- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по обучению грамоте
Урок по обучению грамоте
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гордеева В.А. |
Дата | 19.09.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-1-
Работа над пониманием.
Элемент урока обучения грамоте в 1 классе по учебнику
Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной
(Образовательная система «школа 2100»).
Тема: Работа с текстом «Три птичницы» при изучении звуков [ ц ] , [ щ ] и букв «ц» , «щ».
Цели и задачи по второй части урока:
-
Работать над пониманием текста, переносным значением пословиц.
-
Формировать умение работать в группах.
Ход урока.
-
Предварительная работа перед чтением текста: ( ответы детей )
- Кого вы видите на иллюстрации? - Лису.
- Где может находиться лиса? -в деревне…
- в курятнике,
- на поляне…
- прочитайте название текста. «Три птичницы.»
- Кто такие птичницы? - Мальчики и девочки,
которые ухаживают
за птицами.
- возьмите маленькие листочки, которые
лежат у вас на парте, и выберете правильное
толкование выражения «несолоно хлебавши»
( Ученики получают карточки для
индивидуальной работы на лучшее понимание
текста.)
-
Подобрать правильное толкование выражения
« несолоно хлебавши»
-
не посолил блюдо,
-
ушёл ни с чем, ничего не получив,
-
поел несолёную пищу.
-
Каждый ученик выбирает свой вариант ответа,
но не обсуждает его.
-2-
-
Чтение текста « Три птичницы»,
Три птичницы.
За деревней у околицы стоят белые, аккуратные домики. В них живут куры с цыплятами. Перед каждым домиком корытце. Утром птичницы Настя и Маша приносят ведро пшеницы и зовут своих питомцев: «Цып-цып-цып!» Услышав знакомые голоса, со всех ног мчатся цыплята к корытцам. Мамы-курицы еле-еле за ними поспевают.
Но вот завтрак окончен, и уже никто никуда не спешит. Важно расхаживает по двору петух с ярким пером в хвосте и посматривает на всех свысока. Хохлатая мамаша медленно шествует к зелёному островку травы, а за ней торопятся четыре жёлтых комочка. Двое других цыплят нашли гусеницу и делят её: каждый тянет к себе. Забавная картина!
Птичий двор охраняет щенок Чапа. Привыкли к нему куры и совсем не боятся. Вечером щенок загоняет кур на насест и засыпает вместе с ними. Уходят домой и птичницы. И тогда… из кустов блестят чёрные глаза и выглядывает рыжий пушистый хвост другой «птичницы» . Повезёт ли ей на сей раз или снова придётся уйти со двора несолоно хлебавши.
3. Вопросы по содержанию текста:
- Чем занимались Настя и Маша? - Настя и Маша кормили
птиц.
- Как их называют в тексте ? - птичницы
- Какую забавную картину увидел автор? - как цыплята тянут
- гусеницу
- Кто охраняет птичий двор? - Охраняет двор собака
Чапа.
- О какой ещё птичнице говорится в рассказе? - о лисе .
- Она тоже ухаживает за курами и цыплятами? - нет.
- почему она -«птичница»? - она хочет съесть кур.
- Теперь можно, глядя на иллюстрацию,
Определить, где происходит событие? - в деревне, на птичьем
дворе.
- Какое выражение говорит о том, как ушла лиса? - ушла «несолоно
хлебавши»…
-
Ученики разбиваются на группы для работы над
карточками и пословицами:
- Как вы понимаете выражение:
«ушла несолоно хлебавши?»
Вы перед текстом выбирали вариант ответа,
обсудите в группах теперь, какой ответ верный
-3-
После обсуждения выслушиваются ответы детей,
которые доказывают свою версию.
( 1-я команда : « Мы выбрали второе выражение - ушла ни с чем.
так как остальные выражения о еде.
2-я команда : «Когда читали текст про лису, то ясно стало, что лиса ушла
ни с чем…»
3-я команда : «Поела несолёную пищу»
4-я команда : «Нет, лиса ничего не ела, она ушла ни с чем.»)
5. Для лучшего понимания текста, группам предлагаются пословицы.
- Какие пословицы подходят к этому рассказу?
-
Близок локоть, да не укусишь.
-
Знает кошка, чьё мясо съела.
-
На чужой каравай рот не разевай.
-
Сытый голодного не разумеет.
Для выполнения задания дети должны «проиграть» каждую ситуацию в пословицах, определить правильное толкование.
Затем каждая группа высказывается и обоснует свой выбор.
-
Правильный выбор фиксируется на доске:
- Близок локоть, да не укусишь. - лиса близка к цели,
но не съела цыплят.
- вот он локоть, да не
достать… ,т.е. лиса
не смогла укусить…
- На чужой каравай рот не разевай. - куры были чужие, а
лиса их хотела
съесть
- Сытый голодного не разумеет. - лиса была голодная,
и хотела есть
- Нет!. Речь не о лисе,
а о псе: он был сыт .
Эта пословица не
подходит.
-4-
- Знает кошка, чьё мясо съела. - Не подходит, лиса
ничего не съела.
Итак. Какие выбрали пословицы? - 1 и 3.
- Помогли ли пословицы понять текст?
-
Рефлексия.
- Когда вы индивидуально работали над выражением, у кого совпало мнение с правильным ответом? ( примерно полкласса )
- Что помогло в понимании ? ( - пословицы.)
- но мы до пословиц определили правильное толкование?
( помог текст.)
Вывод :
Было какое-то выражение ...
Отдельно оно не помогло вам определить его значение.
А, когда прочитали текст, стало понятно, в чём заключается смысл
-
Теперь поработайте индивидуально над словом «гусеница»:
( У каждого ученика лист со значением слов:
«Гусеница» - широкая цепь, надеваемая на колёса трактора, танка.
«Гусеница» - личинка бабочки. )
- Выберете вариант, который вы считаете правильным.
- Поднимите на пальчиках , какое толкование вы выбрали.
( кто-то поднял - 1,
кто-то - 2,
кто-то и 1, и 2 )
- Почему вы выбрали оба варианта? - Всё это - гусеница
- Почему 2 вариант? - Гусеница превра-
щается в бабочку.
- С заглавной буквы.
- она съедобная.
- Но почему я решила дать это слово? - У него много зна-
чений.
-5-
- Как же определить всё же значение, нужное нам?
Посмотрите в текст. = В тесте есть слово
«гусеница»
- В каком значении? - Личинка бабочки.
Значит, чтобы определить правильное толкование,
нам помог… - текст.
Итак, дано слово .
Без текста мы не можем понять его значение.
Следовательно -
-
Т.
Именно текст помогает нам глубже понять толкование.
- Какие ещё вы знаете слова, которые имеют много значений и
понять их можно только, прочитав текст?
- Коса, шишка, роман, лук.
9. Итог урока. - Можно ли в дальнейшем использовать выражения и пословицы? (да )
- Для чего они нам нужны? ( Для лучшего понимания )
ГБОУ СОШ № 422 « Перово», г. Москва.
Учитель Гордеева В.А.