Конспект урока по окружающему миру на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Администрация Кстовского

Муниципального района

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов



Программа УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой



ПРОЕКТ УРОКА



Окружающий мир 2 класс

( Н.Ф. Виноградова)

Тема: « Твое первое знакомство со звездами»

ВЫПОЛНИЛА:

Шуваева Антонина Ивановна Учитель начальных классов









г. Кстово, 2015г.



Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся для данной темы. Данный урок первый из двух, которые отводятся на изучение данной темы. Знания детей отрывочны, не систематизированы. На данном уроке даются первоначальные понятия и представления о звездах, о Солнце и Солнечной системе (Солнечной «семье»), о планетах. Основное внимание на уроке отведено продуктивному чтению, отрабатывается умение работать с текстом, умение находить нужную информацию, задавать вопросы по тексту. Материал имеет среднюю объективную сложность.

План занятия.

1. Организационный момент. - 1 мин

2. Подготовка к восприятию нового материала.- 10 мин

Формулирование темы урока.

Составление плана работы.

3. Открытие новых знаний - 23 мин

4. Обобщение, первичное закрепление, систематизация знаний.- 5 мин

5. Рефлексия. Оценивание .-3 мин

6. Домашнее задание. - 3 мин



Тема: «Твоё первое знакомство со звёздами»

УМК «Начальная школа 21 века»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: сформировать представления учащихся о Вселенной, о звездах (Солнце) и планетах;

Задачи:

Формировать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о звездах, планетах

Развивать умение сравнивать, наблюдать, обобщать, делать выводы.

Развивать воображение у учащихся, творческие способности, речь, расширять чувственный опыт ребенка.

Развивать познавательную мотивацию на основе создания игровых моментов, проблемных ситуаций и ситуацию успеха.

Развивать навык самоконтроля и взаимопроверки

Учить сотрудничать в парах, группе, развивать чувство товарищества, воспитывать волевые качества.

УУД

Личностные УУД:

  • мотивация учения,

  • нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей);

  • осознание себя ценной частью большого разнообразного мира (природы)

Познавательные УУД:

  • формулирование познавательной цели,

  • формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию, осуществляет поиск, отбор, выделение и структурирование необходимой информации.

  • анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов,

  • установление причинно- следственных связей;

  • развитие оперативной памяти, творческого воображения,

  • развитие речи, увеличение объема словаря.

Коммуникативные УУД:

  • умение слышать, слушать и понимать партнёра,

  • планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли,

  • взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию,

  • правильно выражать свои мысли,

  • оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками

  • инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации,

  • само- и оценка действий партнера;

Регулятивные УУД:

  • определение цели деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно

  • умение принимать и сохранять учебную задачу

  • умение планировать учебную деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей

  • умение работать по предложенному плану, осуществлять пошаговый и итоговый контроль

  • умение вносить коррективы,

  • оценка, способность к мобилизации сил и энергии;

Оборудование:

Рабочая тетрадь №2 «Окружающий мир» 2 класс Виноградова Н.Ф., Москва, Вентана-Граф 2013г

( стр 6)

учебник "Окружающий мир" 2 часть автор: Виноградова Н.Ф., Москва, Вентана-Граф 2011г компьютер, проектор, экран,

карточки для работы в группах,

листы самооценки,

карточки контроля знаний

детские рисунки

глобус

словарь Ожегова С.И. и Т. Ф. Ефремовой, энциклопедии,

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент.

Подготовка к восприятию нового материала.

Формулирование темы урока.

Составление плана работы.

Сегодня на уроке (как всегда) мы будем учиться сравнивать, рассуждать, спорить и находить истину.

А в начале урока мы проверим наше умение наблюдать.

Работа в парах.

Сравни два рисунка и найди различия.

Центральной фигурой на рисунке является звездочет. Чем он занят? С какой целью он изучает звёзды?

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Сформулируйте тему нашего урока.

Да. Сегодня на уроке мы приоткроем маленькую часть тайн Вселенной и небольшой её частички - Солнечной системы.

