Патриотическое воспитание в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дмитриева Светлана Николаевна

Учитель начальных классов МОУ СОШ №14

Патриотическое воспитание в начальной школе. Проблема патриотического воспитания является актуальной и особо значимой в сегодняшнее время. Построение гражданского общества, развитие нашей страны зависит от усилий людей которые, любят и заботятся о своей Родине. Поэтому воспитание гражданина-патриота сегодня - есть залог гарантированного будущего для всего Российского общества. «Патриотизм - это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны», - говорил Патриарх Алексий II [5; с.65]. Именно с православием, с традициями православной культуры в русском национальном самосознании сливается главная составляющая личности - чувство патриотизма как готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради Родины. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите Православия и наоборот, отсюда и образ Святой Православной Руси. «Патриотизм - это чувство гордости своим Отечеством, его истории и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан - богаче и счастливее. Патриотизм - это источник силы народа»[1; с.12]. Патриотическая направленность воспитания всегда была присуща отечественной педагогической науке и практике, опирающейся на уникальный опыт и традиции народной педагогики. Еще К.Д. Ушинский отводил патриотическому воспитанию в нравственном развитии ребенка ведущую роль. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства» [3; с.306]. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя. В обогащении этой мысли народность и патриотизм неизменно выступали как глубинная основа культуры общества, ценностных ориентиров в просвещении и воспитании гражданина. И, если дети проникнутся культурой нашей страны, возможно, они полюбят и саму Россию. В связи с этим, мы можем уверенно говорить о большой ценности Православной культуры для патриотического воспитания[6; с.30]. В настоящее время в условиях реализации Федерального государственного стандарта второго поколения одним из приоритетных направлений содержания начального образования является духовно-нравственное воспитание детей. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни[2; с.27]. Мы видим, что важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. И если главная задача нашего народа - созидание собственной страны, то главная задача учительства - патриотическое, духовно-нравственное воспитание наших детей[4; с.102]. Под патриотическим воспитанием младших школьников понимается систематическая и целенаправленная деятельность школ, органов государственной власти и общественных организаций по формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. А также это непрерывный, последовательный педагогически организованный процесс освоения ценностей народной культуры, отношения к малой Родине, языку, своему народу, его традициям, обычаям, идеалам, обеспечивающих патриотическое становление личности ребёнка[7; с.33]. В работе по патриотическому воспитанию младших школьников необходимо учитывать психолого-возрастные особенности детей. Впечатлительность и эмоциональность ребенка, его открытость и готовность к познанию нового, высокий авторитет учителя, стремление занять социально значимую позицию, ориентация на социальные нормы - эти и другие особенности создают благоприятную почву для роста устойчивых патриотических чувств. Именно в этом возрасте начинается пробуждение «живого внимания», интереса ребенка к прекрасному и нравственному - к глубинам народной культуры [8; с.97]. Устойчивая сторона культуры - это традиции, благодаря которым передается и закрепляется социальный опыт от поколения к поколению; это условия, при которых поддерживается опыт, обосновывается и узаконивается простой ссылкой на его существование в прошлом. Традиция - это самый ранний способ обеспечения единства поколений и целостности субъекта культуры Воспитание патриотизма невозможно без активной деятельности ребенка. Это основа для построения учебно-воспитательного процесса, направленного на патриотическое воспитание младших школьников. В процессе своей работы мы должны воспитать устойчивый интерес школьников к истории Родины, к народным традициям; знание жизни своего народа, его культуры, родного языка, почитаемых людей; уважительное отношение к другим народам, их обычаям и традициям. Ребенок должен сознательно участвовать ребенка в трудовой деятельности, в массовых народных мероприятиях, жизни города, школы, класса. В таблице представлены 8 направлений патриотического воспитания школьников[9; с.58]. Направления и формы патриотического воспитания

Направления работы

Цель

Основные формы работы Историко-краеведческое направление Изучение истории родного края, проведение краеведческой Работы, формирование гордости и чувства сопричастности к деяниям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в обществе. Беседы «Тверь православная», «ЖЗЛ», экскурс в «Наш край в прошлом», «О чём рассказали раскопки», посещение музеев и выставок народного творчества, встреча со знаменитыми людьми своего города, участниками Великой Отечественной войны, проект «О чём рассказала фотография».

