Рабочая учебная программа Окружающий мир 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДОБРОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА -ГИМНАЗИЯ»

ИМЕНИ Я.М.СЛОНИМСКОГО


Согласовано

Замдиректора поУВР

_____________ФИО

Утверждено

на заседании педагогического совета

протокол № ____________

от ______________2014 г.

Директор Добровского УВК

______________Н.Б.Федорченко

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

« Окружающий мир»

для 1-А КЛАССА

уровень базовый

на 2014/ 2015 учебный год

учитель: Фирсова И.Н



Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов

протокол № ______ от ________ 2014г.

Руководитель МО ______________Г.И.Гелло



ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир». Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Цель изучения курса «Окружающий мир» для обучаемых 1 класса - помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, подготовить поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родного города, родной страны и планеты Земля. Курс обладает широкими возможностями для формирования у первоклассников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся начать освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин, изучаемых в первом классе. Предмет «Окружающий мир» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира. Знакомясь с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, первоклассник осмысливает личный опыт познания явлений окружающего мира, что будет способствовать обеспечению в дальнейшем его личного и социального благополучия. Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования и представлены в программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество».



Содержание курса Человек и природа. Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, ветер, закат, дождь, гроза. Звёзды и планеты. Созвездия. Формы и размеры звёзд. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли, Луна - естественный спутник Земли. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Погода, её составляющие (облачность, осадки, ветер). Водоёмы (река, море, озеро); их использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Вода. Состояния воды. Использование в хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые. Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк. Их значение в хозяйственной деятельности человека. Растения, их разнообразие. Части растений (корень стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения, растения цветника, деревья). Бережное отношение человека к растениям. Грибы (съедобные и ядовитые). Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края. Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Человек и общество. Человек - член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Имена и фамилии членов семьи. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Друзья. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Основы правильного питания. Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, интернет. Наша родина - Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - основной закон РФ. Права ребёнка. Президент РФ - глава государства. Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День семьи и др. Москва - столица России. Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам. Родной край - частица России. Родной город, регион: название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края.


К концу учебного года учащиеся должны знать:

- солнце, его форма; луна и звезды;

- камни и их разнообразие;

- дикорастущие и культурные растения; кустарники, травы, деревья;

- части растений;

- животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей;

- признаки живой и неживой природы;

- основные сведения о своей стране, (селе), городе; планете;

- виды транспорта; правила безопасного поведения в быту и на улице, в воде;

- разнообразие водоемов, части реки; правила поведения на воде,

- правила безопасного обращения с электроприборами;

- свойства снега и льда;

- признаки живого и условия, необходимые для жизни организмов;

- правила ухода за комнатными растениями и домашними животными, птицами;

- как охранять окружающую среду от загрязнения;

- времена года, растения и животные ближайшего природного окружения; - правила поведения в природе; правила дорожного движения; основные дорожные знаки;

- различные виды профессий;

- связь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями;

- правила поведения на природе;

- разнообразие овощей и фруктов и их значение для человека;

- правила личной гигиены;

- значение сна в жизни человека;

- назначение устройств автомобилей, поездов и железных дорог, кораблей и самолетов;

- о роли космоса в жизни человека;

- о роли экологии в жизни людей; К концу учебного года учащиеся должны уметь:

- различать объекты живой и неживой природы;

- различать изученные группы растений и животных (по нескольку представителей каждой группы);

- вести наблюдения в природе под руководством учителя;

- объяснять какое значение имеет природа для жизни людей;

- различать водоемы; части реки;

- выполнять правила поведения на воде и в быту; в окружающей природе;

- различать время и времена года; изученные растения и животные;

- применять правила дорожного движения; различать основные дорожные знаки; и различать виды профессий;

- объяснять причину возникновения дождя и ветра;

- различать цвета радуги, звук и свет;

- различать изученные группы растений и животных;

- различать изученные виды транспорта;

- выполнять правила личной гигиены;

- соблюдать правила поведения в природе;

- устанавливать связь между поведением людей и состоянием окружающего мира.



Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

1 класс (66 ч) Задавайте вопросы! (1ч) Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на по­ляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника - Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой Учащиеся осваивают первоначальные умения: - задавать вопросы; - вступать в учебный диалог; - пользоваться условными обозначениями учебника; - различать способы и средства познания окружающего мира; - оценивать результаты своей работы на уроке

Раздел «Что и кто?» (20 ч) Что такое Родина? Знакомство с целями и задачами раздела. Роди­на - эта наша страна Россия и наша малая роди­на. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и го­родах страны, занятиях жителей; - сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; - рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Что мы знаем о народах России? Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов; - работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках; - обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью; - работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Что мы знаем о Москве? Москва - столица России. Достопримечательно­сти Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей - наших сверстников - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; - узнавать достопримечательности столицы; - работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей - своих сверстников; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Проект «Моя малая Родина» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся: - фотографировать наиболее значимые досто­примечательности своей малой родины; - находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; - интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; - составлять устный рассказ; - выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); - оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Что у нас над головой? Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медве­дицы - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; - моделировать форму Солнца; - работать в паре: моделировать форму созвездий; - работать со взрослыми: находить на ноч­ном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради); - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Что у нас под ногами? Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные разме­ры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; - практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; - различать гранит, кремень, известняк; - работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Что общего у разных растений? Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях - Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; - практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть; - работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять са­мопроверку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Что растёт на подоконнике? Наиболее распространённые комнатные расте­ния. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе - Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; - практическая работа: определять комнат­ные растения с помощью атласа-определителя; - различать изученные растения; - работать в паре: использовать представлен­ную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять "са­мопроверку; - приводить примеры комнатных растений; - рассказывать об особенностях любимого ра­стения; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Что растёт на клумбе? Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, ка­лендула), цветущие осенью. Распознавание рас­тений цветника - Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - наблюдать растения клумбы и дачного участ­ка и узнавать их по рисункам; - практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя; - работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку; - рассказывать о любимом цветке; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Что это за листья? Деревья возле школы. Листья деревьев, разно­образие их формы и осенней окраски. Распозна­вание деревьев по листьям - Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - наблюдать осенние изменения окраски ли­стьев на деревьях; - узнавать листья в осеннем букете, в герба­рии, на рисунках и фотографиях; - сравнивать и группировать листья по раз­личным признакам; - практическая работа в группе: определять деревья по листьям; - описывать внешний вид листьев какого-либо дерева; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Что такое хвоинки? Лиственные и хвойные деревья. Ель и со­сна - хвойные деревья. Хвоинки - видоизме­нённые листья. Распознавание хвойных деревьев
- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - различать лиственные и хвойные деревья; - практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя; - сравнивать ель и сосну; - описывать дерево по плану; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Кто такие насекомые? Насекомые как группа животных. Главный при­знак насекомых - шесть ног. Разнообразие на­секомых - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - рассматривать иллюстрации учебника, из­влекать из них информацию о строении насеко­мых, сравнивать части тела различных насекомых; - работать в паре: узнавать насекомых на ри­сунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, при­водить примеры насекомых; - сочинять и рассказывать сказочные истории 1 по рисункам; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Кто такие рыбы? Рыбы - водные животные, тело которых (у боль­шинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы
- Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - рассматривать иллюстрации учебника, из­влекать из них нужную информацию; - моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; - работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку; - описывать рыбу по плану; - приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Кто такие птицы? Знакомство с птицами как одной из групп жи­вотных. Перья - главный признак птиц. Перво­начальное знакомство со строением пера птицы
- Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - рассматривать иллюстрации учебника, из­влекать из них нужную информацию; - практическая работа: исследовать строение пера птицы; - работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определите­ля, проводить самопроверку; - описывать птицу по плану; - сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Кто такие звери? Внешнее строение и разнообразие зверей. Ос­новные признаки зверей: шерсть, выкармлива­ние детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - рассматривать иллюстрации учебника, из­влекать из них нужную информацию; - практическая работа: исследовать строение шерсти зверей; - работать в паре: узнавать зверей на рисун­ке, определять зверей с помощью атласа-опре­делителя, проводить самопроверку; - устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Что окружает нас дома? Систематизация представлений детей о предме­тах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - характеризовать назначение бытовых пред­метов; - находить на рисунке предметы определённых групп; - работать в паре: группировать предме­ты домашнего обихода; проводить взаимопро­верку; - приводить примеры предметов разных групп; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Что умеет компьютер? Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в совре­менной жизни. Правила безопасного обращения с ним - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - определять составные части компьютера; - характеризовать назначение частей компью­тера; - сравнивать стационарный компьютер и ноут­бук; - работать в паре: рассказывать (по ри­сунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни; - моделировать устройство компьютера; - соблюдать правила безопасного обращения с компьютером; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Что вокруг нас может быть опасным? Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транс­портом. Элементарные правила дорожного дви­жения
- Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода; - характеризовать опасность бытовых пред­метов; - работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку; - моделировать устройство светофора; - оценивать своё обращение с предметами до­машнего обихода и поведение на дороге; - сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке На что похожа наша планета? Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Гло­бус - модель Земли - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - выдвигать предположения и доказывать их; - использовать глобус для знакомства с фор­мой нашей планеты; - работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; - моделировать форму Земли; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина» Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений - Выполнять тестовые задания учебника; - выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч) Как живёт семья? Проект «Моя семья» Знакомство с целями и задачами раздела. Се­мья - это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии чле­нов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределе­ние заданий, обсуждение способов и сроков ра­боты
- Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить; - рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; - называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; - рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; - оценивать значение семьи для человека и общества. В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: - отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи со­бытий; - интервьюировать членов семьи; - оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; - составлять экспозицию выставки; - оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очист­ных сооружений для предотвращения загрязне­ния природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - прослеживать по рисунку-схеме путь воды; - обсуждать необходимость экономии воды; - выяснять опасность употребления загрязнён­ной воды; - практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Откуда в наш дом приходит электричество? Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; - запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами; - анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии; - практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Как путешествует письмо? Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой по­чты. Современные средства коммуникации - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; - работать в паре: строить из разрезных дета­лей схему доставки почтовых отправлений, рас­сказывать по схеме о путешествии письма, про­водить взаимопроверку; - различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять са­мопроверку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Куда текут реки? Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде
- Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; - сравнивать реку и море; - различать пресную и морскую воду; - практическая работа в паре: рассматри­вать морскую соль и проводить опыт по «изго­товлению» морской воды; - сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Откуда берутся снег и лёд? Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответ­ствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов; - наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Как живут растения? Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необхо­димые для жизни растений. Уход за комнатными растениями - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; - прослеживать по рисунку-схеме этапы жиз­ни растения; - формулировать выводы об условиях, необхо­димых для жизни растений; - практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Как живут животные? Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необхо­димые для жизни животных. Уход за животными живого уголка - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - наблюдать за жизнью животных, рассказы­вать о своих наблюдениях; - работать в группе: выполнять задания, фор­мулировать выводы, осуществлять самопроверку; - практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка; - оценивать свои достижения на уроке Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - наблюдать зимующих птиц, различать зиму­ющих птиц по рисункам и в природе; - обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; - практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предло­женного подходящий для птиц корм; - запомнить правила подкормки птиц; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Откуда берётся и куда девается мусор? Источники мусора в быту. Необходимость со­блюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора
- Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; - обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; - практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала; - сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Откуда в снежках грязь? Источники загрязнения нашей планеты и спосо­бы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; - обсуждать источники появления загрязнений в снеге; - формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; - сочинять и рассказывать сказку на предло­женную тему; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» Проверка знаний и умений. Представление ре­зультатов проектной деятельности. Формирова­ние адекватной оценки своих достижений - Выполнять тестовые задания учебника; - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Раздел «Где и когда?» (11ч) Когда учиться интересно? Знакомство с целями и задачами раздела. Усло­вия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный кол­лектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обраще­ние к учителю - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; - работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопо­мощи в классе; - рассказывать о своём учителе; формулиро­вать выводы из коллективного обсуждения; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Проект «Мой класс и моя школа» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы
