Программа курса внеурочной деятельности «Моя компьютерная грамотность»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I. Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Моя компьютерная грамотность» для начальной школы разработана на основе следующих документов: Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного стандарта начального общего образования, «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» - 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 и нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Цель программы: формирование основ информационно-коммуникационной компетентности (овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности). Задачи программы: 1. Формировать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией (формирование умений грамотно пользоваться источниками информации, правильно организовать информационный процесс). 2. Познакомить школьников с видами и основными свойствами информации, научить их приёмам организации информации и планирования деятельности. 3. Дать школьникам представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства. 4. Дать школьникам первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях. 5. Научить учащихся работать с программами WORD, PAINT, POWER POINT. 6. Научить учащихся находить информацию в Интернете и обрабатывать ее. 7. Углубить первоначальные знания и навыки использования компьютера для основной учебной деятельности 8. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, используя знания компьютерных технологий. 9. Приобщить к проектно-творческой деятельности. 10. Формировать эмоционально-положительное отношение к компьютерам. Важнейшая цель начального образования - создание прочного фундамента для последующего образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Это предполагает не только освоение опорных знаний и умений, но и развитие способности к сотрудничеству и рефлексии. Информатика рассматривается в общеобразовательной школе вообще и в начальной школе в частности в двух аспектах. Первый - с позиции формирования целостного и системного представления о мире информации, об общности информационных процессов в живой природе, обществе, технике. С этой точки зрения на пропедевтическом этапе обучения школьники должны получить необходимые первичные представления об информационной деятельности человека. Второй аспект пропедевтического курса информатики - освоение методов и средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся начальной школы к продолжению образования, к активному использованию учебных информационных ресурсов: фонотек, видеотек, мультимедийных обучающих программ, электронных справочников и энциклопедий на других учебных предметах, при выполнении творческих и иных проектных работ. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса. Технологический компонент: Обучение творческому применению осваиваемых информационных и коммуникационных технологий позволяет развивать широкие познавательные интересы и инициативу учащихся, стремление к творчеству, отношение к труду и творчеству как к состоянию нормального человеческого существования, ощущение доступности обновления своих компетенций. Логико-алгоритмический компонент: Развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа. Количество часов в неделю: 1 час Занятия проводятся в нетрадиционной форме с использованием разнообразных дидактических игр.
II.Прогнозируемые результаты освоения Рабочей программы: Обучающиеся должны знать: -правила техники безопасности; -основные устройства ПК; -правила работы за компьютером; -виды информации и действия с ней; -назначение и возможности графического редактора PAINT; -возможности текстового редактора WORD; -назначение и работу программы Power Point; -понятия локальных и глобальных сетей; -основы Интернет; -работу электронной почты; Обучающиеся должны уметь: -соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности; -включить, выключить компьютер; -работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы); -свободно набирать информацию на русском и английском регистре; -запускать нужные программы, выбирать пункты меню, правильно закрыть программу. -работать с программами Word, Paint, , Power Point; -работать с электронной почтой; -создавать презентацию, используя все возможности Power Point; С учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Моя компьютерная грамотность» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов. 1-я группа требований: личностные результаты. Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель - ученик»: -готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию; -ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции; -социальные компетенции; -личностные качества 2-я группа требований: метапредметные результаты. Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время - это освоение УУД: -познавательных; -регулятивных; -коммуникативных; -овладение межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм и др.) 3-я группа требований: предметные результаты. Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении заданий и проектов во внеурочное время.
III.Содержание курса: Введение Правила техники безопасности при работе с компьютером и в кабинете информатики. Виды информации и действия с ней. Понятие информации, виды информации. Получение, хранение, передача и обработка информации. Кодирование информации. Игра «открытие видов информации». Знакомство с компьютером Знакомство с компьютером. Роль компьютера в жизни человека. Диагностика ИК-компетентности учащихся. Основные устройства компьютера, их взаимодействие Функции и управление компьютерной мышью. Клавиши клавиатуры, значение клавиатуры и ее функции. Элементы операционной системы Учимся рисовать Графический редактор Paint. Панель опций, панель инструментов, палитра, область выделения. Разработка и редактирование изображения. Копирование, печать рисунков. Проведение игры «Сказочное существо». Создаем текст Программа WORD, окно программы, элементы окна, программы, документа. Ввод текста, непечатаемые знаки, отмена, возврат и повтор действий, параметры шрифта, цвет текста, применение эффектов, текст- объявление. Создание текста поздравительной открытки. Выделение, копирование, перемещение, удаление текста, редактирование текста. Автофигуры, вставка и редактирование рисунков, надписи Word Art. Проведение игры «Путешествие в страну Зазеркалье»


IV. Тематическое планирование:

№ п/п


Наименование разделов, блоков, тем

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

аудит.

неауд.

1

Введение.

Компьютер и безопасность.

1


Восприятие учебного материала

Познавательные УУД

2

Виды информации и действия с ней. Человек и информация.