Литературно-музыкальное направление.

Изучение народного фольклора, произведений и творчества

местных писателей и поэтов, воспитание музыкальной культуры.

Участие в народных праздниках,

работа фольклорного кружка, инсценирование народных сказок, конкурс частушек, конкурс стихов «Моя родина», конкурс сочинений «Моё Отечество», концерт для ветеранов Великой Отечественной войны.

Физкультурно-оздоровительное направление.

Возрождение и развитие народных игр, воспитание здорового

спортивного соперничества между детьми.

соревнование между классами «Самый спортивный класс»,

игра «В здоровом теле здоровый дух».

Экологическое направление

Воспитание любви к природе, потребности в её защите от загрязнения, охрана и изучение природы родного

края.

Конкурс - вы-

ставка «Природа и мы», операция «Озеленение», выпуск стен газеты «Лекарственные растения»,

Трудовое направление.

Привитие трудовых навыков каждому ребёнку, воспитание

потребности заботится о чистоте, уюте, порядке в доме, в классе, в школе.

Праздник «История костюма моего народа», работа кружков.

Семейное направление

Изучение и овладение опытом

предыдущих поколений, соединение воспитательного потенциала семьи и школы, изучение родословной, истории семьи.

Проекты «Наши корни», «История моей семьи», беседа «Семейные праздники», фотовыставки составление генеалогического древа «Моя родословная».

Героико- мемориальное направление

Формирование чувств гордости героической историей Родины, формирование гражданской позиции.

урок мужества «Герои нашего города», оформление стенда «Символы России», организация помощи ветеранам ВОВ,

игра-путешествие «История моего города - история моей страны».

Дидактическое направление

Осознание учащимися патриотических идеалов, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, развитие способности руководствоваться ими в качестве определяющих принципов в практической деятельности.

введение в урок элементов краеведения. Урок «Название моего города»,

Конкурс «Таланты земли Тверской».


Тесное взаимодействие субъектов образовательного процесса способствует достижению наибольшей эффективности в патриотическом воспитании учащейся и нам это необходимо учитывать и использовать в своей работе. Таким образом, мы видим, что содержание патриотического воспитания младших школьников в современных условиях определяются социальными изменениями, возрастными особенностями учащихся. Целенаправленное, системное и планомерное использование традиций народной педагогики, православной культуры в патриотическом воспитании младших школьников на основе принципа приоритетности регионального культурного наследия, а также на основе взаимодействия школы и семьи в решении данной проблемы позволяет с раннего детства формировать патриота своей Родины. Хочется обратиться к словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго: « Судьба России, её будущее - в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам, лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству» [1; с.14].

Список литературы

  1. Аксенов, Г. Слово и дело Церкви : об участии Русской Православной Церкви в патриотическом воспитании [Текст] / Г. Аксенов // Отечественные записки. - 2010. - № 3.
  2. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.
  3. Жуковский, О. Ф. Патриотизм и современное российское общество [Текст] / О. Ф. Жуковский // Россия и мир : гуманитарные проблемы. - СПб., 2011. - Вып. 11.
  4. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики //Просвещение. - 2009. - №1.
  5. Лутовинов, В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России / В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 2012.
  6. Лызлов, Р. В. Национальная проблематика и вопросы патриотического воспитания в «Основах социальной концепции Русской православной церкви» [Текст] / Р. В. Лызлов // Проблемы взаимодействия духовного и светского образования. История и современность. - Н. Новгород, 2011.
  7. Мазыкина, Н. В. Анализ опыта работы системы патриотического воспитания в регионах [Текст] / Н. В. Мазыкина // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - №6.
  8. Патрушева, Е.А.Формирование гражданско-патриотических ценностей у подростков в историко-краеведческой деятельности школы: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: Е. А. Патрушева-Челябинск, 2010.
  9. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя.- Изд. 2-е. - М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2011.
© 2010-2022