Тема: Первое знакомство со звездами.

Как вы думаете, для чего нам для чего надо изучать звёзды?

Заполните таблицу.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Высказывания учеников.

Что вы уже знаете по этому вопросу?

Что вы хотите узнать?

В какой последовательности будем изучать?

Планирование предстоящей деятельности. - Давайте спланируем наш урок (на слайде записан план урока в произвольном порядке, учащиеся выбирают и составляют план урока.)

План урока.

1. Домашнее задание.

2.Значение Солнца.

3 Итог урока. Оценка работы на уроке.

4. Какие бывают звезды.

5 Солнечная «семья». Парад планет.

6 Закрепление знаний. Игра «Верно-неверно».

Учащиеся проверяют свою готовность к уроку.

Дети работают в парах, находя 5 различий

Дети предполагают тему урока.

Учащиеся заполняют таблицу, определяя границу своих знаний/незнания

Учащиеся редактируют и составляют план урока

План урока.

1. Какие бывают звезды.

2.Значение Солнца.

3 Солнечная «семья». Парад планет.

4.Закрепление знаний. Игра «Верно-неверно».

5 Итог урока. Оценка работы на уроке.

6 Домашнее задание.

Открытие новых знаний

Систематизировать наши знания по этому вопросу поможет Звездочет.

Звездочет:

Отгадайте:

Поле не меряно

Овцы не считаны.

Пастух рогат.

Что это?

Учитель: Мы говорим Вселенная, звёзды. А что это такое? Как вы понимаете?

Высказывания учеников.

Звездочет (уточняет, чтение по словарю Ожегова С.И. и Т. Ф. Ефремовой):

Космическое пространство и всё, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль- это все Вселенная.



Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой - "ВСЕЛЕННАЯ"

Вселенная [вселенная] ж. 1) а) Вся система мироздания, включающая космическое пространство и существующие в нем небесные тела (планеты, звезды и т.п.). б) Скопление звезд, совокупность галактик (обычно доступных современным методам астрономических исследований). 2) перен. Внутренний мир человека. 3) Весь земной шар, земля со всем существующим на ней. 4) Все население земного шара.

Звезда - это небесное тело, видимое простым глазом в форме светящейся точки на небе.

Звездочет: Известны миллионы звезд. Невооруженным глазом можно увидеть 6000 звезд.

Учитель: Все ли звезды одинаковы? Как думаете вы?

Высказывания учеников.

Чтение текста учебника.(стр. 6-7)

Работа в группах.

Задайте вопросы к тексту. При работе с текстом используйте условные обозначения (приём Инсерт)

" V " - уже знал

" + " - новое "

- " - думал иначе

" ? " - не понял, есть вопросы

  1. Вопрос, который начинался со слов «Какие…?»,

  2. Вопрос, который начинался со слов «Каким образом…?»

  3. Вопрос, который начинался со слов «Почему…?», «В чем причина…?»

Ответы учащихся на поставленные ими вопросы.

Учитель

Какую звезду можно увидеть даже днем?

Звездочет: Значение Солнца для жизни на Земле велико. Уже древний человек это чувствовал и называл его Богом. Славяне поклонялись Богу Солнца-Ярило, Даждьбог. На Масленницу пекли блины, а блин- образ Солнца.

В народе существует огромное количество пословиц и поговорок о Солнце.

Учитель

Работа в парах

Вспомните пословицы о Солнце .

Игра «Собери начало и конец»

Солнце встает

ровно светит

Солнце пригреет

никогда не обидит.

Солнце, как родная матушка

так и день настает.

Солнышко на всех

-все поспеет .

Каждый человек может рассказать что-либо о солнце.

Работа в группах.

Что может рассказать о Солнце:

1-врач

2-земледелец

3-поэт

Поэт прославляет его красоту, умение всем давать радость и тепло.

4-путешественник

Учитель

А что значит Солнышко для Вас?

Более точно говорят об этом ваши рисунки - на каждом рисунке -Солнце.

Учитель

Итак, Солнце-источник радости, прекрасного настроения.

