- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья Опыт использования новых технологий в работе школьной библиотеки для привлечения к чтению и развитию творческих способностей младших школьников
Статья Опыт использования новых технологий в работе школьной библиотеки для привлечения к чтению и развитию творческих способностей младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Филимонова О.В. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Выбор данной темы обусловлен требованиями совершенствования деятельности школьных библиотек в условиях компетентностного образования. Проект «Наша новая школа» признаёт необходимость развития компетенций, обеспечивающих обучающимся равные стартовые возможности для дальнейшей интеграции в активную социокультурную жизнь и являющихся непременным условием непрерывного образования и саморазвития. В законе РФ "Об образовании" отмечено, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Федеральные государственные образовательные стандарты(ФГОС) нацелены на инновационное образование, которое ориентировано не столько на передачу знаний, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем приобретать знания самостоятельно. «Новые стандарты акцентируют внимание на личностно-ориентированном подходе в обучении. Отличительной чертой этого подхода является более высокий уровень восприятия и репродуцирования знаний, их систематизация, рождения новых идей, выход на исследование, поиск альтернативных решений проблем, собственное конструирование… Инновационные технологии позволяют овладеть законами применения знаний, открывают возможности для индивидуализации обучения, способствуют развитию познавательного интереса, несут элементы творческого, исследовательского подхода, открывают путь к самообразованию, способствуют формированию самостоятельности и творческой активности». Национальная программа поддержки и развития чтения признаёт чтение важным инструментом повышения интеллектуального и духовного потенциала нации, способом освоения жизненно важной информации и реальным условием повышения уровня общекультурной компетентности всего населения, создания развивающего пространства для личности учащихся, приобщение к чтению. Программа, разработанная учеными Санкт-Петербурга при поддержке Института психологии РАН "Умное поколение", основными приоритетами обучения и образования, нацеленных на работу с одаренными детьминазывают: личностная мотивация школьника, выбор ребенком собственных образовательных маршрутов; ориентация на проектную и интеллектуально-игровую деятельность, освоение моделей и технологий демократического диалога; использование возможностей дополнительного образования и самообразования; освоение разных видов работы с текстами, предполагающие высокое качество умения читать. Школьная библиотека всегда ставила и ставит во главу угла своей работы интересы ребенка, использует диалоговые формы общения с ним, поощряет самообразование, оказывает помощь в проектной деятельности, учит работать с текстами, понимать суть прочитанного; развивает способности делать самостоятельные выводы, организует работу с учетом интересов обучающихся и с их личностной мотивацией, использует в своей работе инновационные педагогические технологии. Педагогическая технология - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения. Можно назвать технологии развивающего, проблемного, коммуникативного обучения; проектные, игровые, исследовательские, диалоговые, информационно-коммуникативные технологии, технологии развития критического мышления, коллективной системы обучения, арт-технологии, музейные, технология творческих мастерских и др. Многие технологии могут эффективно использоваться в работе школьного библиотекаря, например, технология творческих мастерских. Педагогическая мастерская, или Ателье (от фр. atelier) появилась в практике отечественной школы в результате творческих контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 году. ЖФЭН - сокращенное название "Французской группы нового образования" (Groupe Francais d'Education Nouvelle) - добровольный творческий союз ученых и практиков Франции. "Французская группа нового образования" (ЖФЭН) возникла в 20-х годах ХХ века. У истоков этого движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др; в последние годы объединение возглавляли Анри Бассис и Одет Бассис. Деятельность творческих мастерских осуществляется в свободное от основной учебы время и направлена на создание условий для личностного развития обучающихся, творческого самовыражения, самообразования. В основе организации лежат принципы гуманизма(признание ценности ребенка как личности, уважение его достоинства); демократизма (учет мнения ребенка при выборе направления деятельности); дифференциации и индивидуализации(выстраивание индивидуальной траектории развития в зависимости от интересов, склонностей и способностей ребенка); увлекательности и творчества(приоритетность развития творческих способностей ребенка); системности(преемственность знаний, полученных ребенком в процессе образования); сотрудничества (признание ценности совместной деятельности детей и взрослых); учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка при включении его в различные виды деятельности и др. По определению И.А. Мухиной мастерская «это такая форма обучения детей и взрослых, которая дает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого участника и осознание закономерностей этой деятельности". «Педагог, ведущий мастерскую, выполняет больше роль советника, который помогает организовать творческую работу, вовремя осмыслить - наблюдается ли прогресс в освоении способов деятельности». Принципы и правила ведения мастерской: 1.Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя. 2. Право каждого участника на ошибку. 3. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской. 4. Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы: право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя); право не участвовать на этапе предъявления результата. 5.Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества (диалоги участников мастерской; диалоги отдельных групп; диалог с самим собой; диалог с научным или художественным авторитетом. 6. Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. 7. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера-руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. В исследовании О.В. Солнцевой и Е.В. Кореневой-Леонтьевой говорится, что в процессе взаимодействия педагога с детьми в творческой мастерской используются активные методы: ситуации творчества, проблемное обсуждение с использованием компьютерной презентации; экспериментирование; ассоциативный метод; рассказывание дидактической сказки или истории; метод наглядных ассоциаций и др. Проектные технологии прочно вошли в практику работы школьных библиотек. В современных информационных условиях проектное обучение ведёт к перестройке познавательной сферы личности, а выполнение проекта, в свою очередь, развивает разнообразные познавательные процессы, такие как критическое, творческое мышление и т.д., формирует интеллект ребёнка». Выполнение проектов с использованием компьютерных технологий - мультимедиа, технологии создания слайд-фильмов - носит коллективный характер и формирует информационно - коммуникационные компетенции учащихся. Школьники объединяются в творческие группы и решают сообща круг задач, определенных проектом. Основные требования к проекту: наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической; планирование действий по разрешению проблемы (определение вида продукта и формы презентации); пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных; исследовательская работа обучающихся; выход проекта (продукт). Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Можно сказать, что "Проект - это "пять П": Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация". Виды презентационных проектов могут быть самыми разными, например, воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа), деловая игра, демонстрация видеофильма - продукта, выполненного на основе информационных технологий; диалог исторических или литературных персонажей; защита на Ученом Совете; игра с залом; иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций; инсценировка реального или вымышленного исторического события; научная конференция; отчет исследовательской экспедиции; пресс-конференция; путешествие, реклама; ролевая игра, соревнования, спектакль, спортивная игра, телепередача, экскурсия и т.д. Проектная деятельность тесным образом связана с поисковой, исследовательской технологией. Цель ее - стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого результата или объекта. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. В основе исследований лежат развитие познавательных умений и навыков учащихся; умение ориентироваться в информационном пространстве; умение самостоятельно конструировать свои знания; умение интегрировать знания из различных областей наук; умение критически мыслить. Основными этапами исследования являются: выбор темы; постановка цели и задач; гипотеза исследования; организация исследования; подготовка к защите и защита работы. Цели школьного исследования должны быть: диагностируемые, конкретные, понятные, осознанные, описывающие желаемый результат, реальные (достижимые, конкретные, т.е. контролируемые), побудительные (побуждать к действию), точные, с прогнозированием образовательного результата. Разработка гипотез в исследованиях представляет собой достаточно сложный процесс. Выдвижение гипотезы требует не только теоретических знаний, воображения, творческой фантазии, но и научной ответственности. При выдвижении гипотезы следует помнить о том, что она должна иметь преемственность с имеющимися знаниями по теме изучения, содержать понятия и факты, непротиворечащие известным научным фактам, быть логически связанной с целью и задачами исследования и обеспечить возможность проверки и подтверждения фактами гипотезы исследования Организация исследования обучающегося должна включает в себя определенные этапы: Подумать самостоятельно (Что я об этом знаю? Какие мысли я могу высказать про это? Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?). Просмотреть книги и издания периодической печати по теме (записать важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов). Спросить у других людей (записать интересную информацию, полученную от других людей). Просмотреть телематериалы (записать, то необычное, что узнал из фильмов). Использовать Интернет (записать то новое, что узнал с помощью компьютера). Понаблюдать (записать интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделать фотографии). Провести эксперимент (Записать план и результаты эксперимента). Подготовка к защите исследовательской работы учащегося включает следующие этапы:
- Выделить из текста основные понятия и дать им определения: разъяснение посредством примера, описание, характеристика, сравнение, различие.
- Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
- Выявить обозначить все замеченные парадоксы.
- Расставить по важности основные идеи.
- Предложить сравнения и метафоры.
- Сделать выводы и умозаключения.
- Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
- Подготовить текст доклада.
- Подготовить средства наглядного представления доклада.
-
Бианки В. В. Лесные домишки/Виталий Валентинович Бианки; художн. Чарушин Н. Е.- М.: Акварель, 2013.(Бабушкины книжки).
-
Паустовский К. Заячьи лапы: рассказы и сказки/Константин Георгиевич Паустовский.- М.: Детская литература, 1987-126с.(Школьная библиотека. Для начальной школы)- С.104-115
-
Скребицкий Г. Крылатые соседи: рассказы/Г. Скребицкий; рис. А. Келейникова.-М.: Детская литература, 1977.-32с., илл.(Школьная библиотека. «Читаем сами»)
-
Сладков Н. Лесные тайнички: рассказы/Николай Иванович Сладков; художн. Н. Доронин.- М.: Астрель, АСТ, Владимир ВКТ, 2010.-35ос
-
Снегирёв Г. Бобровая хатка/Геннадий Снегирёв; художн. Н. Устинов.-М.: Астрель, АСТ, 2005-172с(Любимое чтение)
-
Соколов-Микитов И. С. Русский лес/Соколов-Микитов Иван Сергеевич; художн. Виктор Васильевич Бастрыкин.- М.: ОЛИСС, Эксмо, 2010-136с., илл.-С.54-61