В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: - фотографировать наиболее интересные со­бытия в классе, здание школы, классную комна­ту и т. д. - коллективно составлять рассказ о школе и классе; - презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); - оформлять фотовыставку; - оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Когда придёт суббота? Время и его течение. Прошлое, настоящее и бу­дущее. Последовательность дней недели - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - анализировать иллюстрации учебника, раз­личать прошлое, настоящее и будущее; - работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, на­зывать дни недели в правильной последователь­ности, проводить взаимоконтроль; - называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым; - сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Когда наступит лето? Последовательность смены времён года и меся­цев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явле­ний от смены времён года - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для вы­полнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года; - называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым; - работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; - наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Где живут белые медведи? Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антаркти­ду, характеризовать их, осуществлять самокон­троль; - рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; - приводить примеры животных холодных районов; - устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Где живут слоны? Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов - Понимать учетную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, харак­теризовать их, осуществлять самопроверку; - работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации; - приводить примеры животных жарких райо­нов; - устанавливать связь между строением, обра­зом жизни животных и природными условиями; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Где зимуют птицы? Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными марш­рутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с ис­пользованием цветных фишек; - работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осу­ществлять самопроверку; - объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; - приводить примеры зимующих и перелётных птиц; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Когда появилась одежда? История появления одежды и развития моды. За­висимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (дело­вая, спортивная, рабочая, домашняя, празднич­ная, военная) - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; - отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; - работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев; - работать со взрослыми: изготавливать ма­скарадный костюм; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Когда изобрели велосипед? История появления и усовершенствования вело­сипеда. Устройство велосипеда, разнообразие со­временных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорож­ного движения и безопасности при езде на вело­сипеде - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - сравнивать старинные и современные велоси­педы; - работать в паре: извлекать из учебника ин­формацию об устройстве велосипеда, осущест­влять самопроверку; - обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; - запомнить правила безопасной езды на вело­сипеде; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Когда мы станем взрослыми? Отличие жизни взрослого человека от жизни ре­бёнка. Необходимость выбора профессии, целе­вых установок на будущее. Ответственность че­ловека за состояние окружающего мира - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; - определять по фотографиям в учебнике про­фессии людей, рассказывать о профессиях ро­дителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; - работать в паре: сравнивать рисунки учебни­ка, формулировать выводы в соответствии с за­данием; - рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» Проверка знаний и умений. Представление ре­зультатов проектной деятельности. Формирова­ние адекватной оценки своих достижений - Выполнять тестовые задания учебника; - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Раздел «Почему и зачем?» (22 ч) Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце - ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; - работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаи­мопроверку; - использовать атлас-определитель для полу­чения нужной информации; моделировать со­звездие Льва; - работать со взрослыми: наблюдать кар­тину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Почему Луна бывает разной? Луна - спутник Земли, её особенности. Измене­ние внешнего вида Луны и его причины. Спосо­бы изучения Луны - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; - моделировать из пластилина форму Луны; - рассказывать с помощью рисунков в учебни­ке об изучении Луны учёными, осуществлять са­мопроверку; - работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фикси­ровать результаты наблюдений в рабочей тет­ради; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Почему идёт дождь и дует ветер? Причины возникновения дождя и ветра. Их зна­чение для человека, растений и животных - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - наблюдать за дождями и ветром; - работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, сит­ничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять при­чины возникновения дождя и ветра; осущест­влять самопроверку; - сочинять и рассказывать сказку по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Почему звенит звонок? Разнообразие звуков в окружающем мире. При­чина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - анализировать рисунок учебника и переда­вать голосом звуки окружающего мира; - практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков; - обсуждать, почему и как следует беречь уши; - высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопро­верку; - сочинять и рассказывать сказку по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Почему радуга разноцветная? Радуга - украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблю­дениям и рисунку учебника; - запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма; - высказывать предположения о причинах воз­никновения радуги, осуществлять самопроверку; - работать в паре: отображать последователь­ность цветов радуги с помощью цветных поло­сок, осуществлять взаимопроверку; - сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Почему мы любим кошек и собак? Взаимоотношения человека и его домашних пи­томцев (кошек и собак). Предметы ухода за до­машними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - описывать по плану своего домашнего пи­томца (кошку, собаку); - обсуждать наше отношение к домашним пи­томцам; - рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; - практическая работа в паре: познакомить­ся с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением; - участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Проект «Мои домашние питомцы» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: - наблюдать за домашним любимцем и фик­сировать результаты наблюдений; - фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; - составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; - презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов); - оформлять фотовыставку; - оценивать результаты собственного труда и труда товарищей Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила пове­дения на лугу - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - работать в паре: определять цветы и бабо­чек с помощью атласа-определителя, осущест­влять самопроверку; - рассматривать и сравнивать рисунки учеб­ника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, форму­лировать правила поведения в природе, сопо­ставлять их с эталоном; - устанавливать взаимосвязь цветов и бабо­чек на основе информации учебника; - сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Звуки леса, их разнообразие и красота. Необхо­димость соблюдения тишины в лесу - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - определять лесных обитателей по звукам, кото­рые они издают; передавать голосом звуки леса; - объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину; - работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку; - оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушива­ния) рассказов из книги «Великан на поляне»; - формулировать правила поведения в природе; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Зачем мы спим ночью? Значение сна в жизни человека. Правила подго­товки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - сравнивать рисунки учебника, делать выво­ды о значении сна в жизни человека; - работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполне­ния задания цветные фишки, осуществлять вза­имопроверку; - оценивать правильность своей подготовки ко сну; - рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»; - определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Почему нужно есть много овощей и фруктов? Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигие­ны при употреблении овощей и фруктов - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цвет­ных фишек, осуществлять самопроверку; - работать в группе: находить в учебнике ин­формацию о витаминах в соответствии с задани­ем; сравнивать роль витаминов А, В и С в жиз­недеятельности организма; - сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку; - запомнить правила гигиены при употребле­нии овощей и фруктов; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, - отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; - рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки; - практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук; - запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные; - формулировать основные правила гигиены; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Зачем нам телефон и телевизор? Почта, телеграф, телефон - средства связи. Ра­дио, телевидение, пресса (газеты и журна­лы) - средства массовой информации. Интернет - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - различать средства связи и средства массо­вой информации; - рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; - объяснять назначение радиоприёмника, теле­визора, газет и журналов; - работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприёмники); - обсуждать назначение Интернета; - моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Зачем нужны автомобили? Автомобили - наземный транспорт, их разно­образие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль - автомобиль буду­щего - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - классифицировать автомобили и объяснять их назначение; - работать в паре: по рисунку-схеме знако­миться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку; - использовать представленную в учебнике ин­формацию для выполнения задания; - сочинять и рассказывать сказочную исто­рию по рисунку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Зачем нужны поезда? Поезда - наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - классифицировать поезда в зависимости от их назначения; - работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; - использовать информацию учебника для вы­полнения задания, сравнивать старинные и со­временные поезда; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Зачем строят корабли? Корабли (суда) - водный транспорт. Виды кора­блей в зависимости от назначения (пассажир­ские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - классифицировать корабли в зависимости от их назначения; - рассказывать о своих впечатлениях от плава­ния на корабле; - работать в паре: по рисунку-схеме знако­миться с устройством корабля, проводить само­проверку и взаимопроверку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Зачем строят самолёты? Самолёты - воздушный транспорт. Виды само­лётов в зависимости от их назначения (пасса­жирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - классифицировать самолёты в зависимости от их назначения; - рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте; - работать в паре: по рисунку-схеме знако­миться с устройством самолёта, проводить са­мопроверку и взаимопроверку; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения нa уроке Почему в автомобиле и поезде нужно соблю­дать правила безопасности? Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае) - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - обобщать сведения о транспорте, получен­ные на предыдущих уроках; - обсуждать необходимость соблюдения пра­вил безопасности в транспорте; - работать в группе: знакомиться с пра­вилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о прави­лах безопасности в автобусе, троллейбусе, трам­вае; - участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Почему на корабле и в самолёте нужно со­блюдать правила безопасности? Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - работать в группе: знакомиться с правила­ми безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте; - участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Зачем люди осваивают космос? Систематизация сведений о космосе, получен­ных в течение года. Освоение человеком космо­са: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин - пер­вый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - рассказывать об освоении человеком космо­са, опираясь на иллюстрации учебника; - работать в группе: высказывать предполо­жения по вопросам учебника, осуществлять Са­мопроверку; - моделировать экипировку космонавта; - участвовать в ролевой игре «Полёт в кос­мос»; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Почему мы часто слышим слово «экология»? Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли - Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить; - находить в тексте учебника ответы на во­просы; - приводить примеры взаимосвязей между че­ловеком и природой; - оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; - участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питом­цы» Проверка знаний и умений. Представление ре­зультатов проектной деятельности. Формирова­ние адекватной оценки своих достижений - Выполнять тестовые задания учебника; - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Учебно-методическое обеспечение 1. Печатные пособия. 1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2014. 2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2013. 3. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Проверим себя : тетрадь для учащихся 1 класса начальной школы / А. А. Плешаков. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2013. 4. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Тесты. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. - М. : Просвещение, 2013. 5. Плешаков, А. А. От земли до неба : атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2013. 6. Плешаков, А. А. Зелёные страницы : кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2013. 7. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. - М. : Просвещение, 2013. 8. Плешаков, А. А. Окружающий мир / А. А. Плешаков // Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. - М. : Просвещение, 2011. 2. Информационно-коммуникативные средства. Окружающий мир : электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (CD). 3. Наглядные пособия. Комплект демонстрационных таблиц к учебнику «Окружающий мир» А. А. Плешакова. 4. Материально-технические средства. Компьютерная техника, доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.


© 2010-2022