Мы можем вести активный образ жизни, играть, купаться, загорать - тем самым укрепляя свой организм.









Учитель

Есть такая профессия -астроном.

Что означает это слово?

Работа со словарем.

АСТРОНОМИЯ - и, мн. нет, ж. Наука о строении и развитии космических тел и Вселенной. Астроном (в проф. речи астроном) - специалист по астрономии.

Найдите, что скажет о Солнце астроном.

Прочитать текст учебника стр 7-8.

При работе с текстом используйте условные обозначения (приём Инсерт)

" V " - уже знал

" + " - новое "

- " - думал иначе

" ? " - не понял, есть вопросы

Работа в группах.

1группа

Задайте вопрос, который бы начинался со слова «что» , «сколько»

Сравни вопрос, сформулированный тобой, с вопросом своего товарища. Ответь на него.

Допиши высказывания.

Солнце-это…..

Этой звезде около ……

Солнечная система состоит из ….

2группа

Задай вопрос, который начинался со слов «Почему…?»

Расположи в порядке увеличения размеров: Вселенная, Солнце, Солнечная система, Земля

3группа

Закончи предложения.

1)«Мы знаем, что Солнце…

2) Мы можем это доказать на примере…

3 )Исходя из этого можно сделать вывод, что Солнце..

4группа

Составьте синквейн

1 строчка- Солнце

2 строчка - два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки данного предмета

3 строчка - три глагола, раскрывающие действия, воздействия, свойственные ему.

4 строчка - ключевая фраза, раскрывающая сущность

5 строчка - существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее тему стихотворения

Например.

Солнце

Огненное, гигантское

Согревает, влияет, изменяет

Солнце-источник жизни на Земле

Звезда

Звездочет

Это интересно

Если бы Солнце было размером с мяч для футбола, Юпитер был бы размером как мяч для гольфа, а Земля была бы размером с горошину.

Солнце-центральное и самое массивное тело Солнечной системы, раскалённый плазменный шар, типичная жёлтая звезда-карлик .

Учитель:

Прочитайте, сколько планет входят в Солнечную систему?

Как вы думаете, звезда отличается от планеты?

Чем же они отличается?

Звездочет:

Уже в древнем Вавилоне и Египте, за тысячу лет до нашей эры, жрецы, наблюдавшие небо, научились отличать звезды от планет. Правда, вряд ли, они понимали, что именно сияет в небе, и что такое звезды или планеты - вообще!

То, что мы можем увидеть без телескопа: планеты меняют свое положение на небе, движутся. Поэтому, планеты они назвали блуждающими звездами.

Еще, мы можем увидеть, что планеты не мерцают. Венера, к примеру, горит ровным белым светом, Марс - красноватым. Планеты - темные тела. Почему же, тогда мы любуемся на небе такой яркой Венерой? Потому, что ее освещает наше Солнце, и мы видим отраженный свет.

Звезды - мерцают, особенно, это заметно в морозную или ветреную ночь, над самым горизонтом. Переливаются разными цветами, постоянно меняя яркость свечения. Свечение звезды - результат ядерной реакции, что постоянно происходит в ее недрах.

Вот так, без оптических приборов, можно отличить звезду от планеты.

А сейчас я предлагаю вам составить карту планет. Что нам понадобится для составления схемы-карты?

В центре мы расположим -Солнце, какой кружок мы с вами выберем?..

Правильно, самый большой, желтого цвета. Ищем такой круг и прикрепляем в центр нашей схемы.
Сколько планет вокруг Солнца?..

Проверка: на интерактивной доске показать выполненное задание.

Работа в группах.(карточки с заданиями)

1группа

Игра «Соображалка»

Узнай, о какой планете идет речь?

А) 18:3*4:8*7=

Уран-43

Сатурн-19

Юпитер-21

Масса этой планеты превышает массу всех других планет Солнечной системы вместе взятых, но все же меньше массы Солнца.

2группа

Б) 32:8*3:6*7=

Сатурн -20

Марс- 14

Нептун-17

Эта планета своим цветом напоминает огонь и кровь. За этот красный цвет римляне дали название этой планете имя Бога войны.

