Исследовательская работа Образ небесного богатыря Шаргай-ноёна в культовых местах Тункинского района

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РБ

Тункинское управление образования

МБОУ «Кыренская средняя общеобразовательная школа»

Всероссийский конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос»

Номинация «Гуманитарно - экологические исследования»


ТЕМА:

«Образ небесного богатыря Шаргай ноёна в культовых местах

Тункинской долины»


Выполнил: Павлов Владислав, ученик 3 «в» класса

Домашний адрес: с. Кырен, ул. Каландаришвили,9-2

Руководитель: Патахинова Виктория Викторовна

Телефон: 89503866923


с. Кырен

2013 год

Оглавление


  1. Введение. « Музей под открытым небом"
  2. Основная часть. Мои исследования.
  1. Поиск информации о культовых местах Бурхан Баабай и Тамхи Баряаша.
  2. Социологический опрос.
  3. Создание карты исследования.
  1. Заключение. «Нити времени»
  2. Литература.







































  1. Введение.

Музей под открытым небом.
Природы храм… Он свят в любое время суток, Открыт для вас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй её святынь! Моей семье очень повезло, что мы переехали в Тункинский район. Я узнал, что район является Национальным парком «Тункинский», а это музей под открытым небом. Нас поразила удивительная красота окружающей природы: высокие горы Саяны, чистый воздух, быстрые реки. В первые дни после приезда мы всей семьей поехали путешествовать по Национальному парку и совершить молебен на Бурхан Баабай. После выезда из села Кырен мы остановились, увидев на дороге место поклонения. Я был очень удивлен, когда увидел большую трубку, вырезанную из дерева. Прочитав на щите обращение, мы узнали, что это место называется Тамхи Баряаша. Начало путешествия было очень заманчивым, а что же нас ожидает на Бурхан Баабай? Место молебна находилось у подножия горы. В ограде места поклонения стояли необычные домики с иконами, детскими игрушками, а на деревьях висело много разноцветных хадаков и ленточек. Помолившись богам, мы поехали домой. По дороге домой, мы делились своими впечатлениями от увиденного в поездке. И мне захотелось узнать, что это за культовые места и почему они так названы.
Цель моего исследования: изучение истории культовых мест Тамхи Баряаша, Бурхан Баабай Для достижения цели мне необходимо было решить следующие задачи:
  • Изучить имеющийся краеведческий материал;

  • Провести социологический опрос;

  • Создать карту исследования

Я считаю, что моя работа актуальна. Если ты не будешь знать прошлое и настоящее, то будешь лишён будущего. Объектом моего исследования стали культовые места Тамхи Баряаша, Бурхан Баабай, а предметом - история родного края. Гипотеза: связаны ли между собой эти два культовых места Бурхан Баабай и Тамхи Баряаша? Методы исследования:

  • сбор и анализ информации о культовых местах района.
  • сравнение культовых мест.
  • самостоятельная работа с информаторами по сбору материалов.

