Открытый урок-презентация «Озеро и его обитатели» для 3 класса

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Яшалтинская средняя общеобразовательная школа

им.В.А.Панченко»

Яшалтинского района Республики Калмыкия






Окружающий мир

Урок-презентация

«Озеро и его обитатели»

3 класс




Учитель начальных классов

Кекенова Т.М.


Цель: - дать первичное понятие экосистемы озера, взаимосвязи живой и неживой природы; - познакомить учащихся с животным и растительным миром озер, «их профессиями» в экосистеме; - осуществить приемственность между начальным и средним звеном. (пропедевтика, эта тема изучается в 6 классе на географии) Задача: - воспитывать бережное отношение к природе; - расширить кругозор учащихся об окружающем мире; Учебник. 1 часть страница 44-47 Оборудование: - Презентация к уроку: Окружающий мир. 3 класс. Экосистема озера.ink - Индивидуальные таблицы для учащихся. (Приложение 1) - Индивидуальный кроссворд. (Приложение 2) Ход урока: 1. Организационный момент. - Начнем урок с повторения. 2. Актуализация знаний. - Какую тему вы изучали на прошлом уроке? (мы разбирали, что такое экосистема). - Что такое экосистема? (это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ). [Слайд 2] - Давайте уточним составные части любой экосистемы (живая природа - «производители», «потребители», «разрушители»; неживая природа - воздух, вода, почва, горные породы). Экосистема бывает разнообразна. Экосистема - это широкое понятие. Экосистема не связана с ограниченным участком земной поверхности. Это понятие применимо ко всем системам животных и неживотных компонентов, где происходит внешний и внутренний круговорот веществ и энергии. Понятие экосистема ввел английский ботаник А. Тенсли в 1935 году, который обозначил этим термином, любую совокупность совместно обитающих организмов и окружающую их среду. - Сегодня мы с вами изучаем одну из экосистем. А какую - вы угадаете сами. - Глядятся в него молодые рябинки, цветные свои, примеряя косынки. Глядятся в него молодые березки, свои перед ним поправляя прически. И месяц и звезды - в нем все отражается Как это зеркало называется? (озеро) - Тема сегодняшнего урока: Экосистема озера. [Слайд 3] - Каждый из вас много знает. Возможно сегодня, вы мне поможете, вести урок, а кто-то из вас сделает открытки. В конце урока вы поделитесь, кто из вас, что нового узнал. - Перейдем к теме урока. [Слайд 4] (открываются левые шторки) Что такое озеро? Виды озер. Происхождение. Взаимосвязь живой и неживой природы (пищевая цепь) Животные и растения озера. - Сегодня по этому плану мы работаем. 3. Совместное открытие знаний. Объяснение нового материала. - Что такое озеро? (природные водоемы со стоячей водой в углублении). - Мы с вами дадим научное определение понятия озеро. Озеро - это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении. - Какие озера вы знаете? (Байкал, Каспийское, Ладожское) [Слайд 5. Открываются левые шторки, по мере ответов учащихся.] - Озеро в отличие от моря не является частью океана. От реки отличается тем, что вода в нем не течет. [Слайд 5. Открывается правая верхняя шторка] [Слайд 6] Самое глубокое - Байкал, его глубина 1620 м. Озеро Байкал хранит в себе 1/10 часть пресной воды Земли. Это большой наш ресурс. [Слайд 5. Открывается правая средняя шторка] [Слайд 7] Самое большое озеро - Каспийское. [Слайд 5. Открывается правая нижняя шторка] [Слайд 8] Самое бурное озеро - Ладожское. 1/3 части населения Земли испытывает нехватку пресной воды. Реки и озера - главный источник пресной воды. Человек тратит эту воду не рационально. Например, для орошения полей, на производстве при изготовлении бумаги. В среднем в день городской житель расходует 150 л воды, а сельский житель - 50 л. В основном эта вода тратится бесполезно. Наш бесценный ресурс пресной воды сокращается. Но, правда, замороженная вода находится еще и в виде ледников, но человек пока не научился ее добывать оттуда. Давайте беречь воду. - Мы с вами ответили на первый пункт плана. [Слайд 4] - Какие вы знаете виды озер? (бессточные и сточные (проточные)) [Слайд 9] - Бессточное - это озеро, не имеющее выхода вод, из него не вытекают реки и ручьи. - Сточное - это озеро, имеющее выход вод, из него вытекают реки ручьи. - Мы с вами ответили на второй пункт плана. [Слайд 4] - А кто из вас знает, как возникают озера? («море обмельчало») - Существует несколько теорий происхождения озер. [Слайд 10] По одной из теорий озеро образуется при движении земной коры. Такое происхождение называется тектоническим. По другой теории озеро образуется в результате таянья ледников. Такое происхождение называется ледниковым. В горах при движении горных пород, образовавшиеся углубления заполняются талыми льдами. Опущение земной поверхности сопровождается потеплением, лед тает. И образуется озеро. Также существует карстовое и остаточное происхождение озер. Но об этом вы узнаете в 6 классе на уроках географии. - Мы с вами, ответили на третий пункт плана. [Слайд 4] 4.Работа по учебнику. А) Выполнение задания 1 на странице 44. - Рассмотрите рисунок №1 на стр. 44 - Кто обитает в озере? (водоросли, рачки, карась, щука, раки, беззубка, микробы). - Проследите, как они взаимосвязаны. [Слайд 11] (работа учащихся с интерактивной доской)

