Программа внеурочной деятельности для 3 класса Школа развития речи

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заводоуковского городского округа «Комсомольская средняя общеобразовательная школа»




Рассмотрено:

на заседании МС

_____________Сорокина С.В.

Протокол №________________

«_____»______________201_г.

Согласовано:

Зам. директора по УВР

МАОУ «Комсомольская СОШ»

_______________Сорокина С.В.

«_____»______________201_ г.

Утверждено:

Директор МАОУ «Комсомольская СОШ»__________Думенова Е. В.

Приказ №_________

«____»_______________201_г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ШКОЛА РАЗВИТИЯ РЕЧИ»

(Общеинтеллектуальное направление)

(3 класс)



Автор: Сорокина Светлана Валерьевна















п.Комсомольский, 2015

  1. Пояснительная записка

Данная программа является адаптированной (модифицированной), имеет научно-познавательную и культурологическую направленность, реализуется в рамках внеурочной деятельности ФГОС по направлению развития личности «общеинтеллектуальное». Программа составлена на основе авторской программы Т.Н.Соколовой «Школа развития речи». Программа "Школа развития речи" имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности. Цель программы: Развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли. Подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умение и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции Задачи: Образовательные: -расширение и углубление программного материала; -совершенствование навыков анализа различных фактов языка; -пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью. Воспитательные: -воспитание любви и уважения к великому русскому языку; -воспитание чувства патриотизма; -повышение общей языковой культуры учащихся; -выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы. Развивающие: -развитие интереса к языку как учебному предмету; - общего языкового развития младших школьников; -развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности. Исходя из задач, на решение которых направлена данная программа. Планируются следующие результаты: 1.Каждый ученик углубит свои языковые знания, а также получит опыт самостоятельной работы над языковыми проблемами. 2.У учащихся начнет формироваться интерес к родному языку, родной культуре, а как следствие чувство патриотизма (гордости за свою Родину), чувство национальной принадлежности. 3.У учащихся начнут формироваться такие качества как активность, ответственность, самостоятельность.

2. Общая характеристика внеурочной деятельности Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность: использование произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общению -Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся. -Занятия выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер. Кроме того, программа предусматривает возможность внесения корректив в любую тему. Основные принципы реализации программы - доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Описание места внеурочной деятельности в учебном плане Количество учащихся в группе не более 10-15 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия для учеников3-го класса 40 минут. Всего по программе 34 часа за учебный год.

3. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Школа развития речи». Личностные результаты: а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания; б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач; г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения; ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы. Предметные результаты: а) сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека; Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД -Проговаривать последовательность действий на уроке. -Учиться работать по предложенному учителем плану. -Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. -Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД -Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. -Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). -Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД -Уметь донести свою позицию до собеседника; -Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). -Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. -Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. -Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  1. Содержание внеурочной деятельности учитывает интересы, склонности и познавательные способности каждого учащегося.

Занятия выстроены следующим образом: 1)Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части. 2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. 3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее). Контроль и учет ЗУН учащихся будет осуществляться в форме устного собеседования, группового или индивидуального выступления, смотра творческих работ, инсценировок, конкурсов, и др.

Формы контроля полученных результатов:

1.Самостоятельные работы (2 за год).

2.Наблюдение.

3.Презентации проектных работ, КВН.

2 класс Речь. Техника и выразительность речи Речь. Устная и письменная речь. Выразительная речь. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи. Слово Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определить лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнить прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. Совершенствование умений, определённых программой 1 класса. Предложение и словосочетание Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произноситъ) предложения разных типов. Текст Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов. Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов. Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок. Культура общения Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
3 класс Речь. Техника выразительности речи. Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно почитать текст после самостоятельной подготовки. Слово. Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарем синонимов. Изобразительно - выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации. Научные слова. Умение выделять их в тексте, определять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнении я словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов. Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность. Предложение и словосочетание. Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложение. Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный).Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видо - временная соотнесенность глаголов, единообразие синтаксических конструкций. Культура общения. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации.

5. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности учащихся 2 класс № занятия Тема

Основные виды деятельности Дата 1. Слово. Значение слова Знакомство с видами словарей; определяют лексическое значение слов по словарю; выделяют слова в прямом и переносном значении в тексте
2. Многозначные слова Знакомятся с понятием «многозначное слово»; разгадывают загадки, объясняют значения слов
3. Омонимы Знакомство с понятием «омонимы»; определение звука по описанию; выполнение заданий на развитие памяти.
4. Омофоны, омоформы Знакомство с омоформами и омофонами; поиск в стихах омоформы; выполнение шарад, разгадывание анаграмм, загадок.
5. Синонимы Знакомство с понятием «синонимы», работа со сказками, выполнение заданий по подбору словосочетаний с синонимами.
6. Антонимы Знакомство с понятием «антонимы», расставление ударений в словах, подбор слов с близким и противоположным значением; составление слов из букв.
7. Фразеологизмы Знакомство с понятием «фразеологизм», подбор синонимов; объяснение значения фразеологизмов; подбор фразеологизмов.
8. Фразеологизмы Объяснение значения фразеологизмов; подбор фразеологизмов; подбор к фразеологизму слов-синонимов и антонимов.
9. Фразеологизмы Объяснение значения фразеологизмов; подбор фразеологизмов; подбор к фразеологизму слов-синонимов и антонимов; заменить иноязычные фразеологизмы русскими.
10. Пословицы Чтение пословиц; объяснение смысла пословиц; объединение пословиц парами.
11. Загадки Замена выражений одним словом; разгадывание загадок, сочинение загадок, чтение пословиц по транскрипции.
12. Изобразительные средства языка. Сравнение Замена выражений 1 словом, составление словосочетаний, дописывание предложений с использованием пословиц, разгадывание загадок о цветах.
13. Изобразительные средства языка. Олицетворение Знакомство с изобразительным средством языка- олицетворением, чтение стихов, нахождение олицетворений.
14. Текст. Тема текста. Заглавие Объяснение написания выделенных букв в омофонах, выделение признаков текста, разгадывание слов по описанию.
15. Текст. Опорные слова Объяснение значения выделенных слов, отгадывание сказок по описанию, выписывание из текста опорных слов.
16. Опорные слова Вставление подходящих по смыслу пропущенных слов, составление текста по опорным словам, составление словосочетаний.
17. Проверочная работа Выполнение заданий по пройденному материалу.
18. План Виды плана Разгадывание загадок, нахождение слов-описаний, заканчивание фразеологизмов, знакомство с понятием «план», составление плана текста.
19 Связь между предложениями в тексте Восстановление деформированного текста.
20. Связь между частями текста Выделение частей текста, составление окончания рассказа.
21. Работа с деформированным текстом Установление связи событий, составление рассказа, превращение неживых предметов в живые.
22. Редактирование текста Редактирование текста, дополнить описание текста своими предложениями, составление описания друга.
23. Типы текста. Описание Редактирование текста, дополнить описание текста своими предложениями, составление описания животного.
24. Типы текста. Описание Определение темы текста, составление плана описания птицы, запись текста, озаглавливание текста.
25. Текст - сравнительное описание Соединение слов, имеющих общие признаки, дополнение описания-сравнения двух предметов.
26. Типы текста. Повествование Образование существительных от глаголов, составление рассказа по опорным словам, разгадывание ребусов.
27. Типы текста. Рассуждение Чтение стихотворения, выделение признаков текста-рассуждения, составление текста-рассуждения, составление слов- названий предметов.
28. Типы текста. Рассуждение Составление текста-рассуждения, составление слов- названий предметов.
29. Сочинение на тему «Мой выходной день» Составление предложения на определенную тему: обдумывание текста, его запись, проверка.
30. Редактирование текста Редактирование текста, исправление речевых и орфографических ошибок, проговаривание скороговорок.
31. Повторение пройденного Отгадывание анаграмм, разгадывание ребусов, кроссвордов.
32. Повторение пройденного Отгадывание анаграмм, разгадывание ребусов, кроссвордов; подготовка заданий для одноклассников.
33. Резервное ( КВН ) Отгадывание слов, разгадывание шарад, разгадывание ребусов, составление слов из рассыпанных букв, заканчивание палиндрома.
34. Повторение пройденного Подготовка заданий для одноклассников.