3группа

В) 24:6*5:10*8=

Венера-16

Земля-23

Марс -15

Эта планета получила свое название в честь римской богини любви и красоты. Это очень жаркая, фиолетовая планета, сплошь затянутая облаками - Венера

4группа

Г) 15:5*8:6*7=

Венера-32

Земля-28

Уран-64

Это единственная планета, на которой есть жизнь!

Проверка: на интерактивной доске показать выполненное задание. Демонстрация глобуса.

Глобус-модель Земли.

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз … Меркурий,
Два … Венера,
Три … Земля,
Четыре … Марс.
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.


Мы составили Солнечную систему, совершили путешествие в космос.

Подумайте и скажите, что же такое Солнечная система?
- Солнечная система - наш дом в бесконечной Вселенной.

Ребенок выступает в роли звездочета

Конспект урока по окружающему миру на тему



Словарная работа. Ребята находят определение понятий в словаре.







Проблемный вопрос.

Работа с текстом учебника.

Учащиеся учатся задавать вопросы по тексту.

Первая и вторая группы вопросов направлены на репродукцию знаний по данной теме, третья группа вопросов- на выяснение причинно-следственных связей.

Какие бывают звезды?

Каким образом ученые различаются звезды?

В чем причина того, что звезды имеют разную окраску?

Конспект урока по окружающему миру на тему

Конспект урока по окружающему миру на тему

Врач

Солнце - сильное средство для укрепления организма ребенка. Под действием солнечных лучей в нашем организме образуется витамин Д, который способствует укреплению костей. Также солнечные лучи не только улучшают прочность костей, но и развивают выносливость организма, повышается устойчивость его к болезням. Однако нельзя много времени находиться на солнце. Детская кожа более чувствительна, более поражаема, поэтому дети быстрее сгорают, у них быстрее появляются ожоги кожи и перегревание на солнце. В летнее время дети и так получают достаточное количество витамина D, просто гуляя на улице.
Врачи рекомендуют детям находиться на солнце не более 40-50 минут в день. Детям не рекомендуется загорать в период с 11.00 до 16.00 ч. Либо им следует сидеть в тени». Кроме того,

нельзя без специальных очков смотреть на солнце- можно испортить зрение .

Земледелец

Для выращивания урожая очень важны такие факторы: продолжительность дня, количество света и тепла, которое получает растение. Чем меньше солнечного света, тем меньше урожай можно получить. Растениям без света нечем питаться. Листья растений содержат специальное вещество, которое заставляет вырабатывать глюкозу. Это вещество называется хлорофиллом. Хлорофилл может вырабатывать сахар только в присутствии солнечного света. Этот процесс называется фотосинтезом, что означает «действующий при свете»

Поэт Летний вечер (отрывок)

Знать, солнышко утомлено:

За горы прячется оно;

Луч погашает за лучом

И, алым тонким облачком

Задернув лик усталый свой,

Уйти готово на покой.

Пора ему и отдохнуть;

Мы знаем, летний долог путь.

Везде ж работа: на горах,

В долинах, в рощах и лугах;

Того согрей; тем свету дай,

И всех притом благословляй.

Буди заснувшие цветы

И им расписывай листы;

Потом медвяною росой

Пчелу-работницу напой

И чистых капель меж листов

Оставь про резвых мотыльков.

Итак, совсем не мудрено,

Что разгорелося оно,

Что отдыхает на горах

В полупотухнувших лучах,

И нам, сходя за небосклон,

В прохладе шепчет: добрый сон.

Автор: В. Жуковский

Путешественник

Путешествия, человек в первую очередь должен сориентироваться, определить свое местонахождение. Солнце помогает путешественникам найти правильный путь, не заблудится, а ночью - звёзды.

Направление на север в северном полушарии определяют, став в полдень (на территории России это 13 часов по зимнему времени и 14 часов - по летнему) спиной к солнцу. Тень, отброшенная телом, словно стрелка, укажет на север.
При этом запад будет по левую руку, а восток по правую. В южном полушарии все наоборот: тень ляжет на юг, а запад и восток окажутся соответственно справа и слева.

