Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия «Лаборатория Салахова»














ПРОЕКТ УРОКА

по русскому языку









Тема урока: «Обозначение гласных звуков после букв Ж, Ш»

Дата проведения урока:

Класс: 1 «Г»












Тема урока: «Обозначение гласных звуков после букв Ж, Ш». Цель урока: создать условия для принятия решения задачи обучающимися по поиску выбора гласной И или Ы после Ж и Ш. Задачи урока: 1. Предметная: отработать умение объяснять выбор гласной буквы после согласных Ж и Ш. 2. Метапредметная: развивать познавательную активность, учить наблюдать, сравнивать, анализировать. 3. Личностная: формировать положительную мотивацию к обучению; формировать ответственное отношение к своей речи. Тип урока: урок решения частных задач. Методы и приемы: беседа, демонстрация, рассказ, работа в группах, игра «Живые звуки», «Знаем - Хотим узнать - Узнали». Оформление доски




Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»


Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»

пружына

пружИна

Знаем


Хотим узнать

Узнали

А Я

О Ё

У Ю

И Ы

Э Е

Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»

ЖУрок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»

Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»

ШУрок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»




Ж Ш

Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»



Ы ? И



Ж Ш

Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»



И

ЖИ - ШИ




Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»


Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»

машына

машИна





Этап урока


Содержание этапа


Организационный этап

2 минуты Приветствие: «Доброе утро, девочки». Вы когда-нибудь задумывались, почему люди говорят друг другу: «Доброе утро»? Ведь придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться: «Доброе утро»! Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, а «доброе утро» длится до вечера.

Анализ условий решения задач

3 минуты

Сегодня на уроке с героями букваря мы отправимся в путешествие по «Стране знаний», и конечно узнаем что-то новое. Чтобы нам было удобнее зафиксировать наши знания Авосик и Небосик, предлагают нам использовать прием «Знаем - хотим узнать - узнали». Так как в таблице есть графа «знаем», давайте вспомним, что мы знаем о работе букв.

Знаю


Хочу узнать

Узнал

А Я

О Ё

У Ю

И Ы

ЭУрок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ» Е

Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»







Буквы 1 столбика могут выполнять либо 1, либо 2 работы. В зависимости от позиции в слове. Буквы 2 столбика всегда выполняют 2 работы.

Молодцы! Вспомнили, теперь поработаем в букварных тетрадях, чтобы отработать умение называть «работу» букв.

Создание ситуации интеллектуального конфликта

15 минут

Игра «Живые звуки». Прошу встать тех, кто сегодня обнаружил у себя на парте карточку со звуком. «Счастливчики» называют звук, дают ему характеристику.

Пример: звук [ж] - согласный, твердый, звонкий, я звук [п] - согласный, твердый, глухой и т.д.

Таким образом, класс догадывается, звуковую модель какого слова им необходимо составить и записать в тетрадь.

В данном случае это слова: пружина, машина.

Двое работают у доски: Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ» , Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»

Затем составляем буквенные записи с комментированием. На доске появляется запись: П Р У Ж Ы Н А

М А Ш Ы Н А

Дети, работая по привычному способу действия, (Звук [п] обозначаю буквой «пэ», звук [р] обозначаю буквой «эр», звук [у] обозначаю буквой «у», звук [ж] обозначаю буквой «жэ», звук [ы] обозначаю буквой «ы» и т.д.) допускают ошибку в записи слова.

Авосик и Небосик, так же как и вы составляли звуковые и буквенные модели этих слов. Авосик, как всегда, понадеявшись на авось, сделал такие записи:

А Небосик, решив, небось, повезет, сделал такие записи:

Кто прав?

Оценив работу, обучающиеся высказывают свои мнения по поводу выбора букв Ы, И после Ж и Ш.

С какой проблемой мы столкнулись? Точно не знаем, какую гласную выбрать.

В графе «Хотим узнать» появляется запись, обозначающая выбор гласной.

Знаем


Хотим узнать

Узнали

А Я

О Ё

У Ю

И Ы

ЭУрок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ» Е

Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»

ЖУрок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»

Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»

ШУрок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»




ЖУрок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ» Ш




Ы ? И




Решение задачи, конструирование нового способа действий

10 минут

Что нужно учесть, при выборе гласной? Нужно учесть то, что звуки [ж] [ш] не парные по мягкости-твердости, и помощник в обозначении мягкости им не нужен, т.е. после этих букв должна стоять гласная, выполняющая 1 работу, самой подходящей из этого списка является буква И.

Вносим дополнения в графу «Узнали» эти сведения.

Знаем


Хотим узнать

Узнали

А Я

О Ё

У Ю

И Ы

ЭУрок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ» Е

Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»

ЖУрок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»

Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»

ШУрок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»




ЖУрок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ» Ш




Ы ? И



ЖУрок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ» Ш




И

ЖИ - ШИ


Теперь, когда мы выяснили, какую же все-таки гласную писать после Ж и Ш, закрепим знания, поработав в группах. Но сначала Авосик и Небосик приглашают вас на физминутку. Если в песенке вы услышите слова с новой орфограммой, хлопните в ладоши.

Физминутка: «На болоте жабы жили и друг с другом так дружили…»

Задания для групповой работы:

Угадай и запиши слово. Подчеркни орфограмму.

1 группа:

Кот живёт у нас на крыше,

А в чулане живут ________ .

2 группа:

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни ___________ .

3 группа:

По полям бегут ручьи,

На дорогах _________

Скоро выйдут муравьи

После зимней _________ .

4 группа:

Покружилась в воздухе

Звёздочка немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Это __________)

Авосик и Небосик очень благодарны вам за работу и оказанную помощь, теперь они и мы с вами познакомились и узнали новую орфограмму. А наши герои с вами не прощаются, они приглашают вас продолжить путешествие по «Стране знаний» на следующем уроке.

Рефлексия

5 минут

Рефлексия «Лесенка успеха». На партах лежат фигурки с изображением человечка, а на слайде лесенка, состоящая из 3-х ступенек. Прикрепите человечка на ту ступеньку, которую считаете нужной:

1 ступенька - у меня ничего не получилось, я не поняла тему урока;

2 ступенька - у меня были затруднения в процессе выполнения заданий;

3 ступенька - у меня все получилось, со всеми заданиями справилась.

Спасибо за работу! До свидания!


© 2010-2022