- Преподавателю
- Начальные классы
- Исследовательская работа учащегося
Исследовательская работа учащегося
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ревтова О.Н. |
Дата | 09.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГУ «Отдел образования, физической культуры и спорта города Сарани»
КГУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
Тема проекта:
«Что мы сажаем, сажая леса…»
Секция: Эколого-биологическая
Исполнитель: Малышева Инесса - 3 «Б» кл.
Руководитель: Ревтова О.Н. - учитель начальных
классов
Сарань - 2014
Оглавление
Введение ………………………………..............................4
Исследовательская часть …………………………………5
Заключение ……………..…………………………………7
Приложение ……………………………………………….9
Список использованной литературы ………………….. 10
Цель: научиться понимать значение лесов в жизни человека и доказать, что человек может защитить лес.
Гипотеза: если деревья сажают, значит, это кому-нибудь нужно…
Задачи:
- Изучить дополнительную литературу о значении леса в жизни человека.
- Провести классные часы для учащихся 3 Б и 3 А классов на тему «Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади!».
- Изготовить календари и закладки для книг с целью пропаганды бережного отношения к лесу.
- Провести исследование почвы, на которой растут леса, взять интервью у работников метеостанции.
- Создать презентацию по теме проекта.
- Участвовать в научно-практической конференции.
Я считаю, что моя работа актуальна. Учёные подсчитали, что на Земле каждую минуту люди вырубают примерно 20 гектаров леса ( Это участок длиной 2 км и шириной 100 метров.) Каждую минуту с Земли исчезает столько леса! А сколько за 10 минут? А за час? А за год? Не случится ли так, что на Земле совсем не останется лесов?! Данный проект поможет раскрыть некоторые тайны леса, порой совсем знакомого, а иногда абсолютно загадочного, поможет выяснить, чем является лес для человека. И, конечно, рассудит: всегда ли человек справедлив по отношению к лесу, не по его ли вине возникают экологические проблемы леса.
I. Введение
Шуми, шуми, зелёный лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой…
И.Никитин
Есть у С.Маршака стихи, которые начинаются словами: «Что мы сажаем, сажая леса?» Люди разных специальностей ответили бы на этот вопрос каждый по- своему. Химик бы нашёл добрые слова о лесе, о древесине, из которой на комбинате получают лаки, нитки, лекарства. Столяры благодарили бы леса за мебель. Музыканты бы воскликнули: «Спасибо лес! Твоё дерево, когда-то гудело от ветра и слушало пение птиц, а теперь звучат скрипки и балалайки, сделанные из дерева». А лесничий закончил бы словами: «Что мы сажаем, Сажая леса? Чащу, где бродят Барсук и лиса. Лист, на который ложится роса.
Свежесть лесную,
И влагу, и тень-
Вот что сажаем в сегодняшний день!»
Мусор, пожар, вырубка деревьев - это самое страшное для леса. Людская беспечность - вот главная причина беды. К сожалению, многие рассуждают так: чего-чего, а уж лесов на белом свете видимо-невидимо, никто их не сеял, не сажал - сами выросли. Так всегда было, так и впредь будет. Но будет ли? Представьте, что в лес пришли туристы. Что останется после них? Они вытаптывают травы, рвут букеты, жгут костры, оставляют мусор, ломают или рубят деревья, а ведь почва образуется очень медленно, для этого нужно сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить её можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле разрушено ¼ всех плодородных почв.
II. Исследовательская часть
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни…
Как известно, лес играет в жизни человека и человечества двойную роль. С одной стороны, лес, являясь одной из главных составляющих частей окружающей среды человека, в большой степени влияет на климат, наличие чистой воды, чистого воздуха, защищает сельскохозяйственные земли, обеспечивает места для комфортного проживания и отдыха людей, сохраняет разнообразие живой природы. С другой стороны, лес - источник множества материальных ресурсов, без которых человечество пока не может обойтись и вряд ли сможет обойтись в обозримом будущем - древесины для строительства, производства бумаги и мебели, дров, пищевых и лекарственных растений и других. И, к сожалению, люди не задумываются над тем, что нас ждёт в будущем, если исчезнут все леса на нашей планете - погибнут от старости, от пожаров, от вырубки, от беспечного отношения человека?... Продолжая работу над проектом по экологической теме, меня заинтересовала эта проблема. И весной 2013 года мы вместе с мамой решили провести небольшой эксперимент. У себя на даче выбрали участок плодородной земли и сожгли там немного мусора. Позже я посадила там семена цветов, ухаживала за ними, поливала, но на этой земле к осени, к сожалению, так ничего и не выросло, хотя вокруг всё цвело и благоухало. Так я и сама убедилась в том, что на восстановление почвы такого маленького участка земли необходимо несколько лет (см. Приложение). Летом 2013 года, отдыхая в Боровом, я побывала на экскурсии на метеостанции, где моя крёстная помогла провести анализ почвы, на которой растут замечательные боровские леса (см. Приложение). Оказалось, что леса курорта Боровое очень хорошо растут в кислой, песчаной среде, омываемой многочисленными озёрами. Всё это благоприятно влияет на рост деревьев, способствует лесоразведению. Там же в Боровом, я сама смогла убедиться в правоте известных слов, что «лес - это зеленые легкие планеты». В лесу воздух становится насыщенным кислородом. А хвойный лес не зря называют доктором, потому что содержащиеся в хвое эфирные масла обладают бактерицидными свойствами. Именно поэтому в лесах Борового на берегу озёр располагаются санатории и детские оздоровительные лагеря.
