверть (32 ч)
105

Единицы массы. Грамм. С. 54, №4, задание на полях 106

Обобщение по теме «Письменная нумерация в пределах 1000» С.59, №12,13

Числа от 1 до 1000.

Сложение и вычитание (12 ч) 107

Приемы устных вычислений. С.66, №2,6 108

Приемы устных вычислений вида 450+30, 620-200. С.67, №5,7 109

Приемы устных вычислений вида 470+80, 560-90. С.68, №5 110

Приемы устных вычислений вида 260+310, 670-140. С.69, №4,6 111

Приемы письменных вычислений. С.70, №3,5,7 112

Алгоритм сложения трехзначных чисел. С.71, №3,5 113

Алгоритм вычитания трехзначных чисел. С.72, №4 114

Виды треугольников. С.73, №3,4 115

Письменные приемы вычислений трехзначных чисел. Закрепление. С.74, №4 116

Странички для любознательных. Готовимся к олимпиаде. С.75, №4 117

Решение задач и уравнений изученных видов. С.79, №16,19 118

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание».



Числа от 1 до 1000.

Умножение и деление ( 14 ч) 119

Анализ контрольной работы. Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями.

С.82, №3,5 120

Приемы устных вычислений, основанные на свойствах умножения и деления суммы на число. С.83, №5, 6 121

Приемы устных вычислений трехзначных чисел методом подбора. С.84, №4,5 122

Виды треугольников. С.85, №4 123

Приемы устных вычислений в пределах 1000. Закрепление. С.86, №2 124

Прием письменного умножения трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд. С.88, №4 125

Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное. С.89, №5 126

Итоговая комплексная работа.
127

Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначное. Закрепление. С.91, №3,4 (3 столбик) 128

Прием письменного деления в пределах 1000. С.92, №5 129

Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное. С.93, №3, с.94, №5 130

Проверка деления. С.95, №6 131

Умножение и деление в пределах 1000. С.96, №4, задание на полях 132

Знакомство с калькулятором. С.98, №3

Итоговое повторение (4 ч) 133

Итоговая контрольная работа за год.
134

Нумерация чисел. Сложение и вычитание. С.104, №6 (устно), 8 135

Анализ контрольной работы. Умножение и деление. Правила о порядке выполнения действий. С.107, №1 (1) 136

Решение задач. Геометрические фигуры и величины.


29


© 2010-2022