3 класс № занятия Тема

Основные виды деятельности Дата 1.
Многознач ные слова. Различать многозначные слова; находить выражения с прямыми значениями слов. Находить омонимы, омоформы и омофоны; составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов. Находить в тексте фразеологизмы; объяснять значение фразеологизмов; употреблять крылатые слова в речи.
2. Омонимы, омоформы омофоны.
3. Фразеологиз мы.
4. Сравнения. Подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи. Употреблять олицетворения в устной и письменной речи.
5. Олицетворе ние.
6. Изобразительно-выразитель ные средства языка. Эпитеты. Употреблять эпитеты в устной и письменной речи. Выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи.
7. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.
8. Откуда приходят слова. Находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя. Использовать этимологический словарь; объяснять происхождение слов.
9. Этимология.
10. Как тебя зовут? Объяснять происхождение имен.
11. Как тебя зовут? объяснять происхождение отчеств.
12. Наши фамилии. Высказывать предположения о происхождении фамилии.
13. Топонимы. Объяснять топонимы.
14. Устаревшие слова. Находить и объяснять значение устаревших слов.
15. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». Употреблять фразеологические обороты.
16. Проверочная работа.

17. Типы текстов. Различать типы текстов.
18. Темы текстов. Опорные слова. Определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст.
19 Связь предложений в тексте. Составлять из предложений текст.
20. Цепная связь предложений в тексте. Определять способы цепной связи предложений в тексте.
21. Цепная связь предложений в тексте. Составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью.
22. Параллельная связь предложений в тексте. Составлять из предложений текст с параллельной связью.
23. Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». Определять связь между предложениями в тексте.
24. Единый временной план текста. Определить типы текста; находить глаголы в тексте и определять их время.
25. Единый временной план текста. Объяснять фразеологизмы; ставить в тексте в нужную форму.
26. Единый временной план текста. Редактировать повествовательные тексты.
27. Стили речи. Различать тексты в разговорном стиле и в книжном.
28. Стили речи. Находить текст в разговорном стиле.
29. Культура общения. Соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии.
30. Научный стиль. Различать научный текс от других.
31. Словари. Работать со словарями.
32. Проверь себя.

33. Резервное занятие Соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии.
34. Резервное занятие Соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии.

6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 1. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие (Юным умникам и умницам). Соколова Т.Н. - М.: Росткнига, 2009. 2. Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради для детей : В 2 частях (Юным умникам и умницам) / Соколова Т.Н. - М.: Росткнига, 2010 3. Речевые секреты. Книга для учителя начальных классов. Ладыженская Т.А. и др. - М.: Просвещение, 1992. 4. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя / Иванова В.А.,Потеха З.А., Розенталь Д.Э.- Л.: Просвещение,1990. 5. Развиваем речь. Учебное пособие для письменных творческих заданий Девина И.А., Девина В.А. - М.: Издательство, 2003. 6. Учись! Твори! Развивайся! Игры для развития мышления, речи, общения, творчества. Зельцерман Б., Рогалева Н.- ПЦ, 1997. 7. Развитие речи. Дети 7 - 10 лет. Мельникова И.И.- Ярославль, Академия развития. 2002. 8. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Книга для учителя. - М.: Издательство "Первое сентября", 2003. 9. Я иду на урок в начальную школу: Развитие речи: Книга для учителя. - М.: Издательство "Первое сентября", 2004. 10. Стихи для развития речи. СПб. Издательский Дом "Литера" 2004. 11. «Начальная школа» №12 (1990), 8 (1991), 12 (1991), 11-12 (1991).

© 2010-2022