II .Основная часть. Мои исследования. После нашей поездки нам подарили книгу «Путешествие по Тункинской долине». Мне очень захотелось познакомиться с автором книги и найти ответы на мои вопросы. Мои родители устроили встречу с Ермаковой Любовь Михайловной. Она, побеседовав с нами, поделилась интересными книгами и брошюрами о Национальном парке. Я узнал, что Национальный парк «Тункинский» был создан по инициативе известного писателя Ардана Ангархаева в 1991 году. Первый директор НП «Тункинский» Владимир Жамсаранович Сыренов, что интересно, он тоже писатель. А сейчас парк возглавляет Гулгонов Валерий Енжапович. Прочитав эту литературу, я узнал, что вся Тунка - это единый комплекс, это священные места, имеющие особое значение для верования людей. Бурхан Баабай. Я стал искать информацию о Бурхан Баабай. В народе бытует двойное название Бурхан Баабай - Шаргай ноен, что меня очень удивило. По старинным преданиям Шаргай ноен - это шаманский героический образ богатыря, спустившегося с небес для борьбы с захватчиками. Он глава западных ханов, который охраняет покой народа. А позже шаманов сменили ламы, они поменяли имя небесного богатыря на Бурхан Баабай. Я прочитал много легенд и преданий о хозяине горы. Старики изображали его сидящим на соловом коне, вооруженным луком и стрелами, щитом и саблей. Долго летал Шаргай ноен по небу, охраняя покой народа. Покружив над селом Хойтогол, хан облюбовал солнечный склон горы, на которой не было растительности. Нетерпеливые кони Шаргай ноена, спустившись вниз, фыркая и дрожа, искромсали острыми копытами склон горы, что появился белый песок. Песок с горы считается священным, оберегом от неприятностей. Было интересно узнать, что священный песок спас многих воинов, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Современные солдаты тоже совершают молебен и берут с собой этот оберег. В доме, где мы сейчас живем, над входной дверью тоже висит мешочек этого белого песка. Я верю, что он принесет удачу нашей семье и сбережет от неприятностей. Этот комплекс был построен с помощью Национального парка и на пожертвования верующих. В 2003 году была построена ступа Намжал - ступа Победы над демоном смерти. Поклонение этой ступе приносит здоровье и долголетие. Автор идеи Дагба лама, уроженец села Хойтогол. Тамхи Баряаша После стал искать информацию о трубке в местности Тамхи Баряаша. Тамхи Баряаша - это очень важное место для путников, которое находится в окрестностях села Шимки (в дословном переводе с бурятского - «подносить табак»). В легенде упоминается, что Шаргай-ноён восседал на горе Бойтог (г. Байтог), охраняя западную границу Тунки от нашествий халха-монголов. При нём всегда была трубка, которую он раскуривал в спокойные мирные часы отдыха. Проезжая мимо, путешественники обязательно останавливаются, чтобы попросить у Хан Шаргай-ноёна благославления в дальнюю дорогу, и приносят подношения, кто какие может (положить монетки, пищу, привязать на веточки ленточки, пучок волос из конской гривы, а курящие могут положить сигареты, табак и спички, брызгают молоко, чай, водку). Мне опять стало интересно, а кто же вырезал такую большую трубку. Моя учительница Виктория Викторовна посоветовала обратиться за информацией к Шагдуровой Дариме Гомбоевне. Она поделилась очень ценной информацией, которую я нигде не нашел. Раньше знаком места поклонения являлась упавшая берёза. Идея облагораживания культового места Тамхи Баряаша принадлежит Ардану Лопсоновичу Ангархаеву. А Дарима Гомбоевна является автором этого интересного комплекса, в то время она работала архитектором в Национальном парке. Она сделала замеры и чертежи, а также помогала строить беседку. А большую трубку вырезал художник, мастер по дереву Сушенов Александр Дагбаевич (житель села Кырен). Мастер вырезал трубку из лиственницы и покрыл краской. В 1994 году работа была завершена. А в 2000 году сделали ограду, чтобы скот ничего не повреждал. Есть еще большая беседка, которая стоит неподалеку слева. Оказывается, ее подарил Ошоров Дашхуунай таабай, уроженец села Сенопункт (малый Жемчуг). Он ее дома построил и перевез на полозьях на Тамхи Баряаша. Потом со своими сыновьями ее установил. Также я хотел получить информацию об этих культовых местах у моих одноклассников. Оказалось, что не все посещали эти места, никто не знает историю этих мест. Тогда я со своими родителями создал электронную карту - путеводитель культовых мест Тамхи Баряаша, Бурхан Баабай для ознакомления с памятниками природы родного края. Ведь удивительное рядом!
Ш. Заключение. В процессе исследования я сделал следующий вывод: изучать историю родного края - очень интересное, познавательное и важное занятие. Если ты не будешь знать прошлое и настоящее, то будешь лишён будущего. Гипотеза моего исследования подтвердилась. Эти два культовых места Бурхан Баабай и Тамхи Баряаша связаны между собой одним образом небесного богатыря Шаргай ноена. Я сделал первые шаги в мир истории родного края, но я хочу познать её глубже. Я с родителями поехал на родину моей бабушки в село Торы. Там неподалеку находится еще одно культовое место - Буха ноен. Я буду искать информацию о хане Буха ноене, который охраняет земли с восточной стороны. В заключение своего исследования хочу сказать, что Тункинская долина уникальна не только своей природой, но и своими культовыми местами, легендами и преданиями. Это, как нити из прошлого, которые призывают выполнять неписаные правила поведения в природе, передаваемые из поколения в поколение, что поможет нам бережно относиться друг другу и сохранить чудесную природу музея под открытым небом. Под небом, где летает хан Шаргай ноен, охраняя всех людей, лишь изредка спускаясь отдохнуть и закурить свою любимую трубку.















Литература

1.Ермакова Л.М. Путешествуя по Тункинской долине.М, 2005.-95с.

2. Тункинская ЦБС. Бурхан Баабай-одно из культовых мест Тункинского района, 2008г. 3. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм.-Новосибирск,1987г. 4. Кислов Е В. Памятники природы Тункинского Национального парка.-Улан-Удэ; БНЦ СО РАН, 2001.-93 с.




















Анкета
Вопросы да нет 1 Кто посещал культовое место Тамхи Баряаша?

2 Кто посещал культовое место Бурхан Баабай?

3 Почему так названы эти культовые места?









Результаты анкетированияВопросы да нет 1 Кто посещал культовое место Тамхи Баряаша? 7 21 2 Кто посещал культовое место Бурхан Баабай? 9 19 3 Почему так названы эти культовые места? 0 28

© 2010-2022