- рачки питаются водорослями

- карась питается рачками

- щука питается карасями

- мертвыми организмами кормятся раки, улитки, беззубки

- остатки перерабатывают микробы) - Все они соединены зелеными стрелками. - Что они обозначают? (передачу органических веществ) - Почему от микробов к водорослям идет коричневая стрелка? (микробы перерабатывают остатки мертвых организмов до минеральных веществ, которые нужны водорослям). -Происходит взаимосвязь в пищевой цепочке. Б) Выполнение задания 2, на стр. 46. -Переверните страницу. Попробуйте самостоятельно подписать на схеме всех обитателей озера, с которыми вы познакомились в первом задании. (учащиеся самостоятельно выполняют работу) - Теперь объясните, что означают стрелки? (зеленая стрелка-передача органических веществ; коричневая стрелка-передача минеральных веществ) - Обратите внимание, что от мертвых организмов черная стрелка идет вниз, а не к микробам. Что это значит? («разрушители» не справляются со своей работой, а это значит, что круговорот веществ в озере не полностью замкнут). - В чем взаимосвязь? (в круговороте веществ). В) Чтение диалога Лены и Миши на стр. 44. - Повлияет ли это на экосистему озера? - Прочитайте диалог Лены и Миши на стр. 44. Они помогут вам найти ответ на ваш вопрос. (чтение учащихся по ролям) - Что же произойдет с озером, если круговорот не полностью замкнут? (со временем оно превратится в болото). [Слайд 12] (нажать на «Круговорот НЕ полностью замкнут») - В чем кроется причина? («разрушители не справляются со своей работой). - В результате этого, что происходит с органическими веществами? (они перерабатываются и оседают на дне озера) - Происходит переработка органических веществ в ил. Что является неживой природой. Физкультминутка: «Бабочка» (сидя за партами) - Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. - Мы с вами, ответили на четвертый пункт плана. [Слайд 4] - Работаем по последнему пункту плана. - Посмотрите на доску, здесь изображены обитатели озер. Кого вы узнали? - Отгадайте загадки, и вы узнаете, кто еще обитает в озере. [Слайд 13] (чтение загадок учащимися) - К сегодняшнему уроку некоторые ребята подготовили сообщения. Давайте узнаем о ком? Перечисленные здесь некоторые животные и растения занесены в красную книгу. Мы с вами должны бережно относиться к природе, чтобы она радовала нас. [Слайд 14] 4) Первичное закрепление. Обучение самостоятельного применения знаний. А) - Выполните задание 4, на стр. 47. - В задании 4 авторы задают вопросы для любознательных. Прочитайте их и попробуйте ответить. (учащиеся дописывают ответы в учебник) - Зачем рыбаки сверлят зимой дырки во льду? (рыба собирается у лунок потому, что им не хватает воздуха) Б) Выполнение задания на стр. 47. - Сегодня на уроке вы познакомились с обитателями экосистемы озера. В задании 3 на стр. 47 вам нужно определить «профессии» перечисленных живых организмов. Вам понадобятся цветные карандаши. (самост. выполн. учащ.) - Назовите «производителей» (хара, кувшинка, рогоз, камыш, элодея, водоросль). - Кого вы отнесли к группе «потребителей»? (щука, окунь, циклоп, дафния, карась, плотва, окунь). - Кто выполняет роль «разрушителей»? (мотыль, рак, беззубка). В) Работа с таблицей. [Слайд 15] (работа учащихся с интерактивной доской). - Перед вами таблица. Внесите в нее обитателей экосистемы, с которыми вы познакомились. - Какую экосистему вы изучили сегодня на уроке? (экосистему озера). - Перечислите «производителей», с которыми вы познакомились на уроке. (элодея, хара, одноклеточные водоросли, ирис-касатик, камыш, рогоз, кувшинка). - Назовите «потребителей» озера. (щука, окунь, циклоп, дафнии, карась, плотва, утка, стрекоза, водомерка). - Кто из «разрушителей» озера вам известен? (мотыль, личинка комаров, улитка, рак, микробы). - Разгадайте кроссворд. [Слайд 16] (работа учащихся с интерактивной доской). 5) Домашнее задание. - Читать стр. 44-47 6) Итог урока. - Кто-нибудь из вас сделал сегодня открытие? Что нового он узнал? С каким чувством вы уйдете с урока? - Спасибо вам за урок. Я получила удовольствие, общаясь с вами. 7) Орг. момент. Оценки выставляются в течении урока. - за работу на уроке - за сообщения - за выполнение задания в учебнике.
Литература:

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир. Ч. 1 «Обитатели Земли».
  2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли») для 3-го класса.
  3. Вахрушев А.А., Родыгина О.А. Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир. («Обитатели Земли»). 3-й класс.

Приложение 1

___________________________

Обитатели экосистемы

Название экосистемы

Производители

Потребители

Разрушители



Приложение 2

Открытый урок-презентация «Озеро и его обитатели» для 3 класса




© 2010-2022