1


Восприятие учебного материала

Познавательные УУД

3

Получение и передача информации.

1


Восприятие учебного материала

Познавательные УУД

4

Поиск и обработка информации.

1


Восприятие учебного материала

Познавательные УУД

5

Игра «Открытие видов информации»

1


Игровая деятельность

Коммуникативные УУД

6

Игра «Открытие видов информации»

1


Игровая деятельность

Коммуникативные УУД

7

Знакомство с компьютером.

Роль компьютера в жизни человека.

1


Восприятие учебного материала

Познавательные УУД

8

Основные устройства компьютера.

1


Восприятие учебного материала

Познавательные УУД

9

Игра «Покупка компьютера»

1


Игровая деятельность

Коммуникативные УУД

10

Управляем мышью.

1


Восприятие учебного материала

Познавательные УУД

11

Наш помощник - клавиатура.

1


Восприятие учебного материала

Познавательные УУД

12

Знакомимся с операционной системой.

1


Проектная деятельность

Регулятивные УУД

13

Знакомимся с операционной системой.

1


Проектная деятельность

Личностные УУД

14

Учимся рисовать

Графический редактор Paint. Назначение, возможности, местоположение. Панель опций, панель инструментов

1


Восприятие учебного материала

Познавательные УУД

15

Учимся рисовать

Графический редактор Paint.

1


Восприятие учебного материала

Познавательные УУД

16

Графический редактор Paint.

Разработка и редактирование изображения.

1


Игровая деятельность

Коммуникативные УУД

17

Графический редактор Paint.

Разработка и редактирование изображения.

1


Игровая деятельность

Коммуникативные УУД


18

Графический редактор Paint.

Разработка и редактирование изображения.

1


Проектная деятельность

Регулятивные УУД

19

Графический редактор Paint.

Разработка и редактирование изображения.

1


Проектная деятельность

Познавательные УУД

20

Графический редактор Paint.

1


Копирование, печать рисунков

Игровая деятельность

21

Графический редактор Paint.

Копирование, печать рисунков

1


Копирование, печать рисунков

Игровая деятельность

22

Игра «Сказочное существо»

1


Игровая деятельность

Коммуникативные УУД

23

Игра «Сказочное существо»

1


Игровая деятельность

Коммуникативные УУД

24

Создаем текст

Знакомство с программой WORD

1


Восприятие учебного материала

Познавательные УУД

25

Создаем текст

Знакомство с программой WORD

1


Восприятие учебного материала

Познавательные УУД

26

Набор и редактирование текста.

1


Оформление текста-объявления, текста поздравительной открытки. Регулятивные УУД

27

Набор и редактирование текста.

1


Оформление текста-объявления, текста поздравительной открытки. Познавательные УУД

28

Набор и редактирование текста.

1


Оформление текста-объявления, текста поздравительной открытки.

Личностные УУД

29

Работа с фрагментами текста.

1


Проектная деятельность

Личностные УУД

30

Работа с фрагментами текста.

1


Проектная деятельность

Личностные УУД

31

Вставка и редактирование рисунков Надписи Word Art.

1


Проектная деятельность

Личностные УУД

32

Вставка и редактирование рисунков Надписи Word Art.

1


Проектная деятельность

Личностные УУД

33

Игра «Путешествие в страну Зазеркалье»

1


Игровая деятельность

Коммуникативные УУД

34

Игра «Путешествие в страну Зазеркалье»

1


Игровая деятельность

Коммуникативные УУД

Итого: 34ч


V. Методическое обеспечение программы
1.Интернет - ресурсы: bezpeka.com/ru - портал БЕЗПЕКА все об информационной безопасности 2.Программы - Microsoft Windows (Word, PowerPoint, Paint) 3.Технические средства - мультимедийный проектор; компьютеры; CD-диски, Интернет; музыкальный центр; магнитофон; телевизор; фотоаппарат.
Список литературы для учителя 1.Гигиенические требования к использованию ПК в начальной школе// Начальная школа, 2002. - № 5. - с. 19 - 21. 2.Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников// Начальная школа, 2005. - № 11. - с. 120-126. 3.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393) 4.Молокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы// Начальная школа, 2005. - № 1. - с. 119-123. 5.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. - Москва, 2004 6.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт начального общего образования по технологии// Начальная школа, 2004. - № 9,10. 7.Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч.2: Офисная технология и информационные системы. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. - с.336. 8.Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989 9.Сопрунов С.Ф., Ушаков А.С., Яковлева Е.И. ПервоЛого 3.0: справочное пособие. М.: Институт новых технологий, 2006
Список литературы для учащихся
1.Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. - СПб., 1996. 2.«Информатика. Основы компьютерной грамоты. Начальный курс» под ред. Н.В. Макаровой, Питер, 2004 г. 3.Мой друг компьютер. Детская энциклопедия А.В. Зарецкий 4.Соболев А. Игры с Чипом. М.: Детская литература, 1991


© 2010-2022