- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка конспекта урока по модулю «Основы мировых религий»
Разработка конспекта урока по модулю «Основы мировых религий»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Попова Н.В. |
Дата | 29.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования
КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Разработка конспекта урока по модулю
«Основы мировых религий»
Работу выполнила:
Попова Н.В.
Волгоград 2012
Тема урока : Культура и религия
Цели: создать условия для формирования понятия «культура», помочь осознать сущность культуры ,ее основные формы взаимосвязь культуры и религии;
Организовать совместную деятельность обучающихся в парах;
Актуализировать личностный смысл обучающихся по теме «Культура и религия».
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты:
Ресурсы:
Основные: учебное пособие «Основы мировых религиозных культур»,
электронное (презентация)
Дополнительные :карточки, листочки с заданиями
Ход урока
Этапы урока. Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
1.Орг.момент.(приветствие)
2.Самоопределение к деятельности.
Ребята ,чего вы ждете от сегодняшнего урока?
Как должен пройти урок чтобы вы узнали много нового ?
3.Проверка домашнего задания
Как вы понимаете слово религия?
Какие религии называются национальными?
Какие религии называются мировыми?
Какие религии считаются традиционные для России?
Какие религии преобладают в нашем районе?
4.АОЗ
Ребята, на доске записаны 2 понятия (культура, религия) ,ниже в столбик запишите слова которые ассоциируются с этими понятиями.
Итак, эти большие понятия связаны у каждого из нас с их простыми составляющими.
Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
5.Объяснение нового материала.
Слово культура пришло из латинского языка. Сначала это слово означало то, что выращено в саду, а не само проросло в поле. Культура то, чего нет в дикой природе. Сегодня слово культура понимается более широко: это вообще все, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом - это и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее ленивым). И поэтому самое важное в культуре - это причины, по которым человек решает действовать именно как человек, а не как животное или машина. Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы можно найти в мире культуры. Культура копит опыт человеческих удач и неудач. Через культуру этот опыт передается от одних людей к другим. Культуру люди создают. А затем уже эта культура создает условия жизни других людей, влияет на образ их мыслей и чувств, на способ их общения и труда. Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей мы учимся не только на уроках. И это тоже часть культуры. Как надо отмечать государственный или народный праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека? Это тоже вопросы культуры. Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет. Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в народных культурах. В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его поразили: В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые! Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников. По отчеству зовут даже крестьян. Черный хлеб любят больше белого. Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами. И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даст человек, который придерживается светской, т.е. нерелигиозной культуры. Слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре.
В науке есть такое определение: «Культура - это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории».
Скажите, что вы понимаете под материальными ценностями культуры?
Что под духовными ценностями?
Культура бывает материальная и духовная. К памятникам материальной культуры мы можем отнести орудия труда и предметы повседневной жизни, все, что создано руками человека: здания, оружие, орудия труда, деньги, украшения, разные предметы. Когда мы говорим о памятниках духовной культуры, мы имеем в виду все, что сделано умом человека: идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, ученые, а также такие понятия, как добро и зло, справедливость и красота. Религия и нравственные нормы поведения тоже относятся к духовной культуре.
Игра.
Учащиеся разбиваются на 2 команды и получают карточки со словами: церковь, танец лезгинка, карета, мечеть, знания, буддизм, кукла, ислам, народная песня, монета, копье, законы, платье, сказка.
1-й команде необходимо выбрать карточки, связанные с материальной культурой, а 2-й команде - с духовной культурой.
Ребята, как вы думаете, что означает понятие «культурный человек»?
Что входит в понятие «культура поведения»?
Игра.(по рядам)
1-й ряд, расскажет о правилах поведения в гостях.
2-й ряд, о правилах культурного поведения в общественном транспорте.
3-й ряд,о правилах культурного поведения за столом.
Как вы думаете, влияет ли религия на культуру?
Каким образом?
В учебнике на страницах 8-9
прочитаем материал, который является ответом на данный вопрос.
6.Закрепление основных понятий урока.
(Самостоятельная работа учащихся в парах с самопроверкой. Задание прилагается.)
7.Рефлексия.
С какими понятиями сегодня познакомились?
Какое задание было самое легкое?
Самое трудное?
Самое интересное?
8.Домашнее задание.
-
Перескажи родителям или другим взрослым материал урока 3
«Культура и религия».
-
Повтори понятия: религия, национальные религии, мировые религии, традиционные религии, культура, духовная культура, материальная культура.
Получение новых знаний.
Должны внимательно слушать ,активно работать.
Сфера жизни, отличительной чертой которой является вера в сверхъестественное, в Бога.
Национальные религии, иудаизм, индуизм.
Мировые религии, буддизм, христианство, ислам.
Христианство, ислам, буддизм, иудаизм.
Христианство,ислам.
Культура-вежливость,спасибо,аккуратность,
кино,театр,картина.
Религия-церковь,крест,священник.
Культура и религия.
Дворцы, дома, памятники….
Религия, вера, добро, зло…...
Человек который соблюдает правила поведения, этикета…
Выполнение установленных норм.
Религия на культуру влияет.
Культура и религия
Задание: Пользуясь подсказками, напиши составляющие нашей культуры.
Слова-подсказки: воспитание, культура, архитектура, возделывание (труд), праздники, религия (православие), законы, почитание, литература, образование, музыка, развитие, традиции и обычаи, живопись.