Работа со словарем

Работа с текстом учебника. Дети читают текст и учатся ставить

вопросы . Затем они сравнивают свой вопрос с вопросом своего товарища. Отвечают на него. Взаимопроверка.

Работа в группах. Дифференцирование заданий по степени сложности

Учащиеся планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Слушать и понимать речь других. Учатся донести свою позицию до других: оформлять свою мысль.

Умение работать с текстом- смысловое чтение.

1)«Мы знаем, что Солнце гигантское тело в составе Солнечной системы, оно состоит из раскаленного газа, излучает свет и тепло…

2)Мы можем это доказать на примере …

3)Исходя из этого можно сделать вывод, что Солнце..- звезда.

Конспект урока по окружающему миру на тему

Конспект урока по окружающему миру на тему




Конспект урока по окружающему миру на тему

Дети делают умозаключение

Практическая работа.

Составление схемы-карты звездного неба.


Связь с математикой.

Юпитер Конспект урока по окружающему миру на тему

Марс Конспект урока по окружающему миру на тему

Венера Конспект урока по окружающему миру на тему

Земля

Конспект урока по окружающему миру на тему

Обобщение, первичное закрепление, систематизация знаний

Вопросы:

Что нового открыли для себя?

Что удивило? Восхитило?

Ответили ли вы на все вопросы?

( см.выше - таблица ЗУХ )

Игра «Верно-неверно»

Звезды- это небесные тела, которые светят отраженным светом

Солнце-звезда Солнечной системы.

Солнечная система состоит из Солнца и 8 планет.

Солнце вращается вокруг планет.

Земля -вторая из планет.

Солнце-источник жизни на Земле.

Дети систематизируют свои знания, воздействие на эмоции ребенка.

Используя сигнальные карточки дети дают ответы- верно-неверно.

Рефлексия. Оценивание .

Оцените свою работу.

Конспект урока по окружающему миру на темуя работал хорошо, отвечал на все вопросы правильно

Конспект урока по окружающему миру на темуя работал хорошо, но в ответах допускал ошибки

Конспект урока по окружающему миру на темуя работал хорошо, но ответил не на все вопросы

Рефлексия, оценка своей работы на уроке, правильность ответов.

Домашнее задание

1 вариант -подписать названия планет в тетради (стр 6)

2 вариант -составить фантастическую историю про звездное небо,

3 вариант- описать одну из планет.

Дифференцированный выбор заданий по степени сложности

Приложение №1

Найди 5 отличий

Конспект урока по окружающему миру на тему

Использованные ресурсы.

  1. siltex-srl.it/res/celebrate-earth-day

  2. astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?news=2204&page=news

  3. tvidi.ru/ch/forums/posts.aspx?TopicID=226912&pNum=0

  4. brighthub.com/guides/jupiter.aspx

  5. liveinternet.ru/users/3431020/tags/%E2%F1%E5%EB%E5%ED%ED%E0%FF/

  6. astro.uni-altai.ru/picture/src/1065612179+1066529208/

  7. google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=0CAYQjB0&url=http%3A%2F%2Fyaplakal.com%2Fforum2%2Fst%2F25%2Ftopic690231.html&ei=EQLqVKOJLIGfygOH2IDwAg&bvm=bv.86475890,d.bGQ&psig=AFQjCNEEooZCHpXO5bZ6XxTLuhhmY6pLsA&ust=1424708424654100

  8. sunsignal.bestpersons.ru/invite53225?page=16

  9. google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=0CAYQjB0&url=http%3A%2F%2Fslovomaga.ru%2Foberegi%2Fsolnce-v-oberegax-slavyan.html&ei=UQPqVPmWEqiBywOIkYLoDw&bvm=bv.86475890,d.bGQ&psig=AFQjCNHpTFJTzlGw3fI508o_97JA1ZAvrg&ust=1424708803910985

  10. festival.1september.ru/articles/577225/

  11. chitalnya.ru/work/582107/







© 2010-2022