Я узнала, что эти леса защищают почву от эрозии, многочисленные озера от пересыхания, сельскохозяйственные угодья от знойного ветра.
К сожаленью, таких красивых природных оазисов в нашей Республике очень мало (всего 4% всей территории), и поэтому сейчас очень много мер принимается правительством по охране и защите наших лесов. «Вокруг Астаны к 2015 году будет около 80 тысяч гектаров леса», - сказал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. «Сейчас утверждена программа до 2015 года, каждый год будем сажать по 5 тысяч гектаров …, и к 2015 году будет 75-80 тысяч гектара леса вокруг города», - сказал Назарбаев в ходе выездного совещания по вопросам санитарно-защитной зеленой зоны Астаны. Он отметил, что «поставлена великая задача - объединить леса Астаны, Боровской и Зелендинской зон».
Во время экскурсии на метеостанцию, я взяла интервью у работников станции, узнала их мнения о пользе леса (см. Приложение) Когда я собрала данный материал о значении лесов в жизни человека, о необходимости их охраны и чистоты, мне захотелось поделиться им с учениками 3 Б и 3 А классов СОШ №1. С этой целью вместе с мамой мы провели классный час на тему: «Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади!», в ходе которого рассказали учащимся о роли леса в жизни человека, об использовании леса и его охране. Им была предложена выставка фотографий на тему: «Виды лесов». Рассказывая о деревьях, растущих в лесах, я представила ученикам модель берёзы, изготовленную своими руками из бросового материала. В ходе классного часа мы провели викторину среди учеников 3Б и 3 А классов «Как я знаю лес?», где им были предложены загадки о лесе и необходимо было назвать пословицы.
Для того чтобы наши одноклассники, друзья, родные всегда помнили о бережном отношении к лесу, мы напечатали и подарили им закладки для книг и календари на 2014 год (см. Приложение).
III. Заключение
Виталий Бианки сказал: «Природа человеку не враг! Человек находил и находит в ней все, что ему нужно для жизни. Не покорять ее нужно, а понять, изучить, узнать, и она тогда сама откроет тебе свои кладовые и свои музеи. И первое, с чего надо начать, это перестать природу грабить. Да, да, грабить! У природы надо брать в долг. Срубил 1000 гектаров леса - столько же и посади. Иначе останешься без леса. И не превращай свою землю в пустыню!» Проведя свои исследования, я убедились, насколько справедливы эти слова. Ведь столько бед и проблем может принести, на первый взгляд, простая вырубка леса! Я считаю, что ещё можно исправить то, что нарушено в нашей Природе. После проведённых исследований, я предлагаю свои меры по защите и охране лесов:
- Сажать деревья и растения, очищающие воздух.
- Не ломать ветки деревьев и кустарников.
- Не оставлять в лесу, в парке, на лугу мусор.
- Не разводить в лесу костры.
- 20 марта 2014 года отмечается Международный день леса или Всемирный день защиты лесов. Этот день отмечается не потому, что на Земле много лесов, а потому что они всё чаще требуют защиты и помощи человека. И если каждый из нас в этот день посадит хотя бы одно дерево, то сделает воздух на нашей планете чище.
- В Международный день леса проводить классные часы, направленные на защиту лесов и лесных насаждений.
- Организовать в школе пункт для приёма макулатуры от школьников и населения микрорайона с целью дальнейшей переработки бумаги, что позволит сохранять лесные насаждения нашей республики.
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса.
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где пёстрые дятлы стучат.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на который ложится роса,
Свежесть лесную, и влагу, и тень -
Вот что сажаем в сегодняшний день.
Приложение
Используемая литература
1. Глобальная экология. Учеб. для 10 - 11 кл. профил. шк. / Н. Ф. Винокурова, В. В. Трушин - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 270 с.: ил., карт.
2. «Жемчужина Бурабай» Гусева Л.А., Кокшетау - 2011
3. Материалы газет «Индустриальная Караганда» и «Саран газетi».
4. Материалы интернета
rambler.ru
google.ru
Результаты анкетирования учащихся и опроса родителей
Наши результаты
Выводы
-
Городские парки и скверы, бульвары и аллеи, зеленые зоны выполняют экологические, санитарно-гигиенические, эстетические функции, жизненно важные для горожан.
-
В любое время года можно успешно сажать деревья.
-
Не все деревья подходят для высаживания в городской черте.
-
Существуют правила посадки деревьев в разные периоды года.
-
Надо чаще говорить с детьми на экологические темы: для нас это интересно и полезно.
-
В результате практической посадки хотя бы одного дерева мы получили навыки посадки и теперь привыкаем бережно относиться к молодым деревцам, ухаживая за ними.
-
Сохраните природу, не губите себя!
Смотрите на неё, как на людей, любя! Ведь будущее может пропасть навсегда! Любите природу, любите себя!
-
Чтобы воткнуть саженец
в землю нужно 30 секунд, гораздо больше времени нужно, чтобы созреть для этого поступка.